- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа литературное чтение Школа 2100
Рабочая программа литературное чтение Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Снакина А.С. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании кафедры
учителей начальных классов
Руководитель кафедры
_____________________
Протокол № 1 от
«» августа 2015г.
Заместитель директора по УВР
Л.В. Лавренюк
« » 2015г.
Директор МБОУ гимназия №44
Л.С. Жуковская-Латышева
Приказ № от
« » 2014г.
Протокол №
_____________ Широглазова В.В.
___________Пивоварова Т.С.
от «___ » _____________ 201 г.
«___» _________________ 201 г.
Приказ от №
Рабочая программа Наименование учебного предмета _Литературное чтение ___ _________ ____________________ Класс____________4Б____________________________________________________________________________ ___ Уровень общего образования начальное общее образование Учитель Снакина Алла Сергеевна ____________________________________________________ ______________________ Срок реализации программы___2015-2016 учебный год____________________________________________________ _________ Количество часов по учебному плану всего 136 часов в год; в неделю 4 часа Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Примерной основной образовательной программы. В 2-х Книгах. Книга 2. Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. Образовательная система «Школа 2100» 2012г. Учебник «В океане света» 1,2ч. авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева; М.БАЛАСС 2013г. Министерством образования и науки РФ. (название, автор, год издания, кем рекомендовано) Рабочую программу составил (а)______________________________________________________Снакина А.С. _________
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Чиндиловой «Литературное чтение» (Образовательная система «Школа 2100»).
Согласно учебному плану гимназии на изучение курса выделено 136 часов (4 часа в неделю).
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
• освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
• овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
• воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
• формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей при взаимодействии с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий, воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни
Формы организации образовательного процесса:
- Метод сотрудничества;
- Методики проектирования;
- Деятельностный подход;
- Работа по алгоритму.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты: - формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества; - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; - развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; -наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - использование знаково-символических средств представления информации о книгах; - активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач; - использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; - - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты: - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий; - использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста пo аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; - развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и при выявлении качества освоения учащимися знаниями и овладения предметными и метапредметными УУД, требования к уровню подготовки учащихся задаются в соответствии с требованиями ФГОС НОО на двух уровнях:
- учащиеся научатся;
- учащиеся получат возможность научиться.
Выявление уровня овладения учащимися предметными, надпредметными и личностными УУД наиболее приемлемыми являются следующие формы контроля достижений учащихся:
Проверочные работы - 7
Обучающие сочинения - 5
Учебно-тематический план по курсу «Литературное чтение»
-
Тема блока
Количество часов
Примечание Любимые книги У истоков русской детской литературы XIX век. Путешествие продолжается… Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями
9
20
45
62
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
136 часов (4 часа в неделю) Произведения современной детской литературы разных жанров (9 ч).
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (20 ч).
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (45 ч).
Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров. Детская литература XX в. (62 ч).
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920-1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930-1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960-1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Планируемые результаты освоения предмета
Предметные результаты
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
-самостоятельно находить ключевые слова;
-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
-формулировать основную мысль текста;
-составлять простой и сложный план текста;
-писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
-аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
-понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
-иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
-самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
-относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
-относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
-видеть языковые средства, использованные автором.
-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
-составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
-учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
-выполнять творческие задания по прочитанному тексту;
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
-самостоятельно находить ключевые слова;
-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
-вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;
-формулировать основную мысль текста;
-составлять простой и сложный план текста;
-писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой
-аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
-понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
-иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других
-самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
-относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
-относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
-видеть языковые средства, использованные автором
Метапредметные результаты
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные универсальные учебные действия:
-отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
-пересказывать текст по плану;
-структурировать знания при сопоставлении текстов;
-применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
-искать информацию, представлять найденную информацию;
-уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
-знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
-участвовать в учебном диалоге;
-принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих;
-участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих Познавательные универсальные учебные действия:
-пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
-понимать структуру построения рассуждения;
-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
-создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия:
-выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
-устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
-проявлять самостоятельность в групповой работе;
-контролировать свои действия в коллективной работе;
-выбирать способы деятельности в коллективной работе;
-осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты
Личностные результаты
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
-интерес к содержанию и форме художественных произведений;
-интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
-интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
-основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
-эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
-чувство сопричастности своему народу;
-понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
-общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; -чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; -понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы; -понимания своей семейной и этнической идентичности; -любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа; -чувства ответственности за мир природы; -умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; -первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; -понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
-
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
-
Компьютер с учебным программным обеспечением.
-
Ксерокс и принтер.
-
Магнитофон.
Информационное обеспечение образовательного процесса
- БДЭЭ: Детский энциклопедический словарь (CD).
Литература для учителя
1. Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова, М.А.Яковлева; БАЛАСС 2015г. Методические рекомендации по литературному чтению для 4 класса.
2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. /Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна. - Изд.2-е, доп.- БАЛАСС 2011г. Сборник программ
3.Р.Н.Бунеев. Е.В.Бунеева; БАЛАСС 2013г. Учебник «Литературное чтение» для 4 класса
Литература для ученика
1. Р.Н.Бунеев. Е.В.Бунеева; БАЛАСС 2013г. Учебник «Литературное чтение» для 4класса
2. Р.Н.Бунеев. Е.В.Бунеева; БАЛАСС 2013г. Тетрадь по литературному чтению для 4 класса
3. Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А.Козлова, О.В.Чиндилова; БАЛАСС 2011г. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального
образования для 4 класса.
Наглядные пособия.
Портреты писателей
Художественная литература