Учебно-методическая тема проекта «Лента времени России»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
УМК «Гармония» уч. Окружающий мир 4 класс, автор О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Тема урока: «Лента времени России» - обобщающий урок Цели урока:
  1. Формировать целостное представление о прошлом и настоящем нашей Родины.
  2. Развивать универсальные учебные действия.
  3. Воспитывать в детях патриотические чувства.
Задачи:
  1. Продолжить формирование целостного представления о трудовом и славном пути нашей Родины.
  2. Воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за свою Родину.
  3. Уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, её современной жизни;
Оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, видеоматериал, эмблема урока (иллюстрация); раздаточный материал: индивидуальные таблицы, карточка самооценки, карта Ростовской области, презентация «Достопримечательности Ростовской области», учебник, дополнительная литература (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, подборка литературы по теме урока, вырезки из газет), презентация «Моя Россия». Методические приемы:
  1. Проблемная задача
  2. Рефлексия учебной деятельности и психологического состояния каждого ребенка.
  3. Сочетание индивидуальной и групповой работы.
  4. Отслеживание своего понимания при работе с учебным материалом.
  5. Индивидуальное принятие и отслеживание информации.
  6. ИКТ - получение информации на основе дидактической схемы
  7. Работа с таблицей (обобщение).
Методы: проблемный, наглядный, практический, игровой, словесный, эвристическая беседа. Технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения, работа в малых группах, оценивания образовательных результатов. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная и дифференцированная, самостоятельная. Планируемые результаты: Регулятивные УУД:
  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, дополнительная литература, интернет, свой личный опыт).
Познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни.

Личностные УУД:

  • принимать нормы поведения в обществе, учиться правильно оценивать себя и свои поступки;

  • осознавать свою сопричастность к жизни в стране, потребность в изучении истории государства;

  • умение сопереживать, оказывать взаимопомощь.

Ход урока.

  1. Организационный момент (приветствие гостей и друг друга).
  2. Постановка проблемы.
На доске эмблема урока: в солнце изображение березы и парящего орла. - О чем, по-вашему, может говорить эта эмблема? (Высказывания детей). Да, береза - это символ России. Орел - символ национальной гордости. Найдите в толковом словаре Ожегова, пояснение слова - гордость (национальная гордость - чувство национального достоинства, самоуважение) - Солнце дарит тепло, свет, жизнь. Как солнечные лучи достигают любой точки земного шара, так и слава о нашей стране распространяется по всему свету. Наша задача -вспомнить, чем и кем может гордиться Россия, и тогда эмблема урока засияет ярче, а на сердце у каждого из нас станет светлее. Дети выбирают в каждой команде своего представителя для выполнения задания.
  1. Работа с учебником.
На предыдущих уроках вы знакомились с историей нашей страны. Составляли ленту времени, знакомились с важными событиями, выдающими открытиями и знаменитыми людьми. Сегодня мы подводим итог нашей работы. - Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Герострат поджег красивый храм Артемиды в городе Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек, хочет он этого или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории. А теперь улыбнулись друг другу и мысленно пожелали успехов и себе, и своим товарищам

Методические рекомендации по использованию медиаресурса

"Лента времени"

2 слайд предназначен для актуализации знаний - детям предлагается решение кроссворда.

По первому щелчку появляется стрелка - указатель строки и задание, по второму щелчку они исчезают, и появляется ответ. Начиная со второго вопроса, задание появляется одновременно с предыдущим ответом. Аналогично все слова.

Задания и ответы к кроссворду:

  1. Русская народная историческая песня-сказание о героях. (былина)

  2. Учреждение для хранения старых, старинных документов. (архив)

  3. Наука, название которой переводится с греческого как "рассказ о прошедшем". (история)

  4. Запись исторических событий по годам - вид древнерусской литературы. (летопись)

После открытия всех слов по щелчку выделяется по вертикали слово "нить".

Выслушиваются предположения детей о связи этого слова с темой урока.

3 - 4слайды - знакомство с выражениями "нить жизни", "нить времени".

5 слайд - ввод понятия "Лента времени".

Детям предлагается расположить объекты в порядке их появления на Земле (можно сделать это в ходе беседы или предложить самостоятельную работу с карточками, списком). Проверка - на слайде объекты с помощью макросов располагаются в верной последовательности.

6 слайд - ввод понятий "до нашей эры" и "наша эра". Триггеры - Понятия появляются на слайде по щелчку. После появления каждого понятия по щелчку проявляется соответствующая надпись на схеме ленты времени. Это даёт возможность детям самим указать нужный временной отрезок на схеме, а затем проверить себя.

7 слайд - работа с единицами времени "век", "столетие", "тысячелетие".

По щелчку появляются тексты об обозначении лет арабскими цифрами, а веков - римскими.

Дети по учебнику вспоминают соответствие арабской и римской нумерации.

8 слайд - на фигурах записаны арабские и римские числа. Детям предлагается сформулировать задание к слайду. По щелчку появляется и исчезает задание "Соотнеси года и века".

Далее по первому щелчку одна из дат кратковременно расширяется и детям предлагается вспомнить историческое событие, произошедшее в данном году. По второму щелчку появляется соответствующая событию картинка - дети могут проверить себя или получить новую информацию.

Задание - назвать век происходящего события. С помощью макросов фигуры с римскими числами перемещается под соответствующий год.

1961 - первый полёт человека в космос - XX век

1147 - первое упоминание о Москве в летописи - XII век

988 - крещение Руси князем Владимиром - X век

1799 - год рождения А.С.Пушкина - XVIII век
В тексте учебника (с. 122-123) найдите, чем и кем могут гордиться россияне.
Ученик читает текст учебника вслух. На столе у каждой группы лежат лучи с обобщением прочитанного материала, которые крепятся к доске. 1 луч - Наша Родина - самая большая в мире. 2 луч - Единство и дружба народов России. 3 луч - Произведения художников, музыкантов 4 луч - Архитектурные памятники 5 луч - Достижения в науке и технике, в освоении космоса 6 луч - Знаменитые путешественники и исследователи. Лучи прикрепляются к изображению солнца. - Когда вы вырастите, обязательно сделаете все, чтобы преумножить славу России. Как это можно сделать? (высказывания детей). Не так важно, кем вы станете, - главное, чтобы каждый выполнял свою работу честно, с достоинством, гордо несли имя «россияне». - Российская Федерация, Россия - наша великая Родина. А. Матросов, Ю. Гагарин. А. Пушкин, и.т.д.

Учебно-методическая тема проекта «Лента времени России»Учебно-методическая тема проекта «Лента времени России»Учебно-методическая тема проекта «Лента времени России»

Все эти люди жили в разное время, что же их объединило?

(Выслушиваю версии, подвожу к понятию «прославили»)

-Это известные люди;

-Они прославили страну;

-Ими гордится Россия Я предлагаю вам, попутешествовать в прошлое. Каждая группа получит название события из истории России. Вообразите себя его участниками. Подготовьте рассказ о том, что «довелось увидеть и испытать» в этом отрезке времени.-

14 век «1380 год 8сентября»;

15 век

16 век-Иван Грозный

17 век- 1612 год освобождение от поляков

18 век Каким был первый император России»

19 век «лето 1812год

20 век 1941год -битва за Москву - Работа по группам - обобщения самых важных исторических событий своего века, яркие исторические деятели, важные и нужные открытия. А какое место мы можем назвать малой родиной? Где мы живем? ( Иркутская обл). Посмотрите на доску, перед вами карта Иркутской области. Давайте вспомним, какие памятные места есть у нас.

  1. Поисковая деятельность. Работа в группе.
- А знаете ли вы имена людей, прославивших наш край? (высказывания детей). История сохранила немало имен наших земляков. Ермак Могучий - донской казак, прославившийся в период присоединения Сибири к русскому государству. Степан Разин - предводитель крестьянского восстания. А знаете ли вы этих людей? Дети рассматривают фотографии М.Шолохова, В.Корзуна, М. Чиха. - Я предлагаю вам найти информацию об этих людях по плану:
  1. Кто это?
  2. Где родился?
  3. Чем знаменит?
  4. Установлен ли ему памятник? Есть ли музей его имени?
- Где можно ее найти? (в библиотеке, интернете, в музее, спросить у знающих людей). В классе приготовлена настольная библиотека, первоисточники из музея Космонавтики, работает интернет. Дети распределяют обязанности в группе. Осуществляют поиск информации. Учитель помогает работе групп.
  1. Представление результатов работы групп.
  2. Рефлексия и самооценка обучающихся.
- На каждом лучике своего солнца поставьте знак: 1 луч - как я работал, 2 - мои впечатления от урока, 3 - как я общался, 4 - меня заинтересовала эта тема, 5 - самооценка (работал очень хорошо - 5 баллов ; не в полную силу - 4 балла; я должен больше стараться - 3 балла). - Подарите свое солнышко той группе, работа которой вам больше всего понравилась. Подсчет количества солнышек. Команда, набравшая большее количество, награждается призом зрительских симпатий (аплодисментами).
























Обобщающий урок

«Лента времени России»

в 4а классе

учитель:Гребенюк Ю.А.

2014 г.

Учебно-методическая тема проекта «Лента времени России»


© 2010-2022