Литературный праздник по творчеству С. Я. Маршака

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Внеклассное чтение 2 класс

Литературный праздник, посвященный творчеству С.Я. Маршака.

(1887 - 1964)

Краткие сведения об авторе:

Русский поэт, писатель, переводчик. Начал печататься в 1907 году. В 1915-1917 годах опубликовал первые переводы из английской поэзии: У.Блейк, У.Вордсворт. В 1923 году вышла книжка переводов английских детских народных песенок «Дом, который построил Джек». В том же году появился сборник авторских стихотворений «Детки в клетке» и сказка о глупом мышонке».

Творчество С.Я. Маршака для детей разнообразно. В его творчестве отражены: народные сказки, детские игры, цирковые представления, обитатели зоопарка, школьные радости и горести, детская дружба, времена года, профессии взрослых и многое другое.Все произведения Маршака отмечены добрым юмором, улыбкой, горячей признательностью людям за их труд, доброту, любовь к жизни .С.Я. Маршак - блестящий переводчик детской поэзии. Ему принадлежат переводы произведений Э.Лера, Р.Киплинга, А.Милна, Р.Стивенсона.

Цели: показать учащимся многогранность поэзии С.Я. Маршака, расширить их знания о творчестве писателя, привить любовь и интерес к книге, к слову, развивать речь, память.

Сценарий праздника

Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет темноты…

Нет, будет мир существовать,

И пусть меня в нем нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И все, что мог, постиг

И этим право заслужил

На свой бессмертный миг.

Эти строки из стихотворения С.Я. Маршака можно расценивать, как автограф…как личное послание каждому из нас…

Известный русский писатель Самуил Яковлевич Маршак знаком и близок каждому из нас с детства. Его стихи постоянно звучат в школе.

Являясь основоположником советской детской литературы, С.Я. Маршак гордился тем, что его читателем был растущий человек:

Читатель мой особенного рода:

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года. ( Из воспоминаний С.Я. Маршака )

Писать стихи Маршак начал с четырех лет. К одиннадцати годам он написал уже несколько длиннейших поэм и перевел оду Горация.

Маршак начал свою работу в детской литературе с книжек-картинок для маленьких детей. (Несколько учеников читают стишки из произведения «Детки в клетке» и демонстрируют картинки.)

Он придумывал для детей веселые и забавные считалки:

Чтение считалки «Мяч».

Мой
Веселый,

Звонкий

Мяч

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Желтый,

Красный,

Голубой

Не угнаться

За тобой!

Я

Тебя

Ладонью

Хлопал.

Ты

Скакал

И звонко

Топал.

Ты

Пятнадцать

Раз

Подряд

Прыгал

В угол

И назад.

А потом

Ты покатился

И назад

Не воротился.

Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

Добежал

До поворота.

Там

Попал

Под колесо.

Лопнул,

Хлопнул -

Вот и все!

С.Я. Маршак сочинял загадки:

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

( дождь )

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу?

( очки )

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.

( тапочки )

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

( мяч)

Меня спроси,

Как я тружусь,

Вокруг оси

Своей кружусь.

( колесо )

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

( дерев )

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце -

Тихо так,

Тихо так.

(часы)

С.Я. Маршак создал стихи о людях труда и о вещах, как о творениях человеческих рук, рук мастера и хозяина земли. Это его великолепная «Почта», «Откуда стол пришел», «Что мы сажаем, сажая леса», поэма «Ледяной остров». (Одно из произведений можно прочитать.)

Ребята, давайте вспомним, как мы с вами на уроках в 1 классе знакомились с буквами.

Инсценировка стихотворения Маршака «Живые буквы», «Автобус номер двадцать шесть», «Про все на свете». (одно по выбору).

А сейчас, ребята, мы совершим путешествие в страну звуков и букв, и поиграем в игру: »Угадай-ка».

Ты с этой буквою знаком.

Стоят два колышка рядком,

А между ними - поясок,

Протянутый наискосок…

(буква и)

Бывает эта буква

В конце и середине.

В конце капусты, брюквы,

А в середине дыни…

(буква ы)

У станции «и краткое»

Нас встретили загадкою:

«Прочти и отгадай-ка:

Что надо пропустить,

Что можно было зайку

В заику превратить?

Один из нас минуты три

Подумал над разгадкою

И отвечал: »Крючок сотри

Над буквою «и краткое».

А эта буква от того

Считается последней,

Что ты себя же самого

Не ставишь в ряд передний.

(буква я)

Игра «Подскажи словечко»:

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису)

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для… (нас)

Ходит по лесу хорек,

Хищный маленький… (зверек)

Маршак-переводчик старше Маршака-автора детских книг. Еще учась в Англии, Маршак начал работать над переводами английских народных баллад и песен.

Маршак много сделал как переводчик поэзии: украинцев, литовцев, армян, узбеков. Стихи итальянского поэта - Джанни Родари. Благодаря Маршаку мы полюбили стихи этого поэта, в которых предстает перед нами народ Италии и его дети. Вот некоторые из них: «Чем пахнут ремесла», «Человек на подъемном кране», «Рыбак», !Лудильщик», «Точильщик!, «Почтальон», «Трубочист», «Пожарный» и др. (Одно из стихотворений можно прочитать).

Литературная викторина:

1. Перечислите, что сдавала дама в багаж?

(шесть вещей: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картина)

2. Назовите сказки, написанные Маршаком.

(«Сказка о глупом мышонке», «Терем-теремок», «Сказка о умном мышонке», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Горя бояться - счастья не видать».)

3. Учитель показывает картинки, на которых изображены: дом, пшеница, птица, кот, пес, корова, старушка, пастух, два петуха. В каком стихотворении говорится об этих предметах?

(«Дом, который построил Джек» - перевод с английского С.Я. Маршака)

4. Кто помог падчерице нарвать целую корзину подснежников зимой?

(двенадцать месяцев)

5. Что случилось в сказке «Кошкин дом»?

(пожар)

6. Кто дал приют кошке и ее сторожу коту Василию?

(котята)

7. Кто поселился в «Терем-теремок»?

(лягушка, мышка, петух, еж)

8. Чего боялся Петя?

(темноты)

9. Чем закончилась «Сказка о глупом мышонке»?

(Кошка съела мышонка.)

10. А чем закончилась «Сказка об умном мышонке?

(Мышонок убежал от кошки и вернулся к маме и папе.)

11. Прочитать свое любимое стихотворение С.Я. Маршака.





© 2010-2022