Организация процессов социализации и воспитания обучающихся в условиях введения и реализации ФГОС в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Доклад на педсовете

« Организация процессов социализации и воспитания обучающихся в условиях введения и реализации ФГОС в начальной школе».

Подготовила учитель начальных классов

Семыкина Н.Г.

ХХI век… Каким ему быть - во многом зависит от образования.

За последние годы в обществе произошло немало перемен, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях.

В связи с внедрением ФГОС назрела необходимость создания новых направлений работы педагога. Основное назначение педагога здесь - социальная защита ребенка, помощь в организации его обучения, реабилитации и адаптации. Дети - особый народ. Дети живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьёзностью думать о своём будущем. Нам, педагогам, необходимо понимать детей - но, не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.

При работе с детьми по социализации поставила такую цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.

При поступлении ребенка в школу, вытекает задача : формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде, представлений о школьных правилах. В связи с этим были проведены классные часы: «Я - ученик», «Давайте познакомимся», «Права и обязанности школьников», «Как вести себя в школе», «Наш класс на перемене».

Для развития межличностного общения в группе: игра «Закончи предложение», час общения «Добрые слова о моей игрушке», групповое пение «Улыбка», «Дружба», танцы, физминутки - всегда все вместе

Для развития коммуникативных способностей: ролевые игры «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону»; речевые игры «Учимся благодарить», «Поздравление». Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом: был проведен классный час «Мы дружные ребята» .

Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых); разбор жизненных ситуаций « Я на улице», « Поведение в общественных местах» ( транспорте, музее, театре, в спортзале и др.)

Для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца: классный час «Мои хочу и мои надо»

Много интересных дел проводится для социализации обучающихся: праздники совместно с родителями « Здравствуй, школа», « Спасибо, Азбука тебе!» праздники православной тематики «Ты, прощай, прощай . наша Масленица!», « Рождественские колядки!», конкурсы рисунков и поделок на пасхальную тематику, экологическое мероприятие , посвященное Дню Земли « Земля - наш общий дом!» с приглашением работника экоцентра Сошниной В.П. Мы активные участники всех проводимых там мероприятий ( конкурсов рисунков, поделок, выступлении, совершаем экскурсии т.е. живем в тесном сотрудничестве.)

Педагог способствует организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.

Процесс социализации тесно связан с процессами развития личности и воспитания. Поскольку воспитание состоит в передаче нравственных обязанностей от одного поколения к другому, то именно мы (педагоги, родители) должны стать духовно тем, чем уже являемся физически - звеньями соединения между предками и потомками, теми звеньями, которые готовят молодое поколение к жизни в обществе.

Непременным условием получения положительных результатов в воспитательной работе является сотрудничество педагога с родителями и учащимися. С первых дней поступления ребёнка в школу мы, учителя начальных классов, находимся в тесном контакте с родителями (становимся одним целым). Именно в таком тесном контакте мы сможем помочь социализироваться ребёнку в новых условиях.

Нам доверяют самое дорогое и ценное - детей. И нам надо их мудро вводить в мир человеческий. Именно папы и мамы более всего заинтересованы в том, чтобы школа стала для ребят вторым домом, чтобы дети находились здесь в комфортных условиях, укрепляли свое здоровье, получали полноценное образование и воспитание.

Важна роль родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса и укрепления связей семьи и школы.

Родительская общественность в нашем классе решает очень важные задачи:

- создаёт в школе комфортные условия для развития каждого ребенка ;(силами родителей начальных классов в кабинетах сделаны евроремонты, поставлена дверь в каждом кабинете, приобретена мультимедийная установка ( проектор, экран, ноутбук собственный, в этом году родителями приобретена магнитная доска,)

- достигают нравственного и духовного единства между собой; (высокий процент посещаемости родительских собраний

- формируют отношения сотрудничества, уважения и доверия, (поздравление учащихся с днём рождения, а такие как Масленица, Рождество Христово и др. проводятся совместно с родителями.)

Именно родители лучше других знают интересы и потребности своих детей, их сильные и слабые стороны. Добиться положительных результатов в развитии детей родители и учителя могут только на основе тесного воспитательного взаимодействия, единства педагогических позиций. Это все оказывается не так просто.

Важным является то, что ребёнок не просто усваивает, но и преобразовывает социальный опыт в собственные ценности, установки, ориентации, т.е. проявляет не пассивность, а активность. Учитель должен делать максимум, что может в наше время, на пределе своих нравственных и интеллектуальны сил, совершенствуя себя и готовя детей к жизни в обществе. Дети, в свою очередь, с удовольствием знакомят нас, учителей, с традициями своей семьи. ( каждым обучающимся совместно с родителями подготовлен и оформлен проект по внеурочной деятельности « Моя семья», каждый обучающийся представил мини-проект (все о любой профессии ) и в целом получился проект« Азбука профессий» )

Очень любят рассказывать о членах своей семьи. Семьи, где растет один ребенок, сужают жизненное пространство для его социализации, не создают условий для проявления множества социальных ролей. В нашем классе 11 обучающихся, полных семей с двумя детьми- 5семей, с тремя- 2 семьи, а с одним ребенком 4 семьи. Среди неполных семей - две, Степанченко и Салогубовы. Родители разведены, у отцов - новые семьи, а мамы устраивают свою личную жизнь, а на детей не всегда хватает времени. Эти дети постоянно требуют к себе внимания и постоянного контроля.

А многие дети - это творческие личности (они пытаются писать стихи, рисовать, участвовать во многих общешкольных и районных мероприятиях, конкурсах ). Проблемы детей тесно связаны с распадом семей, так как именно с этого во многих семьях начинается деформация личности, разрушается атмосфера психологической поддержки ребенка. Неполные семьи не располагают необходимым минимумом условий для успешной социализации детей.

Процесс социализации происходит в любом обществе. И происходит не автоматически, а через субъективное восприятие человеком окружающего мира. Это очень длительный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека, начиная с момента его рождения.

На уроках окружающего мира, литературного чтения акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни - идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах - идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения детей к некоторым объектам природы.

Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы.

Уроки здоровья нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Как же сформировать это сознательное отношение?

  • Через обучение детей санитарным навыкам можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека. ( внеурочка 2 кл. « Здоровейка», 3кл. « Твое здоровье»

  • Через ознакомление с правилами дорожного движения - воспитание в них навыков безопасного поведения на улице. ( классные часы «Школа светофорных наук», « Правила дорожные помни всегда!», беседы- инструктажи « Мы пешеходы!»

Именно сейчас члены семьи, педагоги являются для ребенка примером осознанного подражания, и ребенок в 7-8 лет действия взрослых повторяет сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых действий.

Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста.

Мы учим ребенка осознавать эту радость - он овладевает рефлексией (осознанием) эмоций. Например, чистая кожа рук куда приятнее, чем грязные пальцы; чистая, красивая одежда - тоже приятно..

Разобрали, что значит заботиться о своем биологическом «Я» (дышать свежим воздухом, есть здоровую, свежую пищу, много двигаться, одеваться по погоде, беречь зрение и выполнять все рекомендации по лечению глаз) - вести здоровый образ жизни.

Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе.

Задача - чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

Это такие социальные качества:

Товарищество. Уважение к старшим. Доброта. Честность. Трудолюбие. Бережливость. Дисциплинированность, соблюдение порядка. Любознательность. Любовь к прекрасному. Стремление быть сильным, ловким.

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.

Эти же показатели выступают в качестве параметров, по которым можно судить о воспитанности учащихся.

Нравственным долгом и обязанностью каждого родителя является воспитание граждан-патриотов, умеющих жить в гармонии с самим собой и со всем окружающим миром.

Ребёнок должен видеть свою значимость, свои достижения и победы, понимать и преодолевать свои неудачи. Вместе с ним это должны видеть родители. Мы с 1 класса собираем портфолио достижений ученика. Каждый родитель может увидеть, как растёт его ребёнок, каких результатов добился.

Эти социальные качества развивались через различные формы работы:

  • В учебной деятельности - интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах.

  • Во внеурочной деятельности - подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений., проектов…

Таким образом, миссия школы в контексте социальной деятельности- дать обучающемуся представление об общественных ценностях .

Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:

  • Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

  • Научаться чувствовать и понимать других людей;

  • Произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;

  • Увидят ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.



МБОУ « Селиховская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на педсовете

на тему:

«« Организация процессов социализации и воспитания обучающихся в условиях введения и реализации ФГОС в начальной школе».

( из опыта работы)

Подготовила

учитель начальных классов Семыкина Н.Г.







© 2010-2022