- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»
Исследовательская работа «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Назарчук Л.В. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
VII школьная ученическая конференция проектно - исследовательских работ «Культура. Дети. Молодежь»
Исследовательская работа
«Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»
Выполнил:
Тазетдинов Даниил
обучающийся 4 б класса
МБОУ «СОШ с. Птичник»
Руководитель:
Назарчук Лариса Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с. Птичник»
2014
Оглавление
Введение
-
История Петергофского парка - славная история русской культуры
-
Фонтаны Петергофа
-
Большой каскад
- Террасные фонтаны
- Фонтаны «Чаши»
- Каскад «Шахматная гора».
- Фонтан «Сноп»
- Фонтаны - шутихи
- Фонтан «Пирамида»
- Фонтан «Солнце»
- Фонтан «Адам и Ева»
-
Введение Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние человека. Не зря многие предпочитают проводить по возможности свои выходные и отпуска на побережье моря, берегу реки или озера. В городах пруды и фонтаны являются излюбленными местами встреч жителей и проведения мероприятий.
Петра Великого каприз
Весь соткан из фонтанных брызг.
В короне этот бриллиант
Сияет ярко, как талант.
Пленяет водяной каскад;
Возьми фигуру наугад
И будешь ей обворожен,
Палитре красок поражен.
Ведь, в брызгах преломляясь, луч
Здесь многоцветен и певуч.
Подобен музыке фонтан -
Пример для европейских стран.
В этом стихотворении говорится о знаменитых Петергофских фонтанах. Появление этого чуда стало возможным благодаря инициативе Петра I, который собственноручно разработал проект водного парка. Почти вся история человечества связана с фонтанами. И впервые увидев фонтаны Петергофа, я был поражен их красотой и изящностью. Я видел фонтаны в таких городах как Владивосток, Барселона, но фонтаны Петергофа показались мне неповторимыми и величественными. Сегодня Петергофский парк фонтанов является объектом культурного наследия России, и представляют собой уникальную ценность не только для россиян, но и для жителей других стран. Актуальность темы моей работы "Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России" обусловлена возникшим у меня интересом к истории создания парка фонтанов в Петергофе и его роли в развитии культуры нашей страны. В качестве объекта мы рассматриваем: Процесс создания парка фонтанов в Петергофе. Предметом исследования является: Роль строительства парка фонтанов Петергофа в развитии культуры. Цель моей работы заключается в определении роли создания парка фонтанов Петергофа в развитии культуры России. Данная цель реализуется в решении следующих задач: - рассмотреть историю создания парка фонтанов в Петергофе; - изучить историю его развития; - проанализировать деятельность Петергофского парка фонтанов и установить его роль в культуре; Гипотеза исследования заключается в том, что Петергофский парк фонтанов представляют больший интерес для потенциальных потребителей культурных услуг и играет значительную роль в развитии культуры России. Методы исследования: теоретический анализ, классификация, сравнение, наблюдение, беседы, опрос. Основные понятия, рассматриваемые в работе: - фонтан (итал. fontana, от лат. fons - источник), 1) бьющая вверх струя (воды, нефти и т. д.). 2) Архитектурно оформленный источник; декоративное сооружение, служащее основанием или обрамлением льющих вверх или стекающих струй воды. - каскад - искусственный или небольшой естественный водопад, низвергающейся несколькими уступами; - культура - это понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В нашем случае мы рассматриваем культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории - культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
- История Петергофского парка - славная история русской культуры.
2.Фонтаны Петергофа Как же выглядят Петергофский парк фонтанов сегодня. 2.1. Большой каскад. Большой каскад - главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа. Размерами, обилием воды, богатством скульптурного декора, графическим разнообразием водометов, композиционным единством и выразительностью всех частей Большой каскад занимает выдающееся место среди известнейших исторических фонтанных сооружений мира. Это блестящий памятник искусства барокко. Центром Большого каскада является Нижний (Большой) грот. Его отделанная туфом наружная стена прорезана пятью высокими арками с замковыми камнями, украшенными золочеными маскаронами. Ограничивают площадку перед Нижним гротом две каскадные лестницы. Семь ступеней каждой из этих лестниц декорированы золочеными барельефами, кронштейнами, струями водометов и золоченой скульптурой, чередующейся с вазами. В центре площадки - фонтан «Корзина», воды которого по трем водопадным ступеням устремляются в ковш. Стена Нижнего грота завершается гранитным карнизом с мраморной, украшенной вазами балюстрадой перед террасой Верхнего (Малого) грота. Современный облик каскада складывался более ста лет. Строительство канала началось в 1715 году, а Нижнего грота - в мае 1716 года. В этом же году в Петергоф прибыл французский архитектор Ж.-Б. Леблон. После смерти Леблона в 1719 году очень недолго строительством руководил И. Браунштейн, и уже в следующем году работы были продолжены итальянским архитектором Н. Микетти. При нем грот украсили камнем и раковинами, а балюстраду - вазами. Немного позднее на террасе над Нижним гротом появились два маскарона Вакха и Нептуна, а между ними в нишах - мраморные бюсты - аллегорические изображения четырех времен года. Здесь же был создан Верхний грот. Микетти уменьшил до семи число ступеней каскада и украсил их барельефами. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года. Летом 1723 года в Нижнем гроте были устроены три фонтана и стол-шутиха, а выход из грота закрывали водяные завесы. В центре площадки перед гротом вздымались 17 струй фонтана «Кольцо». В августе 1723 года состоялся торжественный пуск фонтанов - Большой каскад начал действовать. Но работы продолжались. Вскоре здесь появились фигуры Персея, Актеона, Галатеи, Меркурия и два новых маскарона. Позднее, уже после смерти Петра, в 1735 году в центре ковша был сооружен фонтан «Самсон», а через три года в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы К. Растрелли. На протяжении дальнейших 60 лет каскад и грот неоднократно переделывали, часть барельефов и декоративных элементов исчезла, прекратилось и действие фонтанов в гроте. Император Павел I в конце XVIII столетия вновь обратил внимание на Петергоф. Вместо свинцовой скульптуры появилась бронзовая. Часть статуй была отлита по гипсовым слепкам с античных оригиналов, группа «Вакх с сатиром» воспроизводила известную работу Микеланджело. Группа «Самсон, разрывающий пасть льва» должна была украшать самый мощный водомет Нижнего парка. Решение о сооружении фонтана было принято в 1734 году, когда отмечалось 25-летие разгрома шведских войск под Полтавой. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Сампсония. Скульптура должна была символизировать победу России над Швецией, в гербе которой - лев. В 1736 году все работы были завершены, и фонтан взметнулся на высоту 20 метров. Отлитая из свинца группа «Самсон, разрывающий пасть льва» уже через десять лет потребовала значительной реставрации. Один из крупнейших русских скульпторов М. Козловский, создал новую модель в классицизированных формах. В 1802 году «Самсон» Козловского, отлитый в бронзе, был установлен на сложенный из гранитных глыб пьедестал. У ног героя резвились восемь дельфинов, а в нишах у подножия пьедестала разместились четыре полуфигуры львов, обращенных по сторонам света. К июлю 1806 года каскад предстал в обновленном виде. В течение XIX века Большой каскад дважды капитально ремонтировался и перестраивался. С каждым годом реставрация каскада становилась все более актуальной, и в 1859-1860 годах она все же начинается под руководством Н. Бенуа. Главным стало устройство галерей для осмотра фонтанных труб и прокладка специальных отверстий - люкарн - для вентиляции гротов. Архитектор изменил и рисунок фонтана «Кольцо» на площадке перед входом в Нижний грот. Его переплетающиеся теперь уже 28 струй внешнего кольца дали фонтану новое название «Корзина». Наиболее значительный урон Большому каскаду был нанесен в годы Второй мировой войны. Все декоративные детали и четыре самые крупные скульптуры, которые не успели эвакуировать, пропали. Среди них «Тритоны» и «Волхов», «Нева», «Самсон». Открытие возрожденных фонтанов в Петергофе состоялось 25 августа 1946 года. В следующем сезоне в ковше канала на своем пьедестале появилась мощная фигура «Самсона, разрывающего пасть льва», выполненная по сохранившимся фотографиям скульптором В. Симоновым. Полностью реставрация каскада была закончена в 1950 году. Новая жизнь Большого каскада началась в 1995 году после проведения семилетних реставрационных работ. Необходимость реставрации была продиктована тяжелым состоянием гротов и подземных коммуникаций, обеспечивающих водой многочисленные фонтаны каскада. Торжественный пуск фонтанов обновленного Большого каскада состоялся 4 июня 1995 года. 2.2 Террасные фонтаны. С обеих сторон от Большого каскада расположены небольшие, врезанные в склон беломраморные четырехступенчатые каскады. Их по пять с каждой стороны, и находятся они на равном расстоянии друг от друга по всей ширине партеров. На верхних стенках каскадов поблескивают золотом чередующиеся маскароны, тритоны и нимфы. Вода, льющаяся из них, поступает от фонтанов, расположенных выше на уступе. Каждому каскаду соответствует фонтан с круглым мраморным бассейном и невысокой вертикальной струей.
2.3. Фонтаны «Чаши». У подножия террасных фонтанов посреди Больших цветников находятся два значительных по размерам фонтана, называемых «Чашами». Устройством западного фонтана занимались итальянцы, братья Баратини. Парный к нему восточный фонтан сооружен французом Суалемом. По этой причине фонтаны стали именоваться соответственно Итальянским и Французским. В 1854 году по проекту А. Штакеншнейдера мастера Петергофской гранильной фабрики выполнили из каррарского мрамора чаши, заменившие старые деревянные. 2.4. Римские фонтаны. Это едва ли не самые красивые фонтаны Петергофа. Они представляют собой двухступенчатую конструкцию. Сооружены фонтаны в 1739 году по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова. В 1756 году Ф.-Б. Растрелли разработал архитектурный проект. Сначала этот проект был воплощен в дереве и только в 1800 году - в камне. В отделке фонтанов применены различные породы цветного мрамора и пластика в виде отливающих золотом гирлянд, венков, маскаронов. Фонтаны эти очень похожи на те, что украшают площадь перед собором Святого Петра в Риме, поэтому их назвали Римскими. 2.5. Каскад «Шахматная гора». К площади, где стоят Римские фонтаны, устремляет свои воды один из каскадов Нижнего парка - «Шахматная гора». Снизу и наверху ее - входы в гроты. Вход в верхний грот охраняют три дракона. Из их раскрытых пастей изливаются потоки воды, стекающие по четырем огромным наклонным ступеням. Склоны каскада выложены туфом, а по бокам, вдоль деревянных лестниц стоят десять мраморных статуй античных богов работы итальянских скульпторов. Проект каскада был разработан Н. Микетти и в 1739 году завершен М. Земцовым. Сначала каскад назывался Драконовой горой. Но к середине XVIII века ступени его расписали «под шахматы», и с тех пор за ним утвердилось современное название. 2.6. Фонтан «Сноп». В восточной части Нижнего парка находится Монплезир - любимое детище Петра I. Из высокой тумбы, по конфигурации напоминающей связку колосьев, взмывает мощная струя воды. Ее окружают еще два яруса из 24-х наклонных струй. 2.7. Фонтаны-шутихи. Неизменное внимание посетителей привлекают в Монплезирском саду две скромные белые скамьи с золотыми маскаронами на спинках. Это знаменитые петровские фонтаны-шутихи. Когда-то разгоряченные ассамблейным весельем дамы и кавалеры выходили в садик освежиться, но стоило им приблизиться к скамьям, как тонкие струи воды настигали незадачливых гостей царя. Например «Дубок» с пятью тюльпанами возле него и двумя скамейками. 2.8. Фонтан «Пирамида». В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее виднеется фонтан, особенно поражающий своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает некое триумфальное сооружение. В 1717 году Петр I, будучи во Франции, обратил внимание на водомет в виде трехгранного обелиска. В 1721 году он вспомнил об этом водном монументе и поручил Н.Микетти повторить версальский проект. Спустя три года «Пирамида» - так назвали фонтан, - была пущена. 2.9. Фонтан «Солнце». Рядом с Монплезиром, в центре обширного водоема находится оригинальный и технически сложный фонтан «Солнце». Некогда в этом водоеме содержались огромные осетры, доставлявшиеся в императорские сады с Волги. Здесь же плавали утки, гуси, лебеди. В 1721-1724 годах Н. Микетти установил в нем фонтан с двадцатью дугообразными струями вокруг центрального водяного столба. Полвека спустя архитектор Ю. Фельтен переоборудовал водоем в купальню. Изменился и фонтан: в камеру его цоколя поместили колесо, приводимое в движение водой; эта турбина в свою очередь вращала столб, на вершине которого находились три параллельных диска со 187-ю отверстиями. Вырывающиеся из них струи, в самом деле напоминают расходящиеся солнечные лучи.
- . Фонтаны «Адам» и «Ева».
- И.М.Гуревич, В.В. Знаменов «Большой петергофский дворец» Лениздат, 1979.
- Р.П.Костылев, Г.Ф.Пересторонина «Петербургские архитектурные стили» СПб «Паритет» 2003г.
- «Санкт-Петербург: архитектурные стили» Автор-составитель М.С.Зимина, СПб «Корона принт»2004г.
- «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. В.М.Полевого, М «Советская энциклопедия»1986г.
- Фредерик Дасса «Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами» М, «Астрель» 2002г.
- «Советский энциклопедический словарь» Гл. ред. А.М.Прохоров М, «Советская энциклопедия» 1989г.
Интернет - ресурсы:
1. N:\петр1\Афоризмы и выказывания Петр Первый. htm
2. N:\петр1\Монументальная скульптура. htm
3. N:\петр1\Растрелли Бартоломео-Карло на портале Культура России. htm