Исследовательская работа «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

VII школьная ученическая конференция проектно - исследовательских работ «Культура. Дети. Молодежь»







Исследовательская работа


«Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»




Выполнил:

Тазетдинов Даниил

обучающийся 4 б класса

МБОУ «СОШ с. Птичник»

Руководитель:

Назарчук Лариса Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с. Птичник»






2014

Оглавление

Введение

  1. История Петергофского парка - славная история русской культуры

  2. Фонтаны Петергофа

    1. Большой каскад

    2. Террасные фонтаны
    3. Фонтаны «Чаши»
    4. Каскад «Шахматная гора».
    5. Фонтан «Сноп»
    6. Фонтаны - шутихи
    7. Фонтан «Пирамида»
    8. Фонтан «Солнце»
    9. Фонтан «Адам и Ева»
Заключение Список используемой литературы





















Введение Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние человека. Не зря многие предпочитают проводить по возможности свои выходные и отпуска на побережье моря, берегу реки или озера. В городах пруды и фонтаны являются излюбленными местами встреч жителей и проведения мероприятий.

Петра Великого каприз
Весь соткан из фонтанных брызг.
В короне этот бриллиант
Сияет ярко, как талант.

Пленяет водяной каскад;
Возьми фигуру наугад
И будешь ей обворожен,
Палитре красок поражен.

Ведь, в брызгах преломляясь, луч
Здесь многоцветен и певуч.
Подобен музыке фонтан -
Пример для европейских стран.


В этом стихотворении говорится о знаменитых Петергофских фонтанах. Появление этого чуда стало возможным благодаря инициативе Петра I, который собственноручно разработал проект водного парка. Почти вся история человечества связана с фонтанами. И впервые увидев фонтаны Петергофа, я был поражен их красотой и изящностью. Я видел фонтаны в таких городах как Владивосток, Барселона, но фонтаны Петергофа показались мне неповторимыми и величественными. Сегодня Петергофский парк фонтанов является объектом культурного наследия России, и представляют собой уникальную ценность не только для россиян, но и для жителей других стран. Актуальность темы моей работы "Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России" обусловлена возникшим у меня интересом к истории создания парка фонтанов в Петергофе и его роли в развитии культуры нашей страны. В качестве объекта мы рассматриваем: Процесс создания парка фонтанов в Петергофе. Предметом исследования является: Роль строительства парка фонтанов Петергофа в развитии культуры. Цель моей работы заключается в определении роли создания парка фонтанов Петергофа в развитии культуры России. Данная цель реализуется в решении следующих задач: - рассмотреть историю создания парка фонтанов в Петергофе; - изучить историю его развития; - проанализировать деятельность Петергофского парка фонтанов и установить его роль в культуре; Гипотеза исследования заключается в том, что Петергофский парк фонтанов представляют больший интерес для потенциальных потребителей культурных услуг и играет значительную роль в развитии культуры России. Методы исследования: теоретический анализ, классификация, сравнение, наблюдение, беседы, опрос. Основные понятия, рассматриваемые в работе: - фонтан (итал. fontana, от лат. fons - источник), 1) бьющая вверх струя (воды, нефти и т. д.). 2) Архитектурно оформленный источник; декоративное сооружение, служащее основанием или обрамлением льющих вверх или стекающих струй воды. - каскад - искусственный или небольшой естественный водопад, низвергающейся несколькими уступами; - культура - это понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В нашем случае мы рассматриваем культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории - культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

  1. История Петергофского парка - славная история русской культуры.
История Петергофского парка - славная история русской культуры. Название «Питергоф» (в переводе с немецкого - «Петров двор») впервые упоминается 13 «сентября 1705 года в «Походном журнале» самого Петра I. Предлагаю обратиться к истории создания парка - фонтанов в Петергофе. Итак, в 1714 году у Петру I пришла в голову идея сотворить нечто более шикарное, чем Версаль. Если верить планам и разработкам, оставшимся с тех времен, то можно сказать, что разработчиком и оформителем являлся сам Петр. Идея создания летней резиденции (место для отдыха) выражала идею торжества России над поверженной Швецией. Местность для постройки загородной резиденции русских императоров, а ныне всемирно известной «столицы фонтанов» - Петергофа было выбрано на южном берегу Финского залива в 29 км от Санкт- Петербурга. Петр не случайно выбрал именно это место для строительства Петергофа. Обследуя местность, он обнаружил несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами, которые позволили бы осуществить мечту Петра и создать парковый ансамбль, состоящий из множества фонтанов. Первым ведущим исполнителем замыслов Петра I был архитектор И.-Ф. Браунштейн, а создание водопроводящей системы для фонтанов было поручено обучавшемуся в Голландии и во Франции русскому мастеру Василию Туволкову. Под его руководством в течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал. Канал - одно из старейших сооружений Петергофа, обозначенный уже на первых планах, которые набросал сам Петр I. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней более десяти его собственноручных набросков, еще большее число чертежей с петровскими надписями, Канал начали прокладывать в 1715 году одновременно со строительством Верхних палат. Канал стал транспортной артерией и парадным въездом в Петергоф. Облицованный гранитом и украшенный золочеными маскаронами Морской канал составляет одну из главных достопримечательностей Петергофа, наглядно демонстрируя неразрывную географическую и художественную связь приморской резиденции с водным пространством. По каналу из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, и здесь можно было устроить лишь небольшие по высоте струи-фонтаны. Иное дело - Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Канал делит его на две части, условно именуемые «западная» и «восточная». В восточной находятся дворец Монплезир, каскад «Шахматная гора» и Римские фонтаны, фонтаны «Пирамида», «Солнце», фонтаны-шутихи. В западной части расположены павильон Эрмитаж и дворец Марли, каскад «Золотая гора», Менажерные фонтаны и клоши. Вода в этих фонтанах с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах парка. Найденные еще Петром I принципы водоснабжения действуют и поныне, свидетельствуя о таланте основателя Петергофа. Открытие загородной резиденции состоялось 15 августа 1723 года. Оно было официально отмечено первым большим праздником. Петр сам показывал достопримечательности резиденции «господам чужестранным министрам», Стоя на балконе, Петр сказал французскому послу Компредону: «У вас в Версале нет такого чудного вида, как здесь, где с одной стороны открывается море с Кронштадтом, а с другой виден Петербург». Расчет Петра I был в том, чтобы удивить, поразить величием парка, созданного на севере, среди болот, и ему это удалось. Петергофские фонтаны изумили всех своей красотой и воспринимались как одно из чудес искусства. Это точно подметил А. Бенуа, он сказал: "Фонтаны в Версале - изящное украшение, без которого можно обойтись. Петергоф - резиденция царя морей. Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное". Но противники нововведений Петра, после его отъезда в Москву в 1725, обрекли город и новостройку на полную разруху. Вторую жизнь он обрел уже только в 1730 году, наследница Петра первого, Анна Иоанновна взялась за строительство с новыми силами. В течение десяти лет кипели работы. Был призван лучший зодчий страны - М. Г. Земцов, который восстановил красоту Петергофа. Очень тяжелое время настало с началом Великой Отечественной Войны. В сентябре 1941 года, город стал добычей немецких захватчиков. Здесь они провели более двух лет. За это время они нанесли фонтанам и зданиям большой урон. Они разворовали коллекции, уничтожили сады, взорвали несколько зданий и перекопали всю местность, пытаясь окопаться в этом месте. После войны тысячи петербуржцев были направлены на работы по восстановлению Петергофа. Уже в 1945 был снова открыт Нижний парк, а через год были восстановлены фонтановые системы в центре парка. Это стало возможным благодаря сохранившимся чертежам, а его зеленые насаждения - по старинным садовым описям и довоенным фотографиям.

2.Фонтаны Петергофа Как же выглядят Петергофский парк фонтанов сегодня. 2.1. Большой каскад. Большой каскад - главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа. Размерами, обилием воды, богатством скульптурного декора, графическим разнообразием водометов, композиционным единством и выразительностью всех частей Большой каскад занимает выдающееся место среди известнейших исторических фонтанных сооружений мира. Это блестящий памятник искусства барокко. Центром Большого каскада является Нижний (Большой) грот. Его отделанная туфом наружная стена прорезана пятью высокими арками с замковыми камнями, украшенными золочеными маскаронами. Ограничивают площадку перед Нижним гротом две каскадные лестницы. Семь ступеней каждой из этих лестниц декорированы золочеными барельефами, кронштейнами, струями водометов и золоченой скульптурой, чередующейся с вазами. В центре площадки - фонтан «Корзина», воды которого по трем водопадным ступеням устремляются в ковш. Стена Нижнего грота завершается гранитным карнизом с мраморной, украшенной вазами балюстрадой перед террасой Верхнего (Малого) грота. Современный облик каскада складывался более ста лет. Строительство канала началось в 1715 году, а Нижнего грота - в мае 1716 года. В этом же году в Петергоф прибыл французский архитектор Ж.-Б. Леблон. После смерти Леблона в 1719 году очень недолго строительством руководил И. Браунштейн, и уже в следующем году работы были продолжены итальянским архитектором Н. Микетти. При нем грот украсили камнем и раковинами, а балюстраду - вазами. Немного позднее на террасе над Нижним гротом появились два маскарона Вакха и Нептуна, а между ними в нишах - мраморные бюсты - аллегорические изображения четырех времен года. Здесь же был создан Верхний грот. Микетти уменьшил до семи число ступеней каскада и украсил их барельефами. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года. Летом 1723 года в Нижнем гроте были устроены три фонтана и стол-шутиха, а выход из грота закрывали водяные завесы. В центре площадки перед гротом вздымались 17 струй фонтана «Кольцо». В августе 1723 года состоялся торжественный пуск фонтанов - Большой каскад начал действовать. Но работы продолжались. Вскоре здесь появились фигуры Персея, Актеона, Галатеи, Меркурия и два новых маскарона. Позднее, уже после смерти Петра, в 1735 году в центре ковша был сооружен фонтан «Самсон», а через три года в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы К. Растрелли. На протяжении дальнейших 60 лет каскад и грот неоднократно переделывали, часть барельефов и декоративных элементов исчезла, прекратилось и действие фонтанов в гроте. Император Павел I в конце XVIII столетия вновь обратил внимание на Петергоф. Вместо свинцовой скульптуры появилась бронзовая. Часть статуй была отлита по гипсовым слепкам с античных оригиналов, группа «Вакх с сатиром» воспроизводила известную работу Микеланджело. Группа «Самсон, разрывающий пасть льва» должна была украшать самый мощный водомет Нижнего парка. Решение о сооружении фонтана было принято в 1734 году, когда отмечалось 25-летие разгрома шведских войск под Полтавой. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Сампсония. Скульптура должна была символизировать победу России над Швецией, в гербе которой - лев. В 1736 году все работы были завершены, и фонтан взметнулся на высоту 20 метров. Отлитая из свинца группа «Самсон, разрывающий пасть льва» уже через десять лет потребовала значительной реставрации. Один из крупнейших русских скульпторов М. Козловский, создал новую модель в классицизированных формах. В 1802 году «Самсон» Козловского, отлитый в бронзе, был установлен на сложенный из гранитных глыб пьедестал. У ног героя резвились восемь дельфинов, а в нишах у подножия пьедестала разместились четыре полуфигуры львов, обращенных по сторонам света. К июлю 1806 года каскад предстал в обновленном виде. В течение XIX века Большой каскад дважды капитально ремонтировался и перестраивался. С каждым годом реставрация каскада становилась все более актуальной, и в 1859-1860 годах она все же начинается под руководством Н. Бенуа. Главным стало устройство галерей для осмотра фонтанных труб и прокладка специальных отверстий - люкарн - для вентиляции гротов. Архитектор изменил и рисунок фонтана «Кольцо» на площадке перед входом в Нижний грот. Его переплетающиеся теперь уже 28 струй внешнего кольца дали фонтану новое название «Корзина». Наиболее значительный урон Большому каскаду был нанесен в годы Второй мировой войны. Все декоративные детали и четыре самые крупные скульптуры, которые не успели эвакуировать, пропали. Среди них «Тритоны» и «Волхов», «Нева», «Самсон». Открытие возрожденных фонтанов в Петергофе состоялось 25 августа 1946 года. В следующем сезоне в ковше канала на своем пьедестале появилась мощная фигура «Самсона, разрывающего пасть льва», выполненная по сохранившимся фотографиям скульптором В. Симоновым. Полностью реставрация каскада была закончена в 1950 году. Новая жизнь Большого каскада началась в 1995 году после проведения семилетних реставрационных работ. Необходимость реставрации была продиктована тяжелым состоянием гротов и подземных коммуникаций, обеспечивающих водой многочисленные фонтаны каскада. Торжественный пуск фонтанов обновленного Большого каскада состоялся 4 июня 1995 года. 2.2 Террасные фонтаны. С обеих сторон от Большого каскада расположены небольшие, врезанные в склон беломраморные четырехступенчатые каскады. Их по пять с каждой стороны, и находятся они на равном расстоянии друг от друга по всей ширине партеров. На верхних стенках каскадов поблескивают золотом чередующиеся маскароны, тритоны и нимфы. Вода, льющаяся из них, поступает от фонтанов, расположенных выше на уступе. Каждому каскаду соответствует фонтан с круглым мраморным бассейном и невысокой вертикальной струей.
2.3. Фонтаны «Чаши». У подножия террасных фонтанов посреди Больших цветников находятся два значительных по размерам фонтана, называемых «Чашами». Устройством западного фонтана занимались итальянцы, братья Баратини. Парный к нему восточный фонтан сооружен французом Суалемом. По этой причине фонтаны стали именоваться соответственно Итальянским и Французским. В 1854 году по проекту А. Штакеншнейдера мастера Петергофской гранильной фабрики выполнили из каррарского мрамора чаши, заменившие старые деревянные. 2.4. Римские фонтаны. Это едва ли не самые красивые фонтаны Петергофа. Они представляют собой двухступенчатую конструкцию. Сооружены фонтаны в 1739 году по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова. В 1756 году Ф.-Б. Растрелли разработал архитектурный проект. Сначала этот проект был воплощен в дереве и только в 1800 году - в камне. В отделке фонтанов применены различные породы цветного мрамора и пластика в виде отливающих золотом гирлянд, венков, маскаронов. Фонтаны эти очень похожи на те, что украшают площадь перед собором Святого Петра в Риме, поэтому их назвали Римскими. 2.5. Каскад «Шахматная гора». К площади, где стоят Римские фонтаны, устремляет свои воды один из каскадов Нижнего парка - «Шахматная гора». Снизу и наверху ее - входы в гроты. Вход в верхний грот охраняют три дракона. Из их раскрытых пастей изливаются потоки воды, стекающие по четырем огромным наклонным ступеням. Склоны каскада выложены туфом, а по бокам, вдоль деревянных лестниц стоят десять мраморных статуй античных богов работы итальянских скульпторов. Проект каскада был разработан Н. Микетти и в 1739 году завершен М. Земцовым. Сначала каскад назывался Драконовой горой. Но к середине XVIII века ступени его расписали «под шахматы», и с тех пор за ним утвердилось современное название. 2.6. Фонтан «Сноп». В восточной части Нижнего парка находится Монплезир - любимое детище Петра I. Из высокой тумбы, по конфигурации напоминающей связку колосьев, взмывает мощная струя воды. Ее окружают еще два яруса из 24-х наклонных струй. 2.7. Фонтаны-шутихи. Неизменное внимание посетителей привлекают в Монплезирском саду две скромные белые скамьи с золотыми маскаронами на спинках. Это знаменитые петровские фонтаны-шутихи. Когда-то разгоряченные ассамблейным весельем дамы и кавалеры выходили в садик освежиться, но стоило им приблизиться к скамьям, как тонкие струи воды настигали незадачливых гостей царя. Например «Дубок» с пятью тюльпанами возле него и двумя скамейками. 2.8. Фонтан «Пирамида». В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее виднеется фонтан, особенно поражающий своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает некое триумфальное сооружение. В 1717 году Петр I, будучи во Франции, обратил внимание на водомет в виде трехгранного обелиска. В 1721 году он вспомнил об этом водном монументе и поручил Н.Микетти повторить версальский проект. Спустя три года «Пирамида» - так назвали фонтан, - была пущена. 2.9. Фонтан «Солнце». Рядом с Монплезиром, в центре обширного водоема находится оригинальный и технически сложный фонтан «Солнце». Некогда в этом водоеме содержались огромные осетры, доставлявшиеся в императорские сады с Волги. Здесь же плавали утки, гуси, лебеди. В 1721-1724 годах Н. Микетти установил в нем фонтан с двадцатью дугообразными струями вокруг центрального водяного столба. Полвека спустя архитектор Ю. Фельтен переоборудовал водоем в купальню. Изменился и фонтан: в камеру его цоколя поместили колесо, приводимое в движение водой; эта турбина в свою очередь вращала столб, на вершине которого находились три параллельных диска со 187-ю отверстиями. Вырывающиеся из них струи, в самом деле напоминают расходящиеся солнечные лучи.
  1. . Фонтаны «Адам» и «Ева».
По сторонам Морского канала в глубине парка стоят два одинаковых по декору фонтана. Пересечение аллей образует возле них своеобразные площади, от которых расходятся восемь лучей. Именно здесь находятся старейшие фонтаны Петергофа: «Адам» - в восточной части парка, «Ева» - в западной. Их скульптуры представляют собой вольные копии с известных произведений А. Рицци. Они были заказаны Дж. Бонацца в 1717 году и установлены в восьмигранных бассейнах в окружении 16 бьющих ввысь струй. Сегодня петергофский ансамбль насчитывает более 150 действующих фонтанов и три каскада. Ежегодно «столицу фонтанов» посещают сотни тысяч туристов со всего света, чтобы насладиться зрелищем незабываемого чуда, каким во все времена воспринимался Петергоф. Заключение На этом наша маленькая экскурсия по Петергофскому парку фонтанов заканчивается. Но говорить о них и рассматривать можно бесконечно. Работники парка говорят, что для того, чтобы обойти все дорожки и аллеи (а это около 40-ка километров), посмотреть все достопримечательности, заглянуть в каждый уголок, нужно потратить около десяти дней! Да ещё и этого будет мало! Петергофские фонтаны и сады вдохновляли А.Пушкина и М.Лермонтова, Л. Толстого и Н. Гоголя, А. Блока и А. Ахматову, многих и многих других замечательных поэтов и прозаиков. Музыка великих композиторов П. Чайковского Н. Глинки и Д. Шостаковича, впервые прозвучавшая в Петергофе, до сих пор покоряет людей во всем мире. Грандиозная система дворцово-парковых ансамблей формировалась в течение двух веков. Она стала настоящей и единственной в своем роде наглядной художественной энциклопедией архитектуры, декоративного и садово-паркового искусства. Посещая такие места можно познать ценность, уникальность родной территории и ощутить ее частью нашей огромной страны, почувствовать атмосферу эпохи. Подводя итог работы, хочется отметить, что роль строительства Петергофского парка фонтанов в развитии культуры России огромна и значительна. Она выражена в первую очередь в: - появлении нового вида искусства в России, которое именуется как «Садово - парковое искусство». Данный вид искусства отражает взаимосвязь природы, человека, культуры и истории. - в возникновении курьезов в архитектуре России, которых до строительства Петергофских фонтанов не было. (на примере «Фонтанов - шутих): - появлении в русском языке таких новых слов, как «Фонтан» и «Каскад». Также надо отметь, что Петергофский парк в целом несет выражение исторических событий, творческих созидательных возможностей русского народа. Отличительной особенностью петергофских фонтанов является то, что ни в одном из них для выброса воды не используются насосы Сегодня Петродворец - всемирно известный город-музей под открытым небом. Здесь открыты для обозрения 10 музеев и три парка (Верхний, Нижний и Александрия). В Верхнем саду и Нижнем парке работают три каскада и 173 фонтана. Обычно торжественное открытие фонтанов проходит в конце мая, а церемония закрытия в сентябре. В 1990 г. город и его дворцово-парковые ансамбли были включены в список культурного наследия ЮНЕСКО. В 1997 г. государственный музей-заповедник «Петергоф» был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. В 2013 году за три летних месяца его посетило рекордное количество человек - 3,5 миллиона посетителей. В этом году грандиозное, торжественное шоу-представление в честь открытия петергофских фонтанов произойдет 17 мая. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась. Фонтаны Петергофа действительно шедевр культурного наследия нашей страны и представляют собой уникальную ценность не только для россиян, но и для жителей других стран. Мы должны гордиться им и беречь его для потомков. Список используемой литературы
  1. И.М.Гуревич, В.В. Знаменов «Большой петергофский дворец» Лениздат, 1979.
  2. Р.П.Костылев, Г.Ф.Пересторонина «Петербургские архитектурные стили» СПб «Паритет» 2003г.
  3. «Санкт-Петербург: архитектурные стили» Автор-составитель М.С.Зимина, СПб «Корона принт»2004г.
  4. «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. В.М.Полевого, М «Советская энциклопедия»1986г.
  5. Фредерик Дасса «Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами» М, «Астрель» 2002г.
  6. «Советский энциклопедический словарь» Гл. ред. А.М.Прохоров М, «Советская энциклопедия» 1989г.

Интернет - ресурсы:

1. N:\петр1\Афоризмы и выказывания Петр Первый. htm

2. N:\петр1\Монументальная скульптура. htm

3. N:\петр1\Растрелли Бартоломео-Карло на портале Культура России. htm


© 2010-2022