Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности Орнаменты (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта занятия Ф.И.О. учителя:Серасхова Э.П. Класс/год обучения:1 класс/ 1 год обучения Дата: 11 ноября 2015 г. Занятие кружка «Северный край» Тема урока/занятия/: «Что такое орнамент? Знакомство с некоторыми названиями орнаментов народов Севера. Значение растительного и животного мира в жизни людей. Различие мужских и женских предметов быта». Место и роль занятия в изучаемой теме: первый урок по теме. Цель занятия:

  1. Формирование представления об орнаментах, об их видах, о значении растительного и животного мира в жизни людей;
Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):
  • Учить обучающихся составлять модель орнамента из геометрических фигур;
  • Учить работать по шаблону, повторять правила работы с режущимися предметами;
  • Воспитывать любовь к родному краю через орнаменты, через предметы быта;
  • Активизировать деятельность обучающихся через использование разных приёмов и методов воспитания и обучения;
  • Развивать речь обучающихся.
Планируемые результаты Предметные результаты:
  • знать значение растений и животных в жизни человека;
  • узнавать животных на картинках, по описанию;
  • применять знания в практической деятельности при работе с ножницами по сохранению своего здоровья, при работе с шаблоном, при работе с клеем;
  • оформлять результаты работы в виде простейших орнаментов.

Личностные результаты:

  • уметь правильно вести себя в классе, в коллективе учащихся;
  • формирование чувства гордости за свою малую родину
  • Формирование установки на безопасный труд, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составления плана и последовательности, учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • общеучебные универсальные действия (находить ответы на вопросы в иллюстрациях);

  • логические универсальные действия (делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,слушать и понимать речь других (на уровне предложения);
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися

Оборудование: Презентация «Орнамент» и тематический слайд с алгоритмами действия, мультимедийный проектор, компьютер, экран, образцы изделия, клей, ножницы, простой карандаш. Материалы: цветной картон двух цветов, шаблоны геометрических фигур из картона.



Расход материалов на группу 10 человек (+ учитель и образец)


№ п/п

Наименование материала

Характеристика материала

Количество

1

Половинки листа цветного картона

-

20 шт.

2

Белый картон для шаблонов

-

10 штук


Этап урока


Время, мин

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


Формируемые УУД


1.

Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

1

Организует мотивирование к учебной деятельности.

Включение в деловой ритм урока

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

-Сегодня мы продолжаем наше занятие кружка «Северный край».

Проверим вашу готовностьк занятию.

Подготовка класса к уроку

Дети проверяют свои инструменты и принадлежности, находящие у каждого на их рабочем месте (клей, ножницы, две полоски картона, разных цветов, набор шаблонов геометрических фигур из картона, простой карандаш, смайлики). Личностные:самоопределение умение правильно вести себя в классе, в коллективе учащихся;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися

слушать и понимать речь педагога

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(проверка усвоения знаний прошлого урока)

4

Выявляет уровень знаний обучающихся. Определяет типичные недостатки

- Давайте вспомним отрывок из стихотворения

(Слайд №1)

- Вы на карту посмотрите,

И Ямал на ней найдите,

Потому, что здесь наш дом,

Мы на Севере живём!

- Кто автор этих строк?

Да, это строки Ивана Григорьевича Истомина (Слайд №2)

- Кто этот человек?

- А где мы живём?

- Да, мы живём в Питляре, на Севере, на Ямале.

- А какие коренные народы проживают у нас на Ямале?

-И. Истомин очень любил свой край и хотел, чтобы и вы знали и учились беречь свой родной край.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Обучающие проговаривают отрывок хором, называют имя писателя Ивана Истомина, называют название местности, где они живут, перечисляют коренных народов Ямала.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися;

оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения );

слушать и понимать речь других;

познавательные: анализ объектов с целью выделения ведущих признаков;

находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Личностные:самоопределение; умение правильно вести себя в классе, в коллективе учащихся;

3.Постановка учебной цели и задач

(проблемная ситуация, подготовка к восприятию нового, восприятие нового)

5

Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию

-Посмотрите на экран и отгадайте тему нашего занятия?

-Что общего у этих фотографий? (Слайд №3)

- Да, правильно, вы догадались, тема нашего занятия «Орнаменты».

- Как по-хантыйский называется орнамент?

- Правильно это - ханши

-Что вы узнаете на занятии? Мы узнает об….

-Вы познакомитесь с некоторыми названиями орнаментов и где эти орнаменты применяются в жизни. Научитесь составлять орнамент на полоске картона.

- Чему научитесь? Продолжите: Мы научимся ...(составлять орнамент на полосе)

- Ребята, орнамент - это узор из одинаковых, повторяющихся элементов, то есть частей.

-Давайте повторим - орнамент - это узор из одинаковых, повторяющихся элементов, то есть частей.

Орнаменты есть у каждого народа. Бывают геометрические орнаменты, они состоят из фигур.

- Какие фигуры вы знаете? (Слайд №4)

- Бывают растительные орнаменты, они состоят из листьев, плодов, ягод, веток. (Слайд №5)

-Есть орнаменты с изображением животных или частей животных, птиц или рыб.

-Северяне создавали орнаменты из предметов, которые их окружают. Это вся тундра, с реками, озёрами, с рогами, глазами, ушкам, со следами животных, птиц и зверей, с растениями.

- Кто знает, как называется этот орнамент?

«ур хот» - (чумики). (Слайд №6)

-Давайте сравним орнамент «ур хот» он похож с чумами?

- Как называется этот?

«шовр пал» - (Уши зайца). (Слайд №7)

-Почему этот орнамент так назвали?

- Как называется этот? «ох» - (Головы) (Слайд № 8)

- Почему так назвали коренные народы его?

- А этот орнамент?

«онат» - (Рога оленя). (Слайд №9)

- Похож он на рога оленя?

-У вас есть любимая авка?

Как её зовут?

-Начните так - Моего оленя зовут …

- Этот орнамент называется «охсар куш олан» - (Локоть лисы). (Слайд №10).

-Где можно увидеть эти орнаменты в жизни людей?

- Правильно, орнаменты применяют на одежде, на кисах, на шапках, на женской нарте, на праздничной упряжи, на посуде, на газете, на домах, и даже на парте у нас. (Слайды №11, №12) Женская и мужская одежда отличаются друг от друга? Чем она отличается?

Ставят учебные цели, формулируют (уточняют) тему урока и определяют задачи, ставят проблему

Обучающиеся по фотографиям отгадывают тему урока. (Орнамент)

Дети вспоминают, как по-ненецки называется орнамент (мадавы). Слушают речь педагога, отвечают на вопросы педагога.

Сравнивают по фотографиям орнаменты с частями животных, предметами быта.

Вспоминают, где видели орнаменты.

Формулируют задачу урока.

Регулятивные: целеполагание; определение и формулирование цели деятельности с помощью фотографий и учителя;

познавательные:общеучебные - формулирование познавательной цели и задач, темы урока,

находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

логические: формулирование проблемы предметные: узнавать животных на картинках, по описанию;

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);
Личностные:самоопределение; умение правильно вести себя в классе, в коллективе учащихся;

4. Построение проекта выхода из затруднения (решение проблемной задачи)

5

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации

- Как вы думаете, какой предмет будет выглядеть красивее, с орнаментом или без орнамента?

(Слайд №13).

-Правильно, предмет с орнаментом выглядит красивее и наряднее.

-Орнаменты могут быть построены из геометрических фигур, треугольников, квадратов, кружочков, листьев, ягод. Сейчас вы создадите свой орнамент из геометрических фигур, треугольников, квадратов на полосе картона

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель, действие и т.д.)

Дети, опираясь на свой жизненный опыт и при помощи сравнения предметов рассказывают о том, что предметы с орнаментами выглядят наряднее. (Примерные варианты ответов:

Предмет с орнаментом выглядит наряднее, красивее)

Обучающиеся вспоминают геометрические фигуры.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

познавательные: доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление



Физминутка

5

Устанавливает осознанность восприятия, присвоения.

Первичное обобщение

-Что это такое? (Это шаблон)

-Как нужно работать с шаблоном? (Слайд №14)

-У вас на партах есть полоска цветного картона, на неё вы приклеите геометрические фигуры, которые вырежете из картона другого цвета.

- Фигуры, какими должны быть на полоске? (одинаковыми, должны чередоваться)

-Потому, что орнамент - это узор из одинаковых, повторяющихся частей.

Физминутка

- Вы наверное, устали. Давайте проведём

физминутку про зайца на ханты языке, что заяц любит делать?

- Возьмёте простую геометрическую фигуру из картона, которая вам понадобится для изготовления орнамента, обведёте простым карандашом на картоне несколько раз, вырежете их, составите модель и наклеите фигуры на полоску картона клеем.

Решают (выполняют) типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Обучающие рассказывают, показывают по ходу материалы, рассматривают предлагаемые учителем вариант изделия «Орнамент», выполненный на картоне.

Варианты ответов детей: обвести простым карандашом шаблон несколько раз, вырезать фигуры, составить на полоске орнамент, приклеить на полоску и т.д. Регулятивные:планирование, прогнозирование познавательные: построение логической цети рассуждений общеучебные -выбор наиболее эффективных способов решения (выполнения) задания, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание; личностные: смыслообразование уметь правильно вести себя в классе, в коллективе учащихся;

6. Самостоятельная работа.

10

Организует деятельность по применению новых практических знаний.

- Но прежде чем вы приступите к изготовлению модели, скажите, как безопасно пользоваться ножницами?

(Нельзя с ножницами ходить, нельзя с ножницами поворачиваться, нужно работать сидя, передавать их кольцами вперёд, не направлять на человека)

Педагог направляет обучающихся, подсказывает, помогает им

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Дети перечисляют правила безопасной работы с ножницами.

Дети выполняют самостоятельно задание учителя, сравнивая с образцом, данным на слайде.

Ответы детей.


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения,

учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные: моделирование, личностные: смыслообразование Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка своего действия умение осознанно и правильно строить речевое высказывание, Предметные: применять знания в практической деятельности при работе с ножницами по сохранению своего здоровья, при работе с шаблоном, при работе с клеем;

учиться работать по предложенному учителем плану; оформлять результаты работы в виде простейших орнаментов.

Подведение итогов самостоятельной работы, выставка работ

2

-Где можно применить эту полоску?

-Ребята, какие орнаменты вы запомнили?

-Чему научились?

-Вы очень хорошо потрудились. Вам многое удалось. Давайте лучшие работы прикрепим на доску.

Ответы на вопросы учителя

(Примерные ответы:

-Вместо закладки можно применить.

-«Чумики», «Уши зайца», «Головки», «Рога оленя», «Локоть лисы»

-Научились составлять орнамент из треугольников, квадратов.) Прикрепляют свои работы на доску, оценивают лучшие работы, оценивают свою деятельность Коммуникативные управление своего поведения - контроль, коррекция, оценка действий партнера; Личностные:смыслообразование, уметь правильно вести себя в классе, в коллективе учащихся;

Рефлексия

1

-Вам понравилось?

- Выберите смайлик-солнышко, которому соответствует ваше настроение.

-Приведите ваши рабочие места в порядок. Спасибо всем за работу, до свидания.

Ответы детей.

Обучающиеся отмечают свое настроение от проделанной работы. РЕФЛЕКСИЯ на листе Познавательные: рефлексия Личностные:смыслообразование Коммуникативные - контроль, коррекция, оценка действий, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание,


© 2010-2022