Урок литературного чтения в 3 классе Страна-фантазия. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Страна- фантазия. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: познакомить учащихся со стихотворном творчеством А.С. Пушкина; развивать навыки выразительного чтения, воображение, образное мышление, связную речь учащихся; воспитывать чувство справедливости.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, сказки А.С. Пушкина, иллюстрации к данным сказкам.

ХОД УРОКА

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Выразительное чтение учащимися рассказа С. Козлова «Ежикина скрипка»

- Как вы думаете, удастся ли ежику создать ту музыку, о которой он мечтает?

Проверка выполнения задания 2 (с. 43 тетради)

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беседа

- Из какой сказки взяты эти строки?

У лукоморья дуб зеленый;

Злотая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево- сказку говорит…

(Лукоморье - морской залив.)

- Кто автор этих строк?

- Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы знаете?

- Отгадав, из какой сказки взяты следующие строки, вы сможете назвать тему нашего сегодняшнего урока

Отпусти ты, старче, меня в море!

Откуплюсь, чем ты только пожелаешь.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Кем и кому были сказаны эти слова? (Так золотая рыбка обратилась к старику)

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Сегодня мы начинаем изучать раздел «Страна-фантазия».

- Как вы думаете, какие произведения размещены в этом разделе учебника?

А открывает раздел «Страна-фантазия» «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Демонстрация портрета А.С. Пушкина. Рассказ учителя о поэте.

А.С. Пушкин (1799-1837) родился и провел свое детские годы в Москве. Дальнейший его жизненный путь связан с Петербургом: в 12 лет его отдали учиться в Царскосельский лицей, где началась его творческая деятельность. Отсюда царь не раз отправлял поэта в ссылку за его свободолюбивые произведения и стремление правдиво изображать жизнь общества того времени.

Когда Пушкин был еще маленьким мальчиком, его воспитывала няня - Арина Родионовна, простая сельская женщина, которая любила его, как родного сына. Арина Родионовна знала множество народных сказок и часто рассказывала их маленькому Саше.

Александр Сергеевич Пушкин на всю жизнь запомнил и полюбил эти сказки. А когда вырос и стал поэтом, то пересказал их по-своему, в стихах. Самые известные и любимые детьми - «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

(Учитель демонстрирует учащимся книги со сказками А.С. Пушкина, предлагает взять эти книги в библиотеке и самостоятельно прочитать.)

Чтение учителем «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Учитель зачитывает весь текст сказки. В ходе чтения он объясняет значение незнакомых слов.

Невод - большая рыболовная сеть.

Старче - старик.

Корысть - выгода, польза.

Светелка - небольшая светлая комната в верхней части дома.

Вороты - так в старину называли ворота.

Столбовая дворянка - дворянка из старинного рода.

Душегрейка - старинная женская одежда в виде короткой теплой кофты без рукавов.

Кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы.

Чупрун - прядь волос, спадающая на лоб; чуб.

Белены объелась - сошла с ума, обезумела.

Белена - ядовитое травянистое растение с лилово-желтыми цветками и одурманивающим запахом, используется в медицине.

Царские палаты - царский дворец.

Бояре - богатые знатные люди, которые служили царю.

Пряник печатный - пряник с отпечатанными рисунками или буквами.

Очи - глаза.

Быть на посылках - находиться в полном подчинении у кого-либо.

Перечить - говорить наперекор кому-либо; возражать.

Работа над текстом отрывка

- Что стало причиной «превращений» старухи?

- В чем состоял план жадной старухи?

- Как вы думаете, испытывал ли старик уважение к старухе? (Старик вынужден был покоряться каждой воле жадной старухи, но он не испытывает к ней уважения, как бы высоко она не вознеслась. Об этом свидетельствует обращение старика к жене, когда она захотела стать царицей: «Что ты, баба, белены объелась?»)

- О каких чудесах поведал нам поэт?

- Почему старуха из царицы снова превратилась в крестьянку?

Самостоятельное чтение учащимися отрывка

- Проследите за тем, как менялось синее море. Почему это происходило?

Работа над иллюстрацией к тексту сказки

- Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий этому рисунку.

- Внимательно рассмотрите старика. Опишите его. Какой он?

- Что вы можете сказать о старухе? Какая она?

Выразительное чтение отрывка учащимися.

Учащиеся вместе с учителем определяют темп чтения, громкость, паузы и логические ударения.

Работа над заданиями учебника.

Определение основной мысли сказки

- В какой из этих пословиц выражена основная мысль сказки?

(На доске записаны пословицы.)

Много захочешь - последнее потеряешь.

Много желать - добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

V. ИТОГ УРОКА

Беседа.

- С творчеством какого поэта мы познакомились сегодня на уроке?

- Над каким из его произведений мы работали?

- Чему учит сказка А.С. Пушкина?

- Какой была золотая рыбка из синего-синего моря? (мудрой)

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Тренироваться в выразительном чтении отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; выполнить задание 4 (с.44 тетради).



© 2010-2022