Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с ФГОС, «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа», концепции «Перспективная начальная школа», на основе Концепции стандарта второго поколения и авторской программы Чураковой Н.А. «Литературное чтение».

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • приобретения умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
  • формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Общая характеристика учебного предмета Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с ФГОС, концепцией «Перспективная начальная школа», «Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа» и на основе авторской программы «Литературное чтение» Чураковой Н.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). Общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом составляет 40 часов 4 часа в неделю. Место учебного предмета в учебном плане Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Литературное чтение» выделяется 444 часа, в 1 классе 40 ч (4 ч в неделю). Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения форми­руется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями(базовыми ценностями):добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Вклад курса в решении основных педагогических задач

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Особенности содержания учебной деятельности учащихся

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Планируемые результаты изучения курса Метапредметные:

  • самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, задан­ные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать инфор­мацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структу­ру, выразительные средства текста;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
  • использовать формальные элементы текста (напри­мер, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • составлять на основании текста небольшое монологи­ческое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта под­вергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информа­ции и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочи­танного или прослушанного текста.

Предметные:

обучающиеся к концу первого года обучения должны иметь общее представление:

  • о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докуч­ная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
  • об отличии фольклорного текста от литературного;
  • об отличии поэтического текста от прозаического;
  • о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
  • о том, что такое рифма.

В результате изучения литературного чтения ученик должен

Знать:

  • наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;
  • содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

  • читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух; 40- 45 слов в минуту молча;
  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
  • находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
  • отличать монолог от диалога;

задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения






Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося,ч.

Из них

Теоретическое обучение,ч

Экскурсии

1

На огородах Бабы-Яги

10

10


2

Пещера Эхо

7

7


3

На пути в Волшебный лес

2

2


4

Клумба с Колокольчиками

4

4


5

В лесной школе

5

5


6

Музей Бабы-Яги. Тайна особого зрения

6

6


7

На выставке рисунков Юрия Васнецова

6

5

1


Итого

40

39

1


Содержание учебного предмета На огородах Бабы-яги (10ч.) знать:

  • смысл слова «докучать»;
  • законы построения докучной сказки;

  • особенности построения считалок;

  • жанр «закличка», его особенности.

уметь:
  • работать с книгой, находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»;
  • выразительно читать, сочинять докучные сказки;

  • разгадывать загадки, сочинять загадки;

  • ориентироваться в книге.
Начало пути: волшебные предметы и помощники. Законы докучной сказки.Секреты считалок. Древние считалки. Тайны загадок. Как устроена загадка. Заклички: обращение к Природе.Трудности скороговорок. Пещера Эхо (7ч.) знать:
  • содержание произведения
уметь:
  • отличать прозаическое произведение от стихотворного
  • рифмовать слова

Хвосты слов.Созвучные концы слов.Рифма и смысл.Шуточные стихи. На пути в Волшебный лес (2ч.) знать:

  • композиционныеособенности кумулятивной сказки

уметь:
  • от­вечать на вопросы по со­держанию прослушанно­го, прочитанного;
  • выра­зительно читать
Сказка-цепочка. Клумба с Колокольчиками (4ч.) знать:
  • средства выражения авторскогоотношения к изображаемому

уметь:
  • участвовать в диа­логе при обсуждении произведения;

  • обнаруживать при­ём звукописи в прозаиче­ском и поэтическом тек­стах

Звучащие стихи. Звукопись в поэзии и прозе. В лесной школе (5ч.) знать:

  • малые фольклорныежанры: считалка, скороговорка.

уметь:

  • Различать жанры про­изведений: малые фольклорные жанры (считалка, скоро­говорка), стихотворение.)

Считалка, скороговорка или дразнилка?Чувство юмора в поэзии.Стихи про девочек и мальчиков.Фантазия в поэзии.

Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения (6ч.) знать:

  • название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель)

уметь:

  • выражать соб­ственное отно­шение к каждому из героев.

Особый взгляд на мир Что видит и слышит поэт На выставке рисунков Юрия Васнецова (6ч.) знать:

  • Произведения устного народного творчества.

уметь:

  • Соотносить текст с иллюстрацией;

  • находить в тексте парную рифму;

  • выразительно читать;

  • соотносить текст и иллюстрацию.

Прибаутка и небылица. Дразнилка, прибаутка или небылица? Искусство иллюстрации: что видит художник. Рифмующиеся слова и изображения

© 2010-2022