Программа кружка Бумажное кружево

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Дополнительная образовательная программа

«Бумажное кружево»













Возраст детей: 8 - 11 лет

Срок реализации: 1 год.


Ращупкина Наталья Леонидовна












Оренбург

2014 г.











Содержание. I. Пояснительная записка…………………………………………………..

3 II. Учебно-тематический план……………………………………………….

10 III. Содержание занятий……………………………………………………….

14 V. Список используемой литературы……………………………………….

15



































I. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).
  • Приказом министерства образования и науки №1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение РФ от 4.09.14 №1726-р).
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан.ПиН 2.4.4. 3172-14).
  • Уставом МБОУ ДОД «Дом детского творчества Оренбургского района Оренбургской области».

















В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название "квиллинг". "Квиллинг" открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа построена "от простого к сложному". Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). "Бумажное кружево" предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня. Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Цель программы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи программы: Обучающие · Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга. · Обучать различным приемам работы с бумагой. · Формировать умения следовать устным инструкциям. · Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга. Развивающие: · Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. · Развивать мелкую моторику рук и глазомер. · Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. · Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. · Развивать пространственное воображение. Воспитательные: · Воспитывать интерес к искусству квиллинга. · Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. · Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. · Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Принципы, лежащие в основе программы: • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). "Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются" (К.Д. Ушинский); • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы). • "от простого к сложному" (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе "Бумажное кружево", дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп) Программа "Бумажное кружево" рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 10-15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 30 часов (1 час в неделю) занятия по 1 ч. Группы формируются из детей в возрасте от 8-12 лет.

Формы и методы занятий.


В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.) • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом - исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы • групповой - организация работы в группах. • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. • и другие.

Планируемые результаты освоения программы кружка

"Бумажное кружево". В результате освоения программы кружка "Бумажное кружево" у учащихся будут сформированы знания, умения, навыки, представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты У учащихся будут сформированы: - положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно практической деятельности; - осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно практической деятельности; способность к самооценке; - уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда; - понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире; - понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы; - чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания; Могут быть сформированы: - устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности; - установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности; - привычка к организованности, порядку, аккуратности; - адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность.

Предметные результаты Учащиеся научатся: - соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями; - выполнять разметку сгибанием, по шаблонам, скручивание на глаз и от руки; - использовать правила и приемы рациональной разметки; - аккуратно и ровно сгибать, скручивать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой; - аккуратно вырезать из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру; - аккуратно, равно наносить клей и приклеивать детали из бумаги; - изготавливать простые формы и конструкции из бумаги, пользоваться зубочисткой, для скручивания бумаги; - воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией; - внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию; - выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца; Учащиеся получат возможность научиться: - самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию; - устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию; - на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию; - мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания; - создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задачи, и находить адекватные способы его практического воплощения; пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой; - устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия - подготавливать рабочее место и поддерживать на нём порядок в течение урока; - планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; - следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.; - руководствоваться правилами при выполнении работы; - осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. Познавательные универсальные учебные действия. - находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; - анализировать предлагаемую информацию, (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; - анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников. детских энциклопедий и пр.); - самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей; создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; Коммуникативные универсальные учебные действия - организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь; - формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать; - выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; - в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания; - проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы; - самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы


• Составление альбома лучших работ. • Проведение выставок работ учащихся:

- в классе,
- в школе,

- в СДК «Юбилейный».

• Участие в конкурсах творческих работ. На каждом занятии подчеркивается достижения каждого учащегося, обязательно хвалят его; вместе с тем показывается лучшая работа. Используется также такая форма оценки практической деятельности обучающихся, как выставка работ в конце каждой четверти, а в конце учебного года организуется выставка всех изделий, выполненных за год.

Ожидаемые результаты В результате обучения по данной программе учащиеся: - научатся различным приемам работы с бумагой; - будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга; - научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами; - будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга, работы учащихся будут использоваться для украшения и выставок в СДК «Юбилейный»; - разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию. - познакомятся с искусством бумагокручения; - овладеют навыками культуры труда; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


Дети научатся: 1.Соблюдать правила безопасности труда. 2.Экономно размечать материал 3.Правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы. 4.Резать бумагу ножницами. 5.Соединять и наклеивать детали с помощью клея. 6.Подбирать нужный материал, материал нужного цвета. 7.Строить отношения на основе сотрудничества. Дети получат возможность научиться: 1. Правила безопасности труда и личной гигиены. 2. Правила нанесения клея и наклеивание мелких деталей. 3.Правила скручивания и сгибания бумажных полосок. 4.Правила организации рабочего места. 5. Правила бережного использования бумаги.

Учебно-тематический план 2 класс


Тема

Теория

Практика

Всего

Вводный блок

1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

-

1

Материал - бумага

2. Волшебные свойства бумаги. Вырезание полосок для квиллинга. Изготовление простых форм. Конструирование.

1


1

Конструирование

3. Основные правила работы. Изготовление простых цветочных композиций.

1

1

2

4. Конструирование из основных форм квиллинга. Рамка для фотографии.

1

2

3

5. Основные формы. "Завитки". Подарочная открытка.

1

1

2

6. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.

1

3

4

Изготовление цветов в технике квиллинга.

8. Изготовление простых, несложных цветов.

1

1

2

9. Изготовление бахромчатых цветов.

1

1

2

10. Коллективная работа. Композиция из цветов.

Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают "ведущего".

1

2

3

Изготовление объёмных композиций


11. Занимательные игрушки. Объёмные композиции

1

2

3

12. Коллективная работа. Композиция « Детская площадка для зверят»

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно "ведущего", сами выбирают задание из предложенных.

1

3

4

13. Изготовление сувениров к празднику.

-

3

3

Всего

11

19

30



Учебно-тематический план 3 класс



Тема

Теория

Практика

Всего

Вводный блок

1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Вырезание полосок для квиллинга.

0,5

0,5

1

Материал - бумага

2. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Вырезание полосок для квиллинга.

0,5

0,5

1

3. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Конструирование и оформление открытки-основы.

0,5

0,5

1

Конструирование

4. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Простые формы

Основные формы "капля", "треугольник", "долька", "круг", "прямоугольник". Конструирование из основных форм квиллинга.

0,5


0,5


1

5. Основные формы. «Лягушка», «Зайчик». Конструирование из основных форм квиллинга.

1

1

1

6. Основные формы. «Поросенок», «Курочка и петушок». Конструирование из основных форм квиллинга.


1

1

7.Основные формы. Открытка «Фламинго»,

« Павлин», «Дельфин», «Черепаха», «Птичка на ветке», «Аист с младенцем». (по выбору)

1

1

1

8. Открытка медвежонок с шариками

-

1

1

9. Композиция на тему по выбору. Выставка работ

1

2

3

Изготовление животных в технике квиллинга.

10. Обезьянка с бананом, «Панда», Овечка «Долли», «Стрекоза» - по выбору

-

2

2

11. «Морские жители»: рыбки, морские звезды, Рак, медуза, Морской конек, черепаха, Изготовление морских водорослей, крабов

-

1

1

12. Композиция на морскую тему (элементы пройденных тем)

1

1

2

13. Композиция «Пчелка » , «Божьи коровки»

-

1

1

14. Панно «Поющие лягушата»

-

1

1

15. Панно «Ангелочек». Выставка

-

1

1

16.Композиция по темам на выбор. Выставка

1

1

2

Изготовление цветов в технике квиллинга.


17. Изготовление цветов в технике Квиллинг. «Открытка с днем рождения»

-

1

1

18. "Панно цветок в горшочке", "Тюльпаны", "Анютины глазки", "Васильки".(по выбору)

-

1

1

19. Панно «Подсолнухи»

1

1

2

20 Композиция из цветов по выбору. Выставка

1

2

3

Всего по программе




Итого часов на год

9

21

30

Учебно-тематический план 4 класс

Тема

Теория

Практика

Всего

Вводный блок

1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Вырезание полосок для квиллинга.

0,5

0,5

1

Материал - бумага

2 Конструирование и оформление основы для фото.

0,5

0,5

1

3 Конструирование из основных форм квиллинга.

Рамка для фотографии.

0,5

0,5

1

Конструирование

4. Основные формы. Портрет. Изготовление основы.

0,5


0,5


1

5. Основные формы. Портрет. Работа над фотографией с элементами квиллинга.

1

1

1

6. Основные формы. Панно «Бабочка в лесу».


1

1

7.Основные формы. Завитки из квиллинга

1

1

1

8. Украшение предметов в технике квиллинг.

-

1

1

9. Композиция на тему по выбору. Выставка работ

1

2

3

Изготовление животных в технике квиллинга.


10. «Зеленый попугай», «обезьянка Чита» квиллинг на основе от киндер сюрприза.

-

2

2

11. «Лесные жители»: бабочки, птицы, мелкие животные, разные насекомые.

-

1

1

12. Композиция на лесную тему: «На лесной опушке…» (элементы пройденных тем)

1

1

2

13 Салфетный квиллинг

1

2

3

14. Картины с элементами квиллинга

-

1

1

15.Композиция по темам на выбор. Выставка

1

1

2

Изготовление сувениров в технике квиллинг.


16. Изготовление сувениров в технике Квиллинг. «Открытка с днем рождения»

-

1

1

17. Декоративная подставка в технике квиллинг.

-

1

1

18 Коллективная работа «Цветочный шар»

1

1

2

19 Композиция по выбору. Выставка

1

2

3

Всего по программе




Итого часов на год

9

21

30



Содержание программы 2-4 класс

Вводный блок.

1. Инструменты и материалы.

Знакомство с детьми "Круг общения". Знакомство с правилами техники безопасности.



Материал - бумага.

2. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.

3. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.

Конструирование.

4. Вырезание полосок для квиллинга.

Основные правила работы. Разметка.

5. Основные формы "капля", "треугольник", "долька", "квадрат", "прямоугольник". Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

6. Основные формы. "Завитки". Конструирование из основных форм квиллинга.

Техника изготовления. Применение формы в композициях.

7. Основные формы. "Спирали в виде стружки". Конструирование из основных форм квиллинга.

Технология изготовления. Применение формы в композициях.

8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием "композиция". Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.

Изготовление цветов в технике квиллинга.

9. Изготовление простых, несложных цветов.

Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

10. Изготовление бахромчатых цветов.

Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы.

11. Коллективная работа. Композиция из цветов.

Изготовление животных в технике.

12. Базовые формы.

Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.

13. Занимательные игрушки.

Создание фигурок животных и птиц из в технике квиллинга.

14. Коллективная работа. Композиция.

Творческие работы.

15. Коллективные работы.

Понятие "коллективная творческая работа". Правила работы коллективом. Выбор темы работ.

Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы "Зоопарк, Морская композиция", "Сказочное царство", "Зимняя сказка" и другие.

Праздники и подготовка к ним.

16. Изготовление сувениров к праздникам.

17. Тематические праздники.

Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.

Задания: выполнение работ по темам: "Животные, насекомые, зоопарк", "Цветы ".

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

- цветную бумагу,

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты: нож канцелярский, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Список литературы.


1. Быстрицкая А. "Бумажная филигрань".

2.Букина С.А. Квиллинг: мастерство бумажных завитков / С.А.Букина - М.: Феникс, 2010. - 272 с

2. Джейн Дженкинс. "Поделки и сувениры из бумажных ленточек".

3. Д.Чиотти. "Оригинальные поделки из бумаги".

4. Квиллинг в Галерее Стрекозы [Электронный ресурс]: quillingskazka.blogspot.com

5. Квиллинг - волшебство в бумажном завитке [Электронный ресурс]: community.livejournal.com›ru_quilling/calendar

6. Мастер-классы по квиллингу на сайте Бумагия [Электронный ресурс]: bu-magia.ru

7. Страна мастеров [Электронный ресурс]: stranamasterov.ru

8. Хелен Уолтер. "Узоры из бумажных лент".


























19


© 2010-2022