Способы активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Способы активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся. Процесс обучения математике представляет большие возможности для формирования активного мышления учащихся. Для этого необходимо учитывать особенности изучаемых понятий, возможности их реализации с целью активизации творческого мышления школьников. Важнейшим условием продуктивности памяти, опорой запоминания, является умственная активность человека, его мыслительная деятельность, заключающаяся в понимании воспринимаемой информации, т.е. в установлении связей (пространственных, временных, причинно-следственных, логических) тех предметов, явлений, о которых сообщается. Необходимым условием полноценного усвоения математических знаний является опора на активную мыслительную деятельность учащихся, направленную на переработку усваиваемого материала. С этой целью в психологии и педагогике разработан ряд приемов активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения знаний. Они весьма разнообразны и затрагивают разные стороны организации деятельности учеников на уроке. Комплексное и всестороннее использование этих приемов, как это делают лучшие учителя, создает условия для наиболее эффективного, сознательного усвоения знаний и их прочного запоминания. В целях активизации мыслительных процессов учащихся при усвоении ими математических знаний весьма эффективно использование приема сравнения, который повышает активность мысли учащихся, качество их знаний. Изучаемый материал при этом глубоко осознается, прочно запечатлевается в памяти. Сравнение является не только основным условием продуктивности мыслительных процессов, но и условием осуществления полноценных аналитических и синтетических умственных операций. Оно представляет собой умственную деятельность, в процессе которой происходит выделение отдельных признаков, нахождение общих и различных черт, свойственных различным вещам и явлениям, и на основе этого их обобщение, подведение под понятие, т.е. сравнение выступает как обязательное условие всякой абстракции и всякого обобщения. Умственная операция сравнения, позволяющая устанавливать признаки сходства и различия между предметами, явлениями, процессами, законами, глубоко влияет на мыслительную деятельность учащихся, на развитие их познавательных способностей. Учащиеся, не осознающие этой мыслительной операции, допускают много ошибок, приводят недостаточное число признаков сходства и различия сравниваемых объектов, не умеют выделять существенные признаки объектов, относят к существенным несущественные признаки или другие свойства объектов, перечисляют признаки, не сравнивая их друг с другом. В этих случаях нарушается последовательность в выявлении сходства и различия, бессистемно подвергаются сравнению те или иные признаки без всякой связи друг с другом. Нередко вместо признаков сходства и различия даются определения понятий, указываются признаки, не имеющие самостоятельного значения, вытекающие из других. Учащиеся не всегда могут обобщать материал, выбирать основания для сравнения, а сравнивают, исходя из выделенных признаков объектов. Когда учитель пользуется приемом сравнения, он должен стремиться к тому, чтобы сделать сравнение максимально трудным. Если учащимся предлагается найти сходство, то хорошо подобрать такие предметы и явления, которые были бы максимально различными. Если же нужно найти различия, то следует подбирать, насколько это возможно, максимально сходные объекты и явления. Это обеспечит более глубокое и прочное запоминание сравниваемого материала, чем решение более легких задач. Для эффективного усвоения и запоминания материала в школьной практике широко используется такой прием активизации познавательной деятельности учащихся, как наглядность и иллюстративность. Однако сама по себе наглядность еще не обусловливает высокого уровня усвоения. Для этого необходима тесная взаимосвязь процессов восприятия с процессами мышления. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы организовать активное восприятие учениками демонстрируемых предметов и явлений. Значительную роль при этом играют вопросы, задания, словесные пояснения учителя. Активность учащихся, вызываемая предметами и словесными раздражителями, должна сочетаться с активностью логической, дополненной постановкой вопросов и заданий, требующих выделения главного и второстепенного, установления причинно-следственных связей и т.д. Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Деятельность по осмыслению усваиваемого материала способствует его прочному запоминанию. Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет проблемная ситуация, т. е. ситуация, когда ученик не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний. В этом случае возникает познавательная потребность, создающая внутренние условия для усвоения нового материала. На общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы с необходимостью вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т.д. К этому ведет такое изложение материала, когда учитель лишь сообщает фактический материал, описывает явления с тем, чтобы учащиеся сами нашли его сущность (причины, закономерные связи, значения), сделали необходимые выводы, опираясь на уже имеющиеся у них знания, жизненный опыт, применили их к решению поставленных вопросов и задач. Опытными учителями высоко оценивается психолого-педагогическое значение такого приема активизации мыслительной деятельности, как постановка перед учащимися цели урока. Этот прием имеет не только общее активизирующее значение. Основной его смысл в том, что, зная цель урока, ученики мысленно постоянно соотносят с ней сообщаемые учителем положения, примеры, выводы. Процесс такого соотнесения, анализа получаемых сведений способствует формированию у учащихся полноценной системы знаний, являющейся важным условием эффективного запоминания материала. Аналогичен психологический смысл приема связывания изучаемого материала с жизненным опытом учащихся, с окружающей действительностью, теории с практикой и практики с теорией. Изучаемый материал, таким образом, включается в систему уже имеющихся у учащихся знаний, делая их при этом еще более расчленными и упорядоченными. Психологически эффективно использование приема активизации мыслительной деятельности, основанного на разработке и применении опорных схем и опорных сигналов. С их помощью выявляется основное содержание усваиваемого материала. Опорные схемы, выполненные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, организуют внимание детей к объяснению учителя, повышают интерес к учению. С помощью этих приемов учебный материал, с одной стороны, расчленяется, а с другой - объединяется в большие блоки, помогающие целостному его восприятию, обработке в системе. При этом знания прочно откладываются в долговременной памяти. В настоящее время в психолого - педагогической литературе выявлена эффективность укрупненных структур знаний учащихся. Идут поиски способов укрупнения единиц усвоения учебной информации, когда каждая единица выступает как внутренне расчлененное, но единое целое. Mетодическая система укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике предложена Эрдниевым П.М.. Автор рекомендуют изучение в единой системе взаимосвязанных, но противоположных операций, таких, как сложение и вычитание, умножение и деление, составление обратных задач, интегрирование и дифференцирование, одновременное усвоение доказательства прямых и обратных теорем, деформированные упражнения и т.п. По их данным, это не только активизирует познавательную деятельность школьников, но и обеспечивает ускоренное усвоение учебного материала. Укрупненная дидактическая единица представляет «клеточку» учебного процесса, состоящую из логически различных элементов, обладающих информационной и структурной общностью, благодаря чему знания приобретают свойства устойчивости к сохранению в памяти и действенности (быстрого проявления) в многообразной учебной деятельности. Одним их способов активизации мышления учащихся начальных классов является моделирование. Полноценное обучение математике невозможно без понимания детьми происхождения и значимости математических понятий, роли математики в жизни общества и в системе наук. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение и исследование вспомогательной модели, отражающей лишь какую-то сторону реальности и потому более простую, чем сама реальность. Математическая модель - это описание, какого либо процесса на математическом языке. В начальном курсе математики большое внимание уделяется решению задач. Любую задачу можно рассматривать, как словесную модель некоторой практической ситуации с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента или установить наличие отношения между компонентами этой ситуации. Наибольшую трудность для учащихся в решении задачи представляет перевод текста с естественного языка на математический, т.е. запись решения. Для облечения поиска решения задачи детей необходимо учить пользоваться вспомогательными моделями: предметами, схемами, таблицами, рисунками. Для установления отношений между величинами, данными и искомыми в задаче, удобно использование в качестве модели линейных схем, которые являются одновременно краткой записью задачи. Еще до знакомства с задачей учащихся нужно учить устанавливать соответствие между предметными, текстовыми, схематическими и символическими моделями, которые они смогут использовать для интерпретации текста задачи. Тогда процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой: от словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к вспомогательной, от нее - к математической. Такие модели в сочетании с заданиями на сравнение, выбор, преобразование, конструирование способствуют формированию умения решать задачи. Одним из условий активизации мыслительной деятельности младшего школьника является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Рассмотренные приемы активизации мыслительной деятельности имеют много общего, и в основе их эффективности лежат одни и те же причины. Все приемы возбуждают познавательную потребность учащихся и стимулируют их к глубокой обработке ранее усвоенных и новых сведений, что обязательно требует вовлечения в работу многих элементов уже имеющихся знаний, хранящихся в долговременной памяти. Вместе с тем познавательная потребность и аналитико-синтетическая деятельность ведут к включению активирующих систем мозга, а решение познавательной проблемы и ответ на нешаблонный вопрос - к включению систем подкрепления. Все это и обеспечивает эффективное и прочное усвоение материала. Применение этих приемов требует от учителя высокой квалификации и постоянного внимания к оценке результатов мыслительной деятельности учащихся. Поскольку у учащихся младших классов не сформировались системы оценки правильности решения задач и ответов на вопросы, оценкам и коррективам учителя здесь принадлежит ведущая роль.


Список использованной литературы.

  1. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
  2. Замов Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960.
  3. Поспелов Н.Н. Пути обучения учащихся операции сравнения // Сов. педагогика. 1979. № 3, С.13
  4. Семенов Е.Е., Кретинин О.С. Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения математике.-М.:Просвещение, 1981. - 178 с.
  5. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. - 346 с.
  6. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И.Шамова. - М.: Педагогика, 1982.
  7. Шварц Л.А. Роль сопоставлений при усвоении сходного материала // Известия АПН РСФСР. 1947. Вып. 12.
  8. Эрдниев П.М. Преподавание математики в школе (из опыта обучения методам укрупненных упражнений). М., 1978.
  9. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе. М., 1988.



















10


© 2010-2022