Рабочая программа по литературному чтению УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»



Рассмотрена и одобрена на

заседании методического объединения

Руководитель МО

___________/С.Д.АНИЩИК/

«___»________________201.. г.


Утверждена

Директор МОУ СОШ №36 _________/ Н.б. Городенко/

«___»________________201..г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

литературное чтение

УМК «Гармония»

на 1 - 4 классы






Составитель программы: Верхотурова Елена Анатольевна

учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.





Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса Рабочая программа учебного курса литературного чтения для 1-4 классов (далее - Рабочая программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального образования 2009 года, ООП НОО и на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» рекомендованной Министерством образования Российской Федерации Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

  • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
  • внимание к личности писателя;
  • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
  • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач: 1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.) 2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.) З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.) 4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др. 5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.) 6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видожанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.) 7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.






  1. Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Литературное чтение» включает детально разработанный методический аппарат, направленный на систематическое и тщательное формирование всех необходимых читателю младшего школьного возраста знании, умении и навыков, перечисленных в программе. • центральная линия курса - формирование навыка чтения и умений работать с текстом; • общая логика расположения литературного материала и ее соответ­ствие ведущим учебным задачам по курсу представляется следующими направлениями: наработка технической базы чтения (2-й класс); накопление литературных, идейно-тематических и жанровых представлений (3-й класс); литературное развитие учащихся на основе упорядочивания лите­ратурных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей (4-й класс); • литературное образование младших школьников достигается бла­годаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному виду, роду, жанру литературы; • упорядоченное накопление литературных представлений (когда в каждый раздел учебника включены произведения одного литературного жанра) позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ
чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды работ и является непременным условием последующих литературных обобщений; • особое внимание уделяется соблюдению преемственности литературного развития и образования учащихся начального и среднего звена школы.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 380 часов. 1 класс - 40 часов, 2 класс - 136 часов, 3 класс - 102 часа, 4 класс - 102 часа
  1. Формирование ценностных установок и идеалов на уроках

литературного чтения

Установки и идеалы

Наименование разделов, произведений

Ценность гармонии в природе. В природе нет ничего лишнего, "вредного"; каждый элемент природы - будь то крапива, майский жук, соловей, - очень важен, поддерживает природное равновесие. «Оглянись вокруг», В. Сухомлинский «Пусть будут Соловей и Жук», Ценность красоты природы. Уметь видеть красоту природы вместе с автором, любившим свой край. «Чудесное - рядом», «Весна идет, весне дорогу!», «Снег летает и сверкает...», «Унылая пора! Очей очарованье!..» Ценность труда и творчества. У каждого человека есть дело, приносящее пользу людям, в том числе и себе самому. Надо быть мастером в своём деле, чтобы приносить миру добро и красоту. «Труд человека кормит, а лень портит», «Звенит звонок - начинается урок» «Можно всему-всему научиться…». Ценность дружбы. Надо быть настоящим преданным другом, не менять своих друзей «Что такое хорошо и что такое плохо», «Чудесное - рядом», «Жизнь дана на добрые дела», «Ежели вы вежливы...», «Много хватать - свое потерять». Ценность добра и любви. Развитие сопереживания, сочувствия, сострадания; если ты делаешь доброе дело действительно для людей, то делай его безвозмездно. «За доброе дело стой смело», «Самого главного глазами не увидишь», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Любовь - волшебная страна» Ценность патриотизма. Если у тебя сердце отважного, мужественного, стойкого солдата, то, несмотря на клоунский наряд, ты таким и останешься и докажешь это в смертельном бою. «3а доброе дело стой смело», «Жизнь дана на добрые дела», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Когда, зачем и почему» Ценность гражданственности. Осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. «3а доброе дело стой смело», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Ценность жизни. Надо уметь себя защищать. «3а доброе дело стой смело», Ю. Юнгер «Белая роза» Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца», «Библейские сказания» Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. «Мир волшебных звуков», «Мир - театр, люди - актеры…», «Золотая колесница» Ценность истины. Это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного. «Когда, зачем и почему?»

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:


Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач. Личностные задачи 1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности. 2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам. 3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей. 4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей. 5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины. 6. Формирование привычки к рефлексии. 7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости). 8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм. 9. Развитие мышления, внимания, памяти. 10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи 1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению. 2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества. 3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций. 4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами. 5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности. 6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой. 7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. 8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве. 9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи 1. Формирование положительной мотивации к чтению. 2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы. 3. Развитие воссоздающего воображения. 4. Обучение адекватному восприятию читаемого. 5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике. 6. Совершенствование всех сторон навыка чтения. 7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал. 8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение. 9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности. 10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения. 11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне). 12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями. 13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера. 14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете. 15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой). 16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания. 17. Развитие литературных способностей.


















  1. Матрица основного содержания программы.

Наименование раздела

Кол. час.

Элементы содержания

Планируемый результат (предметные задачи)

Примечания (формы проведения занятия, использование ИКТ)

1 класс (40 часов)

1

Звенит звонок - начинается урок

7 ч. - Названия основных элементов книги (переплет). - «Дневником читателя». -Фамилия автора произведения и заглавие. - Способы заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи. - Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. - Персонаж. - Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор. - «Радиотеатр». - Диалогическая форма рассказа. - Практическая работа со сноской. - Логическое ударение (без термина). - Подобрать к пословицам примеры из жизни или из книг. - Работа над грамматически правильным построением устного высказывания. - озаглавливать текст путем выбора точного заголовка; - ориентироваться в Содержании (Оглавлении) книги; - восприятие на слух звучащей речи; - высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений; - заучивать наизусть небольшие стихотворения; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - словесно иллюстрировать прочитанное, инсценировать. - формулировать главную мысль с помощью учителя. - высказывать своё отношение к прочитанному; - уметь пользоваться сноской.

2

«Час потехи»

8 ч. - Картинный план. - «Народное» и «литературное» произведение. - Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка. Устное народное творчество. Небылицы, неслыхальщины, путаницы, скороговорки,, побасёнки, загадки, считалки, чистоговорки их особенности, необычное.; - Вопросительная и восклицательная интонация. - Характеристика главного персонажа. - Работа над грамматически правильным построением устного высказывания. - воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки) - различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); - самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений - различать сказки народные и литературные; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; - высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении; - ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

3

«Что такое хорошо и что такое плохо»

13 ч. - Реплика героя. - Басня. - Активизация словаря, автоматизация разных звуков. - Работа над грамматически правильным построением устного высказывания. - Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. - Пробный пересказ текста. - Смысловое чтение. Лексическая работа. - чтение по ролям; - «Сделай комикс»; - предугадывать дальнейшее содержание текста; - составлять картинный план; - объяснять значение слов; - читать текст самостоятельно;

4

«Там чудеса...»

12 ч. - Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. - Упражнение в интонационновыразительном чтении. - Совершенствование навыка смыслового чтения. - восстанавливать деформированный картинным план, пересказ с опорой на картинный план; - осмысленно, правильно читать целыми словами; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - составлять устный рассказ по картинке; - соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; - осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами

2 класс (136 часов)

1

Читая - думаем.

27 ч. - Произведения современной отечественной литературы. - Умение различать типы книг (изданий), виды информации (научная, художественная) с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг. - Произведения классиков советской детской литературы. - Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответы текст. - Участие в диалоге при обсуждении произведения. - Способ чтения: целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, определяющее прочтение.

- Произведения (стихотворения) о Родине, природе, приключениях.

- Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

- Связь произведений литературы с другими видами искусств.

- Оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи и музыки.

- Декламация произведений.

- Юмористические произведения современной отечественной литературы. - Умение выделить событие или события, составляющие основу художественного произведения как первоначальную ступень в освоении сюжета, композиции произведения.

- Герои произведения, восприятие и понимание их эмоциональнонравственных переживаний.

- знать структуру учебника; приемы ориентирования в учебнике.

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация;

-знать название, содержание изученных произведений, их авторов;

- читать осознанно текст художественного произведения;

- пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- выполнять словесное рисование картин природы;

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

- анализировать название произведения; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения - прогнозировать характер текста по названию (заголовку); - определять жанр произведения; - читать осознанно текст художественного произведения; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

2

Читаем правильно.

10 ч. - Различение жанров произведений. - Способ чтения: целыми словами. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. - Ознакомление с понятием «скороговорка», ее назначением, стихами, содержащими скороговорки. - Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. - знать понятие «скороговорка», ее назначение; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - давать характеристику необычным персонажам; - определять тему и главную мысль произведения; - оценивать события, героев произведения; - выделять опорные слова в произведении; - знать понятие «орфоэпическое чтение»; - определять тему, характер и главную мысль произведения;

3

Читаем быстро.

8 ч. - Способ чтения: целыми словами. - Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы. - Сравнение народных и авторских скороговорок. - Работа над развитием речи, памяти, дикции - Декламация стихотворных произведений (чтение наизусть). - Ознакомление с понятием «лирический герой стихотворения» - Юмористические произведения для детей. - знать правила заучивания и определения скороговорок. - четко проговаривать скороговорки и чистоговорки в быстром темпе; - читать осознанно текст художественного произведения; - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); - знать определение лирического героя стихотворения; - прогнозировать содержание произведения; - определять тему и главную мысль; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

4

Читаем выразительно.

20 ч. - Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания). - передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки). - Декламация стихотворных произведений (чтение наизусть) - читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - рассказать о поэтах; - понимать настроение лирического героя; - прогнозировать жанр произведения; - определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; - оценивать события, героев произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему

5

Автор и его герои.

23 ч. - Герои произведения. - Восприятие и понимание их эмоциональнонравственных переживаний. - Работа над беглым осознанным чтением. - Обучение словесному рисованию. - Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки. - Обучение словесному рисованию. - объяснять авторское отношение к героям; - читать бегло и осознанно текст художественного произведения; - давать характеристику героям рассказа; - определять тему и главную мысль произведения; - последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; - коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); - пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно, используя картинный план)

6

Слова, слова, слова...

10 ч. - Произведения зарубежных писателей. - Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. - Развитие умения импровизировать голосом, изображая различных животных.
- Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии). - Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). - Пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг - знать произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык; - языковые средства выразительности; - понятие «рифма».



- различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии).

7

План и пересказ

22 ч. - Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. - Связь произведений литературы с другими видами искусств. - Составление картинного плана. - Коллективный пересказ всего текста, пересказ по картинному плану. - Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. - Развитие навыков работы с текстом. - Миф. - Деформированный план и его корректировка. - анализировать соответствие названия рассказа и содержания; - определять тему и главную мысль произведения; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; - определять тему и главную мысль произведения; - соотносить содержание сказки и древнего мифа; - делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - пересказывать с опорой на план. - редактировать деформированный план; - выполнять словесное рисование; - переводить картинный план в словесный;

8

В мире книг

16 ч. - Повторение: элементы, из которых состоит книга; объяснение их назначения. - Объяснение понятия «писательская наблюдательность». - Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценировка, декламация и др.). - Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам. - Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. - Систематизация и обобщение: произведения о детях. - Представление возможности оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
- определять основные фрагменты, из которых состоит сказка; - формулировать тему небольшого текста; - читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); - определять тему и главную мысль произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - анализировать шуточные стихотворения; - комментировать прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды; - сравнивать стихотворения разных авторов; - знать книги о детях; - называть известные произведения и их авторов; - инсценировать; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения.

3 класс (102 часа)

1

Труд человека кормит, а лень портит.

10 - Формирование навыков сознательного чтения. - Освоение литературных понятий «метафора», «аллитерация». - Работа над целостным восприятием прочитанного. Развитие воображения. - Работа с детскими книгами на тему «Книги о трудолюбивых и ленивых детях». - Развитие умения акцентировать важные слова текста в процессе чтения. - Обучение видению жанровых особенностей сказки. - знать понятие «аллегория»; - поиск и чтение книг о ленивых и трудолюбивых детях; - рисование иллюстраций к стихотворению; - работать в парах, взаимопроверка; - объяснять значение слова; - уметь находить главную мысль стихотворения; - находить в тексте нужные эпизоды, сравнивать и обобщать; - составлять картинный план и выразительно читать сказку.

2

Мудрец отличен от глупца тем, что он

мыслит до конца.

7 ч. - Пополнение словарного запаса учащихся. - Обучение пониманию и чувственному восприятию образного языка художественного произведения. - Работа над жанровыми особенности русской народной сказки - давать характеристику героям; - сравнивать два мира - реальный и волшебный, найти границу между ними; - выделять художественные особенности сказки, ее структуру; - подбирать книги на тему

3

Много хватать - свое потерять.

3 ч. - Развитие умения сравнивать народную сказку и литературную. - Обучение целостному восприятию прочитанного.
- сравнивать волшебные сказки и бытовые, находить главную мысль текста; - высказывать мнение об отношении автора к своему персонажу; - составить план произведения

4

Тайное всегда становится явным.

5 ч. - Обучение пониманию и прогнозированию мотивов поведения персонажей. - Развитие навыка анализа произведения. - Обогащение чувственного опыта детей. - Развитие способности сопереживать героям произведения. - формулировать главную мысль произведения; - читать по ролям, передавая голосом настроение героев;

5

Унылая пора! Очей очарованье!..

4 ч. - Обучение чувственному восприятию и пониманию настроения поэта. - Формирование знаний об эпитете, олицетворении, сравнении. - Обучение анализированию, пониманию образной поэтической речи - голосом, темпом чтения передать «осеннее» настроение поэта; - с помощью изменения темпа чтения, эмоциональной окраски и силы голоса передать настроение.

6

Ежели вы вежливы...

3 ч. - Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям. - сравнить персонажей двух последних произведений; - акцентировать содержание текста в процессе чтения; - найти книги на тему

7

Каждый свое получил

14 ч. - Обучение формулированию основной мысли произведения, делать выводы. - Обучение работе с текстом при чтении про себя. - Развитие эмоционально-чувственного восприятия.
- знать отличие басни от других художественных произведений; - знать о вреде наркотиков; - уметь сопоставить два произведения; - взаимопроверка ответов на задания в тетрадях; - находить нужные фрагменты текста и комментировать их; - найти книги на тему

8

Жизнь дана на добрые дела

5 ч. - Развитие способности сопереживать героям, прогнозировать содержание текста.
- творческий пересказ - уметь ориентироваться в произведении, находить нужные фрагменты

9

Снег летает и сверкает...

9 ч. - Развитие творческого воображения, воспитания любви к родной природе. - Работа над развитием поэтического слуха, формированием речевых умений - голосом, темпом чтения передавать настроение поэта; - с помощью изменения темпа чтения, эмоциональной окраски и силы голоса передать настроение; - уметь находить красочные средства, помогающие поэту создавать картины природы

10

3а доброе дело стой смело

5 ч. - Работа над развитием эмоционально-чувственного восприятия текста - закончить сказку по-своему, объяснить свой выбор; - анализировать содержание, делать выводы, размышлять; - оценивать поступки людей; - анализировать свой ответ

11

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает

14 ч. - Работа над развитием умения акцентировать важные слова текста в процессе чтения. - Работа над пополнением словарного запаса. - Работа над развитием способности сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. - Ознакомление с понятием «легенда». - Обучение осмысливанию прочитанного. - делать выводы; - комментировать свой ответ; - определять главную мысль произведения, объяснять свое решение; - давать характеристику героям, их поступкам. - уметь приводить примеры поведения чутких людей; - знать, что такое «легенда», ее отличие от произведений других жанров

12

Весна идет, весне дорогу!..

7 ч. - Развитие творческого воображения, воспитания любви к родной природе. - Работа над развитием поэтического слуха, формированием речевых умений. - Создание условий, позволяющих детям увидеть в произведении описание красоты русской природы. - голосом, темпом чтения передавать настроение поэта; - с помощью изменения темпа чтения, эмоциональной окраски и силы голоса передать настроение; - находить в произведении красочные средства изображения; - находить образные средства; - соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором

13

Любовь - волшебная страна

8 ч. - Ознакомление с новым разделом учебника. - Воспитание нравственных черт характера: сострадание, силу воли. - Обучение чтению фрагментами с обсуждением и анализом каждого. - Обучение вдумчивому чтению, осмыслению содержания художественного произведения - понимать настроение автора, свое настроение при чтении; - толкование незнакомых слов. - высказывать свое мнение о поступках героев; - выделять смысловые части, анализировать их; - давать характеристики героям (словесные и художественные); - выделять главное и второстепенное в насыщенном информацией тексте и логически его перерабатывать; - использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила, эмоциональная окраска голоса, темпоритм)

14

Чудесное - рядом

8 ч. - Ознакомление с новым разделом учебника. - Совершенствование навыка чтения. Составление собственных высказываний на основе прочитанного. - Обучение составлению плана текста, работе по нему. - Систематизация знаний по разделам курса, основным произведениям - грамотно составлять вопросы к тексту и отвечать на них; - составить устный диафильм к тексту; - пересказывать текст полностью и по заданным фрагментам; - ориентироваться в многообразии художественных произведений.

4 класс (102 часа)

1

Что за прелесть эти сказки!..

22 ч. - Работа над воспитанием чувства патриотизма, развитием памяти, речи; упражнение в правильном, осознанном чтении. - Различие жанров произведений на основе сравнения персонажей; работа над развитием памяти, речи, внимания, над правильным вдумчивым чтением. - Оценка иллюстраций к произведению. - понятия «сказка», «виды сказок»; - основные особенности сказки; - выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию; - последовательно воспроизводить содержание сказки; - пересказывать от лица одного из героев; - отвечать на вопросы по содержанию текста

2

О доблестях, о подвигах, о славе... Былины.

5 ч. - Знакомство с былинным сказом и правилами чтения былин. - Словарная работа (расстановка ударений в словах и объяснение непонятных слов). - Работа с иллюстрациями. - Работа над созданием целостного литературно-художественного образа былинного героя. - Характер героя, его поступки и мотивы - понятие «былина»; - особенности былинных сказов; - правила чтения былин; - анализировать текст, делить на части; - пересказывать былину по плану;

3

Уж сколько раз твердили миру... Басни.

4 ч. - Различие жанров произведений: литературные формы на основе сравнения персонажей, структуры языка. - Формирование понятия «басня». - Работа над совершенствованием навыков чтения. - Словесный портрет Эзопа, данный его современниками.
- понятие «басня»; - содержание басен. - уметь проводить аналогию между пословицами и баснями; - работать с текстом басни; - читать по ролям; - инсценировать басню; - отвечать на вопросы по содержанию; - находить основную мысль;

4

Оглянись вокруг.

20 ч. - Раскрытие понятия «рассказ». - Работа над последовательным воспроизведением содержания рассказа. - Творческое задание (устное составление диафильма). - Показ особенностей выразительных средств языка, передающих любовь к музыке - понятие «рассказ»; - работать с текстом и анализировать прочитанное; - отвечать на вопросы, подтверждать свои ответы словами из текста; - озаглавливать части рассказа; - пересказывать - высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении; - аргументация своей позиции с привлечением текста произведения;

5

Золотая колесница.

Мифы Древней Греции.

4 ч. - Работа над содержанием мифа, чтение и деление текста на части, составление плана, выборочное чтение, ответы на вопросы - понятие «миф»; - содержание мифа; - осмысливать доступную литературу; - работать с текстом; - пересказывать миф

6

В начале было Слово, и Слово было Бог... Библейские сказания.

8 ч. - Знакомство с библейскими сказаниями, работа над содержанием - выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию; - пересказывать наиболее понравившиеся отрывки; - выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию

7

Мир - театр, люди - актеры… Пьесы.

6 ч. - Формирование представления «пьеса»; - Упражнение в определении характера действующих лиц, подготовка спектакля. - Повторение основных черт пьесы как жанра - понятия «пьеса», «инсценировка», «действующие лица», «персонаж»; - содержание пьесы; - определять отличительные черты пьесы;

8

Мир волшебных звуков. Поэзия.

15 ч. - Работа с поэтическим произведением, над совершенствованием навыка чтения. - Анализ содержания стихотворений - читать выразительно перед аудиторией; - работать с поэтическим текстом, развивать дикцию;

9

Когда, зачем и почему?

Познавательная литература.

11 ч. - Выбор вида чтения в соответствии с целью. - Словарная работа. - Работа над развитием умений самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки. - Поддержание интереса к чтению познавательной литературы - рассуждать о своих чувствах и отношении к Родине; - объяснять переносное значение слов; - высказывать свое отношение произведению; - различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги; - находить необходимую информацию, систематизировать ее, узнавать и соотносить применительно к фактам, событиям.

10

Самого главного глазами не увидишь.

7 ч. - Повторение известных литературных жанров. - Понятие жанра «повесть». - выделять событие, составляющее основу художественного произведения; - выявлять авторский замысел посредством анализа сюжета; - Знание основных особенностей литературных жанров.

6.Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. Учебник для 1 класса. 152 с., цв. Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. 88 с., Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса.
Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. Учебник для 2 класса. В 2 ч. Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса. Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса.
Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. Учебник для 3 класса. В 4 ч. Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса. Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса.
Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. Учебник для 4 класса. В 4 ч. Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса. Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. Кубасова О. В. Программа по литературному чтению для 1-4 классов.

В дополнение к комплекту использованы пособия: Кубасова О. В. Тестовые задания по литературному чтению для 1 класса. Кубасова О. В. Тестовые задания по литературному чтению для 2 класса. Кубасова О. В. Тестовые задания по литературному чтению для 3 класса. Кубасова О. В. Тестовые задания по литературному чтению для 4 класса. Кубасова О. В. Методические рекомендации к тестовым заданиям для 1 - 4 классов.

О.В. Кубасова. Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 1,2,3,4 класс. Издательство «АССОЦИАЦИЯ ХХI век» 2006г.

О.В.Кубасова. Программа по литературному чтению. Издательство «АССОЦИАЦИЯ ХХI век» 2006г.

Презентации из личного фонда.

Учебный фильм it-n.ru
Все учебники рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствуют федеральному компоненту Государственного Образовательного стандарта для начальной школы.

© 2010-2022