Урок математики во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока математики во 2 классе УМК « Школа 2100» Л.Г. Петерсон Тема: «Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик».

Тип урока: ОНЗ Технологии: технология деятельностного подхода, ИКТ -технология Тема: «Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик». Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер; мультимедийная презентация; учебник-тетрадь «Математика 2 класс» под редакцией Л.Г. Петерсон. Демонстрационный материал: 1Урок математики во 2 классе) предметная картинка изображения Афанасия ( сказочного человечка из учебника по литературному чтению автора Р.Н. Бунеева и Е.В.Бунеевой) Урок математики во 2 классе
2) песочные часы 3) опорная схема сложения и вычитания двузначных чисел в столбик:

Урок математики во 2 классе

4Урок математики во 2 классе) шаги алгоритма приёма сложения и вычитания двузначных

в столбик на отдельных карточках:



Раздаточный материал: 1) карточки с известными способами сложения:

2

Решение примеров в столбик начинай

с разряда единиц!) листочки на каждого с подсказкой:

3) лист самооценки.

Ход урока:


Организационный момент. - Ребята, давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. 1. Мотивация к учебной деятельности: Цель: 1) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; 2) создать условия для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность посредством создания ситуации удивления при появлении на уроке математики героя урока литературного чтения; 3) установить тематические рамки урока: действия с двузначными числами.


Организация учебного процесса на этапе 1: - Сегодня на уроке у вас необычный гость. Он совсем недавно появился у вас на уроках чтения. Кто это? (Афанасий, младший домовой.) На слайде появляется изображение Афанасия. - Как вы думаете, почему он решил придти на урок математики? - Да, он очень любит общаться с детьми, помогать им в учёбе, любит, когда дети учатся, сам любит учиться. Афанасий - мудрый домовой. И он, как и вы, знает, что значит учиться. Вы согласны принять его как гостя и помощника на уроке математики? - Афанасий знает, что ходить в гости с пустыми руками не принято, поэтому он принёс для вас несколько интересных заданий. Вот одно их них. Слайд 2 . - Посмотрите внимательно на все эти числа. Как называются эти числа? (Двузначные.) -Какие математические операции вы уже умеете выполнять с двузначными числами? (Складывать, вычитать, сравнивать.) - В чём сходство между числами в каждом ряду? ( Во всех рядах числа уменьшаются на одно и то же число) -Назовите в третьем ряду самое большое число, самое маленькое? (36; 20) На сколько 36 меньше 20? На сколько больше? Как вы вычисляли? ( Мы из большего вычитали меньшее, находили разность чисел) -Расскажите, что вы знаете о числе 36. ( Двузначное, содержит 3 десятка и 6 единиц, предыдущее 35, последующее 37, сумма цифр 9) - Сегодня урок и будет посвящен действиям с двузначными числами.

2. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: 1) актуализировать способы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд: с помощью моделей, по общему правилу, по частям, с помощью числовой прямой; 2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию; 3) актуализировать норму пробного действия; 4) организовать выполнение учащимися индивидуального задания для пробного действия; 5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия. Организация учебного процесса на этапе 2: - Давайте порадуем нашего гостя своими знаниями. (С повторения необходимых знаний.) - Для устного счёта Афанасий принёс интересные задания. 1) Способы сложения двузначных чисел без перехода через разряд. - Посмотрите на второй ряд - Я задумала число больше 36 на 12. Какое число задумала? (48.) - Как вы это узнали? (К 36 прибавили 12.) - Какими способами можно сложить числа 36 и 12? Дети указывают способы, которые вспомнят. - Вы уверены, что вспомнили все способы сложения? Может, спросим у Афанасия? Ведь он мудрый домовой. Взять карточки со способами сложения, которые принёс Афанасий. Раздать карточки детям.

- Посмотрите, оказывается, у Афанасия есть карточки, на которых написаны все известные вам способы сложения двузначных чисел. Проверьте по карточке, все ли способы вы перечислили.

(С помощью графических моделей, по общему правилу, прибавляя по частям, используя числовую прямую.)

- Объясните решение примера 36 + 12 всеми известными вам способами. Будем работать на карточках Афанасия.

Слайд 3.

По одному со своего места ученики решают примеры с объяснением. Учитель открывает на слайде все способы.

(По графическим моделям: к 3 треугольникам (десяткам) прибавляем 1 треугольник (десяток), получаем 4 десятка. Рисуем 4 треугольника. К 6 точкам (единицам) прибавляем 2 точки (единицы), получаем 8 единиц. Рисуем 8 точек. Ответ: 4 десятка 8 единиц.)

(По общему правилу: раскладываем 36, как 30 и 6; а 12, как 10 и 2. Сначала к 30 прибавляем 10, получаем 40. Затем к 6 прибавляем 2, получаем 8. 40 и 8 - 48.)

(По частям: раскладываем второе слагаемое 12, как 10 и 2. Сначала к 36 прибавляем 10, получаем 46, затем к 46 прибавляем 2, получаем 48.)

(По числовой прямой: находим на числовой прямой 36, вправо присчитываем 12, получаем 48.)

2) Способы вычитания двузначных чисел без перехода через разряд.

- Пользуясь удобным для вас способом, выполните следующее задание. - Задуманное число меньше 36 на 12. Какое число задумали? (24.) - Как вы узнали? (Из 36 вычли 12.) - Какими способами можно вычесть из 36 12? (По графическим моделям; по общему правилу: из 3 десятков вычитаем 1 десяток, получаем 2 десятка, а из 6 единиц вычитаем 2 единицы, получаем 4 единицы. Ответ 24. По частям: сначала из 36 вычитаем 10, получаем 26, а потом еще 2, получаем 24. По числовому лучу.) - Молодцы! А я знаю, что многим из вас и вычитать помогли волшебные карточки Афанасия. В чём же заключается их волшебство? Почему, посмотрев на них, можно вспомнить и способы вычитания? (Потому что способы вычитания такие же, как способы сложения.) - Зачем надо знать так много способов сложения и вычитания двузначных чисел? (Чтобы выбрать удобный.) - Подумайте, не говоря вслух, какой способ наиболее удобен для вас. - Что важно помнить, складывая или вычитая двузначные числа? (Десятки прибавляем к десяткам, единицы к единицам. Из десятков вычитаем десятки, из единиц - единицы.) - А чтобы узнать, умеем ли мы применять эти способы на уроках, что мы должны сделать? ( упражняться) -Давайте откроем наши тетрадки и запишем число, классная работа.
Слайд4.

3) Применение способов сложения и вычитания при проверке. Слайд 5.

58 - 13 = 45 12 + 53 = 47

-Посмотрите на примеры, проверьте ,правильно ли они решены.

- Как будете проверять?

(Распишем пример подробно любым из известных нам способов.)

Один работает у доски, остальные - в тетради, например:

Урок математики во 2 классе (58 - 13 = 45.)

50 8 10 3

- Что можете сказать о решении первого примера. (Пример решён верно).

- Что вам помогло это выяснить? (Подробное объяснение.)

- Проверьте решение второго примера. Как будете проверять? (Распишем пример подробно любым из известных нам способов.)

Один работает у доски, остальные - в тетради.

(12 + 53 = 12 + 50 + 3 = 62 + 3 = 65.)

- Что можете сказать о решении второго примера? (Пример на доске решён неверно.)

- В чём причина ошибки?

(Надо десятки складывать с десятками, а единицы - с единицами. А в этом примере это правило нарушено: к десяткам прибавили единицы, и наоборот.)

- Значит, как проверить и доказать правильно ли решён пример? (Записать решение подробно.)

- Что мы с вами повторили? (Все известные способы сложения и вычитания двузначных чисел, подробную запись решения примеров, …)

-Мы устали, можно отдохнуть.

Физкультминутка.

Чтобы в форме быть всегда, нужно двигаться, друзья,

Приседаем раз и два, наклоняемся раз-два,

Поскакали, побежали, руки вверх, вы не устали?

А теперь все улыбнитесь, настроеньем зарядитесь!

4) Индивидуальное задание для пробного действия на подробную запись решения примеров.

_ Мы сейчас с вами отдохнули набрались сил. Кто больше всех занимается спортом? (спортсмены). - Какое важное спортивное событие будет проходить в России? ( Зимняя Олимпиада в Сочи)

-Афанасий собирается на Олимпиаду в город Сочи. Он знает, эстафеты спортсмены выполняют за определённое время. Вот он и вам приготовил математическое испытание:

Слайд 6.

Решите примеры в тетради с подробной записью за 1 минуту:

23 + 14 37 - 5

58 - 4 36 + 42

39 + 50 31 + 68

- Вы такие примеры решали? (Да.)

- А подробную запись составлять умеете? (Умеем.)

- Что же в этом задании для вас ново?

(Мы никогда не решали так много примеров с подробной записью за такое короткое время.)

- Попробуете выполнить это задание? (Попробуем.)

- Внимание! Начали!

Учитель устанавливает песочные часы на 1 минуту.

- Стоп!

- Вы успели выполнить задание до конца? (Нет.)

- Чего же вы не смогли сделать?

(Мы не смогли решить примеры с подробной записью быстро.)



3. Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения. Организация учебного процесса на этапе 3:

- И что же нам делать, ведь вы все не справились с заданием? (Надо остановиться и подумать.)

- Почему же вы не успели? (Мало времени на подробную запись решения. Подробная запись слишком длинная, а времени мало.)

4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель:

1) сформулировать цель учебной деятельности;

2) выбрать способ и средства для построения нового знания. Организация учебного процесса на этапе 4: Слайд 7.
- Значит, подходят ли известные вам способы письменного объяснения? (Нет.) - Что же делать, если надо решить много примеров за ограниченное время, при этом объяснив ход решения? (Может быть, есть другой, более короткий способ письменного объяснения?) - Да, более короткий способ есть - это запись примеров в столбик. Вы знаете, как записать и решить примеры в столбик? И почему этот способ сразу дает письменное объяснение? (Нет.) Слайд 8.
- Сформулируйте цель урока. (Узнать способ записи и решения примеров в столбик.) - Вам будет достаточно только узнать способ записи и решения примеров в столбик? (Нет, надо ещё научиться им пользоваться.) - Сколько времени вам необходимо на то, чтобы узнать способ записи и решения примеров в столбик? (Часть урока.) - А на то, чтобы научиться пользоваться этим способом? (Не один день, …) - Давайте вместе сформулируем тему урока? (Запись и решение примеров в столбик.

Открыть тему на слайде.

Слайд 9.



-Посмотрите на карточку, с которой работали в начале урока. Каким способом (правилом) сложения и вычитания двузначных чисел воспользуетесь? (Общим правилом: десятки складываем с десятками, единицы - с единицами. Вычитаем десятки из десятков, единицы - из единиц.) - Вы поставили цель: узнать и способ записи, и способ решения примеров в столбик. - Спланируйте свою дальнейшую работу: вы сначала будете строить способ решения или способ записи? (Сначала мы выясним, как записать пример в столбик, а потом, как его решить.)


5. Реализация построенного проекта. Цель:

1) организовать построение детьми нового способа записи и решения примеров на сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд в столбик, устраняющего причину выявленного затруднения, на основе общего правила сложения и вычитания двузначных чисел;

2) зафиксировать новые способы действий в речи, в виде алгоритма и опорного сигнала;

3) зафиксировать преодоление возникшего затруднения. Организация учебного процесса на этапе 5:

- Какие есть идеи о том, как записать пример столбиком? При необходимости задать вопросы-подсказки: - Что значит запись в столбик? (Число под числом.) - Каким правилом вы пользуетесь при сложении и вычитании двузначных чисел? (Десятки с десятками…) - Так как же записать числа в столбик? (Единицы под единицами, десятки под десятками.)

- Запишите сумму чисел 52 и17.

1 ученик у доски. - Как ты запишешь столбиком первый пример? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.) ПУрок математики во 2 классерикрепить на доску карточку и часть опорного сигнала:




- Как вы думаете, почему запись в столбик удобна для письменного объяснения решения примера? (Потому что разряды записаны ближе друг к другу и сразу видно, что с чем складывать или вычитать.) - Где поставить знаки «+», «-» и «=»? (…) - Проверим ваши предположения по учебнику. Откройте 2 на стр. 8, и посмотрите, как записаны примеры в столбик. Где же стоят знаки «+» или «-»? (Слева между числами.) - А знак «=»? (Заменён чертой.) Добавить знаки в опорный сигнал: Урок математики во 2 классе


- Как записывать примеры в столбик, вы выяснили. Какую цель вы еще поставили? (Надо научиться решать примеры, записанные в столбик.)

- Я думаю, вы легко с этим справитесь, но у Афанасия есть очень важная подсказка. Раздать листы с подсказкой.

- Прочитайте подсказку Афанасия.

Слайд 9.


- Повторим хором эту подсказку:

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ В СТОЛБИК НАЧИНАЙ

С РАЗРЯДА ЕДИНИЦ!!!

- Как дополнить наш эталон, чтобы сразу было видно, откуда начинать считать? (Варианты детей.)

- Поставим стрелку над разрядом единиц. ДУрок математики во 2 классеобавить в опорный сигнал стрелку:



- Мы определили как записать пример, а теперь будем его решать. - С чего начнёте? (Сложим единицы: 3 + 4 = 7.) - Где запишем? (Под единицами.) - Что делаете дальше? (Сложим десятки…, запишем под десятками.) - Ответ? (37.) По ходу ответов детей достраивать алгоритм и опорный сигнал: Слайд 10 Урок математики во 2 классе




- Посмотрите, по ходу рассуждений появился алгоритм записи и решения примеров в столбик и опорный сигнал.


- У вас на столе есть карточка с алгоритмом и опорной схемо й. - Ребята, а зачем вам необходим способ записи и решения примеров в столбик? (Чтобы сразу был виден ход рассуждений: удобнее складывать цифры одинаковых разрядов, так как они расположены ближе друг к другу.)

Работа в парах.

3, с. 9

Расскажите друг другу в паре, пользуясь алгоритмом, способ записи и решения примеров в столбик.

- Какую из поставленных целей вы достигли?

(Мы узнали способ записи и решения примеров в столбик.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование новых способов действий с проговариванием во внешней речи. Организация учебного процесса на этапе 6:

Слайд 11.
2) 4, стр. 9. Урок математики во 2 классе






- Молодцы! Теперь исправьте запись примеров из 4, стр. 9, и решите их. - Посмотрите внимательно на примеры. Есть ли ошибки в записи примеров?

- Найдите эти ошибки и запишите примеры правильно.

(В первом примере нарушен алгоритм записи примеров в столбик, т.к. единицы записаны под десятками, а должны быть единицы под единицами; второй пример записан правильно: единицы под единицами, десятки под десятками; в третьем примере опять нарушение алгоритма: десятки записаны под единицами.)

По 1 у доски с комментированием записи, остальные - в учебнике.

- Решите исправленные примеры.

Первый пример у доски, остальные можно предложить выполнить в парах, с последующей проверкой по эталону.

- Как здорово у вас получается!

При необходимости провести коррекцию ошибок.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель:
- Хотите сами попробовать свои силы? (Хотим, мы поняли, как решать, …)
Слайд 12.5 (1, 2, 3 столбик), стр. 9.
Задание: Реши примеры, записав их в тетрадь столбиком: 54 + 2 63 - 21 26 + 13 54 - 2 63 + 21 26 - 13

- Что общего у примеров каждого столбика и чем они отличаются? (Общее: в обоих примерах каждого столбика использованы одинаковые числа, а отличаются действиями.)

- Решите эти примеры в тетрадях, записывая решение столбиком, за 1 минуту. Включить таймер ≈ на 1,5-2 минуты.

- Проверьте. Открыть на доске эталон для самопроверки:

Урок математики во 2 классе





Проговорить, как выполняли каждый пример. - Какие были затруднения? С чем они связаны? - Что надо помнить, чтобы этих затруднений не было? (Пишем единицы под единицами, десятки под десятками, …) - Афанасий очень вами доволен и рад, что смог вам помочь.

8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: тренировать способность к анализу и решению задач, к выполнению действий с величинами. Организация учебного процесса на этапе 8:
- Чтобы поблагодарить его за помощь, решим про него задачу: 7, стр. 9. Слайд 13.

- Прочтите задачу. - О какой величине говорится в задаче? (О длине.) - В каких единицах измерения выражена эта величина в тексте задачи? (В дециметрах и сантиметрах.)

- Что известно в задаче и что надо узнать? (Известен рост гнома - 43 см, и длина кровати - 4 дм 8 см. Надо узнать, уместится ли гном на кровати?)

- Продолжите анализ задачи. (Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сравнить рост гнома и длину кровати. Сравнение величин возможно, когда они выражены в одинаковых единицах измерения, поэтому надо 4 дм 8 см перевести в см, после чего сравнить.)

В случае затруднений учитель помогает провести анализ с помощью вопросов . - Что надо сделать, чтобы это узнать? (Надо сравнить рост гнома и длину кровати.) - При каком условии возможно сравнение величин? (Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.) - Что вы должны сделать, чтобы сравнить эти величины? (Привести к одинаковым единицам измерения.) - Переведите и запишите это в тетрадь. (4 дм 8 см =48 см.) По одному с места с объяснением «цепочкой». - А теперь сравните. (43 см < 48 см.) - Сформулируйте ответ? (Гном уместится на кровати.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) организовать самооценку учащимися своей учебной деятельности на уроке; 2) зафиксировать степень соответствия цели и результата учебной деятельности; 3) зафиксировать в речи новое содержание, изученное на уроке: способ записи и решения примеров в столбик; 4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе 9: - Сегодня на уроке вы учились? Обоснуйте. (Да, так как мы поняли, чего не знаем, и сами построили способ. Нет, так как …) - Какую цель вы ставили? (Узнать способ записи и решения примеров в столбик.) - Достигли вы цели? Докажите. (…) - Вспомните ход рассуждений при записи и решении примеров в столбик. - С какими затруднениями вы столкнулись? - Удалось ли их преодолеть? - Над чем еще надо поработать? - Возьмите лист самооценки. Определите с помощью условных знаков свою работу на уроке. Слайд 14. - Спасибо за урок.
С Домашнее задание:  придумать по два примера на сложение и вычитание двузначных чисел, записать их в столбик и решить;  № 5 (4-5 столбики - один на выбор), 6 (одно уравнение на выбор), 9 (а), стр. 9. ☺ № 1, стр. 8; 9, стр. 7.лайд 15.


© 2010-2022