Конспект урока русского языка Правописание слов с мягким знаком на конце (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка Правописание слов с мягким знаком на конце(2 класс)Конспект урока русского языка Правописание слов с мягким знаком на конце(2 класс)Конспект урока русского языка Правописание слов с мягким знаком на конце(2 класс)Конспект урока русского языка Правописание слов с мягким знаком на конце(2 класс)Михалевская средняя общеобразовательная школа



ШМО учителей начальных классов



«Мягкий знак. Правописание слов с мягким

знаком в середине и на конце слова»



Урок объяснения нового материала

во 2-а классе

УчительУмбетова Н.Н.



09.12.2014Тема: «Мягкий знак. Правописание слов с мягким знаком в середине и

на конце слова»

Класс: 2-а


Тип урока: урок изучения нового материала в форме урока-путешествия в зимнюю сказку.
Технология: ИКТ, игровая, проблемно- развивающее обучение, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающая технология, элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: Развитие умения обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слова с помощью мягкого знака. Задачи:

  1. образовательные: уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков, о роли мягкого знака в словах; формирование навыка написания слов с мягким знаком на конце и в середине слова;
  2. развивающие: развитие умения обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слова с помощью мягкого знака; развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы; развитие навыков работы в частично-поисковой познавательной деятельности; развитие устной и письменной речи обучающихся; развитие орфографической зоркости;
  3. воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, воспитание интереса к изучению данного предмета, любви к родному языку, природе; воспитание способности к напряжённому умственному труду.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска hitachi fx-77, презентация, магнитная доска, карточки-раскладушки для объяснения и закрепления нового материала, снежинки с текстом упражнения, красочные мягкие знаки для записи слов на них, снеговики для физминутки, опорные таблицы о роли мягкого знака в словах, картинка-солнышко, выставка рисунков о зиме учащихся, принявших участие в международном конкурсе детского творчества «Краски», солнышко.





Ход урока

I. Организационный момент

-Сядьте тихо, неслышно, и начнём наш урок.

-Какое время года наступило в природе?

-Назовите характерные признаки зимы. (мороз, снег, ветер)

-Я знаю, все вы любите зиму, а 10 ребят из нашего класса приняли участие в международном конкурсе творчества «Краски», нарисовав рисунки о зиме. Серёжа Зимин отправил ещё и сказку о снеговике, которую сочинил с мамой.

Молодцы!

-Не смогла и я остаться равнодушной к красоте родной зимней природы и сфотографировалась в сказочном лесу. (слайд-фото о лесе)

-Я приглашаю всех совершить на уроке русского языка путешествие в зимнюю сказку.

II. Минута чистописания

-Чтобы не увязнуть в сугробах, протопчем дорожку из буквы….Как вы думаете, из какой, если разговор идёт о зиме? (из буквы «з»)

ззззз зизезюзязё

зима замёрз мороз узор -Прочитайте слова. Какие орфограммы в них встретились? Запишите их без ошибок.

-Составьте «зимние» предложения, пользуясь данными словами.

-Слово «зимние» я употребила в прямом или переносном значении? (в переносном)

-Запишем предложение: Мороз нарисовал на стекле сказочный узор.

III. Актуализация знаний

-Подчеркнём в словах предложения буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. На доске эту работу выполнит Алина.

-С помощью чего обозначена мягкость согласных?(с помощью гласных И, Ё)

-Какие ещё гласные выполняют такую же роль в словах? (Е.Ю,Я)

IV. Создание проблемной ситуации

-Посмотрите на эту запись (слайд со словами)

-Можно ли утверждать, что здесь записаны слова? (нет, в них нет смысла)

-Запишите их так же в два столбика.

лос пен

сол гус

-Как произносятся согласные на конце?

-Попробуем смягчить их с помощью гласных Я,Ю,Е,Ё,И, но чтобы они по-прежнему оканчивались на согласный звук. Не получается?

-У нас проблема, а значит, будем её решать. Вы готовы?

Физминутка под песню «Раз морозною зимой»

V. Работа по теме урока

а) Решение проблемы

-Ребята, у нас недалеко от Егорьевска есть предприятие «Кроношпан», на котором делают строительные материалы, окна и многое другое. Недавно туда завезли оленят (слайд Оленята)

-Поможем одному из них (слайд с текстом)

На урок пришёл олен

Стал читат он слово «тен»

Да не смог понят никак:

Что-то здесь, друзья, не так!

-Что же здесь не так? (на слайде в словах проявляется Ь)

-Какую же роль выполняет мягкий знак?

(прикрепляю карточку: Ь указывает на мягкость предшествующего согласного звука)

-Вернёмся к записи в тетрадях и смягчим согласные звуки с помощью мягкого знака (лос - сол)

б) Наблюдение над ролью мягкого знака в словах

-Запишем пары слов по этим карточкам-раскладушкам: угол - уголь, мел - мель, жар - жарь, ел - ель.

-Что произошло со словом, когда к нему добавили мягкий знак? (изменилось лексическое значение слова)

(прикрепляю карточку: Ь может изменить лексическое значение слова)

-Скажите, сколько букв и звуков в каждой паре слов?

(прикрепляю карточку: в словах с Ь звуков может быть меньше, чем букв)

-Итак, какова же роль мягкого знака на конце слов? (читаем по опорным таблицам)


-А какой звук обозначает сам мягкий знак?

-Прочитаем вывод на с.124 учебника.

в) Самостоятельная работа учащихся за ролью мягкого знака в середине слова (поисково-исследовательская деятельность в парах)

-Рассмотрите таблицы в у.203. Работаем в парах: понаблюдайте, порассуж -дайте и сделайте вывод, изменилась ли роль мягкого знака, когда он с конца слова перебрался в середину?

-Итак, к какому выводу вы пришли?

-(работа по карточкам-раскладушкам):

-Запишите слова по карточкам, где надо, вставляйте мягкий знак:

деньки, коньки, сосульки, бельки.

-Прочитайте, в каких словах написали мягкий знак. Зачем? У кого не так?

(уголки-угольки, белки-бельки)

-Кто такие бельки? (детёныши тюленей)

-Посмотрите на них на иллюстрации на с. 127.

-Скажите, а какие звуки обозначают буквы, между которыми пишется Ь? (согласные звуки)

-Читаем вывод на с. 125 учебника.

-Что значит, что буква Ь - орфограмма?

Физминутка под песню Газманова «Белый снег»

VI. Закрепление знаний о правописании слов с мягким знаком

-Прочитайте внимательно про себя текст упр. 205.

-Прочитаем его выразительно.

-Сколько букв надо вставить в каждом слове? (две)

-Какую обязательно букву напишите в каждом из этих слов? (Ь)

-Возьмите снежинку, на которой напечатан этот текст, и вставьте в слова пропущенные буквы. Кому потребуется помощь - поднимите руку, и я помогу.

VII. Домашнее задание

-Прочитаем о бельках рассказ в у.208

-Что вы узнали о бельке?

-Прочитайте только описание белька.

-Это задание дано в 3 вопросе к тексту. Его вы и выполните дома. Записываем задание в дневник (слайд у. 208, 3-ий вопрос; чит. с.124-125)

VIII. Рефлексия

(на слайде) Я узнал…

Я понял….

IХ. Итог урока

-Так что же это за буква, у которой (слайд):

1.Нет собственного звука.

2.Но может влиять на предшествующий звук.

3.Может изменить лексическое значение слова.

4.Не может стоять в начале слова, так как не имеет заглавной буквы.

(на слайде появляется большой Ь)

-На уроке многие из вас были активны, поэтому «5» получают…,

«4»…

-Всем вам я дарю вот это солнышко (прикрепляю на доске) и дарю Ь: напишите на нём как можно больше слов, в которых ему найдётся местечко.

-Спасибо всем за урок!







© 2010-2022