- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по познанию мира
Урок по познанию мира
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Казымбетова Р.С. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Познание мира
Тема урока: Что такое горные породы?
Цель урока: Сформировать условия для создания учебной деятельности, в процессе, которой
будут сформированы понятия о горных породах и минералах, их свойства и их использовании людьми
Оборудование: иллюстрации горных пород и минералов и способов их использования, коллекция наиболее распространенных горных пород, схемы, мультимедийная техника.
Задачи:
1 Образовательные:
Сформировать понятия о горных породах и минералах.
Учить распознавать горные породы и минералы.
Учить выделять основные свойства горных пород .
Раскрыть роль горных пород в жизни человека.
2 Развивающие:
Развивать умение проводить наблюдения, классификацию, обобщения.
Развивать логическое мышление на примере установления причинно-следственных связей, внимание, речь ребенка.
3 Воспитательные:
Воспитывать активность личности, умение проявлять инициативу.
Формировать понимание необходимости рационального использования горных пород и минералов.
Ожидаемый результат урока:
1 Открытие субъективно нового знания о горных породах и минералах ,как части неживой природы.
2 Умение распознавать, отличать горные породы
Тип урока: Урок изучения нового материала
Этапы урока:
1 Актуализация (воспроизведение имеющихся знаний, опыта у детей о составе гор)
2 Постановка проблемы.
3 Поиск, открытие нового.
4 Закрепление материала.
5Подведение итогов, домашнее задание.
Ход урока
1 Актуализация
- Наша планета - это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки.
-Кто из вас знает, как называется каменная оболочка Земли? (литосфера)
- Из чего она состоит? (из камней и почвы)
-Кто из вас был в горах? Из чего состоят в основном горы? (из камней)
-Как, по другому, можно назвать камни, из которых сложена литосфера и горы? (горные породы) А вы хотите узнать, что такое « горные породы»?
2 Проблемная ситуация
- Тема нашего урока « Что такое горные породы ». Запишите в тетрадях число, тему урока.
Перед вами на экране даны слова, называющие тела природы. Выберите горные породы и запишите в тетрадь.
-Прочитайте вслух . (2 учащихся)
-Что же получилось? Задание было одно, а мнений в классе много. Почему так получилось?
(не знаем что такое горные породы)
-Нам надо узнать: * что такое
* как называются горные породы
* из чего состоят
* какие свойства имеют
* где находятся
* где используют
3 Поиск, открытие знания.
1Слайд «Горные и не горные».
-Итак, посмотрите на слова, они разделены на 2 группы : горные и не горные породы (экран). Попросим компьютер убрать слова « не горные породы».
-Проверьте свои записи.
-Сравните слова 1 столбика. Что у этих тел общее ? (залегают в земле в литосфере)
-Чем отличаются слова 1 столбика от второго? (твердые и рыхлые)
-Какой можно сделать вывод? Что такое горные породы? (горные породы - это рыхлые и твердые тела, из которых сложена литосфера)
-Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? (геологи) А наука, которая изучает горные породы? (геология)
-Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому вас тоже можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы).
2 Работа по учебнику.
-Но, сначала поработаем по учебнику. Вам необходимо прочитать статью про себя, работаем, делая на полях пометы: знал
узнал
хочу узнать
- А теперь давайте подведем итоги по прочитанному материалу. Что вы уже знали из прочитанного? Что для вас оказалось новым? Что хотели бы узнать еще?
3 Рассказ учителя (кратко) о горных породах (слайд о ГП), их применение.
4 Рассмотреть образцы ГП.
-У вас на партах находятся образцы горных пород . Рассмотреть образцы.
5 Обобщение полученных знаний . Работа по группам.
-Опишите свойства горных пород по плану, используя слова для справок, а также образцы горных пород:
1группа-гранит
2группа-известняк
3группа-каменная соль
4группа-каменный уголь
5группа-глина
6группа-песок
6 Отчет партий.
7Показ слайда « Свойства горных пород ».
-Итак, подведя итоги, можно сказать, что горные породы имеют свойства: прочность-хрупкость, твердость-рыхлость.
8 Подробно о граните.
* Загадка
Красивый крепкий и могучий.
Твердый прочный не сыпучий .
Известен людям он давно .
Узнаем мы его легко (гранит показать)
-Название не русское итальянское и переводится, как « зернистый»
-Как вы думаете, почему итальянцы назвали его зернистым?
-Какие зерна по цвету вы видите? (черные-слюда, белые блестящие- кварц, серые красные- шпат)
Слайд «Гранит и его части ».
-Гранит- неоднородное тело. Слюда, кварц, шпат -это составные части гранита, которые называются минералы. Некоторые горные породы состоят из 1 минерала. Есть такие минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются, как самостоятельное вещество (Слайд « Алмаз золото»)
Минералов в природе не счесть.
Больше 30000 тысяч видов их есть.
Составляют породы они
Людям очень важны и нужны . (Слайд «Минеральный состав»)
-Люди научились выделять минералы из горных пород и изготавливать многие вещи, которыми мы пользуемся в жизни, Например : спичка -сера, карандаш - графит.
-С каким еще понятием вы познакомились? (минералы )
4 Закрепление материала.
Способный умный человек
Изучив природу,
Стал умело применять горные породы
И минералы не забыл,
И в дело их пустил.
В нашей местности, какие горные породы есть, как их используют?
-С каждым годом в хозяйстве людям требуется больше и больше горных пород, но богатства недр постепенно иссякают, поэтому «Закон об охране природы» требует бережного и разумного использования. Не допускать потерь при добыче, перевозке, переработке, хранении.
Вы запомните друзья
В охране природы -3 главных кита.
Всеобщий природный баланс красота
И наши ресурсы, с которых живем
Начав с пропитанья, кончая углем.
Все это нам надо беречь и лелеять.
Копать осторожно, возить без потерь
Добыть, обработать все камни с умом.
«Что нынче посеем, то завтра пожнем»
-Вы узнали понятия: « горные породы », « минералы» Теперь настало время закрепить полученный материал (Слайд с различными изображениями тел природы)
5 Подведение итогов.
-Что нового узнали на уроке? Что научились определять? Что особенно запомнилось?
Домашнее задание
- Подобрать пословицы, поговорки, выражения, в которых качества горных пород и минералов характеризовали бы качества человека, прочитать статью в учебнике.
Глина
План
-
Твердый рыхлый
-
Цвет
-
Блеск
-
Другие признаки
Слова для справок:
твердый рыхлый прочный хрупкий прозрачный бесцветный белый синий серый желтый красный черный имеет блеск не имеет блеска жидкий растворимый текучий горючий тяжелее воды
Песок
План
-
Твердый рыхлый
-
Цвет
-
Блеск
-
Другие признаки
Слова для справок:
твердый рыхлый прочный хрупкий прозрачный бесцветный белый синий серый желтый красный черный имеет блеск не имеет блеска жидкий растворимый текучий горючий тяжелее воды .
Гранит
План
1 Твердый рыхлый
2 Цвет
3 Блеск
4 Другие признаки
Слова для справок:
твердый рыхлый прочный хрупкий прозрачный бесцветный белый синий серый желтый красный черный не имеет блеска имеет блеск жидкий растворимый текучий горючий тяжелее воды
Известняк
План
-
Твердый рыхлый
-
Цвет
-
Блеск
-
Другие признаки
Слова для справок:
твердый рыхлый прочный хрупкий прозрачный бесцветный белый синий серый желтый красный черный имеет блеск не имеет блеска жидкий растворимый текучий горючий тяжелее воды
Каменная соль
План
-
Твердый рыхлый
-
Цвет
-
Блеск
-
Другие признаки
Слова для справок:
твердый рыхлый прочный хрупкий прозрачный бесцветный белый синий серый желтый красный черный имеет блеск не имеет блеска жидкий растворимый текучий горючий тяжелее воды
Каменный уголь
План
-
Твердый рыхлый
-
Цвет
-
Блеск
-
Другие признаки
Слова для справок:
твердый рыхлый прочный хрупкий прозрачный бесцветный белый синий серый желтый красный черный имеет блеск не имеет блеска жидкий растворимый текучий горючий тяжелее воды