Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий,

реализованного учителем начальных классов

ГБОУ ООШ № 11 г. Новокуйбышевска

Климовой Ольгой Владимировной

в образовательном учреждении» 1.Актуальность. Приоритетной целью современной школы является создание оптимальных условий для полноценного личностного развития ребёнка. Согласно требованиям стандартов второго поколения произошло смещение акцентов в результатах образования. На смену ранее существующего комплекса знаний, умений и навыков, которыми должен вооружить учитель каждого ученика, пришло совершенно иное понимание результатов образования, а именно: формирование и развитие способностей ученика самостоятельно определять учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующей личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. Решение этой задачи приобретает все большее значение и для меня, как учителя начальных классов. Анализ сложившейся ситуации, связанной с введением стандартов второго поколения, показал множество противоречий возникших в образовательной деятельности: -между результатами предыдущих стандартов (знаниями, умениями и навыками) и результатами новых образовательных стандартов: развитием универсальных учебных действий (личностными, предметными и метапредметными); - между старыми условиями организации обучения и новыми требованиями к организации обучения, продиктованными ФГОС; На основе выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему: необходимость создание новой образовательной среды и изменений в технологиях преподавания, которые бы способствовали эффективному воспитанию и социализации детей. Поэтому на своих уроках я использую новые образовательные технологии: личностно - ориентированные, здоровье сберегающие, информационно - коммуникативные, исследовательские технологии. 2. Описание применяемых технологий. На уроках русского языка и математики я использую интегрированное обучение с целью формирования у детей целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка. Внутрипредметная интеграция направлена на «спрессование» материала в крупные блоки и направлено на формирование способности мыслить информационно ёмкими категориями. Новый материал даётся мной блоками, что позволяет освободить время для закрепления, отработки знаний, умений и навыков. На уроках окружающего мира я использую межпредметную интеграцию. Часто знания, полученные на уроках окружающего мира, закрепляются на уроках изобразительного искусства или технологии. При объяснении нового материала использую проблемное обучение. При этом учащиеся учатся самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, поставленные учителем, в различных источниках. Работая над темой самообразования «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения младших школьников в рамках реализации ФГОС» я глубоко изучила степень разработанности проблемы в теории и практике. Провела исследование состояния развития познавательных процессов у каждого ребенка. На основе результатов диагностики основные усилия направила на развитие слуховой, зрительной памяти, внимания, развитию навыков осознанного чтения. На уроках чтения я использую современную образовательную технологию - модульное обучение чтению. В отличие от традиционной системы обучения в основе урока лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. Разработанный алгоритм урока чтения включает в себя новые технологии обучения: модульное, разноуровневое и технологию обучения навыкам оптимального чтения. По данному алгоритму работа ведётся индивидуально: одни ученики могут продвинуться значительно вперед, другие, наоборот, могут остановиться на одном из этапов. Я организую работу в группах с опорой на зону ближайшего развития по трем уровням: низкий, средний, высокий. Зона ближайшего развития определяется после каждого модуля. Группы в течение урока могут меняться по составу. Алгоритм урока чтения имеется у каждого ученика. Учитель развивает умение пользоваться алгоритмическими предписаниями постепенно, останавливаясь на каждом модуле (этапе урока) основательно. После того как дети приобретут некоторое умение пользоваться алгоритмическими предписаниями, можно перейти к самостоятельной работе на одном уровне. Имея данный алгоритм, учитель проявляет творческий подход: что - то взять на спланированный урок, что то отбросить, подобрать необходимый материал для модуля 1, проблемные вопросы к каждому модулю для групп с высоким и среднем уровнем обучаемости, оформление доски и др. Работа по данной методике повлияла на результат обучения. У учащихся пополнился, уточнился и активизировался словарный запас, улучшились память и внимание. А также такая работа повлияла и на темп чтения учащихся: 89% третьего класса читают выше нормы. Я применяю в своей работе личностно - ориентированные технологии, целью которых является максимальное развитие познавательных способностей ребенка, формирование ключевых компетентностей на основе имеющегося у него опыта. Реализуя личностно - ориентированные технологии на уроке, я использую дифференцированный и индивидуальный подход при обучении, на основе результатов диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащегося. Интерактивные формы и методы позволяют сразу установить обратную связь с учащимися: диалог, презентации, деловые игры, круглые столы, деление на группы по познавательным интересам на уроках обобщения материала или при изучении новой темы: «теоретики», «практики» и «аналитики». Это индивидуальные пакеты с дифференцированными заданиями во время практических занятий, контрольных работ, индивидуальные домашние задания и т.д. При формировании групп происходит обучение в сотрудничестве, путем общения в группе, когда каждый учит каждого, совершенствуя навыки логического мышления, последовательного изложения материала, коммуникативные навыки. Уже несколько лет в своей практике я использую групповую форму работы при повторении материала изученного за год. Групповая организация важна для создания на уроке атмосферы коллективного труда, когда можно использовать на уроке богатые резервы каждого класса - в виде оперативной помощи лучших учеников более слабым. Применение в моей работе исследовательских технологий позволяет создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Суть технологии - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через исследовательскую деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Работа над исследовательским проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ, использованию новейших информационных и коммуникативных технологий. На уроках создаются проблемные ситуации, в которых учащиеся должны, применив совокупность знаний, умений найти оптимальный путь решения проблемы. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках направлены на повышение интереса учащихся к предмету, на организацию эффективной групповой и самостоятельной работы на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков, активизируют познавательную деятельность, развивают творческий потенциал учащихся, осовременивают урок. Использование информационно-коммуникативных технологий способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, которая позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение, увеличивает результативность в усвоении знаний и способствует формированию информационной компетентности. Цель уроков начальной школы - способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эмоций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Интерес, богатство многообразие и разнообразие рождаются, развиваются в непосредственном общении школьников с природой, человеком, миром изобразительного и прикладного искусства, архитектуры, музыки. На уроках я использую мультимедийные презентации, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями - общению. Основные цели использования компьютерных слайдов на уроках - наглядность, эмоциональность, эстетичность. В качестве выразительных средств, в презентации, я применяю: эффекты анимации, эффекты переходов слайдов. Например, на уроках литературного чтения ученики видят фотографии писателя, знакомятся с его творчеством. Всё это готовит их к главному - понять творчество, позволяет зримо представить эпоху, воспринять её не только разумом, но и эмоционально. Чтобы проверить, насколько внимательно, школьники прочитали произведения, я провожу викторины, или задания в игровой форме. При этом я учитываю активное стремление ученика к самостоятельным формам учебной деятельности. Ребята часто готовят свои презентации по различным темам, которые используются на уроках. Необходимо отметить, что с применением компьютерных технологий материал усваивается учащимися значительно лучше, экономится на 10-15% время урока. Высокий уровень трудоёмкости предметов обусловил актуальность реализации здоровьесберегающей деятельности на уроках. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Приемы, которые я использую в своей работе: 1.Соблюдение санитарно - гигиенических требований (проветривание классной комнаты, влажная уборка, озеленение кабинета). Первый организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Я ещё на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости - проветриваю помещение. 2. Слежение за посадкой учащихся на уроке. 3. Регулярное проведение физкультурных минуток на уроках (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, дыхательная гимнастика, точечный самомассаж). Осуществление идеи организации здоровье сберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз (физкультурных минуток) на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. 4. Учитывание индивидуальных особенностей учащихся. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия каждого ученика. 5. Чередование смен деятельности учащихся во время урока при его планировании. Смена видов деятельности - это тоже отдых. Поэтому при планировании урока я не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. 6. Создание благоприятной эмоционально-психологической обстановки на уроке. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Помимо данных технологий, применяемых на всех уроках, в своём классе я провожу классные часы на тему здорового образа жизни, уроки здоровья, конкурсы стенгазет и рисунков, конкурс высказываний о здоровье. Во всех этих мероприятиях принимают участие родители, что подтверждает их заботу о здоровье своих детей. Организую совместно с родителями встречи с медиками, экскурсии на свежий воздух. Активно принимаем участие в спортивных праздниках и соревнованиях проводимых в школе. 3. Объектом эксперимента является образовательный процесс по предметам начальной школы. 4. Педагогические цели эксперимента: 1. Повышение качества знаний учащихся по основным предметам (до 80 %). 2. Сформировать у 80 % учащихся информационные и коммуникативные компетентности. 5. Цель эксперимента: апробация применения информационно-коммуникативных, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, исследовательских технологий в образовательном процессе в 3 классе. 6. Гипотеза эксперимента Если использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные, личностно - ориентированные, здоровьесберегающие, исследовательские технологии, то их применение будет способствовать положительной динамике качества знаний, а также формирование ключевых компетенций обучающихся, которые способствуют успешной адаптации к изменяющимся условиям жизни, самоопределения и самореализации учащихся в будущем. 7. Критерии ожидаемых результатов 1. Наличие участников олимпиад школьного, областного, всероссийского и международного уровней. 2. Повышение качества знаний учащихся по предметам до 80% 3. У 80 % учащихся сформированы информационные и коммуникативные компетентности. 8. Диагностический инструментарий: диктанты, тесты, контрольные, бланки оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся. 9. Сроки эксперимента. В течение учебного года.

10. Список литературы: 1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Изд-во РАО, 1994. 228 с. 2. Бойков А. А. Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная воспитательная технология, 2005, (yandex.ru/) 3. Дмитренко Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы /Педагогика, 2004. - №2. - С.54-59 (quality.petrsu.ru/f) 4. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. - Самара, 1998. - 36с. 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр "Академия", 1999. 224 с.









© 2010-2022