- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по УМК «Гармония» на тему С. Л. Прокофьева Сказка про честные ушки
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по УМК «Гармония» на тему С. Л. Прокофьева Сказка про честные ушки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шишкина Л.В. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе.
УМК «Гармония»
Учитель Шишкина Л.В.
Тема: С.Л.Прокофьева «Сказка про честные ушки»
Тип урока: комбинированный
Цель: знакомство с творчеством С.Л.Прокофьевой и анализ худ.произведения
Задачи:
1.Образовательные:
- познакомить с биографией С.Л.Прокофьевой, её произведением «Сказка
про честные ушки», его содержанием;
- продолжить работу над совершенствованием навыков чтения:
правильностью, беглостью, скоростью;
- активизировать вдумчивое чтение
2.Развивающие:
- развивать устную речь учащихся;
- развивать образное и логическое мышление;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать умение анализировать, обобщать
3.Воспитательные:
- воспитание нравственности (честности, правдивости) через анализ содержания художественного произведения;
- воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно при работе в паре
Ход урока
Этапы
Содержание
Примечания
I.Организация детей на занятие
Мир волшебный перед вами
Здесь, за книжными листами
Поздравляет вас звонок,
Начинается урок.
II.Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке литературного чтения вам было задано почитать дома рассказ Л.Н.Толстого «Правда всего дороже» и постараться передать настроение героев произведения. Давайте найдём самого лучшего актёра в чтении рассказа.
3-4 ученика читают
III.Постановка цели урока, сообщение темы
- Рассказ, с которым мы познакомимся сегодня не менее жизненный и вполне мог произойти с одним из нас. Автор С.Л.Прокофьева назвала его «Сказка про честные ушки»
IV.Подготовительная работа
1.Рассказ об авторе.
Софья Леонидовна Прокофьева родилась 14 мая 1928 года. В детстве большую часть времени проводила с няней. От неё и услышала первую в своей жизни сказку. Её отец был художником, дядя - пианистом. Сама окончила институт и стала рисовать иллюстрации к книгам. Довольно много работала для детского театра вместе с другими детскими писателями.. Стремилась создавать героев, понятных детям своим характером, забавных, жизненных.
2.Подготовка к восприятию текста.
- Таким интересным человеком является С.Л.Прокофьева. Настало время познакомиться с рассказом со сказочным названием «Сказка про честные ушки».
- Давайте закроем книги, отложим их на край стола, сядем поудобнее и познакомимся с новыми героями. Во время моего чтения подумайте, есть ли что-то сказочное в рассказе Прокофьевой, и кто стал героем произведения.
V. Первичное чтение
Читает учитель.
Учебники закрыты
VI. Проверка первичного восприятия текста
- Понравилась ли вам сказка?
- С кем произошла прочитанная история?
- Как мама догадалась, что дочка сказала неправду?
- Как вы объясните это поступок девочки?
- Исправила ли девочка ошибку в поведении?
- Какие сказочные моменты вы смогли отметить?
VII. Чтение и анализ произведения
1.Речевая разминка.
- Прежде, чем вы сами прочитаете текст, давайте выполним несколько несложных упражнений, чтобы читать быстро и правильно.
Поработаем со скороговоркой.
Саше дали кашу, а Клаше - простоквашу.
- Для того, чтобы правильно читать нельзя терять ни одной буквы, быть достаточно внимательными. Потренируемся:
полка - полька
зорко - зорька
Ойка - Ольга
разбил - разлил
- Следующее упражнение тоже поможет нам правильно читать. Первый раз трудные слова читаем плавно, по слогам, затем - целыми словами:
кон-фе-та-ми - конфетами
спра-ши-ва-ет - спрашивает
- Вот ещё одно интересное задание - словесная пирамидка, которая читается от вершины к основанию. Готовы ли вы преодолеть её?
Ухо
Ушки
Сушки
Плюшки
Ватрушки
Погремушки
- Следующее упражнение - чтение родственных слов, некоторые из них встретятся нам в тексте.
Чай-чайник-чаепитие.
Краса-красный-красивый-покраснели.
Крик-кричала-закричала.
Сердитый-сердиться-рассердиться.
2.Чтение произведения детьми.
- Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ все вместе: по цепочке, друг за другом. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.
3.Анализ произведения.
1) - Как Ойка разбила чашку?
- Как об этом сказано в тексте?
- Как вы думаете, задавая вопрос «Кто разбил чашку?», мама знала ответ на него? Какой он был?
2) - Найдите в тексте и прочитайте, как оправдалась Ойка. Зачем она придумала такую сказку?
3) - Как отреагировала мама на сказку Ойки? Прочитайте её слова.
-Найдите в тексте, какую сказку мама придумала в ответ.
- Как Ойка повела себя потом?
Анализируется каждая самостоятельная часть произведения
Физкульминутка
Упражнение «Растишка»
Исходное положение: приседание к полу. На слова учителя постепенно поднимаются всё выше и выше, затем возвращаются в исходное положение.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши,
Постепенно поднялись,
Дружно опустились вниз.
VIII.Вторичный синтез
1.- Как по-вашему, какие чувства испытывала Ойка, закрывая уши руками? Почему?
- Как вы считаете, чему научила Ойку история с чашкой?
2.Работа с картинным планом.
- Я приготовила для вас 3 иллюстрации к «Сказке про честные ушки». Назовите их по порядку. Что происходит в каждой части произведения?
3.Работа в парах.
- Сейчас поработаем в парах. На ваших столах лежат конверты с частями пословиц. Вам предстоит собрать их и решить, какая из 4-х пословиц отражает главную мысль рассказа С.Л.Прокофьевой.
Учитель напоминает условия работы в парах
IX. Рефлексия
- С творчеством какой писательницы мы познакомились сегодня?
- Какие моменты её жизни вам запомнились?
- Что вы можете сказать о героине рассказа?
- Как вы думаете, что хотела донести до вас С.Л.Прокофьева?
- Почему нужно говорить правду?
X. Домашнее задание
- Спасибо за отличную работу. Ваше домашнее задание: подготовить выразительное чтение по ролям, отметив в тексте слова каждого из героев. Это значит, что нас ждёт игра «Радиотеатр». Постарайтесь передать чувства Ойки и мамы при разговоре друг с другом.