- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок познания мира Связь животных и растений в природе
Урок познания мира Связь животных и растений в природе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Морина В.А. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет Познание мира | 3 четверть | Класс 3 | ||
Тема урока | Связь животных и растений в природе. | |||
Ссылки | Учебник «Познание мира» 3 класс | |||
Цели урока | Сформировать у учащихся знания о взаимоотношениях между животными и растениями. Продолжить формировать умение находить взаимосвязи между отношениями животных и растениями; развивать речь учащихся. Продолжить эстетическое воспитание учащихся на уроке. | |||
Результаты обучения для учащихся | предметные: знать о связи животных и растений в природе; о взаимосвязи в круговороте веществ; личностные: проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды; системно - деятельностные: уметь собирать и систематизировать информацию, наблюдать за природой. | |||
Материальное обеспечение урока | Демонстрационный материал, презентация. | |||
Тип урока | Изучение нового материала. | |||
Межпредметные связи | Литература, изобразительное искусство | |||
Виды работ | Приём «Уголки», работа по учебнику, работа в тетради | |||
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент. | 2 мин | Приветствие. Психологический настрой. | Приветствие. Подготовка к уроку. | |
Актуализация знаний. | 5 мин | - На прошлом уроке мы изучали взаимоотношения животных. Но в природе жизнь любого животного прямо или косвенно связана с растениями. И они взаимодействуют друг с другом, эти взаимоотношения могут быть полезны или вредны. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Запишите в тетрадь число и тему нашего урока. | Слушают учителя.
| |
Усвоение новых знаний и способов действий. | 20 мин | Растения играют в жизни животных большую роль, точно, так как и животные в жизни растений. Но обо всем по порядку. Приём «Уголки». - Животные или растения - что важнее? Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства важности животных, а другая - растений. Затем делают совместный вывод. (На доске схема - "Значение растений в жизни животных" Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации, в соответствии со схемой.) "Значение животных в жизни растений". 1.Опылители растений; 2.Растения вдыхают углекислый газ, выдыхаемый животными; 3.Распространение плодов и семян; 4.Уничтожают семена, влияют на возобновление; 5.Животные ломают и вытаптывают растения. Теперь более подробно познакомимся с данными взаимосвязями. А знакомство построим в виде заочной экскурсии в природу. Благодаря воображению мы беспрепятственно можем попадать в лес, на поляну, болото. И можем позволить себе услышать разговоры растений. Начнем. Приглядитесь внимательно, мы на лугу. ( слайд № 9). В воздухе стоит гул от летающих над цветами шмелей, ос, пчел. В воздухе пестрое мелькание бабочек, жуков. Это работают насекомые - опылители. Нектаром растений питается насекомое, а пыльцу разносит с одного растения на другое. В результате образуется много семян, - которые дадут жизнь другим растениям. (Сценка № 1. Действующие лица: Природа, Клевер) Природа: К нам поступает много вопросов, довольны ли растения, тем, как насекомые их опыляют? Не слишком ли велика плата, которую они берут за работу. Может надо поменять что - ни будь в отношениях? Кто нам ответит? Клевер? Клевер: Мы, насекомоопыляемые растения очень довольны тем, как нас опыляют насекомые - опылители. В тропических странах им помогают в этом деле птички - колибри и даже мыши. Но в нашем умеренном климате нас опыляют только насекомые. И мы делаем все, чтобы насекомые - опылители смогли это сделать. Природа: И что вы для этого делаете? Клевер: Мы наряжаемся в красивые венчики и собираем свои цветки в соцветия, чтобы опылителям было легче нас увидеть издалека, удобнее опылять, перебираясь с одного цветка на другой. Кроме того, мы источаем ароматы, которые приятны насекомым и привлекают их. И, наконец, мы делимся с ними частью пыльцы, её у нас вполне достаточно. Продолжим нашу экскурсию дальше, приглядитесь, на этой же поляне, чуть поодаль поедают травку копытные животные.(слайд №10). Переходя с места на место, они все время в движении. (Сценка №2 Действующие лица: Природа, Мятлик, Эколог.) Природа: Мне бы очень хотелось, чтобы растения рассказали о том, как они относятся к тем, которые их поедают. Мятлик: Я и мои родственники, злаковые, основа лугов и степей. Мы главные кормовые растения для крупных травоядных и насекомых. И мы не в обиде на них, кто нас ест. У нас с нами сложились хорошие отношения. Если бы нас не ели, то запасы веществ не возвращались бы в почву, а эти элементы мы получаем из неё. И мы бы голодали. Эколог: Это плохо, когда в степи накапливается несъедобная трава. Она очень плохо покрывает почву, накапливает воду и дает рост другим растениям. А степные травы гибнут. Так, что растениям выгодно, что их ели. Природа: Это хорошо, но как растениям удается спастись от тех, кто не в меру имеет большой аппетит? Эколог: Это просто, вкусные только те растения, которые легко и быстро отрастают после объедания. Природа: Но крупные животные иногда выедают растения под корень. Есть ли способ защититься растениям от них? Мятлик: Есть. Если пасущихся слишком много, то разрастаются растения приземистой формы, которые недоступны их зубам. Это подорожник, одуванчик. Учитель: Да, растения не прочь дать еду животным, если их не много, т.к. переваренные части пищи возвращаются в виде навоза в почву и удобряют ее, давая питание растениям. Но многие копытные животные, поедая растения, заламывают, затаптывают их, пытаясь достать молодые побеги с верхушек растений. Этим они изменяют форму растений. Но травой питаются не только крупные животные, но и мелкие. Посмотрите, вот на травинке поместился кузнечик, такой, же зеленый, как сама трава и усиленно работает челюстями. (Сценка №3 Действующие лица: Природа, Клевер, Эколог.) (слайды 11- 16) Природа: А вы не забыли про мелких травоядных насекомых? Клевер: У большинства из нас много листьев. И верхние листы затеняют нижние. И эти листья затрачивают много веществ при дыхании, а создают их мало. Цветков тоже у нас много и завязи много и не все мы можем вырастить. Поэтому если часть завязи съедают насекомые, это для нас полезно. Эколог: Деревьям в саду, чтобы они давали урожай, садовник срезает лишние ветки. Травам тоже нужна подрезка. Роль садовников выполняют насекомые - листоеды. Природа: А если это произойдет с культурными растениями, например с пшеницей, что будет? Экологи: Если насекомые поедят немного зелени, то это для них не страшно, а даже полезно. Учитель: Но многие насекомые, например саранча - это родственник нашего кузнечика( слайд № 11), могут съедать всю траву на корню, оставляя лишь голую землю. Это плохо - нет семян, нет возобновления этих трав. - Но не все так плохо, слышите стук. Это дятел ( слайд № 12). Он спешит помочь пострадавшим растениям, и сам получает от растений и стол и дом. Дятлы используют в пищу, семена ели и сосны, личинок жуков - усачей и жуков - короедов, это их пища. Кроме того в стволах деревьев делают дупла и выводят птенцов. Питаясь различными жуками и их личинками, дятлы спасают деревья и те хорошо себя чувствуют и активно плодоносят, давая пищу дятлам. - Да и другие птицы так - же помогают деревьям - спасая их от насекомых вредителей, например поползни, синицы. Так что к птицам надо относится бережно. Учитель: А теперь опять вернемся к степным растениям, здесь много злаковых дающих зерно и очень много грызунов (зайцы, хомяки, полевки, суслики) ( слайд №13). Они в пищу используют и стебли, и листья, и семена. Много птиц - питающихся зерном. И если зерноядных и грызунов очень много - можно увидеть замену одних растений другими. Учитель: А теперь нас ждет самое удивительное в нашей экскурсии. Растения - хищники, а искать их надо на болоте и в водоеме. Хищники имеются не только среди животных. На болотах часто встречается насекомоядное растение - росянка ( слайд №14). Округлые листья росянки покрыты красноватыми ресничками, выделяющими липкий сок. Мелкие насекомые, садящиеся на росянку, прилипают к её листьям. Реснички изгибаются и удерживают жертву. Листья росянки выделяют сок, который переваривают захваченных насекомых. - В прудах и озерах растет не менее интересное растение - пузырчатка (слайд № 15). Её листья рассечены на тонкие дольки, на которых образуются небольшие пузырьки, заполненные воздухом. Пузырек имеет отверстие с клапаном, который может отгибаться внутрь. Мелкие животные даже личинки рыб, попав в пузырек, не могут выбраться из него потому, что отверстие закрывается клапаном. Погибших животных пузырчатка использует как дополнительное питание. Учитель: А теперь попадаем на пасеку (слайд №16). Посмотрим, как человек использует взаимосвязи растений и насекомых. - Во время цветения подсолнечника на поля вывозят ульи с пчелами. Собирая нектар и пыльцу, пчелы опыляют цветки подсолнечника. На таких полях подсолнечник дает высокие урожаи, а в ульях образуется много меда. Работа по учебнику. | Слушают учителя. Работа в группах.
| |
Закрепление знаний и способов действий. | 10 мин | Составление цепи питания. Отгадайте загадки. Вырос в поле дом, Полон дом зерном. Весь из золота отлит, На соломинке стоит. (Колос.) Серенький шарик, Под лавкою шарит. Днём спит, ночью кричит. (Мышь.) Над землёй летает, Прохожих пугает. (Сова.) - Скажите, кто, чем питается? (Мышь ест колос, а сова ест мышей.) - Какое первое звено в этой цепи питания? (Растение.) - В основе любой цепи питания лежит растение. Растения «строят» свой организм из воздуха, почвенной влаги и растворённых в ней веществ, используя энергию солнечного света. Растения дают другим живым существам пищу и кислород для дыхания. - Животные так делать не могут. Они едят готовую пищу - растения или других животных. - Из каких групп животные могут питаться растениями? (Растительноядные и всеядные.) - Кто может питаться растительноядными животными? (Хищники и всеядные.) - А что произойдёт, если уничтожить всех мышей? (Цепь порвётся. Совам нечем будет питаться, и они исчезнут.) - К чему это приведёт? (Разрушится цепь питания, произойдёт экологическая катастрофа.) - Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится вся цепь питания.) - Составьте цепи питания и запишите их. Выполнить рисунки. 1 группа. Хищники. 2 группа. Травоядные. 3 группа. Всеядные. |
Работа в группах.
| |
Подведение итогов. Рефлексия | 5 мин | Больше всего на уроке мне понравилось: Самым интересным на уроке было: Я не знал, что: Сегодня я понял: | Учащиеся подводят итоги своей работы. | |
Домашнее задание: | 1 мин | с.113 - 116 читать, пересказывать, ответить на вопросы. | Записывают задание в дневник. |
Общая средняя школа № 17 имени Лермонтова
Открытый урок по познанию мира
Тема урока: «Связь животных и растений в природе».
Подготовила: Морина В.А.