- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сычева Н.М. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы, ориентируемая на работу с интересами обучающихся, предусматривает проведение занятий по нескольким направлениям. Одним из главных направлений является проектная деятельность обучающихся, которая способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и методического конструктора: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Задачи программы:
- формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- развитие психических процессов;
- развитие личности младшего школьника;
- воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
- Создание проектов;
- Проведение игр, конкурсов, праздников школе;
- участие в олимпиадах;
-посещение библиотек, как школьной, так и СДК;
-выставки коллажей, макетов;
-создание гербария, сборников;
- портфолио
Основные понятия: Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект - буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН*
1 класс 2014- 2015 уч. год.
ДАТА
Примерные направления деятельности
Количество часов
Теория
Практика 1 08.09
Проект? Проект!
1
2 15.09
Слон и Мамонт.
0,5
0,5 3 22.09
Игрушки и школьные принадлежности.
0,5
1,5
4 29.09
Мы - волшебники.
0,5
0,5 5 06.10
Зачем нужны цифры?
0,5
0,5 6 13.10
Зачем нужны буквы?
0,5
0,5 7 20.10
Прямые и кривые.
0,5
0,5 8 27.10
Осень на дворе.
0,5
0,5 9 10.11
Направления.
0,5
0,5 10 17.11
Как много интересного вокруг.
0,5
Длительный** 11 24.11
Как развиваются растения?
0,5
0,5 12 01.12
Буквы превращаются…
0,5
Длительный 13 08.12
Чистый ли снег?
1
14 15.12
Зима пришла.
0,5
0,5 15 22.12
Что означают наши имена?
0,5
0,5 16 29.12 Математические развлечения.
1
17 05.01
Математический праздник.
1 18 12.01
Уголки.
0,5
0,5 19 19.01
Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске).
1
20 26.01
Морской бой.
1
21 02.02
Числа в пословицах и поговорках.
0,5
0,5 22 09.02
Нумерация вокруг нас.
0,5
0,5 23 03.03
Измерения (что меряют, чем меряют).
0,5
0,5 24 09.03 Способы шифрования текстов.
1
25 16.03 Приспособления для шифрования.
0,5
0,5 26 23.03 Шифрование местонахождения.
1 27 06.04
Создание сборника пословиц и поговорок.
1 28 13.04
Создание сборника загадок.
1 29 20.04
Создание коллажа «Моя Родина».
0,5
0,5 30 27.04
Домашние животные вокруг нас Поведение домашних животных (на конкретном примере)
0,5
0,5 31 04.05
Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).
1 32 11.05
Сезонные явления природы
1
В течении года (календарь) 33 18.05 Игра «Поиск сокровищ».
1
2 класс 2015- 2016 уч. год 1 05.09
Логические игры в древней истории.
0,5
0,5 2 12.09
Логические игры в книгах.
0,5
0,5 3 19.09
Логические игры в фильмах.
0,5
0,5 4 26.09
Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.
1
5 03.10
Единицы измерения в Древней Руси.
0,5
0,5 6 10.10
Единицы измерения в других странах.
0,5
0,5 7 17.10
Числа в спорте.
0,5
0,5 8 24.10
Математика в раскрое одежды.
1
9 07.11
Математика в торговле.
0,5
0,5 10 14.11
Математика в строительстве.
0,5
0,5 11 21.11
Математика в кулинарии.
0,5
0,5 12 28.11
Математика в Древнем мире.
0,5
0,5 13 05.12
Профессии, требующие хорошей математической подготовки.
1 14 12.12
Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
0,5
0,5 15 19.12
Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.
0,5
0,5 16 26.12
Конкурс дешифраторов.
1 17 09.01 Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
0,5
Длительный
18 16.01
Создание собственных сказок.
1 19 23.01
Создание сборника произведений о войне.
0,5
Длительный 20 30.01
Подготовка сборника произведений о Родине.
1 21 06.02
Викторина по произведениям любимых писателей.
1 22 13.02
Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина
0,5
Длительный 23 20.02
«Улицы нашего села» (установление истории названия)
0,5
0,5
24 27.02
Составление Толкового словарика
1 25 05.03
Местные виды птиц
1 26 12.03
Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года
0,5
0,5
27 19.03
Грибы своей местности
1 28 29.03
Местные виды насекомых
1 29 09.04
Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу .
1 30 16.04
Наш семейный альбом
1 31 23.04
Весенние работы и праздники в традиции народов моего края.
1 32 30.04
Терминология родства и свойства в языке народов моего края.
1
33 04.05
Памятники села
1 34 14.05
Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
1
3 класс 2016- 2017 уч.год. 1
Забытые игры.
1 2
Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.
1 3
Конкурс на самый экономный раскрой.
1 4
Книга о математике в Древнем мире
0,5
0,5 5
Кулинарный праздник
1 6
«Пересчитанные рецепты».
1 7
Постановка по книге о числах.
0,5
0,5 8
Коллекция самодельных измерительных приборов.
1 9
Передача тайного смысла в картинах.
0,5
Длительный 10
Передача тайного смысла в книгах.
0,5
0,5 11
Создание приспособления для шифрования.
1 12
Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
1 13
Создание собственных сказок.
1 14
Создание сборника стихов русских поэтов IXI в.
0,5
0,5 15
Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».
1 16
Викторина по произведениям любимых писателей.
1 17
«А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем пользоваться).
1 18
«Почему река (озеро, город, село, деревня) называется именно так».
0,5
Длительный
19
Составление Толкового словарика
1
20
Погода своего края
1 21
Минералы и горные породы своей местности
1 22
Почвы своей местности
1 23
Изменение частоты пульса в течение суток
1 24
Изменение температуры тела в течение дня
1 25
Режим дня младшего школьника
0,5
0,5 26
Рациональное питание младшего школьника
0,5
0,5 27
Источники шума вокруг нас
1 28
Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
1 29
Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
1 30
Исторические песни и предания народов моего края.
1 31
Наш семейный альбом
1 32
Прошлое в названиях городов России
0,5
0,5 33
Памятники столицы России
1 34
Сезонные игры народов нашего края
0,5
4 класс 2017-2018 уч.год. 1
Книга о логических играх.
0,5
0,5 2
Способы шифрования текстов.
1 3
Приспособления для шифрования.
0,5
0,5
4
Шифрование местонахождения.
1 5
Акростихи.
0,5
0,5 6
Передача тайных посланий с помощью СМИ.
1 7
Знаки в шифровании.
1 8
Обзор способов шифрования.
1 9
Создание (обогащение) сборника пословиц и поговорок.
1 10
Создание (обогащение) сборника побасенок.
1 11
Создание (обогащение) сборника загадок.
1 12
Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
1 13
Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
1 14
Создание собственных сказок.
1 15
Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто».
1
Малая конференция.
2 16-18
- Какие произведения о Великой Отечественной войне вы
читали?
- В каких из этих произведений рассказывается о детях?
- Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?
- Как складывается судьба таких героев?
- Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?
19-22
Подготовка читательской конференции.
Темы выступлений:
4
- Образ Родины в картинах художников.
- Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов.
- Образ Родины в произведениях композиторов.
23
Составление Толкового словарика
1
24
Экологические связи в природе
0,5
Длительный 25
Местная экосистема (луг или др.)
0,5
0,5
26
Влияние факторов среды на рост и развитие растений
0,5
0,5 27
Хозяйственная деятельность людей в своем регионе
0,5
0,5 28
Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности
0,5
0,5 29
Загрязнение местных экосистем
0,5
0,5 30
Правила поведения в экосистеме
0,5
0,5 31
Редкие и исчезающие виды растений и животных своего края
1 32
История в названиях рек, морей, океанов
0,5
0,5 33
Хозяйственные промыслы моего края и будущее России
1 34
Сезонные игры народов разных регионов России и мира
1
Примечание:* Учебно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня (школьного, краевого и Российского) **«Длительные» проекты во времени не ограничены. Завершение происходит по мере исчерпания темы или угасания интереса учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Цель работы над проектами в начальной школе Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.Итог работы над темой - собранная и систематизированная картотека по теме.
Примеры проектов в рамках курса «Математика» Тема: математические развлечения Примеры подтем:
- Игры с числами.
- Невозможные рисунки.
- Логические задачи.
- Магические квадраты.
- Старинные задачи.
- Фокусы с числами.
- Логические игры.
- Развертки.
Примеры проектов:
- Бумажный домик с мебелью.
- Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины).
- Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).
- Конкурс математических развлечений.
- Энциклопедия математических развлечений.
- Математический праздник.
- Шашки.
- Шахматы.
- Нарды.
- Уголки.
- Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске).
- Морской бой.
- Логические игры в древней истории.
- Логические игры в книгах.
- Логические игры в фильмах.
- Забытые игры.
Примеры проектов:
- Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.
- Комплекты для игр.
- Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.
- Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам.
- Книга о логических играх.
- Числа в пословицах и поговорках.
- Нумерация вокруг нас.
- Измерения (что меряют, чем меряют).
- Единицы измерения в Древней Руси.
- Единицы измерения в других странах.
- Числа в спорте.
- Математика в раскрое одежды.
- Математика в торговле.
- Математика в строительстве.
- Математика в кулинарии.
- Математика в Древнем мире.
- Профессии, требующие хорошей математической подготовки.
Примеры проектов:
- Макеты зданий из простых геометрических тел.
- Конкурс на самый экономный раскрой.
- Книга о математике в Древнем мире.
- Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».
- Постановка по книге о числах.
- Коллекция самодельных измерительных приборов.
Примеры проектов в рамках курсов
«Русский язык» и «Литературное чтение» Тема: шифры Примеры подтем:
- Способы шифрования текстов.
- Приспособления для шифрования.
- Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
- Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.
- Передача тайного смысла в картинах.
- Передача тайного смысла в книгах.
- Акростихи.
- Передача тайных посланий с помощью СМИ.
- Знаки в шифровании.
- Игра «Поиск сокровищ».
- Конкурс дешифраторов.
- Создание приспособления для шифрования.
- Постановка по произведению о шифрах.
- Обзор способов шифрования.
- Создание сборника пословиц и поговорок.
- Создание сборника побасенок.
- Создание сборника загадок.
- Викторина.
- Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
- Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).
- Герои сказок в лепке.
- Герои сказок в рисунках.
- Создание костюмов для сказочных персонажей.
- Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
- Создание собственных сказок.
- Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
- Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора Очей очарованье!».
- Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.
- Создание сборника стихов русских поэтов IXI в.
- Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто».
- Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:
- Создание сборника произведений о войне.
- Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».
- Подготовка сборника произведений о Родине.
- Создание коллажа «Моя Родина».
- Подготовка читательской конференции. Темы выступлений:
- Организация выставки книг.
- Создание сборника былин.
- Подготовка аудиоальбома.
- Подготовка к параду живых героев.
- Викторина по произведениям любимых писателей.
- Драматизация лучших фрагментов книг.
- Создание сборника любимых произведений.
- проект «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина»;
- проект «Что значат наши имена»;
- проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем пользоваться).
- проект «Улицы нашего города» (установление истории названия);
- проект «Почему река (озеро, город, село, деревня) называется именно так».
- Узоры в Древней Греции.
- Узоры в Древнем Риме.
- Узоры в Древнем Египте.
- Узоры в Древней Руси.
- Закономерности в узорах.
- Узоры на зданиях.
- Узоры на одежде.
- Узоры на посуде.
- Узоры на оружии.
- Узоры в оформлении книг.
- Магические узоры.
Примеры проектов:
- Вышивка с узорами.
- Энциклопедия узоров.
- Украшение класса узорами.
- Демонстрация моделей одежды с узорами.
- Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
- Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.
- Исследование: «Узоры в истории нашего края».
- Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.
- Программа создания узоров на компьютере
- во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;
- во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;
- в-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
Примерные направления проектной деятельности в курсе «Окружающий мир» Объект исследования: объекты и явления природы
- Сезонные явления природы
- Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года
- Погода своего региона
- Минералы и горные породы своей местности
- Почвы своей местности
- Дикорастущие растения своего региона
- Культурные растения своего региона
- Грибы своей местности
- Местные виды насекомых
- Разнообразие и поведение рыб (на примере обитателей аквариума)
- Местные виды птиц
- Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)
- Домашние животные вокруг нас
- Поведение домашних животных (на конкретном примере)
- Экологические связи в природе
- Местная экосистема (луг или др.)
- Влияние факторов среды на рост и развитие растений
- Хозяйственная деятельность людей в своем регионе
- Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности
- Загрязнение местных экосистем
- Правила поведения в экосистеме
- Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона
- Природоохранная деятельность человека в своем регионе
- Связь между состоянием природы и здоровьем человека
- Изменение частоты пульса в течение суток
- Изменение температуры тела в течение дня
- Режим дня младшего школьника
- Рациональное питание младшего школьника
- Источники шума вокруг нас
- Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)
- Сезонные игры народов нашего края
- Сезонные игры народов разных регионов России и мира
- Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.
- Моя родословная
- Наш семейный альбом
- Рецепты домашней кухни
- Имена родного края
- История в названиях рек, морей, океанов
- Прошлое в названиях городов России
- История в названиях городов мира
- Памятники города
- Памятники столицы России
- Памятники Читы
- Осенние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Весенние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Природные материалы моего края и местные художественные промыслы.
- Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках.
- Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края.
- Терминология родства и свойства в языке народов моего края.
- Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
- Пестование младенцев в культуре народов моего края.
- Традиционные детские игрушки народов моего края.
- Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
- Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
- «Старый и малый» в культуре народов моего края.
- Топонимика моего края и народные толкования топонимов.
- Героический эпос народов моего края.
- Исторические песни и предания народов моего края.
- Мои земляки в истории России.
- Мои земляки в культуре России.
- Хозяйственные промыслы моего края и будущее России
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Проекты отличаются друг от друга:
- результатом:
- числом детей:
- продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
- числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
- ноутбук;
- переносной проектор;
- интерактивная доска.
Пример реализации проекта (3-4 класс) Проект по теме «Природные зоны» (4 часа) Цель проекта: изучение материала о природных зонах Земли. Организация деятельности учащихся. Класс делится на малые группы по 3-5 человек так, чтобы создать группы, работающие по следующим темам:
- зона арктических пустынь;
- зона тундры;
- зона лесов;
- зона степей;
- зона пустынь.
- организационный момент (учитель делит класс на группы и объясняет стоящую перед группами задачу);
- работа в группах (обсуждение задачи, распределение обязанностей, создание презентаций);
- выступление представителей каждой группы перед классом с презентацией;
- заполнение обобщающей таблицы с характеристиками природных зон;
- общеклассное обсуждение результатов;
- выполнение итогового теста;
- оценка и рефлексия (что я в следующий раз сделаю иначе)
- Название. Где находится. Уметь показать на карте.
- Условия неживой природы: климат, примерные температуры зимой и летом, длительность времен года, количество осадков и т.п. Как выглядит типичная картина поверхности данной природной зоны /показать по атласу/.
- Растительный мир природной зоны. Привести примеры представителей растительного мира (травы, кустарники, деревья по 3-4 примера). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иметь гербарии или иллюстрации/.
- Животный мир природной зоны. Привести примеры представителей животного мира (по 1-2 примера представителей разных классов). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иметь иллюстрации/.
- Взаимосвязи животного и растительного мира в данной природной зоне. Привести примеры 2-3 пищевых цепей. /иметь иллюстрации/
- Особенности жизнедеятельности человека в данной природной зоне.
- Экологические проблемы. Меры по охране природы.
- Найти материал по данной природной зоне в учебнике и дополнительной литературе.
- Изучить материал и заполнить /карандашом/ таблицу в тетради.
- Распределить обязанности в группе и записать в таблицу. Фамилия, имя Что делает Самооценка Оценка группы
- Отобрать необходимый материал для докладов.
- Подготовить необходимые иллюстрации, образцы из гербария.
- Подготовить рассказ группы о природной зоне, сопровождаемый иллюстрациями. Время рассказа - не более 15 минут.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду сосновными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Планируемые результаты.
Должны научиться
Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Рекомендуемая литература
1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
- Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003.
- Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
- Программы четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2010.
- Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
- Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. - М.:5 за знания, 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
20