Конспект урока Слова, которые обозначают предметы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?


Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений детей о собственных именах существительных. Задачи: познакомить с признаками слов, обозначающих предметы, учить находить слова-предметы и задавать к ним вопросы кто? и что?, разделять слова-предметы на «живые» и неживые»; развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма; воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка.

Ход урока: 1. Организационный момент. 1 сл. Итак, русский язык друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Давайте улыбнёмся друг другу.

Пусть сегодняшний урок принесёт

Всем радость общения друг с другом. - Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь, поприветствуйте гостей! Тихо сядут девочки, а мальчики еще тише. - Сегодня мы с вами должны попасть в сказочный город Частереченск. В нём живут разные слова - части нашей речи. - Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.

2. Запись в тетрадях даты.

3. Минутка чистописания. Словарно-орфографическая работа. 2 сл. - Чтобы попасть в сказочный город, мы должны выполнить некоторые задания. Урок начинаем с каллиграфии. Букву для чистописания вы определите самостоятельно. С помощью этой буквы образуются все слова на данной схеме. Для этого её надо поставить между буквами, написанными на верхней строчке и буквой К.

Т М Л Б Р



К

- Какие слова образовались? Чем похожи слова? Какое слово лишнее? (рак)

3 сл.

Письмо буквы а и их соединений в тетради.

Буква а - это орфограмма в нашем новом словарном слове.

4 сл. Расположите прямоугольники в порядке уменьшения - узнаете слово.

(карандаш)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь:

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (карандаш) - Какой вопрос я вам задала? Почему? (Это неживой предмет.) - Слово карандаш пришло к нам из другого (тюркского) языка. Оно состояло из двух слов: кара - это чёрный, даш - это камень. Так получилось слово карандаш. Свои путь карандаш начинает от графитовых и свинцовых палочек, служивших для письма. Но прошло много, очень много времени, прежде чем научились делать для карандаша деревянную «рубашку» и карандаш стал иметь такой современный вид, к которому мы привыкли. 5 сл. Запись слова карандаш. - Наш волшебный карандаш хочет нас познакомить ещё с одним словарным словом. - Скажите, как я обращаюсь к вам на уроке? (ребята) Какой вопрос мы поставим к этому слову? (Кто?) Запись слова ребята в тетради. Составьте предложение с использованием этих слов по картинке.

4. Физминутка для глаз. 6 сл.-7 сл.

5. Сообщение темы и цели урока. 8 сл.

- Что же обозначают слова, которые отвечают на вопросы кто? что? мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. 9 сл.

Слова - по горизонтали.

Отгадка - по вертикали.


п

е

н

а

л


т

е

т

р

а

д

ь



м

е

л



д

о

с

к

а

п

е

р

е

м

е

н

а



л

и

н

е

й

к

а


п

о

р

т

ф

е

л

ь

1. Я на сумочку похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я -...

(пенал)

2. То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? - ...

(тетрадь)

3. По чёрному белым.

Пишут то и дело.

(мел и доска)

4. Что любят дети больше всего в школе?

(перемена)

5. Линию прямую, ну-ка,

Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука!

Пригодится здесь...

(линейка)

6. До чего же, скучно, братцы,
На чужой спине кататься

Дал мне кто бы пару ног,
Чтобы сам я бегать мог!

(ранец, портфель)

6. Работа над новым материалом. 10 сл. - Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто?, что? называются именами существительными. Они о себе говорят так:

1) Мы очень любим называть

В грамматике предметы

И на вопросы отвечать,

Ведь сами мы - ответы.

2) Вопросы эти «что?» и «кто?»

Без них не может жить никто.

А кто на них даёт ответ

Тот называет сам предмет.

3) Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.


- Я, Имя Существительное, - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. - Имена существительные обозначают всё, что люди видят глазами, слышат ушами, ощущают носом, прикосновением. Имена существительные обозначают предметы, живые существа, явления природы, чувства: радость, горе, печаль. Всё о чём можно спросить: Кто это? или Что это? - это слова, которые называют предметы - т.е. имена существительные. - 11 сл. - Итак, ворота открываются, и мы попадаем в город Частереченск. В этом городе праздник. Все вышли на улицы.

12 сл. - Какой у них праздник? (Масленица) Когда его празднуют у нас? Назовите слова, к которым можно поставить вопросы кто? что? Что они обозначают? 13 сл. Упр. 21. Чтение текста. - Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто?, а затем слова, которые отвечают на вопрос что?

Запись первого предложения в тетради.

7. Музыкальная физминутка. 14 сл.

8. Постановка вопросов к словам-предметам. 15 сл. - Что вы видите на экране? Что там изображено? (Картинки, предметы) - Перечислите их. (Бабочка, арбуз, мальчик, светофор, расчёска, свинья, ёжик, ножницы). - Какие вопросы можно задать, чтобы любой человек перечислил эти изображения? (Что это? Кто это?) 2) Игра «Рассади пассажиров». 16 сл. - Давайте, поиграем, «рассадим пассажиров» по поездам. А правила подскажут нам вопросы. Как же будем «рассаживать пассажиров»? - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос КТО? (Животных; людей; живые существа). - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос ЧТО? (Разные предметы; неживое; неживые предметы). - Сделаем вывод: слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос КТО? и обозначают живые предметы. - Слова арбуз, светофор, расчёска, ножницы отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают неживые предметы.
9. Работа в парах 17 сл. (отработка умения задавать вопросы к словам - предметам) - Пусть один из вас назовёт слова, которые отвечает на вопрос кто?, а другой ученик - на вопрос что? Называть слова нужно с вопросами. По окончанию одна пара у доски - проверка. - Что обозначают слова, которые вы назвали (предметы). (Одни предметы живые, а другие нет.) на слайде разделить на 2 группы. 18 сл. - Посмотрите на левую часть слайда - какие тут предметы? (живые) - Посмотрите на правую часть слайда - а здесь какие? (неживые)
19 сл. - На какие же вопросы отвечают слова, обозначающие предметы? Имя существительное Очень удивительное. На вопросы кто? и что? Отвечать оно должно.
10. Игра «Превращения слов» 20 сл. - Слова - жители города Частереченска захотели поиграть с нами в игру «Чудесные превращения». В первом столбце записаны слова, которые отвечают на вопрос что? Замените первую букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто? что? кто? капля цапля дверь зверь мак рак дом сом кол вол
11. Составление синквейна Зима. 21 сл. Составляют дети, затем показ готового синквейна.
11а. Дополнительный материал. Составить предложения из слов. 22 сл. Проверка - 23 сл.
12. Итог урока.

Обобщение об имени существительном. 24 сл.

- Вспомните тему урока. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

- Закончи предложения:

Слова, отвечающие на вопрос кто? что? обозначают…(предметы)

Живые предметы отвечают …(кто?)

Неживые предметы отвечают …(что?)

Прежде чем задать вопрос узнай, что… (обозначает слово) - Что вы сегодня узнали об имени существительном? (Дети говорят с опорой на схему).

13. Домашнее задание. 25 сл.

упр. 24; прав., стр. 15

14. Рефлексия. 26 сл. - Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Если вы сегодня всё поняли на уроке, и вам было легко работать, то улыбнитесь мне. Если где-то в чём-то не уверены, то покажите задумчивое выражение лица. - На лесенке Успеха отметьте «+» ступеньку, на которой вы стоите после пройденного урока.

27 сл.

Наш урок я хочу закончить такими словами:

Прислушайтесь к слову,

приглядитесь к нему,

проникните в его тайну…


Вы сегодня потрудились? Не шумели, не ленились? Вы творили чудеса? Вы хорошие ребята? Помолчите, помолчите! Я сама отвечу: да!

28 сл. Молодцы!

1. Не понял темы урока


2. Надо поработать ещё дома

Конспект урока Слова, которые обозначают предметы

3. Мне всё понятно

3 Конспект урока Слова, которые обозначают предметыКонспект урока Слова, которые обозначают предметыКонспект урока Слова, которые обозначают предметыКонспект урока Слова, которые обозначают предметыКонспект урока Слова, которые обозначают предметыКонспект урока Слова, которые обозначают предметыКонспект урока Слова, которые обозначают предметыКонспект урока Слова, которые обозначают предметы

2



1 Конспект урока Слова, которые обозначают предметы






© 2010-2022