Технологическая карта по литературному чтению на тему: М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока

М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот».

Цель

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.

Формируемые УУД

- Личностные: Учится самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

- Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу; Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Понимать на слух содержание произведения;

- Познавательные: Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её; Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Основные понятия

Межпредметные связи

Связь с русским языком, живописью

Оборудование

Учебник

Дополнительная литература:

Лист самооценки

Презентация к уроку и т. д.

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

- Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

Слушают учителя, отвечают на его вопросы;

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные

УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме;(Коммуникативные УУД).

2 мин

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Проверим домашнее задание.

Вспомним, какой взгляд на мир мы узнали.

С какими стихотворениями мы познакомились на прошлом уроке.

Читают текст, выдвигают предположения, делают выводы.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

2 мин

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Задачи:

расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

Знакомы ли вы с таким писателем?

Откройте учебник на странице 34.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении?

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушаете.

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения;

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

3 - 5 мин


2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания;

Откройте учебник на стр.34.

Кто герой стихотворения? (Мальчик и воробей)

Что делал мальчик на скамье?

А почему рассердился воробей? (Мальчик не поделился бутербродом)

Какое по настроению это стихотворение?

Что вам кажется смешным? (Воинственное поведение маленького воробья)

Прочитайте самые смешные строчки.

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям;

Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

10 мин.

3.Вторичное чтение. Аналитико - синтетическая работа с текстом.

Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением;

Давайте попробуем прочитать это стихотворение по ролям. Сколько человек должно участвовать в чтении? (Два: автор - рассказчик и воробей)

Познакомимся со следующим стихотворением. Прочитайте фамилию автора и название стихотворение. (С. Махотин «Местный кот»)

Как вы думаете, что значит «местный»? (живущий в одной местности)

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Прочитайте стихотворения.

Кто герой стихотворения? (Рыбак и кот)

Кто рассказал нам эту историю? (Рыбак, автор - рассказчик)

(текст на с.35)

«Коту хочется того же, чего и воробью из стихотворения М. Бородицкой», - сказал Миша. Вы согласны с ним?

Чего же хочется коту? (он хочет есть)

А поведение кота отличается от поведения воробья? (Воробей требует еду, а кот с помощью советов дает понять, что с ним надо поделиться)

Найдите эти советы. (Прибавить глубины, соблюдать обычаи рыбаков)

Какой кот по характеру? (вежливый, рассудительный, хитрый)

Докажите словами из текста.

Найдите значение выражения «прибавить глубины»

А кто знает, что означает слово «обычай»?

Прочитаем стихотворение по ролям. Сколько действующих лиц потребуется? (Два: рыбак и кот)

У кого из вас дома есть животные?

Понимаете ли вы их желания? Расскажите.

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

15мин.

4. Работа учащихся в микрогруппах

Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

Сейчас мы с вами поработаем в микрогруппах.

1 задание. Напишите небольшой рассказ от имени зайца, который встретил детей.

2 задание

Напишите небольшой рассказ от имени белки, который встретил детей.

3 задание Представьте, что вы находитесь рядом с нашими героями. Поделитесь своими впечатлениями.

4 задание. Представьте, что вы попали в этом место, попробуйте сообща написать рассказ о том, что вы увидели, используя свои слова. Рассказ начните так: Однажды мне удалось побывать в этом месте…

5 задание. Сообща напишите рассказ о жителях этого места. Опишите их с помощью своих слов.

6 задание Сообща попробуйте сочинить рассказ о наших героях. Опишите, какими вы их видите.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Учатся работать в различных позициях Читателя - (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД).

5 - 10 мин.

IV. Подведение итога урока.

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.

Итоговые вопросы.

С какими произведениями мы познакомились?

Что их объединяет?

Какой способ увидеть мир по - новому они нам помогли найти? Ребята вы молодцы, хорошо сегодня работали. Открываем дневники, записываем домашнее задание. Выразительное чтение стихотворений. Иллюстрация к любому из стихотворений.

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

5 мин

V. Рефлексия

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.

Если вам было интересно на уроке и вам все понравилось, поднимите зеленый кружок, если вам было скучно-желтый, если не понравилось, синий.

Поднимите свои кружки.

Спасибо за урок.

До свидания.

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).



© 2010-2022