- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час Школа вежливости
Классный час Школа вежливости
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Видеоуроки |
Автор | Асылханова Г.К. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час
Тема: Школа вежливости.
Цель: Формировать культуру поведения;
Приучать соблюдению элементарных правил повседневного этикета;
Воспитание вежливости.
Оборудование: рисунки детей, карточки со словами, сигнальные карточки.
Ход классного часа:
Вводная беседа.
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Благодаря этим правилам общение становится более человечным.
В древние времена, когда людей было мало, они наверное , очень радовались, встречаясь на дикой тропе. И потому, наверное, они приветствовали друг друга. А может и не так это было, но почему-то у всех людей на земле есть обычай приветствия. Разные народы делают это по- разному.
Меняются времена, меняется и форма приветствия. В разных странах происходит по-разному, на разных языках, но суть одна. Это пожелание здоровья, доброго дня, добрых дел, удачи: « Здравствуйте! Добрый день! Добро пожаловать! Удачного дня!» и т. д.
Откуда появился обычай снимать головной убор, когда входят в помещение? Подавать руку, когда здороваются?
Ответы, версии детей.
На самом деле этот обычай идет с давних времен, когда еще люди носили шлемы и оружие. Входя в дом, они снимали шлемы, чтобы показать свое лицо и протягивали руку без оружия, чтобы доказать, что они пришли с миром. Видимо с тех пор начался обычай подавать руку друг другу во время приветствия и хочется верить, что сохранится навсегда.
Также люди приветствуют друг друга словами. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово - обидеть, расстроить, испортить настроение. Для того чтобы стать вежливым, воспитанным, надо усвоить несколько правил вежливости.
Первое правило - важно запомнить главные вежливые слова. Сейчас я посмотрю, знаете ли вы их.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит … (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим … (до свидания).
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте).
- Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?
А слово-то какое!
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада -
Я портфель ей подарил,
Вижу - очень рада!
Но нельзя молчать как рыба,
Ну сказала бы ... (спасибо)
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
Настя - славная девчонка,
Настя ходит в 1 класс
Но…давно уже от Насти
Я не слышу слово … (здрасте)
А слово-то какое -
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа …
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! - зря от Вити
Ждал я слова … (извините)
- Вам нужно запомнить и второе правило вежливости - надо вовремя находить нужные слова и употреблять их, то есть знать, кому, когда и что говорить. Скажите, вежлив Витя или нет?
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
- Извините, я ошибку признаю.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
- Извините, я немного опоздал.
- Тихомиров, покажите
Нам на карте город Псков
- Извините, -
Шепчет Витя, -
Я к уроку не готов.
Спор давно ведется в классе,
Вежлив Витя или нет
Разберитесь в споре этом
И пришлите нам ответ.
- Какой ответ можно дать? (Нельзя нехорошие поступки прикрывать вежливыми словами.)
Третье правило вежливости - важно не только знать правила вежливости, но и выполнять их. Поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Если вежливо - поднимите зеленую карточку, если невежливо - красную.
- Поздороваться при встрече...
- Толкнуть, но не извиниться...
- Перебивать во время разговора...
- Уметь соблюдать на уроке тишину...
- Уметь выслушать друга.
- Пропустить вперед девочек...
- Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
- Громко разговаривать...
- Помочь поднять упавшую вещь...
- Обозвать обидным словом соседа...
- Сказать в столовой: «Приятного аппетита».
- Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова. Давайте сейчас выберем слова, которые характеризовали бы воспитанного человека.
На карточках написаны слова: смелость, резкость, грубость, честность, преданность, доброжелательность, насмешливость, невежество, отзывчивость, уважение, трусость, взаимопомощь, зависть, душевность, жестокость, драчливость. ( из этих слов составляется кластер)
Мы с вами находимся в постоянном общении с людьми дома, в магазине, в школе, на улице. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости.
Попробуем сейчас составить правила вежливости (дети высказывают свои мнения), например:
-
Уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
-
Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
-
Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
-
Правильно вести себя в чужом доме, в общественных местах.
-
Нужно уметь оказать помощь другому человеку.
-
Уступать место пожилым людям.
-
В отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка.
-
Ни в коем случае не проявлять грубого обращения друг к другу.
-
Не придумывать обидных кличек и прозвищ.
- Молодцы, ребята! Существует много правил, но главное в них - заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить.
Асылханова Гульжан Кашкеновна
учитель начальных классов
СШ №4 г. Талдыкорган