Конспект мультимедийного урока «Путешествие по Москве»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира 2 класс «Путешествие по Москве»

Предмет: Окружающий мир (УМК «Школа России», А. А.Плешаков)

Учитель: Зых Евгения Владимировна

Тема: Путешествие по Москве.

Тип урока: : метапредметный урок усвоение новых знаний

По форме организации: комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, групповая)

Цели:

1. Совершенствовать представление учащихся о столице нашей Родины - Москве, познакомить учащихся с историей возникновения Москвы; понятием «план местности»;

2. Формировать у учащихся образ современной Москвы, изучая достопримечательности столицы;

3. Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами;

4. Создать условия для воспитания коллективизма.

5. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Оборудование:

мультимедийный проектор (для анонсирования темы урока);

выставка литературы по данной теме;

план центра города Москвы;

раздаточный материал для завершения работы с путеводителем, клей;

листы «Проверь себя»;

листы с пословицами о Москве;

листы с дополнительным материалом о достопримечательностях столицы.

Ход урока

1.Актуализация знаний

Цель: знать, что такое карта, уметь читать карту, знать условные знаки.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас -
Мир окружающий у нас сейчас.

Улыбнитесь друг другу. Подарите друзьям и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Проверка домашнего задания

Сегодня, по дороге в школу, я случайно услышала такой разговор трех мальчиков: Первый мальчик: Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык. Второй мальчик: А я подавно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского, знаю еще иностранный язык. Третий мальчик: А я знаю еще третий язык - географический. С ним не заблудишься. Это язык карт. - Как вы думаете, с кем из ребят можно смело путешествовать? Почему? (Ответы детей.) - Что такое карта? (Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.) - Как вы понимаете выражение «язык карты»? (Ответы детей.) - Ну что ж, давайте проверим, как вы знаете язык карт... - Как определить по карте стороны горизонта? (Север - вверху, юг - внизу, восток - справа, запад - слева.) (слайд6) - Что обозначают на карте различные цвета? (Синий - моря, реки, озера; зеленый, желтый, коричневый - суша. Зеленый и желтый - равнины. Зеленый - низменности, желтый - возвышенности. Коричневый - горы.) - Расскажите, как правильно показывать объекты на настенной карте. (Ответы детей.) Найдите на карте следующий объект: Екатеринбург, Москву

2.Новый материал

Мы с вами начинаем путешествовать по нашей стране.

Для чего люди путешествуют?

Первым местом куда мы отправимся будет главный город нашей страны.

Как он называется? Почему главный?

Кто назовет тему сегодняшнего урока?

Путешествие по Москве.

О чем узнаем на уроке? Когда? Где и кем была основана Москва. (вопросы на доске)

Когда узнали люди о Москве?

Кто основал Москву?

Где была основана Москва?

Начинаем наше путешествие. Оно будет виртуальным значит должны представить себе будто мы летим на самолете.

Из какого города начнем путь? Покажите где находится на карте.

В каком направлении будем двигаться?

Вот мы добрались до Москвы.

3. Работа с учебником с 98

Что вы уже знаете о столице?

Читаем 1 абзац.

О чем из него узнали?

(скажите друг другу)

1 слайд.

Князь Юрий Владимирович Долгорукий - основатель города Москвы - древней столицы Русского государства - Москвы первопрестольной. В «Повести о начале Москвы» записана легенда, в ней рассказывается, что князь Юрий Владимирович Долгорукий, возвращаясь из Киева во Владимир, остановился в местечке, где находились села, принадлежавшие боярину Кучке Ивановичу. Чванливый боярин не оказал подобающей чести князю, за что и был им казнен. На месте полюбившихся ему сел, принадлежавших боярину Кучке, Юрий Долгорукий велел «соделати мал древян град. И прозвал (его) званием Москва-град по имени реки текущей под ним».

2 слайд.

А как была основана Москва?

Ученик: Город получил название по реке Москве. Ученые предполагают, что название пошло от древнеславянского корня "моск" или "мозг", что значит "мокнуть"(а места здесь, действительно, в древности были болотистые). Значит, название "Москва" имеет смысл - "топкая, болотистая, мокрая". Вероятно, такой ее впервые увидели наши далекие предки - славяне больше тысячи лет назад - топкой, болотистой.

3 слайд

А в каком году основали Москву?

Узнаем решив примеры. Разделимся на две группы. 1 группа назовет две первые цифры и запишет их на доске, это будет сумма всех результатов действий, 2 группа две других цифры

(на доске четыре квадрата куда вписываем цифры)

Карточки: 1 группа 2 группа

11 - 7= 20 - 10=

0 + 2= 9 + 8 =

12 - 9= 26 - 18 =

8 - 6 = 10 + 2=

Итог: ответили на первые вопросы: когда, кем, где?

У каждого города есть своя символика. Есть она и у Москвы. Что это? (герб, флаг, гимн)

4 слайд

Кто изображен на гербе и флаге?

(Георгий Победоносец)

Георгий Победоносец - в христианской религии святой. В Древней Руси Г. П. часто изображался на княжеских печатях и монетах, в царской России - на государственном гербе.

(послушаем гимн Москвы)

4. Работа с планом

Москва - огромный город. Число жителей нашей столицы превысило 11 миллионов человек . В нём около 4 тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе очень сложно, особенно тем, кто приехал в Москву в первый раз.

IV. Создание проблемной ситуации

Можем ли мы с нашей картой путешествовать по Москве? Почему?

Что же может помочь нам гостям Москвы достаточно легко ориентироваться в городе?

- Выход есть. Путешествовать по Москве нам поможет план

Что такое план?

Смотрим учебник

План - это чертеж местности

О чем можем прочитать на плане? (в Москве много разных достопримечательностей)

Какие достопримечательности есть в столице. Нужно постараться их запомнить.

1.Храм Христа Спасителя. Этот храм решили возводить в Москве в честь воинов русской армии, павших в Отечественной войне 1812 года. От решения до строительства прошли десятилетия. Русский народ собирал деньги на постройку храма. Деньги везли в Москву отовсюду. Храм строили почти 50 лет. Это было белокаменное сооружение с золотыми куполами. На мраморных плитах высечены имена павших за Отечество. Но в 1913 году его взорвали и открыли на его месте бассейн. Спустя еще 50 лет снова начался сбор денег на восстановление храма. Сегодня он снова стоит на месте и имеет тот же вид, что и 100 лет назад.

2.Сердце Москвы - Красная площадь

Ученик: Красная площадь - сердце Москвы. В древности Красная площадь называлась Торгом. Целый день шла здесь бойкая торговля. Здесь собирались и москвичи, и приезжие из других городов. Часто возникали пожары на площади, где горели торговые ряды. Когда площадь была отстроена красивыми каменными зданиями, то она стала называться Красная . Красная - значит красивая .

Одним из самых красивых сооружений города является Кремль. Сначала стены Кремля были деревянными, затем они были сделаны из белого известняка. Белокаменный Кремль простоял более 100 лет. Кремль - сердце нашей земли, с ним связаны многие страницы русской истории.


Триумфа́льная а́рка - архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.

В России триумфальные арки впервые устраивал Пётр Великий. Они назначались для торжественных въездов полководцев и возводились при входах в столицы. Первые ворота устроены были в 1696 году по возвращении из-под Азова и в 1703 году, когда Пётр I чествовал Шереметева, Репнина и Брюса, своих сподвижников по завоеванию Ингерманландии, а также праздновал закладку новой столицы. Тогда в Москве было устроено трое ворот:

у Заиконоспасского монастыря,

у Ильинских ворот и

у Мясницких ворот.

Все они были украшены живописью и статуями, с надлежащими надписями. Во второй раз, в честь Полтавской победы, было устроено в Москве 7 триумфальных ворот

Останкинская телевизионная башня - символ российского телевидения. Это самое высокое здание в Европе. Автор проекта, Николай Васильевич Никитин, положил в основу образ перевернутого цветка лилии. Для туристов открыты лишь немногие объекты башни. Это ресторан «Седьмое небо», балкон и три смотровые площадки. Ресторан медленно вращается вокруг оси здания, что позволяет увидеть всю панораму города.

Парк Победы или Поклонная гора - мемориальный комплекс победы в Великой Отечественной войне был открыт 9 мая 1995 года к 50-летию великой Победы. 30 апреля 2010 года на Поклонной горе в торжественной обстановке был зажжён Вечный огонь от частички Вечного огня с Могилы Неизвестного Солдата .

На территории парка расположены Центральный музей Великой Отечественной войны, монумент Победы и три храма, сооруженные в память о погибших в Великую Отечественную войну.

На площади Победителей, которая является главной в Парке Победы, возвышается обелиск высотой 141,8 метров. Эта высота напоминает нам о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны. На стометровой отметке закреплена бронзовая фигура богини Победы - Ники. У подножия обелиска, установлена статуя святого Георгия Победоносца, который копьем поражает змея - символ зла.

Большой театр расположенный в центре столицы, на Театральной площади, является одним из символом России, блестящего мастерства ее артистов. Его талантливые исполнители: вокалисты и артисты балета, композиторы и дирижеры, балетмейстеры известны во всем мире. Более 800 произведений было поставлено на его сцене

Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н.И.Сац - театр в Москве, первый в мире музыкальный театр для детей и юношества. Носит имя основателя - выдающегося деятеля российской советской культуры Наталии Ильиничны Сац.

Цирк Никулина на Цветном бульваре - один из старейших российских цирков, место с очень богатой историей. Он был основан в 1880 году и на его манеже в свое время выступали самые знаменитые артисты и сам Юрий Никулин. Цирковые представления в Московском Цирке Никулина на Цветном Бульваре заслуженно считаются одними из самых зрелищных и увлекательных в России. Сейчас директор цирка сын Никулина Максим.

Теа́тр звере́й имени В. Л. Дурова или «Уголок дедушки Дурова» - театр в Москве, в котором актёрами выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие.

Театр основан Владимиром Леонидовичем Дуровым, основателем знаменитой династии, потомки которого и сейчас работают в театре. Сам Владимир Дуров был известным цирковым артистом, клоуном, дрессировщиком, писателем.

В своём театре он ввёл новые методы дрессуры - без хлыста и палки. Он учил с добротой и пониманием относиться к животным, его театр служил не только развлечению, но и образованию как детей, так и взрослых.

Сегодня в театре работают Большая и Малая сцены, аттракцион «Мышиная железная дорога» и музей.

Третьяковская галерея (известна также как Третьяковка) - художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в инженерном корпусе «Русская живопись XI - начала XX в» (Лаврушинский переулок, д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.

Всероссийский выставочный центр (ВВЦ) - это старейший выставочный комплекс Москвы. Территория занимает около 250 га и небольшой город.

Началась его история 1 августа 1939 года - в тот день в Москве была открыта самая большая сельскохозяйственная выставка Мира, которая демонстрировала успехи советских колхозов. А сам комплекс получил название Всесоюзная сельскохозяйственная выставка.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова -один из старейших и крупнейших университетов России, один из центров отечественной науки и культуры. C 1940 года носит имя Михаила Ломоносова. Создание его было предложено Михаилом Ломоносовым. Декрет о создании университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной. В память о дне подписания указа ежегодно в университете отмечается Татьянин день

«Олимпийский Комплекс Лужники» - крупнейший спортивно-развлекательный комплекс в России и Европе. Территория Лужников занимает площадь свыше 180 га, на которой расположены разнообразные объекты, предназначенные для проведения спортивных соревнований, концертов, других мероприятий и занятия спортом. Важнейшими сооружениями являются Большая спортивная арена , Малая спортивная арена, Дворец спорта, Плавательный бассейн, Спортивный городок и другие. В 1980 году спортивный комплекс принял несколько этапов Олимпиады.

Резиденция Деда Мороза в Москве. Тот, кто думает, что Дед Мороз работает только 31 декабря, сильно заблуждается! У него, как и у любого современного волшебника, насыщенная жизнь: работа круглый год, важные встречи, торжественные мероприятия в кругу друзей и родственников - многочисленных братьев. Чтобы все везде успевать, волшебнику пришлось завести себе дом и в Москве, где он каждый год проводит много времени, а 18 ноября отмечает свой день рождения.

Национальный парк «Лосиный остров» расположен в Москве и является не большим, его протяженность составляет 10 км. История этого заповедника начинается с конца 18 века, а с 1710 года лесной массив получил свое название, которое и используется до сих пор. В парке можно увидеть жизнь животных в привычной для них среде обитания. В заповеднике живут не только лоси, но и кабаны, бобры, стадо пятнистых оленей и других животных. Здесь вам расскажут об их образе жизни.

Московский зоопарк - один из самых больших и старых зоопарков России. Основан в 1864 году. В его коллекции представлены более тысячи видов животных. В зоопарке регулярно проводятся экскурсии, учебные занятия со школьниками, выездные лекции с демонстрацией прирученных животных.

Парк Сокольники

Вот и завершили наше путешествие.

Представим себе, что приехали домой и надо рассказать родителя, что видели и запомнили. Какие памятники, площади запомнили?

( работа в Рабочей тетради)

Наклеить картинки по названиям

Слайд проверяем

Кто сделал все правильно зеленый флажок, кто допустил ошибки - красный

VII. Рефлексия.

Сегодня на уроке я….(слайд 31)

  • Удивился

  • Понял

  • Узнал

  • Научился

  1. Вот и завершилась наша экскурсия по Москве.

  2. Было ли вам интересно?

  3. Какое у Вас было настроение в течение урока?

VIII. Домашнее задание. (слайд3)

  • Учебник: с.100-104., кроссворд «Путешествие по Москве» , доклады о башнях Кремля






© 2010-2022