- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности по основам детской журналистики
Программа внеурочной деятельности по основам детской журналистики
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Долгобородова Л.А. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа внеурочной деятельности по основам детской журналистики
«Наша классная газета»
Направление: общеинтеллектуальное
Вид деятельности: проектная
Возраст школьников: 3 - 4 классы
Пояснительная записка Сегодня СМИ оказывают большое влияние на формирование общественного мнения. Из газет люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию. Нужно научиться правильно оценивать происходящее, высказывать и отстаивать свою точку зрения по разным темам. Новые ФГОС ставят задачу научить младшего школьника принимать решения, быть коммуникативным и мобильным. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Классная газета - важнейшее средство самовыражения ребенка. Она имеет большой воспитательный потенциал, помогает в реализации творческих способностей в ходе совместной работы учителя, обучающихся, родителей. Занятия журналистикой в тесном союзе с методом учебного проекта создают условия для общения с людьми, развития литературных и творческих способностей детей, свободного владения словом, языком, речью, способствуют выработке аналитического склада ума, трудолюбия. Программа «Наша классная газета» дает ребятам возможность учиться самостоятельно планировать и отбирать материал. Работа над выпуском газеты развивает умение сотрудничать, создает ситуацию успешности. Проект позволяет освещать в газете события из жизни класса, обучает первоначальным умениям выпуска газеты и деятельности журналиста. В процессе творческой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной личной ценности, активно строятся социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля. Творчество помогает справиться с трудностями, с негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ способствует созданию условий для успешной адаптации в социуме, что очень важно в современном мире. Цель: реализация творческого потенциала младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через издание классной газеты Задачи: • изучение основ журналистского опыта; • обучение этике общения; • создание условий для проявления творческой индивидуальности; • развитие социально-коммуникативного опыта и познавательной активности; • приобщение к миру духовных ценностей;
• воспитание бережного отношения к культурным ценностям, к родному языку
Современные технологии: проектная, проблемно-диалогическая, игровая, ИКТ, КТД, коммуникативная. Комплекс педагогических условий формирования коммуникативных способностей младших школьников: включение обучающихся в диалоговую систему обучения, поэтапное включение в коммуникативно-игровую деятельность, использование общеучебных знаний и умений продуктивного общения в решении жизненных задач, вовлечение в рефлексивно-оценочную деятельность социально-коммуникативного опыта.
Форма работы Групповое обсуждение Самостоятельная работа обучающихся Консультации с учителем, с руководителем детско-юношеского пресс-центра Консультации родителей
Перспективность:
• участие в литературных конкурсах;
• работа в детско-юношеском пресс-центре ГБУ АО «Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» Критерии оценки качества выполнения проекта: при работе над каждым выпуском газеты оценивается полнота раскрытия темы, грамотность и оформление статьи, самостоятельность обучающегося и используемые источники информации. Совместно с психологом проводится анкетирование и диагностика разных аспектов деятельности школьников.
Да
Нет
Не знаю
Наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации
- могу разобраться в ситуации
- могу найти решение проблемы
Наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере
- испытываю радость от деятельности
- мне это интересно
Переживание субъективного открытия
- я сам получил этот результат
- сам справился с проблемой
Осознание усвоения нового как личностной ценности
- мне важно научиться решать эти ситуации
- мне будут нужны эти знания
1. Чему ты научился за время проекта?
2. Понравилась ли работа в группе?
3. Что нового ты узнал о своих способностях?
4. Нужна ли тебе проектная деятельность?
Содержание курса Программа «Наша классная газета» рассчитана на 34 занятия (1 занятие в неделю). Содержание программы курса направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров, предполагает активные методы и формы обучения и разнообразные виды деятельности обучающихся.
Раздел 1. Введение (3 час) Роль и функция СМИ в современном мире. Преимущества печатной прессы перед радио и телевидением. Роль классной газеты. Краткая история развития печати в России. Обзор региональных газет для взрослых и детей.
Раздел 2. Основы журналистского мастерства (15час.) Структура редакции: главный редактор, журналисты, верстальщик, корректор, дизайнер, выпускающий редактор, фотограф. Структура материала: рубрика, заголовок, ЛИД, материал и фото, подпись автора. Основные жанры журналистики: заметка, интервью, репортаж, зарисовка, отзыв. Этапы создания газеты: получение редакционного задания, сбор информации, написание материала, набор заметки на компьютере, редактирование материала, макетирование, верстка номера газеты, корректура выпуска, печать, распространение. Источники информации и методы ее сбора: документы и записи, интервью, личные наблюдения, библиотека, Интернет. Раздел 3. Интересные встречи (5 час.) Практическое занятие в фотостудии по разным видам съемки. Экскурсия в издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера». Встреча с известными журналистами города. Раздел 4. Проба пера (2 час.) Собственные тексты в любом газетном жанре. Обсуждение и редактирование текстов. Раздел 5. Наша классная газета (9 час.) Название классной газеты, ее логотип. Темы и задачи совместной деятельности. Распределение ролей. Сбор информации. Выпуск газеты. Презентация газеты.
Тематическое планирование
Раздел
№
Тема занятия
Часы
Деятельность
обучающихся
Введение
(3 час.)
1
Роль и функции СМИ в современном мире. Роль классной газеты.
1
Обсуждение роли СМИ. Анкетирование: какую прессу читают дома.
Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.
Дискуссия о необходимости классной газеты.
2
Краткая история развития печати в России.
1
Знакомство с историей печати в России с применением презентации.
3
Посещение библиотеки. Региональные газеты для взрослых и детей.
1
Работа в парах. Информация о материалах местных газет.
Основы журналистского мастерства
(15 час.)
4
5
Структура редакции.
Этика и деятельность журналиста.
2
Пресс-центр: что делают главный редактор, журналисты, верстальщик, корректор, дизайнер, выпускающий редактор, фотограф.
Этика журналиста. Правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях
(разбор ситуаций)?
6
Структура материала.
1
Практическая работа с газетами: что такое рубрика, заголовок, ЛИД, материал и фото, подпись автора. Типы заголовков. Коллективное решение проблемы - влияет ли заголовок на содержание текста.
7
Виды газетных жанров. Газетный жанр - зарисовка. Особенности зарисовки.
1
Знакомство с разнообразием газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Работа в группах. Нахождение особенностей зарисовки.
8
Газетный жанр - отзыв. Написание отзыва.
1
Самостоятельное написание отзыва.
9
Заметка. Информационный листок и художественная заметка.
1
Знакомство с видами заметок.
Нахождение их в газете.
10
Газетный жанр - репортаж. Особенности репортажа.
1
Просмотр видеороликов с репортажами, выяснение особенностей репортажа.
11
Репортаж с места события.
1
Самостоятельный репортаж об интересном школьном событии.
12
Интервью. Виды интервью. Правила ведения интервью.
1
Правила ведения интервью. Ролевая игра: берем интервью.
13
Написание интервью.
1
Индивидуальная работа.
14
Этапы создания газеты.
1
Беседа с руководителем пресс-центра об этапах создания газеты: получение редакционного задания, сбор информации, написание материала, набор заметки на компьютере, редактирование материала, макетирование, верстка номера газеты, корректура выпуска, печать, распространение.
15 Источники информации и методы ее сбора.
1
Работа в группах. Поиск информации на определенную тему в разных источниках.
16
Макетирование. Расположение материала и фотографий.
1
Практическое занятие по созданию макета газеты.
17
18
Верстка газеты на компьютере.
2
Индивидуальная работа с программой Microsoft Word, создание таблицы, вставка в таблицу теста, фотографий.
Интересные встречи
(5 час.)
19
Экскурсия в фотостудию. Правила фотосъемки на улице и в помещении.
1
Практическое занятие. Знакомство с разными видами фотоаппаратов, с правилами фотосъемки.
20
21
Экскурсия в издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера».
2
Знакомство с работой типографии. Как печатается газета.
22
Встреча с известными журналистами города.
1
Знакомство с опытом работы журналиста. Какие встречаются трудности, как их преодолеть.
23
Игровая программа по основам журналистики.
1
Пресс-центра ГБУ АО ОЭРЦ. «Своя игра» на закрепление полученных знаний по основам журналистики.
Проба
пера
(2 час.)
24
Составление авторской статьи в любом газетном жанре.
1
Самостоятельная работа по написанию статей в разных газетных жанрах. Право выбора жанра.
25
Обсуждение и редактирование статей.
1
Коллективное обсуждение и рецензирование написанных статей.
Наша классная газета
(9 час.)
26
Название и логотип классной газеты.
1
Работа в группах. Выбор названия газеты и ее логотипа. Оформление идеи в рисунке.
27
Распределение ролей.
1
Выбор тематики и распределение ролей для выпуска газеты.
28
Сбор информации.
1
Сбор информации, консультации с учителем, руководителем пресс-центра, родителями.
2930
Написание статей. Редактирование.
2
Написание статей, редактирование, набор текстов на компьютере.
31
Макетирование материала.
1
Создание макета будущей газеты, расположение материала, фотографий и рисунков.
3233
Компьютерная верстка газеты.
2
Компьютерная верстка газеты, корректура, печать на двухсторонней фотобумаге.
34
Презентация выпуска
1
Презентация газеты для родителей и обучающихся.
Информационно - методическое обеспечение
Для детей:
1. Горчакова Т.В., Бударина Л.В., Коростелева Т.В. Дорогою Добра. Рабочая тетрадь по основам детской журналистики. - Томск: «Твердыня»
2. Горчакова Т.В., Бударина Л.В., Коростелева Т.В. Дорогою Добра. Рабочая тетрадь по основам детской журналистики. - Томск: Издательство «Твердыня»
3. Горчакова Т.В., Бударина Л.В., Коростелева Т.В. Дорогою Добра. Рабочая тетрадь по основам детской журналистики. - Томск: Издательство «Твердыня»
Для учителей:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010
2. Горчакова Т.В., Бударина Л.Н., Коростелёва Т.В. «Служу Отечеству пером». Образовательная программа по основам детской журналистики. - Томск: Издательство «Твердыня», 2008.
3. Горчакова Т.В., Бударина Л.В., Коростелева Т.В. Методическое пособие по основам детской журналистики. - Томск: Издательство «Твердыня» - 2011 4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005 - № 9 5. Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр»// Классный руководитель, 2003 - № 2 6. Ческидова В.И. Проектируем внеурочную деятельность в образовательной организации. - Архангельск: АО ИОО, 2014
Материально-техническое обеспечение
• персональные компьютеры в компьютерном классе;
• пресс-центр ГБУ АО ОЭРЦ;
• принтер;
• фотоаппарат;
• диктофон;
• двухсторонняя фотобумага для печати газеты
Планируемые результаты
Предметные результаты
• практические навыки работы с компьютером;
• умение писать в различных газетных жанрах, работать над развитием письменной и устной речи;
• умение редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей;
• умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к языку, культуре;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему;
• составлять план решения проблемы;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• пользоваться словарями, справочниками;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
• владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.