Конспект по русскому языку на тему Род имён существительных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русский язык 23.12.2015г.

Тема «Род имён существительных» Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

Задачи: 1. Учить детей определять род имён существительных.

2. Развивать аналитическое мышление, речь обучающихся.

3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательского

поиска.

4. Воспитывать ответственное отношение к работе.

Оборудование: схема - опора «Род имён существительных»,

индивидуальные карточки для исследовательского

эксперимента,

таблицы с упражнениями на развитие внимания,

слова - отгадки,

музыка для физкультминутки

Ход урока.

I. Организационный момент.

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!

- Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа.

II. Мотивация.

Сегодня мы будем работать по разделу «Как устроен наш язык».

- Когда мы работаем по этому разделу, мы обычно что делаем? (Узнаём новое о русском языке).

- Чтобы узнать что-то новое, мы что делаем? (Проводим исследование).

- Что необходимо исследователям?

1. Быть внимательным, наблюдательным.

2. Уметь задавать вопросы.

3. Отбирать нужный материал.

4. Работать с литературой.)

Вывод: Значит, мы будем использовать в своей работе следующие

методы исследования:

1. Подумать самостоятельно.

2. Спросить у товарища.

3. Понаблюдать.

4. Провести эксперимент.

Исследование - это творческая работа. Относиться к ней надо ответственно.


III. Актуализация знаний Словарная работа. Герой, ягода, тетрадь, пенал, облако, молоко, песок, ученик.
- Какой частью речи являются данные слова? Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное» Игра «Да - нет»

Имя существительное - это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными? (Да!)
- На какие две группы можно разделить слова, которые мы записали? (одушевленные - неодушевленные, двухсложные - односложные) - На какие три группы можно разделить эти слова? (по родам)

IV. Открытие новых знаний.

Сегодня узнаем, какого рода бывают имена существительные.

Научимся определять род имен существительных.

V. Физкультминутка.

1. Исследовательская работа. - Как определить род существительного?

У нас возникла проблема. Нам надо выяснить:

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как можно определить род у имен существительных?

Предлагаю провести исследование.

Практическое задание «Мыслительный эксперимент»

Конспект по русскому языку на тему Род имён существительныхКонспект по русскому языку на тему Род имён существительныхКонспект по русскому языку на тему Род имён существительных

мальчик девочка окно

она оно он

- Какое слово можно заменить словом она? он? оно?

Вывод:

Мальчик - м.р., т.к. это существительное

можно заменить словом он.

Девочка - ж.р., т.к. это существительное

можно заменить словом она.

Окно - с.р., т.к. это существительное можно заменить словом оно.

Женский род - запомню я
И скажу: "она моя".
И запомню род мужской,
И опять скажу: "он мой".
Средний род: "оно моё"
Это правило моё!

2.Чтение правила в учебнике (с.160).

-Какого рода могут быть имена существительные?

- Как можно определить к какому роду относится то или иное существительное?

3.Составление схемы-опоры.


Схема-опора.

Род имён существительных.

м.р. ж.р. с.р.

(он) (она) (оно)


Запоминание правила по схеме.

VI. Упражнения в определении рода имён существительных.

1. Работа в парах.

Запишите имена существительные в 3-и столбика.

Белка, медведь, мороженое, мороз, зима, ёлка, облако.

М.р. Ж.р. С.р.

(он) (она) (оно)

Проверка.

- Подбери имена прилагательные .

-Обозначь окончания имён прилагательных.

- отчего зависит выбор формы имени прилагательного?

Чтение правила в учебнике (с.161). 2. Запишите название предметов, которые видите на картинке и определите род имён существительных.

Конспект по русскому языку на тему Род имён существительных


3. Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напиши словосочетания. Определи род имен существительных. Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий … 4. Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна - …(насос)
кулак - …(кукла)
каприз - …(приказ)
камыш - …(мышка)
коршун - …(шнурок)

VII. Домашнее задание.

Упр.1 с.160

-

VIII. Итог урока и рефлексия - Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном). - О чём говорили? (о роде имени существительного). - Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений-помощников).

- Что помогло хорошо запомнить новый материал? (Исследовательская работа и ответственное отношение к работе)

- Что понравилось на уроке?

- Просигнальте зелёным цветом, кто хорошо понял новый материал.

- Просигнальте жёлтым цветом, кто ещё затрудняется в определении рода имен существительных.



© 2010-2022