Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми.

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35

с углубленным изучением отдельных предметов»

(МАОУ «СОШ № 35»)

«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 35 №-a

шöр школа» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение

(«35 - а ШШ МАВУ»)

Конспект урока по внеклассному чтению (2 класс)

Тема: Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми.





Разработала: Потолицына Ольга Васильевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 35 с углубленным

изучением отдельных предметов.






Сыктывкар 2015

Цель: через художественное своеобразие произведений коми авторов раскрыть красоту зимней природы родного края. , развивать национальную гордость, любовь к родному краю, обычаям, языку, культуре народов Коми;

Задачи:

  • Совершенствовать навыки работы с текстом, учить словесному рисованию;

  • воспитывать чувство прекрасного, интерес к живописи, поэзии коми народа

  • развивать творческое воображение,

  • развивать способность внимательного отношения к авторскому слову.

  • Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.

  • Способствовать развитию воображения учащихся.

  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине, к родной природе.

Учебные материалы: тема урока «Зимушка-зима»; рисунки к загадкам: снеговик, дом, дерево, снегирь, сугроб, сосульки, снежная туча, снег; иллюстрации учащихся о зиме; хрестоматия по коми литературе для 2 класса"Север мой неповторимый",2 снеговика для рефлексии, репродукции картин коми художников.

Оборудование: учительский ноутбук, экран, мультимедиапроектор.

1.Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы будем мыслить, сочинять, слушать, творить, рисовать. Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на плодотворную работу.

2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, посмотрите на этот рисунок. На мой взгляд, на нём очень пусто, и поэтому сложно понять, что хотел рассказать нам художник. (На доске изображены дом и дерево) Давайте дополним этот рисунок. Я буду загадывать вам загадки, а отгадками мы будем дополнять наш рисунок.

1. Его слепили в декабре у катка во дворе.

Он на ветру стоит с метлой, неуклюжий и смешной. (Снеговик)

2. На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев - …(Снегирей)

3. Выпал снег чистейшей пробы,
Из него везде ... (Сугробы)

4. Свисает с крыши длинный гвоздь -
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт (сосулька)

5. Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала
На поля, озёрышки
Белый пух да пёрышки. (Снежная туча)

6. Вился, вился белый рой,

лег на землю - стал горой. (Снег)

(Учитель дополняет рисунок изображением снеговика, снегиря, сугроба, сосулек, тучи.)

- Какая красивая картина у нас получилась. Давайте подберём название для неё. Как бы вы её назвали? ( Предложения детей)

- Что указывает именно на зимнее время года?

Тема урока.

- Значит, какова тема сегодняшнего урока по литературному чтению? Слайд2

(Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми)

3.Постановка учебной задачи.

- Мы сегодня будем говорить не просто о зиме , а о зиме в произведениях наших коми поэтов, писателей, художников. Нас приглашает в свои покои удивительная красавица - северная коми зима.

4. Беседа.

- Ребята, а вы любите зиму? Почему? Ответы детей.

5. Рассматривание рисунков детей о зиме.

Учитель открывает иллюстрации, приготовленные на доске.

- Расскажите, что вы изобразили на ваших рисунках? Какой образ зимы вы создали в своих творениях? Какая она зимушка зима?

6. Учащиеся выходят к доске и рассказывают, что они изобразили на своих рисунках. 2-3 чел.

7. Ознакомление с художниками Республики Коми.

- А теперь посмотрим, какой видят зиму наши коми художники .

ВИТАЛИЙ ФЕДОРЧУК

На первый взгляд может показаться, что пейзажи Виталия Федорчук однообразны Но приглядевшись, понимаешь ,сколько душевного тепла вложено в каждую картину.(На первый взгляд такую простую и обыденную).

Слайд 3 Слайд 4

Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми. Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми.

"Без названия" "Зима на даче",

художник В. Федорчук художник В. И. Федорчук

- Каким настроением проникнута картина?

-Какое название Вы бы дали этой картине?

СЕРГЕЙ КИСЕЛЁВ

Белый мягкий снег преображает природу - пушистыми шапками ложится на ветви деревьев, широким ковром покрывает лесные поляны, холмы и долины. Это хорошо видно на картине С. Киселёва.

Слайд5

Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми.

Киселёв Сергей. На лыжне вдоль р.Кия-Ю "Зимой люблю прокатиться на лыжах. У нашего села вдоль небольшой лесной речушки проходит лыжня, и заметив яркий солнечный просвет меж деревьев, решил зафиксировать это на холсте. Почти весеннее солнце, радость движения и аромат хвои - вот из чего эта картина."

НИКОЛАЙ ЖИЛИН

Слайд 6

Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми.

"Зима" Ф. Сметанин

Народный художник Республики Коми

С детских лет, наделенный обостренным чувством понимания красоты окружающего мира, он вдохновенно воспевает ее в живописных полотнах.

ФЁДОР СМЕТАНИН

А вот как видит наш Коми край другой известный коми художник Фёдор Сметанин.

Слайд 7 Слайд 8Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми.

Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми.

Ф.Сметанин "Димка" "Кожва", художник Ф. Д. Сметанин

8. С какими художниками мы сейчас познакомились?

Скажите, какая из картин передает образ суровой , холодной зимы? Почему?

Чьи картины Вам больше запомнились?

9. Физкультминутка.

Вечер зимний в небе синем

(встать из-за стола)

Звезды синие зажег

(встать на носки, потянуться)

Ветви сыплют синий иней

(потряхивая руками, потихоньку сесть)

На приснеженный снежок

10. Работа с хрестоматией.

- Давайте откроем хрестоматию стр. 13 , как называется раздел? (Картины природы)

- Какие поэты и писатели писали о зиме?

(Учащиеся отвечают: П.Образцов, И. Коданёв).

11. Ознакомление с коми поэтами .

Слайд 9

Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми.

Пантелеймон Образцов. Стихотворения Пантелеймона Образцова о самом разнообразном, что происходит в нашей жизни. Это и морозная северная зима, жаркое лето, золотая осень и журчанье весенних ручьев. Герои его стихов - и дети и взрослые. Он рассказывает о разных профессиях: монтера, маляра, кузнеца… Маленькие герои книг Пантелеймона Образцова очень трудолюбивы, они всегда стараются помогать старшим. Малыши вместе с мамой делают уборку, ходят за водой, моют посуду.

- Работать будем группами.

Учащиеся объединяются в группы по 6 человек. Учитель выдает карточки с заданием, дети выполняют.

ПАНТЕЛЕЙМОН ОБРАЗЦОВ
СЕВЕР МОЙ
Вот он, север мой суровый!
Полюбуйся. Посмотри:
На лугу ковер пуховый,
На деревьях снегири.
Шапки белые на крышах,
Горы снега во дворе.
Дед - Мороз узоры пишет
На потеху * детворе.
Но и он бывает лютым,
Добродушный Дед - Мороз.
И себя ты как не кутай,
Прошибет порой до слез.
Слышен в воздухе морозном
Скрип полозьев за версту.
И трещат от стужи сосны,
Птицы мерзнут на лету...

Задания к тексту:
Прочитайте выразительно.

Какие картины зимы нарисовал поэт в стихотворении? Какие слова и выражения помогают вам представить эти картины?
Похоже ли это стихотворение на сказку? Докажите.
Докажите, что автору удалось изобразить особенности северной зимы.
Какие приметы зимы выделил поэт? С каким чувством он пишет о зиме? Почему вы так думаете?
Что воспевает автор в стихотворении?
Почему автор озаглавил стихотворение «Север мой», а не «Север мой суровый»?
П .Образцов. (стр.14)

Затейница-зима.

Весёлая,

Морозная

Затейница-зима

Одела в платье звёздное

Деревья и дома.

Всё в серебре,

Всё в инее,

И голубой дымок

Восходит к небу синему

Прозрачен и легок.

Задания к тексту.

Прочитай выразительно.

Какие чувства вызвало у Вас это стихотворение?

Какие приметы зимы выделил поэт?

Что бы Вы нарисовали на рисунке к этому стихотворению?

Какова главная мысль стихотворений П. Образцова?

Почему поэт так назвал своё стихотворение?

Придумайте своё заглавие к стихотворению.

13. Выступления учащихся от каждой группы.

- С какими стихотворениями П. Образцова мы познакомились?

14. Физкультминутка для глаз. Слайд

15. Создание своего стихотворения о зиме (синквейна).

- Сейчас мы попробуем создать свое стихотворение о зиме - синквейн. Вспомним, как оно строится?

( синквейн создается следующим образом: первая строчка - существительное, вторая строчка - три прилагательных, третья строчка - три глагола, четвертая строчка - предложение о предмете, последняя строчка - существительное или словосочетание, отражающее главную мысль всего произведения.)

- Я Вам предлагаю зимнее слово ЗИМА(МОРОЗ )… (Учащиеся совместно с учителем составляют синквейн, учитель записывает на доске.)Со вторым словом составляют сам-но.

Зима! Мороз!

Снежная, холодная, красивая - Лютый ,безжалостный ,обжигающий

Наступила, прилетела, запорошила, Трещит,замораживает,леденит

Покрыла земллю снежным одеялом! Сковывает реки льдом

Волшебница. Хозяин

Чтение получившихся синквейнов.

16. Ознакомление с писателями коми края. Слайд 10

- Наше путешествие по зимней сказке продолжается.

- Кому из животных всего труднее в зимние морозы?

- Конечно птицам. Мы сейчас прочитаем рассказ нашего земляка, писателя, Ивана Коданёва.

Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми. Вся его жизнь была связана с нашей суровой коми землёй. Он родился и жил на земле Коми, которая стала для писателя его малой и большой родиной. Иван Коданёв родился в старинном коми селе Слобода, что на левом берегу красавицы- Эжвы, Наблюдая за природой, он с детства учился понимать язык леса, познавать жизнь его обитателей. В нём от рождения были заложены навыки его предков, веками жившиих средь густых лесов и хрустальных рек. Его произведения учат добру, бережному отношению к окружающей нас природе.

ИВАН КОДАНЕВ
УТКИ - ЗИМОВЩИЦЫ (текст читает учитель или заранее подготовленный ученик)
С приходом зимы многие птицы покидают наши края. В сентябре улетают кулики, кряквы, чирки. Следом за ними с насиженных мест тянутся чайки, гуси, лебеди, журавли.
Дольше всех задерживаются черные утки; или синьги, как их у нас прозывают.Гнездятся они в тундре. Еще в конце октября их можно встретить на Вычегде, на реках Сысола, Вымь. Уже идет шуга, вот-вот реки станут, а черные утки еще облетывают берега в поисках корма, будоражат тишину своим криком. Бывают случаи, когда подранок (раненая утка), отбившись от стаи, зимует. Но редко выживает в суровую зиму…
Километрах в двадцати от Сыктывкара есть озеро Койты. Заядлые рыбаки ездят туда на лов.
Как - то в марте и я поехал на озеро. В это время еще стоят морозы, дуют северные ветры.
Мне сказали, что почти на середине озера есть полынья* - по всей видимости, к этому месту просачиваются родниковые воды, не дают сковать льдом.
Я шел берегом, выглядывая эту полынью. Потом решил бурить лунку здесь же, у берега. Свернул и неожиданно вышел к полынье. Не успел ступить на лед, как с воды с громким криком поднялись три черные утки и полетели в густой кустарник. Я так и замер. Утки?! В начале марта? Да как же они перенесли сорокоградусные морозы, где скрывались, коротали длинные северные ночи, чем питались, когда кругом - сплошной лед?! Ну и дела…
На обратном пути повстречал на санях двух колхозниц из деревни Койтобыж, они Ехали за сеном. Я начал расспрашивать, женщины оживились:
- Как же, знаем, - отвечали. - Этих утей почти каждый день видим! А живут под стогами, под сеном, кормятся в полынье… Так и зимуют. Теперь уж весна скоро… Мы и сено - то из - за них не брали. На ночь забьются в него и спят, а днем - к воде… Вот ведь как!
Я поехал с женщинами к стогам, чтобы посмотреть на чудесных «зимовщиков». Но уток там не оказалось - наверное, улетели на озеро. Я долго их ждал, но так и не дождался. Они не покидали полынью…
Задания к тексту:
Какую интересную историю о черных утках рассказал нам автор?
Что еще о жизни птиц осенью вы узнали из этого рассказа?
Почему после некоторых предложений автор поставил не точку, а многоточие? Какие чувства он пытался передать в этом произведении? Попробуйте передать это при чтении.
Кто является рассказчиком в произведении? Что вы можете сказать о его отношении к природе?

17. Итог урока.

-Вот и подошёл к концу наш урок. Каких коми художников запомнили?

- Рассказы какого коми автора мы сегодня читали?

- Стихи какого поэта слушали?

- Какое из заданий на уроке вы выполняли с удовольствием?
- Какое задание вам пришлось выполнить с затруднениями?
18. Рефлексия.
- Оцените своё настроение с помощью снеговиков :они у нас тоже необычные, сказочные- если настроение радостное, бодрое -снеговик с улыбкой, если печальное, грустное -унылый снеговик.

Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми. Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Республики Коми.

- Молодцы! Спасибо за урок.





© 2010-2022