Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по УМК «Гармония» на тему С. Л. Прокофьева Сказка про честные ушки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе.

УМК «Гармония»


Учитель Шишкина Л.В.

Тема: С.Л.Прокофьева «Сказка про честные ушки»

Тип урока: комбинированный

Цель: знакомство с творчеством С.Л.Прокофьевой и анализ худ.произведения

Задачи:

1.Образовательные:

- познакомить с биографией С.Л.Прокофьевой, её произведением «Сказка

про честные ушки», его содержанием;

- продолжить работу над совершенствованием навыков чтения:

правильностью, беглостью, скоростью;

- активизировать вдумчивое чтение

2.Развивающие:

- развивать устную речь учащихся;

- развивать образное и логическое мышление;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать умение анализировать, обобщать

3.Воспитательные:

- воспитание нравственности (честности, правдивости) через анализ содержания художественного произведения;

- воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно при работе в паре

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечания

I.Организация детей на занятие

Мир волшебный перед вами

Здесь, за книжными листами

Поздравляет вас звонок,

Начинается урок.

II.Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке литературного чтения вам было задано почитать дома рассказ Л.Н.Толстого «Правда всего дороже» и постараться передать настроение героев произведения. Давайте найдём самого лучшего актёра в чтении рассказа.

3-4 ученика читают

III.Постановка цели урока, сообщение темы

- Рассказ, с которым мы познакомимся сегодня не менее жизненный и вполне мог произойти с одним из нас. Автор С.Л.Прокофьева назвала его «Сказка про честные ушки»

IV.Подготовительная работа

1.Рассказ об авторе.

Софья Леонидовна Прокофьева родилась 14 мая 1928 года. В детстве большую часть времени проводила с няней. От неё и услышала первую в своей жизни сказку. Её отец был художником, дядя - пианистом. Сама окончила институт и стала рисовать иллюстрации к книгам. Довольно много работала для детского театра вместе с другими детскими писателями.. Стремилась создавать героев, понятных детям своим характером, забавных, жизненных.

2.Подготовка к восприятию текста.

- Таким интересным человеком является С.Л.Прокофьева. Настало время познакомиться с рассказом со сказочным названием «Сказка про честные ушки».

- Давайте закроем книги, отложим их на край стола, сядем поудобнее и познакомимся с новыми героями. Во время моего чтения подумайте, есть ли что-то сказочное в рассказе Прокофьевой, и кто стал героем произведения.

V. Первичное чтение

Читает учитель.

Учебники закрыты

VI. Проверка первичного восприятия текста

- Понравилась ли вам сказка?

- С кем произошла прочитанная история?

- Как мама догадалась, что дочка сказала неправду?

- Как вы объясните это поступок девочки?

- Исправила ли девочка ошибку в поведении?

- Какие сказочные моменты вы смогли отметить?

VII. Чтение и анализ произведения

1.Речевая разминка.

- Прежде, чем вы сами прочитаете текст, давайте выполним несколько несложных упражнений, чтобы читать быстро и правильно.

Поработаем со скороговоркой.

Саше дали кашу, а Клаше - простоквашу.

- Для того, чтобы правильно читать нельзя терять ни одной буквы, быть достаточно внимательными. Потренируемся:

полка - полька

зорко - зорька

Ойка - Ольга

разбил - разлил

- Следующее упражнение тоже поможет нам правильно читать. Первый раз трудные слова читаем плавно, по слогам, затем - целыми словами:

кон-фе-та-ми - конфетами

спра-ши-ва-ет - спрашивает

- Вот ещё одно интересное задание - словесная пирамидка, которая читается от вершины к основанию. Готовы ли вы преодолеть её?

Ухо

Ушки

Сушки

Плюшки

Ватрушки

Погремушки

- Следующее упражнение - чтение родственных слов, некоторые из них встретятся нам в тексте.

Чай-чайник-чаепитие.

Краса-красный-красивый-покраснели.

Крик-кричала-закричала.

Сердитый-сердиться-рассердиться.

2.Чтение произведения детьми.

- Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ все вместе: по цепочке, друг за другом. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.

3.Анализ произведения.

1) - Как Ойка разбила чашку?

- Как об этом сказано в тексте?

- Как вы думаете, задавая вопрос «Кто разбил чашку?», мама знала ответ на него? Какой он был?

2) - Найдите в тексте и прочитайте, как оправдалась Ойка. Зачем она придумала такую сказку?

3) - Как отреагировала мама на сказку Ойки? Прочитайте её слова.

-Найдите в тексте, какую сказку мама придумала в ответ.

- Как Ойка повела себя потом?













Анализируется каждая самостоятельная часть произведения

Физкульминутка

Упражнение «Растишка»

Исходное положение: приседание к полу. На слова учителя постепенно поднимаются всё выше и выше, затем возвращаются в исходное положение.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши,

Постепенно поднялись,

Дружно опустились вниз.

VIII.Вторичный синтез

1.- Как по-вашему, какие чувства испытывала Ойка, закрывая уши руками? Почему?

- Как вы считаете, чему научила Ойку история с чашкой?

2.Работа с картинным планом.

- Я приготовила для вас 3 иллюстрации к «Сказке про честные ушки». Назовите их по порядку. Что происходит в каждой части произведения?

3.Работа в парах.

- Сейчас поработаем в парах. На ваших столах лежат конверты с частями пословиц. Вам предстоит собрать их и решить, какая из 4-х пословиц отражает главную мысль рассказа С.Л.Прокофьевой.



Учитель напоминает условия работы в парах

IX. Рефлексия

- С творчеством какой писательницы мы познакомились сегодня?

- Какие моменты её жизни вам запомнились?

- Что вы можете сказать о героине рассказа?

- Как вы думаете, что хотела донести до вас С.Л.Прокофьева?

- Почему нужно говорить правду?

X. Домашнее задание

- Спасибо за отличную работу. Ваше домашнее задание: подготовить выразительное чтение по ролям, отметив в тексте слова каждого из героев. Это значит, что нас ждёт игра «Радиотеатр». Постарайтесь передать чувства Ойки и мамы при разговоре друг с другом.



© 2010-2022