- Преподавателю
- Начальные классы
- Литературный праздник по творчеству С. Я. Маршака
Литературный праздник по творчеству С. Я. Маршака
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чурикова Т.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5
Внеклассное чтение 2 класс
Литературный праздник, посвященный творчеству С.Я. Маршака.
(1887 - 1964)
Краткие сведения об авторе:
Русский поэт, писатель, переводчик. Начал печататься в 1907 году. В 1915-1917 годах опубликовал первые переводы из английской поэзии: У.Блейк, У.Вордсворт. В 1923 году вышла книжка переводов английских детских народных песенок «Дом, который построил Джек». В том же году появился сборник авторских стихотворений «Детки в клетке» и сказка о глупом мышонке».
Творчество С.Я. Маршака для детей разнообразно. В его творчестве отражены: народные сказки, детские игры, цирковые представления, обитатели зоопарка, школьные радости и горести, детская дружба, времена года, профессии взрослых и многое другое.Все произведения Маршака отмечены добрым юмором, улыбкой, горячей признательностью людям за их труд, доброту, любовь к жизни .С.Я. Маршак - блестящий переводчик детской поэзии. Ему принадлежат переводы произведений Э.Лера, Р.Киплинга, А.Милна, Р.Стивенсона.
Цели: показать учащимся многогранность поэзии С.Я. Маршака, расширить их знания о творчестве писателя, привить любовь и интерес к книге, к слову, развивать речь, память.
Сценарий праздника
Исчезнет мир в тот самый час,
Когда исчезну я,
Как он угас для ваших глаз,
Ушедшие друзья.
Не станет солнца и луны,
Поблекнут все цветы.
Не будет даже тишины,
Не станет темноты…
Нет, будет мир существовать,
И пусть меня в нем нет,
Но я успел весь мир обнять,
Все миллионы лет.
Я думал, чувствовал, я жил
И все, что мог, постиг
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
Эти строки из стихотворения С.Я. Маршака можно расценивать, как автограф…как личное послание каждому из нас…
Известный русский писатель Самуил Яковлевич Маршак знаком и близок каждому из нас с детства. Его стихи постоянно звучат в школе.
Являясь основоположником советской детской литературы, С.Я. Маршак гордился тем, что его читателем был растущий человек:
Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года. ( Из воспоминаний С.Я. Маршака )
Писать стихи Маршак начал с четырех лет. К одиннадцати годам он написал уже несколько длиннейших поэм и перевел оду Горация.
Маршак начал свою работу в детской литературе с книжек-картинок для маленьких детей. (Несколько учеников читают стишки из произведения «Детки в клетке» и демонстрируют картинки.)
Он придумывал для детей веселые и забавные считалки:
Чтение считалки «Мяч».
Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой
Не угнаться
За тобой!
Я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты
Скакал
И звонко
Топал.
Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.
Там
Попал
Под колесо.
Лопнул,
Хлопнул -
Вот и все!
С.Я. Маршак сочинял загадки:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
( дождь )
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу?
( очки )
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
( тапочки )
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
( мяч)
Меня спроси,
Как я тружусь,
Вокруг оси
Своей кружусь.
( колесо )
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
( дерев )
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце -
Тихо так,
Тихо так.
(часы)
С.Я. Маршак создал стихи о людях труда и о вещах, как о творениях человеческих рук, рук мастера и хозяина земли. Это его великолепная «Почта», «Откуда стол пришел», «Что мы сажаем, сажая леса», поэма «Ледяной остров». (Одно из произведений можно прочитать.)
Ребята, давайте вспомним, как мы с вами на уроках в 1 классе знакомились с буквами.
Инсценировка стихотворения Маршака «Живые буквы», «Автобус номер двадцать шесть», «Про все на свете». (одно по выбору).
А сейчас, ребята, мы совершим путешествие в страну звуков и букв, и поиграем в игру: »Угадай-ка».
Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними - поясок,
Протянутый наискосок…
(буква и)
Бывает эта буква
В конце и середине.
В конце капусты, брюквы,
А в середине дыни…
(буква ы)
У станции «и краткое»
Нас встретили загадкою:
«Прочти и отгадай-ка:
Что надо пропустить,
Что можно было зайку
В заику превратить?
Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал: »Крючок сотри
Над буквою «и краткое».
А эта буква от того
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд передний.
(буква я)
Игра «Подскажи словечко»:
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису)
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для… (нас)
Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький… (зверек)
Маршак-переводчик старше Маршака-автора детских книг. Еще учась в Англии, Маршак начал работать над переводами английских народных баллад и песен.
Маршак много сделал как переводчик поэзии: украинцев, литовцев, армян, узбеков. Стихи итальянского поэта - Джанни Родари. Благодаря Маршаку мы полюбили стихи этого поэта, в которых предстает перед нами народ Италии и его дети. Вот некоторые из них: «Чем пахнут ремесла», «Человек на подъемном кране», «Рыбак», !Лудильщик», «Точильщик!, «Почтальон», «Трубочист», «Пожарный» и др. (Одно из стихотворений можно прочитать).
Литературная викторина:
1. Перечислите, что сдавала дама в багаж?
(шесть вещей: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картина)
2. Назовите сказки, написанные Маршаком.
(«Сказка о глупом мышонке», «Терем-теремок», «Сказка о умном мышонке», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Горя бояться - счастья не видать».)
3. Учитель показывает картинки, на которых изображены: дом, пшеница, птица, кот, пес, корова, старушка, пастух, два петуха. В каком стихотворении говорится об этих предметах?
(«Дом, который построил Джек» - перевод с английского С.Я. Маршака)
4. Кто помог падчерице нарвать целую корзину подснежников зимой?
(двенадцать месяцев)
5. Что случилось в сказке «Кошкин дом»?
(пожар)
6. Кто дал приют кошке и ее сторожу коту Василию?
(котята)
7. Кто поселился в «Терем-теремок»?
(лягушка, мышка, петух, еж)
8. Чего боялся Петя?
(темноты)
9. Чем закончилась «Сказка о глупом мышонке»?
(Кошка съела мышонка.)
10. А чем закончилась «Сказка об умном мышонке?
(Мышонок убежал от кошки и вернулся к маме и папе.)
11. Прочитать свое любимое стихотворение С.Я. Маршака.