- Преподавателю
- Начальные классы
- Коллективизация в СССР в 20е годы
Коллективизация в СССР в 20е годы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гапочка Ю.И. |
Дата | 12.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
П. З.: каковы основные итоги коллективизации?
П. П. З.: соотнесите цели и реальные итоги коллективизации сельского хозяйства.
Ц. У. У.
Образовательные цели:
- подвести учащихся к пониманию причин перехода к политике массовой коллективизации и её главной цели: превращению деревни не только в главный источник продовольствия, но и важнейший источник средств для индустриализации;
- показать, что большевики рассматривали коллективизацию как главный способ социалистического переустройства деревни;
- на основе конкретных фактов ознакомить учащихся с ходом « сплошной коллективизации» в деревне и показать её итоги;
- объяснить, почему коллективизация сопровождалась « политикой ликвидации кулачества как класса»;
- объяснить причины появления статьи Сталина « Головокружение от успехов»;
- сравнить цели и реальные результаты коллективизации сельского хозяйства.
Воспитательные цели:
- прививать учащимся интерес к истории своей страны;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, который ценой страшных потерь и переживаний пытался проложить дорогу к лучшему будущему;
- вызвать дальнейшую заинтересованность учащихся в изучении данного периода.
Развивающие цели:
- развивать у учащихся навыки аналитической деятельности;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
План урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Оргмомент.
Учитель объявляет тип урока, обозначает его тему и актуальность. Кратко характеризует целевую установку урока, план работы над темой. Напоминает о необходимости ведения конспекта в тетради.
Записывают в тетрадь тему и план урока.
II. Эпиграф.
« Создан наш мир на славу, за годы сделаны дела столетий…»
( из песни 1930-х гг)
Учащимся предлагается осмыслить содержание эпиграфа и соотнести с материалом темы урока
III. Изучение нового материала.
1. Предпосылки коллективизации.
Рассказ учителя о положении в деревне, об « антикулацкой линии» второй половины 1920-х гг, о хлебозаготовительном кризисе 1927-1928 гг, поездке Сталина в Сибирь; противостоянии Бухарина, Рыкова, Томского.
Учащиеся кратко записывают основные идеи рассказа.
Вопросы к учащимся:
1. Какие крупные аграрные преобразования, начиная с 1861 г., проводились в государстве?
2. Чем была вызвана необходимость коллективизации: естественным ходом развития страны или насильственным насаждением?
2. Начальный этап коллективизации.
В ходе рассказа учитель показывает, что коллективизация сельского хозяйства рассматривалась большевиками как главный способ социалистического переустройства деревни; знакомит учащихся с тремя формами колхозов: ТОЗы, артели, коммуны; рассказывает об итогах XV съезда партии, о льготах колхозникам и притеснениях кулаков, создании МТС.
3. « Великий перелом».
Статья Сталина от 7 ноября 1929 г. «Год великого перелома». Постановление ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. « О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Провозглашение « политики ликвидации кулачества как класса». Показать, почему в деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Статья
Сталина «Головокружение от успехов». Новая волна раскулачивания весной 1931г.
Вопрос к учащимся : 1. Был ли 1929 г. годом « великого перелома»?
2. Почему политика коллективизации сопровождалась раскулачиванием?
3. Учащимся предлагается предположить дальнейший ход событий в деревне, зная принцип партийного руководства « наступить - отступить».
4. Последствия коллективизации.
Катастрофические результаты сплошной коллективизации: сокращение валового производства зерна, поголовья скота, дезорганизация работы колхозов. Голод 1932-1933 гг, его причины. Закон об охране социалистической собственности. И на этом фоне поставки зерна государству увеличились в 2 раза, город получил « рабочие руки», промышленность была обеспечена необходимым сырьём.
Вопросы к учащимся:
1. Как при сокращении валового сбора зерна удалось увеличить его поставки государству?
5. Вывод.
Ценой колоссальных жертв к 1937 г. в СССР была завершена коллективизация. Главная цель - создание условий для перекачки средств из деревни на нужды индустриализации - была достигнута. Коллективизация проводилась насильственными мерами, сопровождалась массовыми репрессиями не только в отношении кулаков, но и среднего крестьянства. Одним из результатов коллективизации стало безразличие колхозников к обобществлённому имуществу и результатам своего труда.
Вопросы к учащимся:
1. Каковы основные итоги политики коллективизации?
2. Соотнесите цели и реальные итоги коллективизации сельского хозяйства.