Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе и презентация на тему Н. Заболоцкий Детство. Лебедь в зоопарке

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихи Н. А. Заболоцкого. Н. А. Заболоцкий «Детство» «Лебедь в зоопарке».
Подготовила учитель МБОУ «Бехтеевская СОШ» Асмала Светлана Михайловна
Педагогическая цель Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством поэта Н. Заболоцкого, ознакомления со стихотворениями Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке» и «Детство»; способствовать развитию умений работать с текстом стихотворения, анализировать, определять его тему, грамотно, точно и доказательно высказывать свои суждения; воспитывать интерес к чтению стихотворений; содействовать развитию речи и мышления, воспитанию любви к природе Тип урока Открытие новых знаний и способов действий Планируемые результаты (предметные) Умеют самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользуются справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.. Определяют тему и главную мысль стихов Н. А. Заболоцкого. Анализируют особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. При анализе стихотворения пользуются терминами «рифма», «строфа», «эпитет», «метафора». Сравнивают стихотворения (тема, главная мысль, строфы, средства выразительности). Выразительно читают, соблюдая паузы, логические ударения Личностные результаты Воспринимают стихотворение как художественное произведение, искусство слова, эмоционально реагируют на него; проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей Универсальные учебные действия (метапредметные) Познавательные: выражают свое мнение о литературном произведении, сравнивают литературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему. Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач Оборудование Учебник, портрет Н.А. Заболоцкого, иллюстрации с изображениями лебедей, карточки с заданиями, блок-схемы для моделирования обложки, презентация.




Ход урока Этапы урока Цель деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихся Планируемый результат I. Организационный момент Мотивирование
к учебной деятельности Приветствует обучающихся. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень! Утром надо не зевать, А проснуться и вставать! - Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Личностные результаты: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя II. Проверка домашнего задания Сообщение о подготовленных рекламных плакатах Организует конкурс «Лучший рекламный плакат», предлагает ученикам представить свои плакаты «Маршак - сказочник, поэт, драматург, переводчик» Командиры групп представляют свои рекламные плакаты Регулятивные УУД: формулируют, принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. III. Актуализация опорных знаний Постановка учебной задачи. Антиципация (предугадывание предстоящего чтения) Эпиграф к уроку: Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
- Кто автор этой строфы? - Как вы понимаете фразеологизм «воду в ступе толочь»? - Пусть эти строки Н. А. Заболоцкого станут эпиграфом нашего урока. - Как вы думаете, с творчеством какого поэта мы познакомимся? Называет тему урока. Обращает внимание на портрет Н. Заболоцкого и выставку его книг. Предлагает предугадать предстоящее чтение, сформулировать учебную задачу Ребята, сегодня урок литературного чтения окунёт нас в мир творчества известного русского поэта, произведения которого восхищают своей неповторимостью и изобилием художественных средств. - Чему будем учиться на уроке? -Какие цели поставим? Слушают учителя.




Отвечают на вопросы (Напрасно тратить время, заниматься бесполезным делом)


Формулируют учебную задачу. Предугадывают предстоящее чтение Личностные результаты: проявляют познавательный интерес. Регулятивные УУД: формулируют, принимают и сохраняют учебную задачу IV. Усвоение новых знаний и способов действий Постановка учебной задачи. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта






































Антиципация (предугадывание предстоящего чтения) Предлагает выступить с подготовленными сообщениями и презентацией о жизни и творчестве Н. Заболоцкого, прочитать текст рубрики «Обратите внимание». Жизнь Заболоцкого внешне небогата событиями, хотя и достаточно трудна. Родился он в 1903 году под Казанью в семье агронома и сельской учительницы. У отца была большая библиотека и он уже в детстве перечитал все произведения русской литературы, а в 7 лет сочинил свое первое стихотворение и решил стать поэтом. Николай Заболоцкий никогда не изменял себе, своему высокому назначению поэта - и в этом смысле он является верным сыном, продолжателем творцов великой русской литературы. Его лучшие стихи удивительно естественны, самородны: они выросли из почвы и судьбы поэта. Читая стихи Заболоцкого, невольно обращаешь внимание на глубину и сложность внутреннего мира поэта. В своих стихах он утверждал идеалы красоты, чести, совести. - Что нового вы узнали о жизни и творчестве поэта Н. Заболоцкого?
Обращает внимание на изображения лебедей в природе на фотографиях. - Ребята, что вы чувствуете, глядя на эти фотографии? Какое у вас настроение? Что вам хочется сделать? (презентация) Лебеди с древних времен привлекают внимание человека. Народ сложил о них легенды и песни. Художники изображают их на полотнах своих картин. Композиторы сочиняют о них музыку, воспевают их красоту в своих песнях. О лебедях есть много народных и литературных сказок. - Попробуйте вспомнить некоторые из них. Ответы учащихся - Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке». - Можете ли вы предположить, какие чувства вызовет это произведение у нас, какое настроение возникнет у нас после знакомства с ним? - Теперь давайте познакомимся со стихотворением, и вы сможете не только узнать его содержание, но и проверить свои предположения Выступают с сообщениями. Слушают сообщения. Читают текст. Отвечают на вопросы.



















Рассматривают фотографии
с изображением лебедей. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. (радостное настроение, хочется любоваться, рассмотреть поближе).








Предугадывают предстоящее чтение (Ф.И.О. автора - Н.А. Заболоцкий; заголовок - «Лебедь в зоопарке»; жанр - стихотворение; тема - о природе).
Предметные результаты: владеют информацией о жизни и творчестве поэта. Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.



















Познавательные УУД: находят ответы на вопросы в иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и форме. Коммуникативные УУД: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других V. Усвоение новых знаний и способов действий. Первичное восприятие текста Ознакомление с содержанием произведения, образцом выразительного чтения Словарная работа (презентация) Грёзы - мечты; Лоно - поверхность; Лиловый - «цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый»; Мантия - широкая длинная одежда в виде плаща; Аметист - драгоценный камень фиолетового или голубого цвета; Колеблет - заставляет волноваться поверхность воды; Изваянье - скульптурное изображение; Перламутровый - переливчатый, серебристо-розовый, напоминающий окраску перламутра; Громоздить - беспорядочно класть много предметов; Лира - струнный музыкальный инструмент. (Учитель читает вслух, просит объяснить значение знакомых слов). Слушают чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке» (аудиозапись). Узнают значение незнакомых слов
















Слушают аудиозапись Коммуникативные УУД: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других











Личностные результаты: эмоционально воспринимают стихотворение. Коммуникативные УУД: воспринимают на слух содержание произведения V. Применение знаний
и способов действий
















































Физкультминутка





Упражнение в выразительном чтении. Анализ текста стихотворения.

Определение основной мысли стихотворения. Беседа: - Ребята, что вы можете сказать о чувствах, которые вы испытывали во время слушания этого стихотворения? Менялось ли у вас настроение? (в начале - радостное, веселое; в конце - грустное, испытывали жалость). Чтение стихотворения учащимися. Жужжащее чтение.

Работа с текстом. Выборочное чтение.

-Найдите и прочитайте строки, в которых автор описывает лебедя, обратите внимание, какие эпитеты использует поэт для описания птицы в 1 и 2 четверостишиях. Как он называет птицу? -Какие художественные средства помогают увидеть дивную красоту птицы? (В 1-ой строфе: слова красавица, дева, дикарка, эпитет высокая Во 2-ой строфе: метафора «белоснежное диво», выражение «животное, полное грез», т.е. задумчивое, мечтающее В 3-ей строфе: эпитет «головка шелковиста», метафоры «мантия снега белей», «дивные два аметиста// Мерцают в глазницах у ней») Как вы думаете, почему автор использовал такую лексику? (Чтобы создать царственный, величественный образ гордой птицы) -Какие художественные средства использовал автор в 4-ой строфе? (эпитеты «светлое сияние», «белый изгиб», сравнение «как изваянье приподнятой к небу волны») -Итак, что представляют собой 4 первые строфы? (Развернутое описание лебедя) -С какой интонацией их следует читать? (Спокойно, плавно, напевно) -Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (3) 1) Белоснежное диво 2) Зоопарк 3) Песня птицы о счастье весны -Прочитайте следующие 3 строфы. Автор назвал стихотворение «Лебедь в зоопарке» (не в небе, не в парке), а что значит, для лебедя жить в зоопарке? (Значит, быть в неволе). Как меняется настроение, звучание, лексический строй стихотворения? -С какой интонацией нужно читать последнюю строфу. Аргументируйте свою точку зрения. - (с надеждой и верой в лучшее не смотря ни на что). Организует выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке». Работа в парах -Прочитайте стихотворение в парах по частям выразительно. Чтение стихотворения одним из учеников вслух. Физкультминутка к уроку:

Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Белые лебеди, лебеди летели.
И на воду сели. Сели, посидели.
Снова полетели. Предлагает выполнить задания в РТ № 2 (с. 57 № 1, 2, 5). На доске представлены 3 модели обложки. Выберите правильную и объясните. - Красота этой удивительной птицы не оставляет никого равнодушным. И это неудивительно, ведь помимо внешней красоты лебеди обладают еще одним качеством, которым не всегда наделены даже люди. Когда лебедям исполняется 5 лет, они подыскивают себе пару для выведения птенцов и после этого никогда не расстаются. Отсюда и пошло выражение «лебединая верность». - А сейчас я предлагаю вам послушать песню, которая так и называется: «Лебединая верность» (слушание песни). - Вы увидели, что и поэты, и художники, и композиторы в своем творчестве касались темы красоты лебедей. Как вы думаете, почему и для чего они создавали свои произведения? - Какова же основная мысль стихотворения
Н. Заболоцкого? - Нужны ли зоопарки, если животные в них страдают? (Помещать животных в зоопарк нужно в крайних случаях, если животное пострадало от рук браконьеров или заболело, если у детенышей погибла мать). -Если человек берет на себя ответственность за животных, то он должен достойно их содержать, заботиться о них.


Отвечают на вопросы по его содержанию. Находят в тексте необходимую информацию.







Слушают учителя. Отвечают на вопросы.


























Осмысленно, выразительно читают стихотворение.
















Выполняют упражнения







Выполняют задания в тетради















Определяют основную мысль стихотворения. Делают вывод: люди, поместившие животное в зоопарк, не задумываются, что они запирают красоту в клетку, может быть, оставляют детенышей без родителей погибать ради забавы






Предметные результаты: выразительно читают стихотворение.

Познавательные УУД: овладевают навыками смыслового чтения; осуществляют анализ, сравнение.








Личностные результаты: эмоционально воспринимают песню. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; выдвигают гипотезы и обосновывают их; анализируют изучаемые объекты окружающего мира.






























Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение и позицию; прислушиваются к мнению других. VI Применение знаний
и способов действий

Рассмотрение содержания произведения, слушание образца выразительного чтения.

Анализ текста стихотворения. Упражнение в выразительном чтении.

Читает стихотворение Н. Заболоцкого «Детство».

-Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?

-Кто главный герой стихотворения?

-А можно ли сказать, что чувства девочки такие же, как у автора?

Самостоятельная работа по группам. Задания даются на листах.

1 группа. Прочитайте стихотворение, объясните значение непонятных слов

2 группа. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопрос: «Какую картину детства описал поэт? Поразмышляйте, чем эта обычная картина очаровала девочку?»

3 группа. Кто из поэтов ещё написал стихотворения с таким же названием? Сравните эти произведения.

-Какова же главная мысль этого стихотворения? Ответьте, что роднит нас с героем и автором?

(С этих картин начинается весь мир, вся будущая жизнь и наша Родина. Жизнь хороша и крепка, пока есть эти картины)

Слушают чтение учителя. Узнают значение незнакомых слов Осмысленно, выразительно читают стихотворение.

Отвечают на поставленные вопросы

Отвечают на поставленные вопросы

Предметные результаты:

владеют информацией о жизни и творчестве поэта.

Коммуникативные УУД:

слушают и понимают речь других.

Личностные результаты:

эмоционально воспринимают стихотворение.

Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, планируют ее решение

VII. Рефлексия

Осуществление самооценки

Подводит итог.

- Какая учебная задача стояла перед нами?

- Удалось ли ее решить?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные УУД: в диалоге с учителем дают оценку своим умениям

Домашнее задание

Развитие памяти

Комментирует домашнее задание.

1.Выучите наизусть стихотворение Н. Заболоцкого «Детство» или «Лебедь в зоопарке» или

2. Выразительно читать стихотворение Н. Заболоцкого «Детство» и «Лебедь в зоопарке»

Выполнить задания в тетради с. 56-57 № 3, 4

Записывают в дневник домашнее задание

Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, планируют ее решение


© 2010-2022