- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект интегрированного урока в 3 классе по теме С. Есенин Белая берёза
Конспект интегрированного урока в 3 классе по теме С. Есенин Белая берёза
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кабанова О.В. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок в 3 классе по литературному чтению, технологии, музыке
Учитель Кабанова Ольга Витальевна МКОУ СОШ №4
г. Михайловка Волгоградской области
Тема: С. Есенин «Берёза».
Цель:
формирование метапредметных универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных) на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с творчеством С. Есенина и его стихотворением «Берёза». Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения. Раскрыть авторское отношение к природе. Формировать знания об эпитете как образном средстве языка через составление синквейна.
2. Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать, находить в тексте стихотворения уже известные художественные приемы.
3. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову, обогащать словарный запас детей, учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
4. Обучать коллективной работе (в парах, в группе), развивать коммуникативные компетенции;
5. Создавать условия для положительного восприятия окружающего мира через слушание и чтение литературных произведений, развитие творческого воображения и художественного вкуса.
Коммуникативные УУД : развивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Познавательные УУД: развивать умение включать действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Личностные УУД: развивать умения, которые позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями ,позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные УУД: развивать умения производить действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Оборудование:
Ход урока.
I Оргмомент. Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками, исследователями. II Введение в тему. Постановка целей. Мы с вами познакомимся с творчеством известного русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы, убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным и обладать «открытым» сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту. Сейчас я прочитаю вам стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать в нём фамилию русского поэта:
В этом имени слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем От русских песен - Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы И синь - рассвет. Что-то есть в нём и от весенней Грусти, юности, чистоты: Только скажут - Сергей Есенин, Всей России встают черты. О творчестве какого поэта пойдёт сегодня речь? Сергей Есенин. Мы сегодня познакомимся с его стихотворением «Берёза». Открыть тему.
III Рассказ об авторе. Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный. Недаром имя у него - Есенин. Есенин - весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он - гордость русского народа. Его стихи - живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений. С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных… В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Первое же напечатанное стихотворение Есенина «Берёза» появилось, когда ему было 19 лет в журнале «Мирок». В этом же журнале были напечатаны и его другие стихи. Но «писать для детей - надо особый дар иметь», - говорил Есенин и редко писал для них. С Есенин - исконно русский, глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова. IV Выставка книг. Все эти книги посвящены творчеству С. А. Есенина. Вы их можете найти в библиотеке. А я буду рада, если вы заинтересуетесь творчеством этого поэта и почитаете что-то самостоятельно. V Подготовка к восприятию.
- Давайте и мы сейчас перенесемся в мир природы. Посмотрите на картины природы. Что изображено на иллюстрациях? Зимние деревья. Назовите их.
- Словесно-речевая игра «Плетём венок» (работа в парах)
VII Работа со стихотворением. Первичное знакомство с текстом. Закройте глаза, послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть берёзку. А затем скажете мне, какой вы её увидели. Чтение стихотворения учителем. Какой же предстала перед вами берёзка? В какое время года описано деревце? Самостоятельная работа со стихотворением. Давайте прочитаем стихотворение по строфе. Подчеркните непонятные слова и выражения. Как вы понимаете слова: кайма, бахрома? Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия. Бахрома - тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей, а так же ряд свисающих нитей, кистей. Анализ произведения. Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? Белая, серебристая. Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете. Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание. Какой художественный прием использует автор? Сравнение. Как говорит о кистях берёзы? О чем ещё мы так говорим? Цветы. Как называется такой прием? Сравнение. Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте. Какое время дня рисует поэт? Утро. Почему вы так решили? Заря. Солнечное это утро, или пасмурное? Горят в золотом огне. Прочитайте, как занимается заря зимой. Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение. Докажите это строчками из стихотворения. Где ещё используется этот прием? Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда. Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом. Возможно, что автор тоже описывает утро после нового года. Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?
Работа над выразительностью. Чтобы научиться выразительно читать, правильно чувствовать это произведение, нужно наметить паузы, логическое ударение и определить темп чтения. Давайте повторим условные обозначения, которые используются для построения речевой партитуры: на доске. - короткая пауза | - пауза средней длины || - длительная пауза - движение голоса _________ - слово, на которое падает логическое ударение
Белая берёза
Под моим окном.
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Коллективная работа. Разобрать знаки, прочитать в соответствии с партитурой.
Самостоятельное выполнение партитуры. Чтение вслух несколькими учащимися. Рекомендации для учащихся.
VIII Технология Известные художники изображали берёзу в разные времена года. Несколько репродукций Посмотрите, какой она может быть разной. Сегодня я предлагаю вам немного побыть творцами. Учитель объясняет последовательность выполнения поделки. Показ лучших работ.
IX Обобщение. А теперь проверим, какие мы исследователи. Даны карточки, на которых указаны строчки из произведения не по порядку. Задание: Укажите по порядку строчки произведения. Прочитайте выразительно.
X Итог. С творчеством какого поэта мы сегодня начали знакомство? Какова тема стихотворения, прочитанного нами. Мог ли написать такие строки человек, который редко бывает наедине с природой? Я надеюсь, что вас не оставило равнодушными творчество С Есенина, и вы обязательно почитаете его стихи. XI Рефлексия. Детям предлагается плакат с нарисованной берёзкой и три коробочки с нарисованными листочками трёх цветов. Кому на уроке понравилось быть слушателями - прикрепляют желтые листочки, художниками - зеленые, исследователями - оранжевые. Посмотрите, какая у нас получилась берёза. Среди нас есть и внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи.
XII Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение С Есенина «Берёза», оживить берёзку.