«Существительные третьего склонения»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Существительные третьего склонения»«Существительные третьего склонения»«Существительные третьего склонения»«Существительные третьего склонения»«Существительные третьего склонения»«Существительные третьего склонения»«Существительные третьего склонения»«Существительные третьего склонения»«Существительные третьего склонения»«Существительные третьего склонения»«Существительные третьего склонения»«Существительные третьего склонения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА» СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

356817, Ставропольский край, Будённовский район, с. Прасковея, ул. Октябрьская, 12

тел/факс: 8 (86559) 67-5-78, E-mail: [email protected]

ОКПО 51974146, ОГРН 1022603228064, ИНН/КПП 2624023718/262401001







КОНСПЕКТ УРОКА №2



ТЕМА: «Существительные третьего склонения»

3 КЛАСС

УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»








Разработала: учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 села Прасковея Жигалко Светлана Алексеевна












2014-2015 учебный год

Тема: «Существительные третьего склонения». ( УРОК 1/1) (1 - ый слайд) Цель: учить детей распознавать существительные 3 - его склонения, отличать их от существительных м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также изменять существительные 3 - его склонения по падежам; познакомить с новым для них устойчивым выражением «как аршин проглотить».
Задачи урока: Добиться осознания того, что у одного типа склонения одинаковые окончания; ударные и безударные окончания при этом пишутся одинаково.
Планируемые результаты: Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов; развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; развивать умение слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Тип урока: урок общеметодологической направленности (формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов)

Формы работы: коллективная, самостоятельная, работа в парах, работа с «Толковым словарем», «Обратным словарём» и «Словарём устойчивых выражений».

Ход урока I.Орг.момент (Эмоциональный настрой) (2 - ой слайд) II.Актуализация знаний Какую большую тему изучаем? (Склонение имен существительных) -Что называется склонением? (Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.) - Какие же существительные относятся к первому склонению? - Приведите примеры.
- Какие существительные относятся ко второму склонению? Приведите примеры.
- А к третьему? Приведите примеры.
III.Определение темы и целей урока - Ребята, особенности каких склонений мы уже рассмотрели? (I и II склонения) - Определите по содержанию тему сегодняшнего урока? ( Существительные III склонения) (3 - ий слайд) - Откройте учебник на нужной странице, отметьте закладкой. - Запишите в тетрадях: новую тему урока. - Что же мы узнаем на уроке? (4 - ый слайд) Исходя из темы урока, дети сами ставят цели и задачи . (Как изменяются по падежам существительные третьего склонения. Мы будем находить существительные третьего склонения и изменять их по падежам.) IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач Работа по теме урока.(5 - ый слайд)
- Откройте учебник на нужной странице. а) Чтение учителем вопросов в учебнике. Работа со «Словарём устойчивых выражений». - Сядьте удобно и послушайте, что случилось с Мишей на уроке. (Ученик читает текст в учебнике на с. 125) - Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы? - спросила Волшебница Мишу. - Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме? Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал. - Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил*? - забеспокоилась волшебница. - Ничего я не глотал! Просто вы задали слишком много вопросов одновременно. - Правильно ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Волшебница? ( Миша неправильно понял устойчивое выражение). -К какому словарю нужно обратиться, чтобы выяснить его значение? (На страничке учебника расположена пиктограмма с буквой Ф. ) -Чтобы не терять время на уроке, авторы учебника вынесли значение фразеологизма на стр. 126 «Как аршин проглотить» - Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь. - А что же такое Аршин? «Аршин»). ( 6 - ой слайд)
Аршином называлась деревянная линейка длиной 71 сантиметр, которой в старину измеряли ткани, рост и другое. А теперь представьте себе, как будет двигаться человек, проглотивший такую линейку, - он будет идти прямо, не сгибаясь, как деревянный. Отсюда и устойчивое выражение: «как аршин проглотил».
б) Ответы детей на поставленные вопросы. ( 7 - ой слайд) - Вы можете помочь Мише ответить на её вопросы? - Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые предметы? - Какого они рода? - Какие у них окончания в начальной форме? - К какому склонению относится слово медведь? (IIcкл.) - А существительное лошадь?(IIIcкл.) -А в чем особенность существительных IIIcкл.? ( Это существительные ж.р. , которые оканчивается на ь) - Давайте найдем этому подтверждение. ( Дети читают сообщение на плакате Летучей Мыши про себя, а затем друг другу рассказывают его вполголоса). Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме относятся к IIIсклонению. - Так какие существительные относятся к III склонению? в) Работа по учебнику ( 8 - ой слайд)
Выполнение упражнения №117 с. 126. ( Коллективно разбираем задание, затем учащиеся выполняют его самостоятельно в тетради, проверка в виде взаимопроверки). -С каким словарем предстоит работать? (Мы выпишем слова из Обратного словаря, т. к. мы на страничке учебника нашли условное обозначение «Я - А».)
Дети находят и выписывают следующие слова: жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь.
- Какие существительные третьего склонения вы нашли? - Значения всех ли слов вам понятны? Где можно посмотреть значения непонятных слов? (В Толковом словаре.) (Объясняется значение слова: выпь.) Выпь - ночная болотная птица из семейства цапель - ( 9 - ый слайд)
- Это упражнение поможет выполнить подсказка Летучей Мыши. Дети читают плакат Летучей Мыши.(10 - ый слайд)
Существительные третьего склонения в Р. п., Д. п. и П.п. имеют окончание - и.
-Сейчас мы в этом убедимся… И.п. Жизнь, степь Р.п. Жизни, степи Д. п. Жизни, степи В.п. жизнь, степь Т.п. Жизнью, степью П.п. о жизни, о степи - В каких падежах существительные имеют окончание -и?( в Р. п., Д. п. и П.п.)? Работа в парах. -Расскажите друг-другу правило. ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз и пальчиков) в) Работа с учебником(11 - ый слайд) С. 127 №118 - читайте задание про себя. - Какие окончания имеют существительные во втором и третьем склонении? (разные) - Что интересного вам удалось обнаружить? (Существительные второго и третьего склонения изменяются по-разному.) И.п. Парус запись Р.п. паруса записи Д. п. парусу записи В.п. парус запись Т.п. парусом записью П.п. о парусе о записи(12 - ый слайд)
- Назовите окончания существительных II и III склонения, сравните их и сделайте вывод. (Окончания сущ-х II и III скл. в одинаковых падежах разные, т.е. эти существительные склоняются по-разному, у них разные наборы падежных окончаний ) С. 127 № 119 Прочитайте задание про себя. Что мы должны сделать? - Определите основу в словах: сухарь и соль. - На какой звук оканчиваются слова? (На мягкий) Значит, какая основа у этих слов? (мягкая) (13 - ый слайд) - Давайте потренируемся определять склонения существительных с основой на мягкий согласный, с ь на конце слова. - Скажите, это слова обозначают одушевленные предметы или неодушевленные? (неодушевленные) - Сможете определить их склонения? Выполняя упражнение, мы будем пользоваться таблицей на стр. 127. - Удалось подтвердить наше предположение? 6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов (14 - ый слайд) -Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? (Учились отличать существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме от существительных женского рода с нулевым окончанием. Учились изменять существительные третьего склонения по падежам.) -А для чего нам нужны эти знания? (Чтобы не допускать ошибок в написании падежных окончаниях имен существительных.) VI.Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения): На уроке: - я узнал… - у меня получилось… - мне захотелось... (15 - ый слайд) - А теперь давайте с вами дадим оценку нашей работе. Оцените каждый свою работу: ( На партах у детей лежат три квадрата: зелёный, жёлтый, красный.) - Выберите зелёный, если вы всё поняли, вам всё удалось, всё понравилось. - Жёлтый, если есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ. - Выберите красный, если вам было трудно. - Молодцы, спасибо за урок! (16 - ый слайд)
VIII.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников Д.з. Уч. с. 128 № 120 , правила на с.126 - 127. (17 - ый слайд)

© 2010-2022