- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья на тему: Забота о здоровье ребенка. Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью
Статья на тему: Забота о здоровье ребенка. Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щипцова С.А. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Щипцова Светлана Александровна
почетный работник общего образования РФ,
учитель начальных классов, заместитель директора
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 61»
г. Астрахань, Астраханская область
«Забота о здоровье ребёнка - это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества».
В. А. Сухомлинский
Забота о здоровье ребенка. Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью. В настоящее время и педагоги, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка», поэтому ребенка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста. Развитие ребёнка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребёнка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, людьми. Секрет этой гармонии состоит в здоровом образе жизни: - поддержание физического здоровья; - отсутствие вредных привычек; - правильное питание; - толерантное отношение людям; - радостное ощущение своего существования в этом мире. До 3-летнего возраста ребёнок не может самостоятельно замечать и объективно оценивать особенности своего организма. Однако уже в этом возрасте, малыш испытывает определённые психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех систем своего организма. На этой ступени своего развития ребёнок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт, в его психике возникает переплетение образно-словесных ассоциаций (это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое), в котором слово «больно» связано с чем-то плохим, неприятным, а слово «здоровый» с чем-то радостным, хорошим. Поэтому именно в этот возрастной период взрослые должны препятствовать формированию нежелательных для развития психики ребенка образно-словесных ассоциаций. Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Привычка - это поведение, образ действий, ставшие для кого-либо в жизни обычными, постоянными. Следует отметить, что привычка чаще всего формируется на основе навыка (навык - это усвоенный, доведенный до автоматизма способ действия). Семья - это основное звено, где формируются полезные и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действие у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но, если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Советы родителям 1.Помнить, что обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводиться в дальнейшем в его будущей семье. Здоровый образ жизни родителей - это гарантия здоровья детей. 2.Не говорить при детях о возможности заболеть, не пугайте их болезнями, лучше укреплять веру в то, что именно здоровье - норма для человека, что они здоровые, крепкие и никакая болезнь им не страшна.
В процессе формирования ценностного отношения к здоровью советуем и рекомендуем родителям помогать своему ребенку; делать по утрам вместе зарядку, заниматься физическими упражнениями, активно использовать элементы спортивных игр: теннис, футбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде, роликах, коньках и т.д. Также можно использовать любую веселую музыку, включить и делать с ребенком разные танцевальные движения и упражнения. Можно сделать для ребенка свой спортивный уголок, тренажеры, где ребенок будет повышать физические качества, двигательные умения и навыки, укреплять здоровье, испытывая радость, бодрость, силы и самостоятельность.
Пример родителей для ребенка очень важен, поэтому взрослые должны вести здоровый образ жизни и отказываться от вредных привычек.
Только тогда ваш ребенок будет здоров и бодр.
Список литературы
Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 41- 43.
Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. - М.: Просвещение,1987. - 114 с.
Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 336с.
[Электронный ресурс]/ Режим доступа: kindergenii.ru/for-teacher/zdoroviesberegaushie-tehnologii.htm