• Преподавателю
  • Начальные классы
  • "Тема. Тема и заголовок текста. Основная мысль текста. Цель: закрепить умения отличать текст от набора предложений; учить определять тему и основную мысль текста; знакомить с заголовком, отражающим тему и основную мысль текста; развивать умение работат"

"Тема. Тема и заголовок текста. Основная мысль текста. Цель: закрепить умения отличать текст от набора предложений; учить определять тему и основную мысль текста; знакомить с заголовком, отражающим тему и основную мысль текста; развивать умение работат"

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Тема и заголовок текста. Основная мысль текста.
Цель: закрепить умения отличать текст от набора предложений;
учить определять тему и основную мысль текста;
знакомить с заголовком, отражающим тему и основную мысль текста;
развивать умение работать в парах и группах;
совершенствовать выразительность речи учащихся
Оборудование: карточки с текстом для работы в парах, карточки с заданиями.

Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня солнечный весенний день.
- И на душе у меня легко и спокойно.
- Со мной мои друзья.
- Меня ждет интересный урок.
.2.Минутка чистописания
- Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 19, 20) .Вспомните алфавит, чтобы правильно выполнить задание.
И запишите в тетрадь.
ТЕКСТ- сделайте фонетический разбор слова.
Фронтальная проверка.
3. Постановка задачи урока.
Что же такое текст? (высказывания детей)
Разберём на примере.
- Прочитайте две записи, определите, где текст, а где просто набор предложений? Докажите.

Оса - это насекомое.
Мальчик увидел бабочку.
Художник нарисовал птицу.

Текст
Оса - это насекомое.
У осы шесть лапок.
Ещё у осы есть жало.

Вывод: верно во второй записи все предложения об одном, иначе говоря - на одну тему. А в первой записи - первое предложение о чём?.. Второе? … Третье?... Получается так, что отдельные предложения как-то связаны друг с другом, а текста не получилось, непонятно о чём он. К какой записи можно нарисовать один рисунок, отражающий её содержание, а к какой нет?
- Текст всегда о чём-то или о ком-то рассказывает. О ком или о чём рассказывает наш текст?
Что в тексте было непонятным, и вы хотите задать вопросы?
. Мы прочитали текст и определили его тему.
А я скажу, что могу определить тему многих текстов не читая, буквально только взглянув на них. Кто догадался, как я это делаю?
- Конечно, нередко достаточно прочесть только заголовок.
-Давайте подберём заголовок к нашему тексту.
4. Работа в группах.
Работа с карточками.
-Прочитайте текст и озаглавьте
Посмотри на небо. Оно голубое, с белыми облаками.
А какая наша планета? Посмотрим из Космоса.
Первые снимки земли из Космоса сделал космонавт Герман Титов.
Все были поражены красотой нашей планеты.
Она похожа на бело- голубой шарик.
-О чем говорится в данном тексте ?
Контрольное списывание данного текста с заголовком. Разбор первого, пятого и последнего предложений по членам предложения. ( главные и второстепенные члены предложения)
5. Беседа
Заголовок- это как бы «Вывеска» текста, по которой можно узнать о содержании текста, которая помогает «войти» в текст, так же, как вы входите, например, в магазин, взглянув на его вывеску. Сейчас я буду называть заголовки разных стихотворений, а вы по ним - определяйте, о чем или о ком сам текст. «Про один лопух»?.. «Гололедица»?.. «Трудолюбивая старушка»?.. «Драка»?.. «Лис и мышонок»?... «Песни бегемотов»?..
Вы все легко справились с этим заданием, сразу представили, о ком или о чем пойдет речь в стихотворении. Сейчас я назову заголовки посложнее, а в чем сложность, вы мне скажете сами. «Эх!»?.. «Золотое сердечко»?..
- Видите, не все вам было понятно в заголовке. Ведь заголовок только отражает тему, какую-то ее сторону, часть. Мы читаем заголовок и только предполагаем, о чем текст, а уточняем тему текста, когда прочитываем полностью. Когда строчка за строчкой прочитаем весь текст, тогда и узнаем, что «Золотое сердечко» - это название сказки Виталия Бианки про девочку Зою и кукушонка, а «Эх!» - стихотворение Андрея Усачева о жалобах рыбаков, судаков и червяков. Чем больше человек читает, тем быстрее и точнее он определяет по заголовку, о чем текст.
6. Работа в парах. ( по карточкам)
Прочитайте два стихотворения, определите тему этих стихов, посоветуйтесь друг с другом подберите заголовок и запишите их в тетрадь. Обоснуйте свой выбор.
Пройдет зима холодная, Под ногой трещит валежник.
Настанут дни весенние, Лес весну встречать готов.
Теплом растопит солнышко, Распускается подснежник-
Как воск снега пушистые. Самый первый из цветов.
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
7. Закрепление
- Сейчас я буду называть заголовки, а вы высказывайте свои предположения о теме текста.
« Фенька».(Л. Пантелеев рассказ о необычной девочке.), « Педагогическая поэма»
( Э..Успенский о воспитании ребенка)
-Теперь вы назовите заголовки каких-либо произведений, которые вы читали в литературном чтении или на внеклассном чтении. Мы выскажем свои предположения, а вы оцените их верность.
8. Рефлексия.
- Что такое текст?
- Что обозначает основная мысль текста?
- Почему при чтении текста так важно обращать внимание на заголовок?
9.Домашнее задание.
Составить текст по опорным словам, дать ему заголовок.( Дом. Задание в карточке)
10. Подведение итога.
- Можно ли наш урок назвать текстом? Когда? Какова будет тема? Основная мысль?
- Оцените свою работу на уроке. (красный, жёлтый зелёный)





Тема : Письменное умножение трехзначного числа на однозначное число. 13 апреля 2015 г.

Цель: обобщить знания и умения умножать трёхзначное число на однозначное число без перехода через разряд.

Задачи:

Образовательные:

способствовать формированию умения применять на практике теоретические знания, связанные с ними умения и навыки, необходимые для усвоения вычислительных приёмов умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное число, навыки решения задач.

Развивающие.

развитие и коррекция речи при составлении задач по краткой записи, через словарную работу;

коррекция и развитие словесно-логического мышления через постановку проблемных вопросов.

Воспитательные.

воспитывать нравственные качества путём организации взаимопомощи, обсуждения качеств, нужных на уроке.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: флипчарт.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

На занимательный новый урок
Дал старт заливистый звонок.
Вы готовы считать?
Быстро складывать и умножать.

- Какие качества и учебные навыки нам понадобятся на уроке?

Дети работают с карточками. - пртфель

Сообразительность

Смекалка

Лень (убираем)

Внимание

Шум (убираем)

Усидчивость

- Берём их с собой на урок?

II. Проверка домашнего задания

Внимание! Внимание!
Начинаем урок с проверки домашнего задания.

Домашнее задание:

Задача: На 2 грядки посадили по 214 кустов земляники, а на 3 грядки по 103 куста. Сколько кустов земляники посадили?

- О чём решали задачу? (Задача о кустах земляники.)
- Кто готов объяснить решение задачи?

- Я задачу решил в три действия:

1. Первым действием узнал, сколько кустов земляники посадили на две грядки: 214 к. х 2 = 428
2. Вторым действием узнал, сколько кустов земляники посадили на трёх грядках. Нужно 103 к. х 3 = 309 к.
3. Третьим действием отвечаем на основной вопрос задачи. Нужно 428 + 309 к. = 737 к.

Ответ задачи: 737 кустов земляники посадили.

- Кто согласен с ответом задачи?

Дети поднимают руки. Вы помните, что без устного счёта Не двинется с места никакая работа.

III. Устный счёт

Наш класс - ответ 5

Творческое Задание от Всезнамуса - вычисления имя космонавта Тохтара Аубакирова

А - 102*4=408

У -232*2=464

Б- 214*2=428

К-231*3=693

И -113*2=226

Р-222*4=888

О- 333*2=666

В- 211*4=844

408

464

428

408

693

226

888

666

844

А

у

б

а

к

и

р

о

в

Физминутка.

IV. Подготовка к повторению изученного материала

- А вот перед вами другое задание «Волшебные числа»

Прочитайте числа, которые записаны на доске.

Назовите самое маленькое число.

Назовите самое большое число.

Назовите число предыдущее 247.

Разложите его на разрядные слагаемые - сотни , десятки, единицы.

Назовите число, следующее за числом 249

Разложите число на разрядные слагаемые.

Что особенного вы заметили в предложенных числах?

Вывод: я согласна с вашими ответами. Молодцы!

- Сейчас нам с вами нужно найти одно слово, которое имеет прямое отношение к теме нашего урока.

Слово заветное знать не хотите?
Ключ в этих буквах -
Примеры решите.

- В этом задании вы должны проявить смекалку и сообразительность, т.е. те качества, которые в начале урока мы договорились взять с собой.
- Какое слово у вас получилось? (Получилось слово «умножение».)
- Чем мы будем заниматься на уроке? (Мы будем умножать.)
- Прочитайте хором тему нашего урока. Так значит чему мы будем с вами учиться? (Мы будем умножать трёхзначные числа, на однозначные числа.)
Работа в тетрадях

- Запишите в тетради число и тему урока.
- Откройте учебники стр. №2, 3 стр.241 - 2 уч-ся у доски

- У всех ли получились такие же ответы?

Решение задачи - творческая работа в группах- по краткой записи

- Подумайте и составьте задачу, начав словами:

За неделю наша школа расходует…

- О чём эта задача? (Эта задача об овощах: картофеле и моркови.)
- Что известно в задаче? (Известно, что картофеля расходуется 120 кг.)
- Что сказано про морковь? (Моркови расходуется в 2 раза больше, чем картофеля.)
- Каким действием узнаем, сколько израсходовали моркови? Какой вопрос можно добавить, чтобы задача решалась в несколько действий.
- Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? Решение задачи на доске и в тетрадях с комментариями.

резервное задание

Геометрическая задача. Найти площадь геометрических фигур.

VII. Домашнее задание.

- Дома вы должны решить № 7стр. 242.

Итог урока - Чему новому научились сегодня на уроке?

- Пригодились ли вам те качества и учебные навыки, которые мы взяли с собой на урок?(Да, пригодились.)
- Нужны ли эти качеств в нашей жизни? (Нужны.)
- Понравился вам урок? Чем?

Комментирование оценок.


© 2010-2022