УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ «Перспективная начальная школа» СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 2 СКЛОНЕНИЯ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ



«Перспективная начальная школа»


СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

2 СКЛОНЕНИЯ





УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ «Перспективная начальная школа» СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 2 СКЛОНЕНИЯ













Мосолова Жанна Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ Ермолаевской ООШ


2012 г.







СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 2 СКЛОНЕНИЯ

Цель урока: добиться осознания детьми того, что ко II склонению относятся существительные разных родов -мужского (с нулевым окончанием) и среднего, научиться правильно писать безударные падежные окончания существительных 2 склонения.

Задачи урока:

1.Отрабатывать правильно записывать безударные падежные окончания 2 склонения опираясь на вспомогательны слова с ударными падежными окончаниями

2.Развивать речь, память, мышление, воображение, орфографическую зоркость учащихся.

3Воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок получение и совершенствование новых знаний, умений и навыков.

Примененные педагогические технологии:

технология игрового обучения, информационно-коммуникационная,

технология развивающего обучения, уровневой дифференциации.

Оборудование урока:

Каленчук М.Л.. Русский язык: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. - УМК «Перспективная начальная школа»

Н.А.Чуракова, Т.А. Байкова. Обратный словарь.

А.Ю.Москвин. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Центрполиграф, 20006.

Средства ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись «Шум прибоя», презентация.










Ход урока


  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Девиз нашей работы:

Начинается урок,
Он пойдёт нам впрок.
Будем знания добывать.
Чтоб с успехом применять!

СЛАЙД № 1

Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. (Хлопки в ладоши с соседом по парте.)


  1. Формулирование темы и целей урока

На доске записаны слова :, деревня,село,телефон,клубника, окно,ведро, небо,парта,лента

В чем их различие, как можно их разделить на 2 группы?(1 и2 скл)

А теперь , сформулируйте тему нашего урока.

(Существительны 2 склонения.) СЛАЙД № 2

- Почему вы так решили?

(Существительные1 скл мы уже знаем.)

- Определите цель нашего урока, чему мы будем учиться на уроке.

(Будем учиться писать безударные окончания существительных 2 скл) СЛАЙД №3

Но сначала скажите, какие существительные относятся ко 2 склонению?

- Я предлагаю вам открыть учебник на стр 122 и посмотреть, о чём нас сегодня попросит Анишит Йокоповна

(Дети читают)

III Актуализация знаний учащихся

А начинаем мы нашу работу с чистописания

Определите буквы, которые будем писать на минутке чистописания. Они находятся в словах ХЛЕБ И СЕЛО , в корне существительного и обозначают в нем парный глухой твердый согласный звук и парный глухой мягкий согласный звук. Назовите эти буквы. (Это буквы б.с)

ФОНОГРАММА ПРИБОЯ

ЗАКРЫЛИ ГЛАЗКИ И ПОСЛУШАЛИ

Что вы услышали?( Море, Шум волн)

Да, сначала одна волна, потом их две , потом три и так их всё больше и больше СЛАЙД №4

Так и мы будем писать эти буквы,как и волны нарастая

( бс/ббсс//бббссс/// …)

Работа с учебником (коллективная)

А теперь выполняем просьбу АНИШИТ ЙОКОПОВНЫ.

Выделяем вставленные окончания и основу слова

Работа с учебником на стр.123 ответы на вопросы. дети склоняют существительные м.р. и ср.р. с основой на твердый согласный и приходят к выводу, что наборы падежных окончаний в косвенных падежах у них совпадают. обязательно следует сделать акцент на том, что это существительные разных родов, а окончания у них в одинаковых падежах одинаковые (кроме и.п.). следовательно, можно прийти к выводу, что эти существительные склоняются одинаково, т. е. относятся к одному склонению.

№ 114 Работа с книгой и обратным словарём. Перед тем как дети приступят к выполнению задания, необходимо еще раз вернуться к упражнению 108 и вспомнить, какие окончания у существительных II склонения.

СЛАЙД № 5

Ученик у доски ученики склоняют существительные м.р. и ср.р. с основами на мягкий согласный.существительное ср.р. есть в упражнении, а существительное м.р. дети выбирают из обратного словаря (с. 176). например: и.п. (кто? что?) словарь, море Р.п. (кого? чего?) словаря, моря д.п. (кому? чему?) словарю, морю в.п. (кого? что?) словарь, море Т.п. (кем? чем?) словарем, морем П.п. (о ком? о чем?) о словаре, о море


Просклоняв все эти слова какой вывод можем сделать? (Существительные разных родов -м.р. и ср.р., но у них в одинаковых падежах одинаковые окончания, т. е. одинаковые наборы падежных окончаний, следовательно, можно сказать, что они склоняются одинаково - относятся к одному и тому же склонению.)

Работа с правилом

А теперь на стр.124 прочитаем,что нам скажет летучая мышь

После прочтения вопрос:

Как же изменяются сущ ср.р. и м.р.?(одинаково)

Почему?(2 скл.)

ФИЗМИНУТКА

РЕЛАКСАЦИЯ звучит музыка ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Реснички опускаются, глазки закрываются

IV. Воспроизведение ранее изученных знаний и способов деятельности

Работа с компьютером

Кто больше найдёт существительных 2 скл СЛАЙД № 7, 8

Прежде , чем приступить к следующей работе и не наткнуться на камень преткновения

Ой, что я сейчас произнесла?(фразеологизм)

Кто знает, что это такое?Камень преткновения СЛАЙД № 9

Найдём этот фразеологизм в словаре.Дети читают.

Какого склонения слово КАМЕНЬ? ПРЕТКНОВЕНИЕ?

ИТАК, чтобы не наткнуться на камень преткновения , для след .работы, мы должны вспомнить, что надо сделать, чтобы определить падеж им. Существительного(Задать вопрос)

РАБОТА СО СЛАЙДАМИ №№10-25

V. Оперирование знаниями, овладение способами деятельности в (изменённых) новых условиях

1.Словарно-орфографическая работа

Записать самостоятельно по 5 словарных ,диктуя друг другу по очереди сущ 2 скл.

2.Работа в парах

Одновременно учитель работает со слабым учеником

Ученик (Дима Ахмедов)под контролем учителя находит в своём словарике сущ 2 скл.

3.Работа с перфокартами на слайдах.

Вставляем падежные безударные окончания имён сущ.(Дети сами подходят к компьютеру по очереди)Если окончание безударное, то как будем его писать?(Также как ударное)

СЛАД №№25-37

4.Самостоятельная работа по тетради стр.79 №88

Что мы должны вспомнить для выполнения этого задания?

Взаимопроверка.

5.ИГРА «ТИШЕ,ПОЖАЛУЙСТА!»

СЛАЙД № 38

Читается текст вслух

ТИШЕ, ПОЖАЛУЙСТА...

  • Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало.. Веселая, добрая речка.

  • Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя.

Мальчикам выписать сущ 2 скл, а Лизе сущ 1 скл Если слова повторяются не писать дважды.Слова пишем в ИМ. П.

Затем включается проверка

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Садитесь поудобнее,

К концу подходит наш урок.

Теперь нам надо подвести итог

  1. Над какой темой мы сегодня с вами работали?

  2. Существительные каких родов относятся ко 2 скл?

  3. Как же они изменяются?(Одинаково)

Что вам понравилось на уроке? Оцените свою работу.

СЛАЙД №39

VII. Домашнее задание (по выбору учащихся) СЛАЙД №40

а) Тетрадь стр.79 №87

б)Тетрадь стр.80 № 89

Правило уч. стр.124

Прозвенел уже звонок,

Вот и кончился урок!

7

© 2010-2022