- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер-класс. Урок обучения грамоте на тему Виды работ над звуком и буквой 1 класс
Мастер-класс. Урок обучения грамоте на тему Виды работ над звуком и буквой 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чугунова Л.Н. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Мастер - класс
подготовила и провела учитель начальных классов МАОУ СОШ №9 г. Тамбова Чугунова Любовь Николаевна Тема: Виды работы над звуком, буквой, словом, предложением на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС. Цель: сформировать представление по организации работы на уроках обучения грамоте в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом универсальных учебных действий и достижения планируемых результатов. Задачи:
- Познакомить с видами работы на уроке по введению нового звука, буквы;
- Сформировать представление о реализации личностно - ориентированного и деятельностного подхода на уроках обучения грамоте;
- Продемонстрировать различные форм организации работы на уроке;
- Познакомить с формируемыми УУД на различных этапах урока.
- Учебник Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец. Азбука. - Самара: Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
- презентация к уроку;
- карточки с деформированным текстом;
- лента букв для фронтальной и индивидуальной работы;
- карточки для самооценки работы на уроке;
- элемент букв для групповой работы.
- Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова /А.Г.Ванцян, Н.В.Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю.Плотникова, С.Г.Яковлева. - Самара: Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
- festival.1september.ru/
Вам есть чему научить, Вам есть чему учиться! Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества сменились две культурно - исторические эпохи: аграрная и индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы. Любая трудовая деятельность современного человека сводится к умению всесторонне работать с информацией. Это, в свою очередь, требует от человека гибкости и подвижности мышления, умения быстро и ответственно принимать оптимальное решение, а также высоких коммуникативных навыков, диалогичности, толерантности по отношению к чужой парадигме мышления. Поэтому, сегодня государственная политика во главу угла ставит развитие личности обучаемых, что абсолютно совпадает с целью обучения, сформулированной Л.В.Занковым: достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья. В Стандарте принципиально новыми являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (к личностным, метапредметным результатам образовательной деятельности), включающих освоение обучающимися универсальных учебных действий. Исходя из основной цели обучения, при организации учебного процесса в системе Л.В.Занкова у ребёнка одновременно формируются и совершенствуются все группы УУД. Это мы и рассмотрим в ходе проведения мастер - класса. Мы пронаблюдаем, что на уроке используются:
- индивидуальные, групповые, фронтальные способы решения поставленной учебной задачи;
- диалог - как основная форма проведения урока, что является и средством воспитания школьников, развития их речи, их коммуникативных способностей;
- учебник, как важнейшее средство, организующее процесс обучения и воспитания учащихся. Для ученика он является источником информации, средством её усвоения и самоконтроля. Для учителя это, прежде всего ориентир в руководстве учебным познанием школьников.
Содержание работы. Тема: Звуки [c], [c'], [т], [т'] и буквы С, с ,Т, т. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? Цель: сформировать представление о новых звуках и словах - признаках предметов. Задачи:
- познакомить учащихся с новыми звуками;
- учить выделять новые звуки в речи, находить их в словах, читать слова и предложения с новыми буквами;
- способствовать формированию навыков правильного чтения и письма;
- развивать речь устную и письменную, фонематический слух;
- формировать представление о словах, обозначающих признаки предметов, о согласовании слов по смыслу.
- Учебник Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец. Азбука. - Самара: Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
- презентация к уроку;
- карточки с деформированным текстом;
- лента букв для фронтальной и индивидуальной работы;
- карточки для самооценки работы на уроке;
- элемент букв для групповой работы.
Ход урока. I. Организационный момент. Содержит эмоциональный настрой на урок. - Улыбнитесь друг другу. Ваша улыбка располагает к приятному общению, настроит на радостную работу - вокруг нас так много интересного, стоит только оглядеться вокруг. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила:
- Не выкрикиваем.
- Учимся работать сообща.
- Мы слышим друг друга.
- Фонетическая разминка.
Раз, да, три, четыре, пять Вышли буквы погулять. Много их посмотри: одна, две, три: Как их нам различать? Каждой надо имя знать. А ещё, конечно, надо Научиться их читать. - Какое задание надо выполнить с этими буквами?
а К П у о Ы и Ф ш - Что можно сказать об этих буквах?
- Обозначают гласные - согласные звуки ( а о у ы и/ к п ш ф)
- Заглавные - строчные (а у о и ш)
- Буква Ы написана неправильно, т.к. нет заглавной ы.
- Буква и - лишняя, т.к. она письменная, а остальные печатные.
- Классификация букв по заданному признаку.
к п ф ш
а у о и ы
- Создание проблемной ситуации.
III. Определение темы и задач урока. 1.Словарная работа. - Продолжаем работу со словами. Надо прочитать слова, записанные на доске. Прочитайте первый столбик, догадайтесь, какие буквы спрятались. Санки месяц Труба телефон
Дети читают слова и говорят, какие буквы спрятались. Учитель вставляет буквы. 2.Динамическая пауза. - Найди нужную букву в классе и поставь на место. 3. Формулировка темы и задач урока. - Вы уже догадались, о каких буквах пойдёт речь на уроке. IV. Работа по теме урока.
- Фонетический анализ.
Ананас, сено, снежинки, сундук, сирень, север, свет, сюрпризы, турист, тюльпан, матрос, Смешарики, ситро, туристический. - Почему хлопали и мальчики и девочки? Какое слово показалось вам особенным? (имя собственное - Смешарики) - У нас сегодня в гостях Смешарики. Как вы думаете, почему эти герои пришли к нам сегодня в гости? (в их имени есть [С]) 3. Анализ буквы. - Посмотрите на доску. Восстановите в памяти образ буквы с, т. - Создайте живые картины (дети руками, наклонами создают новые буквы) 4. Работа с «Азбукой» - Откройте сами последний разворот учебника и найдите эти буквы. Прочитайте правильно название этих букв, которые на письме обозначаются звуками [c], [c'], [т], [т']. - Какая буква стоит перед С, после Т? 5. Создание проблемной ситуации. Работа в паре. - У вас на парте лежит лента букв. Куда мы поместим наши буквы? (дети высказывают предположения)
Учитель ошибочно устанавливает место под Л, Р, Й. - Где их место? Как определить? (при затруднении учитель предлагает задание) 6. Организация исследования: наблюдение за слабой позицией парного согласного. - Смешарики помогут нам разгадать эту загадку. Они приготовили предложение. Прочитайте его. А теперь произнесите его , не глядя на доску. - - Что вы услышали?
Пароход вёз груз. ( на конце пишем д - слышим [т], пишем з - слышим [с]) - Как мы называем такие звуки? Какие пары нам встретились? Куда можно поселить новые буквы?
-
а
о
у
ы
э
й
л
м
н
р
б
в
г
д
ж
з
я
ё
ю
и
е
п
ф
к
т
ш
с
7.Рефлексия. - Что можете рассказать о звуках? Что у них общего? Отличного? - Назовите слова с [c], [c'], [т], [т'] (при затруднении можно обратиться к «Азбуке» с. 62) V. Закрепление нового материала. 1. Работа с учебником (с.64) а) Чтение слов. - Что заметили? Какое слово лишнее в первом (втором, третьем) столбике? (ус, т.к. остальные названия букв, во втором и третьем - два однокоренных слова, в четвёртом - добавляется по одной букве, и получаются новые слова) б) Совершенствование навыка чтения. - Прочитайте слова, где есть С. - Прочитайте слова, где есть Т. - Прочитайте односложные слова, двухсложные слова. VI. Динамическая пауза.
Рыбки плавают в воде в чистой, тёпленькой воде.
То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке. В песке, где тихо и темно Лежит усатое бревно. - О ком говорится загадке? Где в учебнике изображён сом? Какой он? VII. Работа по теме урока.
-
Чтение двустишия Е. Благининой.
- Прочитайте строки о соме (дети могут перечитать все задания, чтобы найти ответ на вопрос)
Дети читают сначала шёпотом, затем с разным логическим ударением
2.Беседа по содержанию прочитанного.
- Что делает сом?
- Как поняли «сотый сон»? Как обозначить цифрами 100?
3. Задание на развитие внимания.
- Во всех словах подчеркните все с. Сколько раз встретилась эта буква? (8 раз)
4.Работа в парах.
- Подчеркните слова, которые отличаются одной буквой (сотый - сытый, сом - сон)
5.Самопроверка по слайдам презентации.
6.Работа над правильным произношением.
- Что нам напоминает стихотворение? (скороговорку, т.к. часто встречается одна и та же буква)
- Как читать скороговорку? (быстро и чётко)
Дети читают скороговорку.
VIII. Пропедевтическая работа по изучению грамматических тем.
-
Наблюдение за словами, обозначающими признаки предметов.
- Составьте пары слов, используя предметы и их признаки.
2. Работа в группах (детям раздаются конверты с заданиями)
Солнышко Лиса Колобок какая? какое? какой?
Яркое доброе хитрая румяный рыжая круглый весёлое
-
Самопроверка с использованием записей на доске.
Вызываются от каждой группы 2 ученика и составляют правильные словосочетания. Слова, которые обозначают признаки предметов, называются прилагательными, они «прилагаются» к предметам и с ними согласуются. - Какие вопросы мы задаём к словам, обозначающим признаки предметов? IX. Рефлексия. 1.Разгадывание загадок. - Где мы можем встретить такие слова? (в загадках, в описании предмета) Серенький, беленький Зверька узнаем мы с тобой По лесочку прыг, прыг, По двум таким приметам: По снежочку тык, тык. (заяц) Он в шубе серенькой зимой И рыжей шубке летом. (белка) Маленький рост, длинный хвост, Чёрненький, рогатенький Серенькая шубка, остренькие зубки. Летит - воет, упадёт -землю роет. (мышь) (жук) 2.Творческое задание. Работа в группах. -Каждая группа получает рисунок предмета и задание - придумать описание предмета, чтобы дети отгадали, о чём или о ком идёт речь. Х. Итог урока. - Наш урок подходит к концу. Какие открытия мы сделали? - Что вас заинтересовало? - Чему вы удивились? - В чём затруднились? Детям поможет памятка:
- На уроке я узнал;
- Мне понравилось;
- Было трудно.
Итак, анализируя виды работы и приёмы, использованные на уроке обучения грамоте, мы отчётливо видим, что возможности учебника, структура материалов урока позволяет в полной мере реализовать требования нового образовательного стандарта в применении системно - деятельностного подхода и формировании универсальных учебных действий для достижения главной цели - развития ребёнка.
Приложение.
Обозначения: Л - личностные, К - коммуникативные, П - познавательные, Р - регулятивные.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Фонетическая разминка.
- Классификация букв по заданному признаку.
- Создание проблемной ситуации.
- Фонетический анализ слов.
- Фонетический анализ.
- Рефлексия.
- Анализ буквы.
- Работа с «Азбукой»
- Создание проблемной ситуации. Работа в паре.
- Организация исследования: наблюдение за слабой позицией парного согласного.
7. Рефлексия. Организуется применение только что полученных знаний в самых разных ситуациях, опираясь на знания детей, приобретённые в процессе изучения нового материала. Дети осуществляют поиск информации, строят рассуждения, находят пути использования полученных знаний (П); осуществляют контроль, выполняют учебные действия в уме, речи (Р); формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью (К). V. Закрепление нового материала. 1. Работа с учебником а) Чтение слов. б) Совершенствование навыка чтения. Дети осуществляют поиск нужной информации, строят высказывания, рассуждение об объекте, анализируют объекты, выделяют главное, воспринимают информацию на слух, используют разные формы информации (П); осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия, выполняют учебные действия в уме, речи (Р); ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу (Л); формируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, контролируют действия партнёра (К). VI. Динамическая пауза.
VII. Работа по теме урока.
-
Чтение двустишия Е. Благининой.
2.Беседа по содержанию прочитанного.
3. Задание на развитие внимания.
4.Работа в парах.
5.Самопроверка по слайдам презентации.
6.Работа над правильным произношением. Дети осуществляют поиск нужной информации, проводят сравнение, строят высказывание, учатся владеть основами смыслового чтения, воспринимают информацию на слух, используют разные виды чтения (П); осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия, выполняют учебные действия в уме, речи (Р); ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к материалу (Л); формируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, контролируют действия партнёра (К).
VIII. Пропедевтическая работа по изучению грамматических тем.
-
Наблюдение за словами, обозначающими признаки предметов.
-
Работа в группах.
-
Самопроверка с использованием записей на доске.