Урок обучения грамоте на тему Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков (1 класс))

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте в 1 классе


Тема: «Мягкий знак (Ь) - показатель мягкости согласных звуков» Цели: 1. образовательная: познакомить с буквой «мягкий знак», сформулировать основной признак буквы «мягкий знак», упражнять в чтении слов, предложений, в выполнении звукового анализа. 2. развивающая: развивать речь, мышление, память, познавательный интерес, умения выделять главное; учить четко выражать свои мысли. 3. воспитательная: воспитывать умение трудиться, коммуникативную культуру, чувство коллективизма, умение договариваться.
Форма урока: урок - путешествие
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы: частично - поисковый, словесный, наглядный, практический.
Наглядность и оборудование: рисунок улицы, домики с буквами (5 штук), мяч, слоги, звуковые модели слов, слова: угол - угол и буквы (я, ё, е, и, ю, ь) к ним, плакат «На что похожа буква?», буквы с мягким знаком, веера, сказочные герои - Буратино и Карлсон, индивидуальные карточки, песня «Если с другом вышел в путь»



Ход урока.


  1. Организационный момент. Психологический настрой.
Я рада новой встрече с вами Приятно ваше общество, друзья! Ответы ваши вы готовьте сами, Их с интересом буду слушать я. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать, рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно включайся в работу, дружок! II. Повторение пройденного материала.
  1. Сообщение цели урока.
-Урок обучения грамоте на тему Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков (1 класс))Урок обучения грамоте на тему Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков (1 класс))Урок обучения грамоте на тему Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков (1 класс))Урок обучения грамоте на тему Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков (1 класс))Урок обучения грамоте на тему Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков (1 класс))Урок обучения грамоте на тему Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков (1 класс)) Перед вами улица, на которой расположены домики с разноцветными крышами.



- Что необычного на этой улице? (буквенная) - А почему крыши разного цвета? (красный - гласные, зелено-синий - парные согласные по звонкости и глухости, могут обозначать твёрдые и мягкие согласные; белый - пустой; зеленый - глухие согласные, всегда мягкие; синий - согласные, всегда твердые).

  1. Подготовка к изучению нового материала.
  • Составление слогов. Игра с мячом.
- Жили эти буквы, не тужили. Жили дружно, даже в гости ходили к друг другу. Вот как-то раз пришла С к Я = СЯ, К к И =КИ, Д к Е = ДЕ, Ч к У = ЧУ, Л к Ю = ЛЮ, Щ к А = ЩА, М к Ё = МЁ.
  • Чтение слогов в разном ритме и темпе.
СЯ, КИ, ДЕ, ЧУ, ЛЮ, ЩА, МЁ - обычно; - на вдохе; - плавно, распевая. - Какие это согласные?
III. Изучение нового материала. 1. Составление звуковых моделей. - Но жила ещё одна буква в домике с белой крышей. Он находится на углу улицы. - Вы знаете её? (нет) - Как называется место, где расположен домик неизвестной улицы? (угол) - Идёт из трубы дым. Что бросала в печку эта буква? (Уголь)



- Давайте составим звуковые модели слов угол - уголь.








- Почему разные модели? - Вот буквы решили составить слова. УГОЛ - УГОЛ… - Почему же одинаковые слова? Решили буквы помочь друг другу. (подставляем Я, Ё, Е, И, Ю и читаем получившиеся слова) - Что же делать, помогите? (подставить мягкий знак) - Что мы о нем должны знать? Вывод:- не обозначает звука; - показатель мягкости согласного звука.
Стихотворение читает ученик. Мягкий знак - хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь Без пожара, просто так? Это буква - мягкий знак.
- На что похожа буква «мягкий знак»? (показ буквы)

Физкультминутка - ритмопластика «Цветок»


2. Первичная проверка усвоения знаний. - Давайте подставим Ь в слово уголь? - Сравните две схемы: почему звуков одинаковое количество, а букв-разное? - Почему мы поселим в другой домик с белой крышей? - Что же мы узнали о мягком знаке? - Буквы очень обрадовались этому и стали дружить с мягким знаком. Решили они тоже встать рядом. Что же получилось? ЛЬ, МЬ, ТЬ, КЬ, ПЬ, НЬ.
IV. Закрепление пройденного материала.

  1. Игра «Кто больше»
- Я называю слова, а вы покажите карточку с мягким знаком, если услышите мягкий согласный, который на письме обозначается мягким знаком. Тень, лень, сон, пень, кон, конь. - Чему мы учились? (слышать, обозначать). 2. Игра «Проделки Карлсона» - На урок пришли сказочные герои: Буратино и Карлсон. Буратино напечатал слова и думает, что мы их не прочитаем. Мол, мел, брат, стал, ел, кон, галка. - Но хитрый Карлсон решил его проучить. Как только тот отвернулся, он дописал мягкий знак. Прочитайте, какие слова получились?

КАРТОЧКА №1

Мол…

Мел…

Брат…

Стал…

Ел…

Кон…

Гал…ка

1. Прочитай.

2. Вставь букву Ь (мягкий знак)

3. Прочитай полученные слова.


3. Работа с пословицами. - Могут ли быть слова с мягким знаком в предложении? - На парте у вас предложения. Давайте их прочитаем.

КАРТОЧКА №2

НЕ БРОСЬ ДРУГА В БЕДЕ.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЙ ШАГАТЬ.

1. Прочитай самостоятельно.

2. Найди букву Ь (мягкий знак)

3. Подчеркни букву Ь (мягкий знак).

4. Сверь с товарищем. - Найдите мягкий знак и подчеркните его. Сверьтесь с товарищем. - Что общего у этих предложений? - Какими пословицами мы можем дополнить? (объяснение смысла пословиц) 3. Работа с текстом.

КАРТОЧКА №3 Был у Пети и Сани конь. Конь сильный. Они играли с ним. Ребята никогда не ссорились..

1. Прочитай самостоятельно.

2. Прочитай в паре.

3. Прочитай хором. - Прочитайте самостоятельно, в паре, хором. Назовите слова с мягким знаком. Объедините предложения, чтобы получился красивый текст. - Как можно назвать мальчиков? - Что было у мальчиков? - Им вместе весело? V. Итог урока. - А вы дружные ребята? - Кто работал сегодня дружно? - Какая буква вам помогла? - Что же вы узнали об этой букве? Песня «Если с другом вышел в путь» - гимн класса.

© 2010-2022