Рабочая программа литературное чтение Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа литературное чтение Школа 2100Рабочая программа литературное чтение Школа 2100Рабочая программа литературное чтение Школа 2100Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры

учителей начальных классов

Руководитель кафедры

_____________________

Протокол № 1 от

«» августа 2015г.

Заместитель директора по УВР

Л.В. Лавренюк

« » 2015г.

Директор МБОУ гимназия №44

Л.С. Жуковская-Латышева

Приказ № от

« » 2014г.

Протокол №

_____________ Широглазова В.В.

___________Пивоварова Т.С.

от «___ » _____________ 201 г.

«___» _________________ 201 г.

Приказ от №



Рабочая программа Наименование учебного предмета _Литературное чтение ___ _________ ____________________ Класс____________4Б____________________________________________________________________________ ___ Уровень общего образования начальное общее образование Учитель Снакина Алла Сергеевна ____________________________________________________ ______________________ Срок реализации программы___2015-2016 учебный год____________________________________________________ _________ Количество часов по учебному плану всего 136 часов в год; в неделю 4 часа Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Примерной основной образовательной программы. В 2-х Книгах. Книга 2. Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. Образовательная система «Школа 2100» 2012г. Учебник «В океане света» 1,2ч. авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева; М.БАЛАСС 2013г. Министерством образования и науки РФ. (название, автор, год издания, кем рекомендовано) Рабочую программу составил (а)______________________________________________________Снакина А.С. _________

подпись расшифровка подписи

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Чиндиловой «Литературное чтение» (Образовательная система «Школа 2100»).

Согласно учебному плану гимназии на изучение курса выделено 136 часов (4 часа в неделю).

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

• освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

• овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

• воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);

• формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей при взаимодействии с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий, воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни

Формы организации образовательного процесса:

  • Метод сотрудничества;
  • Методики проектирования;
  • Деятельностный подход;
  • Работа по алгоритму.
Используемые технологии: Технология проблемного диалога Технология оценивания учебных успехов Групповая работа

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты: - формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества; - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; - развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; -наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - использование знаково-символических средств представления информации о книгах; - активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач; - использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; - - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты: - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий; - использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста пo аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; - развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и при выявлении качества освоения учащимися знаниями и овладения предметными и метапредметными УУД, требования к уровню подготовки учащихся задаются в соответствии с требованиями ФГОС НОО на двух уровнях:

- учащиеся научатся;

- учащиеся получат возможность научиться.

Выявление уровня овладения учащимися предметными, надпредметными и личностными УУД наиболее приемлемыми являются следующие формы контроля достижений учащихся:

Проверочные работы - 7

Обучающие сочинения - 5

Учебно-тематический план по курсу «Литературное чтение»




Тема блока

Количество часов

Примечание Любимые книги У истоков русской детской литературы XIX век. Путешествие продолжается… Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями

9

20

45

62




Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

136 часов (4 часа в неделю) Произведения современной детской литературы разных жанров (9 ч).

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы (20 ч).

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (45 ч).

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров. Детская литература XX в. (62 ч).

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920-1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930-1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960-1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

Планируемые результаты освоения предмета

Предметные результаты


Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

-самостоятельно находить ключевые слова;

-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

-формулировать основную мысль текста;

-составлять простой и сложный план текста;

-писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

-аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

-понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

-иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

-самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

-относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

-относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

-видеть языковые средства, использованные автором.

-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

-подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

-составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

-учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;

-выполнять творческие задания по прочитанному тексту;

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

-самостоятельно находить ключевые слова;

-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

-вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

-формулировать основную мысль текста;

-составлять простой и сложный план текста;

-писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой

-аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

-понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

-иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

-самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

-относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

-относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

-видеть языковые средства, использованные автором




Метапредметные результаты

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные универсальные учебные действия:

-отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

-пересказывать текст по плану;

-структурировать знания при сопоставлении текстов;

-применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

-искать информацию, представлять найденную информацию;

-уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

-знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

-выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

-участвовать в учебном диалоге;

-принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих;

-участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;

-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.


Регулятивные универсальные учебные действия:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих Познавательные универсальные учебные действия:

-пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

-понимать структуру построения рассуждения;

-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

-создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия:

-выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

-устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

-проявлять самостоятельность в групповой работе;

-контролировать свои действия в коллективной работе;

-выбирать способы деятельности в коллективной работе;

-осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты



Личностные результаты

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

-интерес к содержанию и форме художественных произведений;

-интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

-интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

-основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

-эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

-чувство сопричастности своему народу;

-понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

-общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.


-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; -чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; -понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы; -понимания своей семейной и этнической идентичности; -любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа; -чувства ответственности за мир природы; -умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; -первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; -понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  • Компьютер с учебным программным обеспечением.

  • Ксерокс и принтер.

  • Магнитофон.


Информационное обеспечение образовательного процесса

  1. БДЭЭ: Детский энциклопедический словарь (CD).
2. Газета «1 сентября». - Режим доступа : festival.1september.ru 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru 4. Школа 2100. - Режим доступа: yandex.ru 5. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа : uroki.ru 6. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193 7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа : km.ru/ed 8. Учительская газета. - Режим доступа : ug.ru


Литература для учителя

1. Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова, М.А.Яковлева; БАЛАСС 2015г. Методические рекомендации по литературному чтению для 4 класса.

2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. /Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна. - Изд.2-е, доп.- БАЛАСС 2011г. Сборник программ

3.Р.Н.Бунеев. Е.В.Бунеева; БАЛАСС 2013г. Учебник «Литературное чтение» для 4 класса

Литература для ученика

1. Р.Н.Бунеев. Е.В.Бунеева; БАЛАСС 2013г. Учебник «Литературное чтение» для 4класса

2. Р.Н.Бунеев. Е.В.Бунеева; БАЛАСС 2013г. Тетрадь по литературному чтению для 4 класса

3. Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А.Козлова, О.В.Чиндилова; БАЛАСС 2011г. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального

образования для 4 класса.

Наглядные пособия.

Портреты писателей

Художественная литература



© 2010-2022