Конспект урока окружающего мира

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мира

Класс - 2 «А»

Учитель - Рудакова С. П.
Дата 11.09.12.


Тема урока: Наши помощники - органы чувств.

Цели урока:
1. Дать учащимся представление о роли и специфике органов чувств.

2. Формировать представления учащихся о значении органов чувств в познании окружающего мира.

3. Воспитывать любовь к окружающему миру, чувство прекрасного, бережное отношение учащихся к своему здоровью, работать над развитием коммуникативных навыков и устной речи учащихся.

Планируемые результаты (УУД): Личностные: проявлять ценностное отношение к окружающему миру; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; следовать нормам здоровьесберегающего поведения. Метапредметные: регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать и контролировать свои действия; работать по предложенному плану, инструкции;
познавательные - ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; коммуникативные - слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; реализовывать в процессе работы в группах правила совместной деятельности. Предметные: иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни; исследовать признаки предметов с помощью органов чувств; узнать роль и специфику разных органов чувств. Тип урока: урок-исследование. Формы работы: фронтальная, групповая. Оборудование и материалы к уроку: презентация, проектор, наборы продуктов и предметов для исследовательской работы.

Ход урока: I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок -

Начинается урок!

II. Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вам предстоит, как следует потрудиться, чтобы узнать новое и интересное. От вас потребуется внимательно слушать, активно участвовать в наших исследованиях, принимать самостоятельные решения. На прошлом уроке мы узнали, что человек, как живой организм, имеет такие особенности, которые отличают его от неживого предмета. Назовите их. (Человек дышит, питается, двигается, растёт. Люди отличаются от других живых организмов тем, что умеют мыслить, говорить, придумывать что-то новое.) Природа дала вам физические качества - рост, цвет глаз и волос, строение тела и различных органов, которые работают слаженно. Всё это вместе образует организм человека.

А знаете ли вы, какие органы помогают нам в познании окружающего мира?

(Ученики высказывают свои предположения: глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать…)

- Все ли согласны? У кого другое мнение?

- Как вы думаете, что мы можем сегодня изучать на уроке? Кто догадался? (Глаза, уши, нос, язык, кожа.)

Совершенно верно, эти помощники - наши глаза, уши, нос, язык, кожа. А кто из вас знает, каким понятием можно объединить все эти органы? (Это - органы чувств)

Цель нашего урока: выявить, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире.

Конспект урока окружающего мира

Слайд 1. Органы чувств.



III. Открытие новых знаний. Исследовательская деятельность. Работа в группах.

1. Сейчас нам предстоит исследовательская работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

(Работаем дружно. Говорим по очереди, не перебивая друг друга. Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.)

Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить исследовательской работой.
Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их жёлтым цветом.

Задание для 2 группы: с помощью игры «День - ночь» с закрытыми глазами определить, что делает капитан (хлопает в ладоши, рвёт лист бумаги, звонит в колокольчик).
Задание для 3 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках (апельсин, кофе).

Задание для 4 группы: определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода.

Задание для 5 группы: с закрытыми глазами определить на ощупь предметы (мячик, кубик, шишка, ложка).

Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:

У нашей группы было задание … .

Чтобы выполнить его, нам помогли … .

Научное название … .

… нам нужны для того, чтобы … .

При выполнении заданий при необходимости можно использовать материал учебника стр. 21 - 25.

IV. Выступления учащихся.

1 группа:
У нашей группы было задание найти на картинке 10 цыплят и раскрасить их жёлтым цветом.

Чтобы выполнить его, нам помогли глаза. Научное название - орган зрения.
Глаза нам нужны, чтобы видеть. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают.


Слайд 2. Глаза - орган зрения.

Конспект урока окружающего мира

Рассмотрите глаза друг у друга. Чем защищены глаза? (веками). Ресницы окружают глаз, над глазами - брови. Слезы тоже защищают наши глаза.

Глаза - это сложные живые оптические приборы. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение - способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Глаз воспринимает световые волны. Информация поступает в мозг, который сообщает, что мы видим.

- Какие правила нужно соблюдать, чтобы зрение не ухудшалось?

Конспект урока окружающего мира

Слайд 3. Берегите глаза!



Физкультминутка.

Проведём гимнастику для глаз. Встаньте.

1. Быстро поморгайте, закройте глаза, постойте спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 4-5 раз.

2. В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую.

3. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет1-6. Повторите 1-2 раза.

Выступления учащихся.

2 группа.
У нашей группы было задание с закрытыми глазами определить, что делает капитан.

Чтобы выполнить его, нам помогли уши. Научное название - орган слуха.
Уши нам нужны, чтобы слышать. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.



Слайд 4. Уши - орган слуха.Конспект урока окружающего мира

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха обедняет мир человека лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

Слух надо беречь!

Конспект урока окружающего мира

Слайд 5. Берегите уши!


3 группа.
У нашей группы было задание с закрытыми глазами определить, что находится в баночках. По запаху мы сразу догадались, что это апельсин и кофе.

Чтобы выполнить задания, нам помог нос. Научное название - орган обоняния.
Нос нам нужен, чтобы чувствовать запахи.


Слайд 6. Нос - орган обоняния.
Конспект урока окружающего мира

Мы вдыхаем носом воздух, в котором содержатся запахи, исходящие от различных предметов. Запах достигает задней стенки носа, нервы, реагируя на него, сообщают об этом мозгу.

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. Многие запахи доставляют удовольствие, другие предупреждают об опасности (запах газа, дыма).

Конспект урока окружающего мира

Слайд 7. Гигиена носа.

Когда нос заложен, то человеку трудно различать запахи. Это мешает ощущать вкус еды. Обоняние ухудшается у курящих людей. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм, вести здоровый образ жизни. Это поможет сохранить хорошее обоняние.

Работа по учебнику с. 22-23. Материал для любознательных.


Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.
Руки за спину положим и легко-легко подышим.
Вдох через нос, выдох через рот.

Дышим правою ноздрёй… дышим левою ноздрёй…

Вдох через правую ноздрю, задержали дыхание,
Выдох через левую ноздрю… (переменное дыхание).

Выступления учащихся.

4 группа.
У нашей группы было задание определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода. По вкусу мы сразу поняли, какая вода в каждом стакане.

Чтобы выполнить задания, нам помог язык. Научное название - орган вкуса.
Язык нам нужен, чтобы определить, каков продукт на вкус: сладкий, кислый, горький или солёный.

Конспект урока окружающего мира

Слайд 8. Язык - орган вкуса.

Слайд 9. Строение органа вкуса.Конспект урока окружающего мира

Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками. Внутри них находятся нервы, которые посылают сведения о вкусе мозгу, и он сообщает нам, что мы едим.

Существует четыре основных вида вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый. Каждый из них мы ощущаем различными участками языка. Язык также различает горячее, холодное и боль.

Конспект урока окружающего мира

Слайд 10. Гигиена языка.


5 группа.
У нашей группы было задание с закрытыми глазами определить на ощупь предметы. Не видя предмет, а только дотрагиваясь до него рукой, мы смогли определить, что это мячик, кубик, шишка и ложка.
Чтобы выполнить задания, нам помогла кожа рук. Научное название - орган осязания.
Кожа нам нужна, чтобы мы смогли почувствовать жару и холод, мягкое и твёрдое, гладкое и пушистое, а также боль.
Конспект урока окружающего мира

Слайд 11. Кожа - орган осязания.

Кожей мы чувствуем жару и холод, мягкое и твёрдое, гладкое и пушистое, боль. Нервные окончания, расположены прямо под поверхностью кожи. Они посылают сигналы мозгу о том, к чему мы прикасаемся. Лучше всего человек осязает подушечками пальцев, потому что в них сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость. Она покрывает всю поверхность тела человека, выполняет защитную функцию, предохраняет от инфекций.Конспект урока окружающего мира

Слайд 12. Охрана кожного покрова.

Орган осязания - кожа - это наружный покров тела человека. Она всегда должна быть чистой. Для этого каждый человек должен каждую неделю мыться с мылом. Руки надо мыть несколько раз в день. Обязательно перед едой, после туалета, после возвращения с улицы. И еще надо оберегать кожу от повреждений, пораненное место надо обязательно продезинфицировать, в серьезных случаях - обращаться к врачу.

V. Первичное закрепление.

Выполнение заданий бабы Яги и её друзей. (Слайды 13 - 18)

Конспект урока окружающего мираКонспект урока окружающего мира


Конспект урока окружающего мираКонспект урока окружающего мира


Конспект урока окружающего мираКонспект урока окружающего мира


VI. Итог урока.

- Ребята, сделайте вывод после нашего урока:

Какие органы чувств есть у человека? Для чего они ему нужны?

Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?

VII. Рефлексия.

- О чём было интересно узнать? Что понравилось больше всего?

- Когда испытывали затруднения?

-Что интересного, познавательного, необходимого в жизни вынес каждый из вас с этого урока?

VIII. Задание на дом (по выбору):

1.Подготовить рассказ об органах чувств.

2. Найти интересные факты об органах чувств в дополнительной литературе.

3. Сочинить небольшой рассказ-этюд «Запахи осени».

© 2010-2022