Конспект урока по окружающему миру для 1 класса Кто такие птицы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Кто такие птицы?» Цели:

  1. Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями.
Задачи: познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов природы. создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности. воспитывать доброту, ответственность, чувство любви к природе и умение ценить прекрасное; формировать образ окружающего мира как дома для всего живого. Оборудование: ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, , презентация, учебник « Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), муляж птиц, перья птиц, ножницы, лупа, стаканчик с водой. Планируемые достижения учащихся: усвоить, что птицы - животные, тело которых покрыто перьями; научиться приводить примеры птиц.

Ход урока Ι. Организация класса. - Здравствуйте ребята! Совсем скоро начнётся наш урок. Но прежде давайте поприветствуем наших гостей, которые пришли к нам. Повернитесь, посмотрите, поздоровайтесь.

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

Девочки сели красиво как леди, а мальчики как джентельмены. ΙΙ. Актуализация знаний. - Кто вспомнит, что мы изучили на предыдущих уроках?(Кто такие рыбы, кто такие насекомые, кто такие звери). -Давайте проверим, знаете ли вы насекомых и рыб? Слайд Слева или справа находятся насекомые? -А рыбы? - По каким признакам вы догадались, что это насекомые? (У насекомых 6 ног) Какие отличительные признаки у рыб? (Рыбы водные животные, тело которых покрыто чешуёй) -У всех ли рыб чешуя (Нет.) -А у каких рыб тело не покрыто чешуёй? (сом, налим, акула…) -Молодцы. У вас на партах лежат карточки. Сейчас вы будете работать в парах, выполняя задание. Кружочками закройте рыб. Квадратиками - насекомых. Проверьте друг у друга. -Замечательно. Скажите, а всех вы животных закрыли кружочками? (Нет). -Кто остался? (Птичка)

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса Кто такие птицыКонспект урока по окружающему миру для 1 класса Кто такие птицы

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса Кто такие птицыКонспект урока по окружающему миру для 1 класса Кто такие птицыКонспект урока по окружающему миру для 1 класса Кто такие птицы
ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока. -Кто-нибудь догадался, какая тема урока будет? (Кто такие птицы?) -Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы? Мы должны познакомиться многообразием птиц, выделить общий признак птиц и узнать чем они отличаются от других животных. Ребята, а давайте заглянем в гости к муравьишке Вопроснику. И узнаем, о чём говорил он Черепахе. Слайд ΙV. Постановка проблемного вопроса. «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. - Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы - подумал Муравей. Слайд с учебника Учительница. Действительно ли все они - птицы? - А вы как думаете, ребята? (Дети говорят, что курица - птица, бабочка - насекомое). - Учитель спрашивает: «Знает ли кто-нибудь из вас животное похожее на белку, о котором сказал Муравей?» Если дети не знают, учитель сообщает: Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь - птица?
V. Изучение нового материала. 1. Выявление существенного признака птиц. - Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий существенный признак птиц, который отличает их от других животных. Важный признак для птиц - умение летать? И все ли птицы умеют летать? Умение летать не подходит - мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые. А некоторые птицы вообще летать не умеют или умеют, но очень плохо, например курица. Как вы считаете, что это за признак? (этот признак - перья). -). А тело летучей мыши покрыто шерстью, летяга тоже покрыто шерстью. Перьев у них нет. Значит они птицы? (НЕТ) Кто такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями) Показываю : Муляж Грач Физминутка Воробьи-воробышки, Серенькие пёрышки, Клюйте, клюйте крошки У меня с ладошки. 2. Знакомство со строением тела птицы. Работа по таблице «Строение птиц» - Давайте познакомимся со строением птицы. Посмотрите на таблицу. Рассмотрите строение птицы на примере г утки-кряквы. Какие части тела можно выделить? А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать. Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно - толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица - как мы без рук. У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка (см. муляж) между пальцами - кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами. Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями. Всё тело у птиц покрыто перьями (см. муляж) Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья - это одежда птиц - А сейчас я проверю как вы запомнили все части тела птицы. Я буду показывать, а вы хором называть (голова, тело, крылья, хвост, ноги, клюв, шея) или ребёнок у доски показывает все части тела птицы. Слайд 11 Физминутка Какие крылья , покажите. Полетели, полетели На пенёчек сели. 3. Практическая работа в группах. А сейчас поработаем в группах. - Мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо? - Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в ученых. А чем они занимаются? (Исследуют, наблюдают, размышляют, делают выводы). Этим мы сейчас и займемся. У вас на столах лежат разные перья. - Сравните перья. Чем различаются? Чем они похожи? (Размер, форма, окраска - одинаковое строение). - Каждое перо имеет стержень. Найдите его. Почему эту часть пера так называют? (Похожа на стержень ручки, которой мы сейчас пользуемся.) - А еще у пера есть бородки. Найдите их. Обратите внимание, как бородки соединены друг с другом у больших и малых перьев. Аккуратно разъедините бородки. Как соединены бородки между собой у больших перьев? (Есть маленькие крючочки, у маленьких - крючочков нет). Для чего птицам нужны большие перья? И называют их полётными. Маленькие пёрышки - они мягкие, пуховые перья. Для чего птицам нужны пуховые перья? (они помогают птицам сохранять тепло). - Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (Они очень легкие). 1 опыт- Почему перья легкие? Что у них внутри? (пустота). Посмотрим и убедимся. (Возьмите ножницы и отрежьте кончик стержня) Да, перо полое, внутри пусто. 2 опыт- Обмакните перо в стакан с водой. Что с ним случилось? Намокло ли оно? (Перо осталось сухим, вода скатилась капелькой). Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит, перья защищают птицу от воды и сырости. Вывод по практической работе: - Итак, мы выяснили, что тело птицы - хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.
Физкультминутка «Весёлые зверята» VI. Расширение представлений детей о многообразии мира птиц.
- Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике. Чем она себя украсила? (Перьями.) Кто узнал эти перья? (Это перья павлина). У павлина очень красивый и яркий хвост. Такие же красивые перья у попугаев. Лебеди - водоплавающие птицы. (Сергей К) Колибри - самые маленькие птички на земле. Зато быстро летают и даже умеют неподвижно зависать в воздухе. ( Это кто ? (Страус) Слайд

(Юля) Страус - самая большая птица. Страус не умеет летать, крылья у него совсем маленькие. Зато ноги у них длинные и сильные. Страус очень быстро бегает.(Юля) (Костя) Пингвины проводят большую часть жизни в воде. Они тоже не умеют летать, зато очень хорошо плавают. Очень любят купаться. (Костя) Необычные птицы, они живут в наших краях? (нет) Посмотрите на картинку в учебнике и назовите птиц (с. 37). Каких птиц вы видели у нас в деревне?

1.Сова. Минилекция Сова - хищная птица.У совы большие круглые глаза. Днём совы спят, а ночью вылетают на охоту.

  1. Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

3. (Синица) Мини лекция (Женя) Синицы - красивые птички.

У неё белые щёчки, грудка, жёлтое брюшко, на голове чёрная шапочка, зелёная спинка, а крылья серо-голубые. Два раза за весну они высиживают птенцов.

4.Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

(Воробей)

Клест (слайд 10). Эта птица выводит птенцов зимой, в очень холодное время года. Клест питается орехами, поэтому у него такой особенный клюв.

Снегирь. Тоже красивая птица. Прилетает к нам зимой из леса.

- Все эти птицы нашей местности.

На улице зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. - Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах. Как можно зимой помогать птицам? (развешивать кормушки, подкармливать птиц.)

Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.


VII. Итог урока. (ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ. Работа в группах. 1 собрать всех птиц, 2- животных, 3-рыб и прикрепить на доску.) - Муравей Вопросик просит еще раз сказать ему, кто такие птицы (животные, тело которых покрыто перьями). Приведите примеры птиц. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали? Возьмите карточки-настроения: если было интересно и узнали много нового, то поднимите солнышко, если было скучно, урок не понравился, то возьмите тучку.

- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Было ли трудно?

- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.

- Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».

5


© 2010-2022