Урок русского языка на тему Собираем родственников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК Гармония

М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Русский язык «К тайнам нашего языка» (учебник 2 часть, стр.11-14)

Тема: Собираем родственников.

Класс: 2

Планируемые результаты (Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)

Личностные: Оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, проявляют познавательный интерес, осознают границы собственного знания и «незнания».

Метапредметные

Регулятивные:

принимают и самостоятельно ставят цели и задачи учебной деятельности, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролируют выполнение учебных действий, проявляют начальные формы познавательной и личностной рефлексии, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные:

общеучебные - участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, при списывании применяют освоенную технологию, находят в учебнике требуемую информацию; логические - осмысленно читают тексты, умеют выделять существенную информацию из текста, классифицируют слова в зависимости от вопроса и значения, анализируют, обобщают, делают выводы.

Коммуникативные:

умеют участвовать в диалоге, соблюдая принятые правила общения, формулировать собственные мнения и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.

Предметные: нахождение родственных слов по их признакам, действуя по алгоритму, овладение «секретом корней».

Цель ученика:

Научиться правильно, находить корень в родственных словах

Цель учителя:

Создать условия для развития умения правильно находить корень в родственных словах

Задачи:

- сформировать понятие «родственные слова»,

- продолжить работу с понятием «корень слова»

- учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове;

- развивать мыслительные операции (анализировать, делать выводы).

Проблема:

Какой корень в слове ?

Структура и содержание занятия


Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

1.Самоопределение к деятельности. Орг. Момент

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение

Приветствие

- Проверим готовность. По каким критериям?

Подготовка к работе.

Вспоминают критерии , проверяют свою готовность



















Диалог.

Фронтальная

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», деление слов на части речи.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Работа в тетради.

1.Чистописание.

Какую букву отрабатывали? Оцените записи друг друга в паре.

  1. Работа со словом стол:

Прочитайте слово. Предлагаю исследовать это слово. Какие вопросы, задания можно придумать? Пример: Сколько букв, слогов, согласных, гласных. Составление предложения.

Учитель подводит к подбору родственных слов к слову стол. Запись слов с «окошками» на месте неизученных орфограмм. Выделение корня. Пример: стол, ст.ловая, стол.к, ст.лешница.

Какие знания понадобились при подборе родственных слов? (У родственных слов есть общее значение и общая часть - корень).

.

Учащиеся записывают в тетради число, классная работа. записывают слово стол, заглавную букву С.

Учащиеся работают со словом стол. Рассуждают, записывают.


Предположения детей.






















Работа в тетради Работа в тетради.









Парная















Групповая

3. Постановка учебной задачи.

Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?

Каждая группа работает со своей группой слов.

1 группа - гриб

2 группа - хлопать

3 группа - дар

4 группа - белый

А план работы такой:

  1. Прочитать слова.

  2. Определить, являются ли слова родственными или есть лишние.

  3. Выделить корень.

  4. . Обратить внимание на слово, которое объясняет другие.

  5. Сформулировать правило нахождения родственных слов.

  6. Сформулировать правило написания корня родственных слов.

Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

Сколько правил у нас получится?

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

Слушаем результаты работы групп.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске модель:

Родственные слова

Урок русского языка на тему Собираем родственниковУрок русского языка на тему Собираем родственников

Общее значение Общая часть - корень

О чём говорит эта схема?

Одинаково ли вы написали корень всех родственных слов? Почему?

Сформулируйте правило.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.



Правило нахождения родственных слов.

Сколько групп, столько и правил

Дети работают в группах и формулируют правило.

Запись слов. Выделение корней.

Упр. 290 (с.12)
Работа по учебнику. Проблемная ситуация. Наблюдение. Чтение про себя.

Работа в группах.

Фронтальная.

4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Стр. 7, стр. 11.

Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо будет найти родственные слова.

Составьте алгоритм написания корней родственных слов.

Проговаривают правила.

Сравнивают с учебником, делают вывод.

Высказывают свои варианты, обсуждают, записывают слова, выделяют корень.

Алгоритм : с. 9




С.7 упр.282 С.11упр289 обсуждение

работа в группах

5. Первичное закрепление.

Цель: Построение способа действия

Устанавливает осознанность ситуации

Теперь вы можете самостоятельно работать с родственными словами и выделять

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

- упр 288(работа со словом зима). Упр. 288 Работа в учебники и тетради.

Фронтальная проверка.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: Организация самостоятельной учебной деятельности

Организует деятельность по применению новых знаний.

- Выполните самостоятельно упр. 291

- В упр. 293 ( понадобится словарь с.148-149)

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

- самостоятельно выполняют задание

-отвечают на вопросы к заданию

-определяют часть речи у слов, подписывают. Упр. 291 Упр. 293 (словарь)
Фронтальная проверка. Взаимопроверка.

Самостоятельная

7. Рефлексия деятельности(итог) Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Домашнее задание

Организует рефлексию.


Упр 292, правило с.11

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

- Удалось нам овладеть способом нахождения родственных слов? Как?

Что понравилось на уроке?


- Покажите результат своей работы на уроке с помощью «светофора» - Сколько частей речи теперь можете узнавать?
«светофор»








«пальцы»

Совместная деятельность учащихся и учителя

14


© 2010-2022