Урок по познанию мира

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познание мира
Тема урока: Что такое горные породы?

Цель урока: Сформировать условия для создания учебной деятельности, в процессе, которой

будут сформированы понятия о горных породах и минералах, их свойства и их использовании людьми

Оборудование: иллюстрации горных пород и минералов и способов их использования, коллекция наиболее распространенных горных пород, схемы, мультимедийная техника.

Задачи:

1 Образовательные:

Сформировать понятия о горных породах и минералах.

Учить распознавать горные породы и минералы.

Учить выделять основные свойства горных пород .

Раскрыть роль горных пород в жизни человека.

2 Развивающие:

Развивать умение проводить наблюдения, классификацию, обобщения.

Развивать логическое мышление на примере установления причинно-следственных связей, внимание, речь ребенка.

3 Воспитательные:

Воспитывать активность личности, умение проявлять инициативу.

Формировать понимание необходимости рационального использования горных пород и минералов.

Ожидаемый результат урока:

1 Открытие субъективно нового знания о горных породах и минералах ,как части неживой природы.

2 Умение распознавать, отличать горные породы

Тип урока: Урок изучения нового материала

Этапы урока:

1 Актуализация (воспроизведение имеющихся знаний, опыта у детей о составе гор)

2 Постановка проблемы.

3 Поиск, открытие нового.

4 Закрепление материала.

5Подведение итогов, домашнее задание.

Ход урока

1 Актуализация

- Наша планета - это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки.

-Кто из вас знает, как называется каменная оболочка Земли? (литосфера)

- Из чего она состоит? (из камней и почвы)

-Кто из вас был в горах? Из чего состоят в основном горы? (из камней)

-Как, по другому, можно назвать камни, из которых сложена литосфера и горы? (горные породы) А вы хотите узнать, что такое « горные породы»?

2 Проблемная ситуация

- Тема нашего урока « Что такое горные породы ». Запишите в тетрадях число, тему урока.

Перед вами на экране даны слова, называющие тела природы. Выберите горные породы и запишите в тетрадь.

-Прочитайте вслух . (2 учащихся)

-Что же получилось? Задание было одно, а мнений в классе много. Почему так получилось?

(не знаем что такое горные породы)

-Нам надо узнать: * что такое

* как называются горные породы

* из чего состоят

* какие свойства имеют

* где находятся

* где используют

3 Поиск, открытие знания.

1Слайд «Горные и не горные».

-Итак, посмотрите на слова, они разделены на 2 группы : горные и не горные породы (экран). Попросим компьютер убрать слова « не горные породы».

-Проверьте свои записи.

-Сравните слова 1 столбика. Что у этих тел общее ? (залегают в земле в литосфере)
-Чем отличаются слова 1 столбика от второго? (твердые и рыхлые)

-Какой можно сделать вывод? Что такое горные породы? (горные породы - это рыхлые и твердые тела, из которых сложена литосфера)

-Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? (геологи) А наука, которая изучает горные породы? (геология)

-Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому вас тоже можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы).

2 Работа по учебнику.

-Но, сначала поработаем по учебнику. Вам необходимо прочитать статью про себя, работаем, делая на полях пометы: знал

узнал

хочу узнать

- А теперь давайте подведем итоги по прочитанному материалу. Что вы уже знали из прочитанного? Что для вас оказалось новым? Что хотели бы узнать еще?

3 Рассказ учителя (кратко) о горных породах (слайд о ГП), их применение.

4 Рассмотреть образцы ГП.

-У вас на партах находятся образцы горных пород . Рассмотреть образцы.

5 Обобщение полученных знаний . Работа по группам.

-Опишите свойства горных пород по плану, используя слова для справок, а также образцы горных пород:

1группа-гранит

2группа-известняк

3группа-каменная соль

4группа-каменный уголь

5группа-глина

6группа-песок

6 Отчет партий.

7Показ слайда « Свойства горных пород ».

-Итак, подведя итоги, можно сказать, что горные породы имеют свойства: прочность-хрупкость, твердость-рыхлость.

8 Подробно о граните.

* Загадка

Красивый крепкий и могучий.

Твердый прочный не сыпучий .

Известен людям он давно .

Узнаем мы его легко (гранит показать)

-Название не русское итальянское и переводится, как « зернистый»

-Как вы думаете, почему итальянцы назвали его зернистым?

-Какие зерна по цвету вы видите? (черные-слюда, белые блестящие- кварц, серые красные- шпат)

Слайд «Гранит и его части ».

-Гранит- неоднородное тело. Слюда, кварц, шпат -это составные части гранита, которые называются минералы. Некоторые горные породы состоят из 1 минерала. Есть такие минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются, как самостоятельное вещество (Слайд « Алмаз золото»)

Минералов в природе не счесть.

Больше 30000 тысяч видов их есть.

Составляют породы они

Людям очень важны и нужны . (Слайд «Минеральный состав»)

-Люди научились выделять минералы из горных пород и изготавливать многие вещи, которыми мы пользуемся в жизни, Например : спичка -сера, карандаш - графит.

-С каким еще понятием вы познакомились? (минералы )

4 Закрепление материала.

Способный умный человек

Изучив природу,

Стал умело применять горные породы

И минералы не забыл,

И в дело их пустил.

В нашей местности, какие горные породы есть, как их используют?

-С каждым годом в хозяйстве людям требуется больше и больше горных пород, но богатства недр постепенно иссякают, поэтому «Закон об охране природы» требует бережного и разумного использования. Не допускать потерь при добыче, перевозке, переработке, хранении.

Вы запомните друзья

В охране природы -3 главных кита.

Всеобщий природный баланс красота

И наши ресурсы, с которых живем

Начав с пропитанья, кончая углем.

Все это нам надо беречь и лелеять.

Копать осторожно, возить без потерь

Добыть, обработать все камни с умом.

«Что нынче посеем, то завтра пожнем»

-Вы узнали понятия: « горные породы », « минералы» Теперь настало время закрепить полученный материал (Слайд с различными изображениями тел природы)

5 Подведение итогов.

-Что нового узнали на уроке? Что научились определять? Что особенно запомнилось?

Домашнее задание

- Подобрать пословицы, поговорки, выражения, в которых качества горных пород и минералов характеризовали бы качества человека, прочитать статью в учебнике.




Глина

План

  1. Твердый рыхлый

  2. Цвет

  3. Блеск

  4. Другие признаки

Слова для справок:

твердый рыхлый прочный хрупкий прозрачный бесцветный белый синий серый желтый красный черный имеет блеск не имеет блеска жидкий растворимый текучий горючий тяжелее воды

Песок

План

  1. Твердый рыхлый

  2. Цвет

  3. Блеск

  4. Другие признаки

Слова для справок:

твердый рыхлый прочный хрупкий прозрачный бесцветный белый синий серый желтый красный черный имеет блеск не имеет блеска жидкий растворимый текучий горючий тяжелее воды .

Гранит

План

1 Твердый рыхлый

2 Цвет

3 Блеск

4 Другие признаки

Слова для справок:

твердый рыхлый прочный хрупкий прозрачный бесцветный белый синий серый желтый красный черный не имеет блеска имеет блеск жидкий растворимый текучий горючий тяжелее воды

Известняк

План

  1. Твердый рыхлый

  2. Цвет

  3. Блеск

  4. Другие признаки

Слова для справок:

твердый рыхлый прочный хрупкий прозрачный бесцветный белый синий серый желтый красный черный имеет блеск не имеет блеска жидкий растворимый текучий горючий тяжелее воды

Каменная соль

План

  1. Твердый рыхлый

  2. Цвет

  3. Блеск

  4. Другие признаки

Слова для справок:

твердый рыхлый прочный хрупкий прозрачный бесцветный белый синий серый желтый красный черный имеет блеск не имеет блеска жидкий растворимый текучий горючий тяжелее воды

Каменный уголь

План

  1. Твердый рыхлый

  2. Цвет

  3. Блеск

  4. Другие признаки

Слова для справок:

твердый рыхлый прочный хрупкий прозрачный бесцветный белый синий серый желтый красный черный имеет блеск не имеет блеска жидкий растворимый текучий горючий тяжелее воды


© 2010-2022