Материал по теме «Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе»

Забалуева Людмила Геннадьевна

Телефон: 89241726844

[email protected]

МКОУ «СОШ №24» г.Удачный, Мирнинский район, РС(Якутия) Материал по теме «Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе»





















«Научить человека жить в информационном

мире - важнейшая задача современной школы»

академик А.П. Семенов

Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты. Современный человек еще в школе должен научиться читать и писать применительно к мировому информационному пространству. Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ: • повысить мотивацию обучения; • повысить эффективность процесса обучения; • способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; • совершенствовать методики проведения уроков; • своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания; • планировать и систематизировать свою работу; • использовать как средство самообразования; • качественно и быстро подготовить урок (мероприятие). Основные направления информатизации начального образования: - информатизация начального образования проходит по следующим направлениям: • использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.); • проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями); • осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ. Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала: • Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); • Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу; • Использование готовых программных продуктов; • Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования; • Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; • Создание текстовых работ; • Обобщение методического опыта в электронном виде. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала. Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Еще к специфике начальной школы: в соотношении текст/картинка последнее преобладает. Текст - выводы, даты, ключевые слова. Самое главное, то, что могут прочитать все. И вот тут - анимация, чтобы буковки притягивали внимание и все, даже самым слабеньким, хотелось бы прочитать. Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: • усвоить базовые знания по предмету; • систематизировать усвоенные знания; • сформировать навыки самоконтроля; • сформировать мотивацию к учению в целом; • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока: - образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения; - развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся; - воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи. Мультимедийные технологии могут быть использованы: 1. Для обозначения темы - тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса. 2. Как сопровождение объяснения учителя - могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации. 3. Как информационно-обучающее пособие - в обучении особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. 4. Для контроля знаний - использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке. Можно выделить следующие особенности данной технологии: 1. качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране; 2. с помощью доски и мела затруднено и нелепо объяснять работу с различными инструментами; 3. во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено; 4. повышение уровня использования наглядности на уроке; 5. повышение производительности урока; 6. установление межпредметных связей; 7. преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся; 8. изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр. Презентации позволяют учителю: - наглядно представлять; - интенсифицировать процесс объяснения нового материала; - регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; - повышать познавательную активность обучающихся; Презентации позволяют ученикам: - наглядно представить учебный материал (отметили 75% обучающихся); - сделать урок более интересным (отметили 63% обучающихся); - интенсификация процесса объяснения нового материала (отметили 35% обучающихся);

























Эффективность использования ИКТ: «Интересно! Все понятно! Классно!…», «Я увидел то, что никогда не видел!…», «Почаще бы проводились уроки с мультимедиа!…». Существует много различных видов работы с применением информационных технологий для проведения уроков в начальной школе. Компьютер присутствует на всех этапах урока и по всем предметам, конечно с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста. С целью обмена опытом с коллегами мы проводим открытые уроки, внеклассные мероприятия с использованием мультимедиа. Материал по теме «Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе»

Список используемой литературы:

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.: изд-во РАО., 1994.- 228 с.

2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии.- М., 1993 3. Дёмин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности/ И.С. Дёмин // Шк. Технологии. - 2001. - №6. - С.174 -177



4. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы. - Начальная школа 2005 г. № 1 - 23 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 224 с. 6.Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе/ Начальная школа. 2002. №5. С.19-21. 7. Адрес моего сайта: zabaluevalg.xe0.ru/ (здесь можно увидеть разработки уроков с использованием ИКТ)











© 2010-2022