- Преподавателю
- Начальные классы
- Дополнительная образовательная программа Страна Математикус
Дополнительная образовательная программа Страна Математикус
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Охрименко В.В. |
Дата | 22.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа предназначена для развития математических способностей обучающихся 4-х классов, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа «Страна Математикус» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. В основе построения данной программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Цель программы: создание условий для развития познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи: - создание условий для развития мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; - создание условий для развития психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; - создание условий для развития языковой культуры и формирования речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; - создание условий для формирования навыков творческого мышления и развития умения решать нестандартные задачи; - создание условий для развития познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; - создание условий для формирования и развития коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; - создание условий для формирования навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Принципы. Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего: 1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом. 2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности. 3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. 4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. 5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка. 6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления. 7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. 8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка. 9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. 10. Адекватность требований и нагрузок. 11. Постепенность. 12. Индивидуализация темпа работы. 13. Повторность материала. Ценностными ориентирами содержания данной программы являются: - формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений; - формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; - развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; - формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; - формирование пространственных представлений и пространственного воображения; - привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие. К репродуктивным относятся: а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу, б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков. Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера. Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний. Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий. Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля. Виды деятельности: - творческие работы, - задания на смекалку, - лабиринты, - кроссворды, - логические задачи, - упражнения на распознавание геометрических фигур, - решение уравнений повышенной трудности, - решение нестандартных задач, - решение текстовых задач повышенной трудности различными способами, - выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления, - решение комбинаторных задач, - задачи на проценты, - решение задач на части повышенной трудности, - задачи, связанные с формулами произведения, - решение геометрических задач. Ожидаемые результаты: - при реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении математики; - повысится эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы; - сформируется устойчивый интерес к математике; - школьники раскроют свои способности, научатся самовыражаться и самореализоваться в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностными результаты
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей.
- Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
- рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
- словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
- наглядные пособия и иллюстрации.
- тренировочные упражнения;
- практические работы.
- сообщение готовой информации.
- выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
№ п/п Дата Наименование базовых тем
Теория
Практика 1
Вводная беседа. Историческая страничка
+
2
Инсценировка рассказа «Числа - великаны»
+ 3
Задачи в стихах. Игра «У кого какая цифра»
+ 4
Продолжение работы по теме «Задачи в стихах. Игра «У кого какая цифра»»
+ 5
Практическая работа. «Математика и конструирование»
+
6
Продолжение работы по теме «Практическая работа. «Математика и конструирование»»
+ 7
Весёлый счет. Игра «Удивительный квадрат»
+ 8
Продолжение работы по теме «Весёлый счет. Игра «Удивительный квадрат»»
+ 9
Развивающая геометрия
+ 10
Продолжение работы по теме «Развивающая геометрия»
+ 11
Игра «Решай, смекай, отгадывай»
+ 12
Продолжение работы по теме «Игра «Решай, смекай, отгадывай»»
+ 13
Историческая страничка. Задача - шутка
+
14
Практическая работа. «Математика и конструирование»
+
15
Продолжение работы по теме «Практическая работа. «Математика и конструирование»»
+ 16
Отгадывание ребусов. Игра «Весёлый счет»
+ 17
Продолжение работы по теме «Отгадывание ребусов. Игра «Весёлый счет»»
+ 18
Задачи в стихах. Игра «Действие знаю»
+ 19
Продолжение работы по теме «Задачи в стихах. Игра «Действие знаю»»
+ 20
Развивающая геометрия
+ 21
Продолжение работы по теме «Развивающая геометрия»
+ 22
Весёлые цепочки. Игра «Задумай число»
+ 23
Продолжение работы по теме «Весёлые цепочки. Игра «Задумай число»»
+ 24
Математическая олимпиада
+ 25
Продолжение работы по теме «Математическая олимпиада»
+ 26
Практическая работа. «Математика и конструирование»
+
27
Продолжение работы по теме «Практическая работа. «Математика и конструирование»»
+
28
Закрепление по теме «Практическая работа. «Математика и конструирование»»
+ 29
Игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке»
+ 30
Математическая викторина «Весёлые математики»
+ 31
Продолжение работы по теме «Математическая викторина «Весёлые математики»»
+ 32
Ребусы. Игра «Волшебный циферблат»
+ 33
Продолжение работы по теме «Ребусы. Игра «Волшебный циферблат»»
+ 34
Страничка из истории. Игра «Переставь местами две фигуры»
+
35
Игра «Определи маршрут корабля»
+ 36
Продолжение работы по теме «Игра «Определи маршрут корабля»»
+ 37
Математические лабиринты. Игра «Не собьюсь»
+ 38
Продолжение работы по теме «Математические лабиринты. Игра «Не собьюсь»»
+ 39
Развивающая геометрия
+ 40
Продолжение работы по теме «Развивающая геометрия»
+ 41
Практическая работа. «Математика и конструирование»
+
42
Продолжение работы по теме «Практическая работа. «Математика и конструирование»»
+
43
Закрепление по теме «Практическая работа. «Математика и конструирование»»
+ 44
Выпуск математической газеты
+ 45
Продолжение работы по теме «Выпуск математической газеты»
+ 46
Математический КВН
+ 47
Продолжение работы по теме «Математический КВН»
+ 48
Итоговое занятие
+
Содержание программы: Математические игры:
- «Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
- Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
- Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
- Игры с набором «Карточки-считалочки» - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ.
- Математические пирамиды.
- Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
- «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
- Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
- Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
- Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
- Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
- Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
- Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
- Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
- Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Учебно-методическое обеспечение
- Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство "Первое сентября" - 2010 г.
- Гейдман Б.Г. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 - 4 классы».М.: «Аирис-пресс» - 2009 г.
- Голубь В. Т. «Графические диктанты» М. : «ВАКО» -2008 г.
- Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство "Учитель", 2007 г.
- Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2012.
- Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). - Волгоград: Учитель. 2013.
- Савенков А. И. « Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
- Савенков А. И. «Развитие познавательных способностей.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
- Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство "Астрель", 2014.
- Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа - М.: ВАКО, 2004.
- Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей. Практикум» М.: Издательство «У - Фактория» 2011.
- Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. - Ростов-на-Дону: "Деникс", 2013.
- Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. М.: РОСТкнига-2010.
- Электронные образовательные ресурсы.
Материально-техническое обеспечение
Кабинеты начальных классов
Компьютер ПЭВМ «АКС» 2шт.
Интерактивная доска 80» IQBoard ET A080, 2шт.
Проектор Optoma 2шт.
Веб камера Genios SP-S350 2шт.
Телефонно-микрофонная гарнитура Sven AP -875 2шт.
Комплект инструментов классных 2шт.
Документ-камера Aver Vizion 2шт
Тележка-хранилище для подзарядки ноутбуков 2шт.
Нетбук 15 шт.
МФУ 2 шт.
Фотоаппарат Canon 2 шт.
9