Разработка урока по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по русскому языкуТЕМА: «Звук Ж всегда твёрдый. Знакомство с написанием слога ЖИ.»

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учеников на практической основе орфографическим правильным написанием слога ЖИ.

ЗАДАЧИ:

I.ОБРОЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1. повторить характеристику буквы Ж

2. упражнять детей в чтении и написании буквы Ж

3. познакомить детей с историей правила «ЖИ - пиши с И»

4. выучить правило «ЖИ - пиши с буквой И»

5. повторить правило написания большой буквы

II.РАЗВИВАЮЩИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1.развивать мышление, логику, память

2.привить аккуратность, любовь к родному языку

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.предметные картинки

-жираф

-стрижи

-ужи

-ежи

-морж

2.книга «Колобок»

3.конспект

4.азбука

5.доска, мел

ПЛАН УРОКА:

  1. Орг.момент 1мин
  2. Повторение характеристики буквы Ж 2мин
  3. Наблюдение над произношением и
написании слога ЖИ, назвать предметы(Стр.53) 5мин
  1. Cказка про твёрдый шипящие звуки 2мин
  2. Упражнение в чтении слогов 5мин
  3. Заучивание правила «ЖИ - пиши с И» 2мин
  4. Чтение столбиков со слогами, с выполнением задания 5мин
  5. Ознакомление с многозначными словами
на практической основе 5мин
  1. Чтение из сказки «Колобок» 6мин
  2. Подведение итогов 3мин
35мин







Загрузить презентацию (10,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: подвести учащихся к осознанию: что звук (ж) - всегда твердый звук.

Задачи:

  • Предметные: создать условия для понимания уч-ся того, что звук (ж) всегда твердый; правильному чтению слов с сочетанием жи;

  • Метапредметные: развивать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, умение принимать и сохранять учебную задачу, ориентацию на разнообразие способов решения заданий, умение формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование: учебник «Азбука», 1 класс (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения, итог.

Формирование ключевых компетенций:

  • учебно-познавательной;

  • коммуникативной.

Граница знания и незнания:

  • учащиеся знают, что (ж) всегда твердый;

  • учащиеся не знают, что жи - опасный слог и пишем с и.

I. Подготовительный этап

Подготовка к активной познавательной деятельности.

Задачи этапа:

  • Мобилизация детей к активной деятельности.

  • Актуализация опорных знаний.

  • Формулирование темы урока

1. Мобилизирующая часть урока

Слайд 1

Светло-пушистая
Снежинка белая.
Какая чистая!
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая!
Какая белая!Разработка урока по русскому языкуРазработка урока по русскому языкуРазработка урока по русскому языку

Психологический настрой: К нам в класс залетело три снежинки и у каждой свое настроение. Определите свое настроение с помощью снежинки. Выберите для себя одну из них. Покажите. Желаю вам, чтобы такое настроение у вас сохранялось до конца урока.

Учащиеся выбирают снежинку.

2. Актуализация опорных знаний

В зимний день оправилась Машенька в деревню к бабушке с дедушкой. Выберите название деревни: словоград уаогртб Словоград

Слайд 2

Учащиеся доказывают правильность своего выбора.

Разработка урока по русскому языку

Слайд 3.

- Пройдет Машенька по улице «Бкувица», если сможем найти все буквы, при помощи которых изображена снежная баба. Давайте назовем эти буквы.
Учащиеся называют буквы: О А Ж К Л С
- Какое задание можно предложить? (Разбить буквы на две группы: гласные и согласные.)
- Какие бывают согласные? (Согласные бывают твердые и мягкие.)
- От чего это зависит? (Какой гласный стоит после согласного. И - обозначает мягкость согласного, Ы - твердость согласного.)
- Назовите особенные буквы? (Й - мягкий, Ж - твердый)
- Пошла Машенька по улице «Слоговица».

Слайд 4

Учебник с. 53. Чтение слов 1 столбика по одному, хором. Чтение слогов.

- Что заметили? (Согласный то твердый, то мягкий.)
- От чего это зависит? (От гласного, который стоит после согласного: Ы, И)

3. Формулирование темы урока

Слайд 5

- Но вот на перекрестке «Слово» видит она три тропинки: Жа Жи Жу. По какой тропинке пойдет Машеньки? Какую тропинку выбрали бы вы?
Учащиеся предлагают выбор
- Кто еще считает, что по тропинке ЖИ Машенька не дойдет? Почему? (Т.к. после Ж слышим Ы)
- Какую учебную задачу нам предстоит решить? (С какой буквой пишется опасный слог ЖИ.)

Разработка урока по русскому языку

Физминутка для глаз Слайд 6

II. Усвоение нового

Задачи этапа:

  • Организация групповой работы по решению учебной задачи.

  • Обобщение новых знаний.

Слайд 7

- На этом перекрестке она повстречалась с животными. Давайте найдем слова. (Жираф)
- Чтобы назвать других животных, нужно дополнить слоги до слов.

еЖИ уЖИ стриЖИ Жираф

- Что общего в этих слогах? Какую букву слышим после буквы ж? С какой буквой пишем сочетание ЖИ? Почему?

Вывод: ЖИ пиши с буквой И.

Слайд 8

Слайд 9

- Затем Машенька продолжила свой путь по дороге «Читающая». А мы вместе с ней. Ведь нам нужно дойти до деревни, в которой живет бабушка.

Азбука с. 53. Чтение 1 столбика.

- Что заметили? (Сочетание ЖИ, одушевленные, отвечают на вопрос Кто? Имя существительное)
- На что показывает буква B? S? (Согласный то мягкий, то твердый.)
- Меняется ли значение слова? (Значение слова меняется)

Чтение 2 столбика

Чтение про себя, чтение 1 учеником.

- Какой частью речи являются эти слова?
- Что нужно поставить к слову, чтобы определить часть речи? (Постановка вопроса)
- Что можно определить у глаголов? (Время, род, число.)
- Что общего в этих словах? (Прошедшее время)

Чтение 3 столбика

Чтение про себя, хором

- В том слове, где ударение падает на 1 слог, определите род.(Это невозможно, т.к. мн.ч.)
- В том слове, где ударение падает на 2 слог, определите часть речи. (Определение части речи: прилагательное.)
- Какое задание можно выполнить со словами 4 столбика? (Вставить пропущенные слоги.)
- Что нужно помнить, чтобы правильно написать эти слова? (ЖИ пиши с И, т.к. Ж - всегда твердая)

III. Первичная проверка

Задачи этапа: проверка умения применять новые знания при решении практических задач.

Физминутка Слайд 10

- Сейчас мы пойдем по зимнему снегу, где настоящих снежинок видимо - невидимо. Нам понадобится предмет, чтобы не провалиться в снег.

Они по снегу быстро мчаться
И провалиться не боятся. (Лыжи)

- Проходя, мы будем делать остановку около предметов, в которых есть сочетание ЖИ.

Медвежата, ежик, дятел, березка, кедр, снежинки, осинка, лиса, подснежник, моржи.

Слайд 11

- Проходит Машенька мимо озера «Снежное». Вокруг озера летали снежинки. А вы можете быть снежинками? Когда это возможно? (Высказывают свое мнение)
- Вставьте пропущенный слог с слове снежинки. С какой буквой пишется буква ж? (ЖИ пиши с И)
- Какие многозначные слова мы видим на рисунке? (Называют многозначные слова.)
- В каких случаях человека называют моржом?
- Вставьте пропущенный слог. (Буква И)
- С какой буквой будем писать сочетание ЖИ? (ЖИ пиши с И)

- Идет, идет Машенька дальше по зимнему лесу и видит домик. Хотите узнать кто в нем живет?
- Значит правильно выбрала Машенька тропинку ЖИ? Какие знания ей помогли, чтобы дойти до деревни Словоград?
- Давайте узнаем, кто жил в домике. Прочитаем. Какую букву пропустил автор? Вставить букву в слове Ж_ЛИ.
- Как еще начинаются сказки?
- Рассмотрите картинку.

Игра «Доскажи словечко»

Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он ... (катился).

Был он весел, был он смел
И в пути он песню ... (пел),

Съесть хотел его Зайчишка,
Серый волк и бурый ... (Мишка).

А когда малыш в лесу
Встретил рыжую ... (Лису),

От неё уйти не смог.
Что за сказка? «...!»

- Назовите героев сказки. Давайте расположим героев сказки. З М Л
- Впишите в кружки первые буквы имен героев сказки.
- Кто главный герой сказки?
- Прочитаем песню, которую исполнял главный герой
- В этой песенке встречаются устаревшие слова. (Объясняют значение слов: амбар, сусек)
- Кто хотел бы побывать в роли главного героя?

Инсценирование песни

Разработка урока по русскому языку

Разработка урока по русскому языку

IV. Итоговая рефлексия

Задачи:

  • Диагностика понимания и усвоения новой единицы содержания.

  • Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.

Разработка урока по русскому языку

- Какую учебную задачу вы решали?
- В какой ситуации будете применять новые знания?
- Какое у вас настроение?



Разработка урока по русскому языку
Разработка урока по русскому языку
Разработка урока по русскому языку

























ХОД УРОКА:

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверьте готовность к уроку, всё лишние уберите в портфель и сядьте как настоящие ученики.

II.ПОВТОРЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БУКВЫ «Ж»

У: С какими буквами вы познакомились на прошлом уроке?

Д: Ж и З

У: Что вы узнали о звуке Ж? Дайте характеристику.

Д: Звук Ж согласный, твёрдый, звонкий

III.НАБЛЮДЕНИЕ НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ И НАПИСАНИЕМ СЛОГА «ЖИ»

У: Откройте азбуку на стр.53. Посмотрите на картинки, изображенные в верхней части страницы. Давайте назовём этих животных. Кто это?

Д: ежи, ужи,, стрижи, жираф (картинки с подписью на доске)

У: А вы знали, что сердце жирафа огромно. Оно весит 11 килограмм, имеет длину 60 сантиметров и стенки в 6 сантиметров толщиной. Длина шеи около 2 метров.

Стрижи 17 см в длину. Похож на ласточку, но не родственник ей (ближайшие родичи стрижей - колибри!) На земле совершенно беспомощен.

А что вы знаете про ужей?

У:Чем похожи эти слова (еЖИ, уЖИ, стриЖИ, ЖИраф)?

Д:Во всех словах есть слог ЖИ

У:Правильно. Заметьте, что в каждом слове после буква Ж пишется буква И

VI.СКАЗКА - ПРАВИЛО «ЖИ - ПИШИ С БУКОЙ И»

У: Сейчас я расскажу сказку про удивительный слог ЖИ. Слушайте внимательно.

В далёкие времена, когда наша страна называлась Древней Русью, а язык назывался древнерусским, шипящие (ж,ш,ц) звуки имели пару по мягкости и твёрдости. И люди говорили: желтый- твёрдо, живот(зивот), жили -были,(зили -были)-мягко.

Прошло очень много столетий и звуки шипящие окаменели. В память о том, что звук Ж твёрдый в написании сохранилась буква И. Запомните ЖИ - пиши с буквой И!

V.УПРАЖНЕНИЕ В ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВАМИ «Ы» И «И»

У:Прочитайте слога на стр.53 в верхней части листа.

Д: ры - ри

вы - ви

зы - зи

У:Как произносятся согласные звуки, после которых стоит буква «ы»?

Д:Твёрдо

У: Т.е. буква «ы» показывает на твёрдость согласного звука. А как произносятся согласные звуки, после которых стоит буква «и»?

Д: Мягко

У:Буква «и» указывает на мягкость.

У: Теперь прочитайте слога с буквой «ж».

Д: жа - жи - жу

У:Какой звук обозначает буква «ж» в этих словах?

Д:Твёрдый,т.к. Ж всегда твёрдый (в первом и последнем слоге на твёрдость указывают буквы»а, у», а во втором дети должны вспомнить скзазку про «жи»).

VI.ЗАУЧИВАНИЕ ПРАВИЛА О СЛОГЕ «ЖИ»

У:Ребята, вы должны запомнить, что слог «жи» всегда пишется с буквой «и»( попросить повторить правило несколько учеников )

VII.УПРАЖНЕНИЕ В ЧТЕНИИ СТОЛБИКОВ СЛОВ ПО АЗБУКЕ

У:Прочитаем столбики слов с буквами «и» и «ы» в середине слова и понаблюдаем над тем как произносятся согласные звуки перед ними.

Д: (первый раз хором вместе с учителем,)

Мил - мыл жил жив лыжи

Бил - был жила живой но..

Вил - выл жили живы лу..

У:( каждый столбик разбирать по отдельности,2и 3 столбик можно объединить повторять правило слога «жи»)

На что указывает буква «и» после согласной?

Д:на мягкость согласной

У:А буква «и»?

Д:на твёрдость согласной

VIII.ЗНАКОМСТВО С МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ (МОРЖ,СНЕЖИНКА)

У: Посмотрите на картинку. Кто изображен на ней?

Д: девочка

У: А что на ней одета?

Д: Костюм снежинки

У: Посмотрите, какое удивительное слово снежинка. Это слово имеет несколько значений: снежинка, как вид осадков и снежинка, как новогодний костюм.(картинки на доске) А ещё кто изображен на картинке?

Д: человек и животное - морж

У:Моржи - это животные, которые живут на Северном полюсе. А как вы знаете там очень холодная погода и соответственна вода тоже. Из-за того, что у моржа есть очень толстая кожа они могут плавать в ледяной воде. Оказывается, человека, который может плавать в ледяной воде зимой, тоже называют моржами.

Теперь возьмём карандашики и впечатаем не достающие буквы в клеточки (снежинка, моржи). Какой слог мы впечатаем?

Д: «жи»

У: С какой гласной буквой мы напишем слог «жи»?Почему?

Д: «ЖИ - пиши с буквой «и»

XI.ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ИЗ СКАЗКИ «КОЛОБОК» И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ БУКВ

У: Посмотрите на картинку в нижней части страницы? Что это за сказка?

Д: Это сказка «Колобок»

У: Теперь причитаем , как эта сказка начинается.(хорошо читающий ученик)

Д: Жили - были старик со старухой…

У:Какую букву впечатаем в пустую клетку в слове «ж.ли»?

Д: «и»

У: А почему «и», а не «ы», ведь твёрдый согласный звук?

Д: «ЖИ - пиши всегда с буквой И»

У:А как ещё могут начинаться сказки?

Д: «В некотором царстве… и т.д.»

У:Продолжите сказку: «Я колобок, колобок! По амбару метен, по сусекам скребён, на сметане мешен, в печку сажён, на окошке стужен. Я от …»

Д:от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от зайца ушёл, я от медведя ушел, а от тебя лиса подавно уйду…»

У: Теперь возьмём простые карандаши и впечатаем в пустых кружках первые буквы имён героев сказки. С какой буквы будем писать с большой или маленькой, и почему?

Д:С большой, т.к. имена пишутся с большой буквы.

X.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

У: Что вы сегодня нового узнали на уроке?

Д: «Жи - пиши всегда с буквой «и».

У:Почему звук Ж всегда твёрдый?

Д: ответ из сказки

У: Что могут обозначать слова морж, снежинка?

У: Спасибо за урок!


© 2010-2022