- Преподавателю
- Начальные классы
- «Существительные третьего склонения»
«Существительные третьего склонения»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жигалко С.А. |
Дата | 19.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА» СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
356817, Ставропольский край, Будённовский район, с. Прасковея, ул. Октябрьская, 12
тел/факс: 8 (86559) 67-5-78, E-mail: [email protected]
ОКПО 51974146, ОГРН 1022603228064, ИНН/КПП 2624023718/262401001
КОНСПЕКТ УРОКА №2
ТЕМА: «Существительные третьего склонения»
3 КЛАСС
УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Разработала: учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 села Прасковея Жигалко Светлана Алексеевна
2014-2015 учебный год
Тема: «Существительные третьего склонения». ( УРОК 1/1) (1 - ый слайд) Цель: учить детей распознавать существительные 3 - его склонения, отличать их от существительных м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также изменять существительные 3 - его склонения по падежам; познакомить с новым для них устойчивым выражением «как аршин проглотить».
Задачи урока: Добиться осознания того, что у одного типа склонения одинаковые окончания; ударные и безударные окончания при этом пишутся одинаково.
Планируемые результаты: Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов; развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; развивать умение слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Тип урока: урок общеметодологической направленности (формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов)
Формы работы: коллективная, самостоятельная, работа в парах, работа с «Толковым словарем», «Обратным словарём» и «Словарём устойчивых выражений».
Ход урока I.Орг.момент (Эмоциональный настрой) (2 - ой слайд) II.Актуализация знаний Какую большую тему изучаем? (Склонение имен существительных) -Что называется склонением? (Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.) - Какие же существительные относятся к первому склонению? - Приведите примеры.
- Какие существительные относятся ко второму склонению? Приведите примеры.
- А к третьему? Приведите примеры.
III.Определение темы и целей урока - Ребята, особенности каких склонений мы уже рассмотрели? (I и II склонения) - Определите по содержанию тему сегодняшнего урока? ( Существительные III склонения) (3 - ий слайд) - Откройте учебник на нужной странице, отметьте закладкой. - Запишите в тетрадях: новую тему урока. - Что же мы узнаем на уроке? (4 - ый слайд) Исходя из темы урока, дети сами ставят цели и задачи . (Как изменяются по падежам существительные третьего склонения. Мы будем находить существительные третьего склонения и изменять их по падежам.) IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач Работа по теме урока.(5 - ый слайд)
- Откройте учебник на нужной странице. а) Чтение учителем вопросов в учебнике. Работа со «Словарём устойчивых выражений». - Сядьте удобно и послушайте, что случилось с Мишей на уроке. (Ученик читает текст в учебнике на с. 125) - Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы? - спросила Волшебница Мишу. - Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме? Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал. - Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил*? - забеспокоилась волшебница. - Ничего я не глотал! Просто вы задали слишком много вопросов одновременно. - Правильно ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Волшебница? ( Миша неправильно понял устойчивое выражение). -К какому словарю нужно обратиться, чтобы выяснить его значение? (На страничке учебника расположена пиктограмма с буквой Ф. ) -Чтобы не терять время на уроке, авторы учебника вынесли значение фразеологизма на стр. 126 «Как аршин проглотить» - Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь. - А что же такое Аршин? «Аршин»). ( 6 - ой слайд)
Аршином называлась деревянная линейка длиной 71 сантиметр, которой в старину измеряли ткани, рост и другое. А теперь представьте себе, как будет двигаться человек, проглотивший такую линейку, - он будет идти прямо, не сгибаясь, как деревянный. Отсюда и устойчивое выражение: «как аршин проглотил».
б) Ответы детей на поставленные вопросы. ( 7 - ой слайд) - Вы можете помочь Мише ответить на её вопросы? - Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые предметы? - Какого они рода? - Какие у них окончания в начальной форме? - К какому склонению относится слово медведь? (IIcкл.) - А существительное лошадь?(IIIcкл.) -А в чем особенность существительных IIIcкл.? ( Это существительные ж.р. , которые оканчивается на ь) - Давайте найдем этому подтверждение. ( Дети читают сообщение на плакате Летучей Мыши про себя, а затем друг другу рассказывают его вполголоса). Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме относятся к IIIсклонению. - Так какие существительные относятся к III склонению? в) Работа по учебнику ( 8 - ой слайд)
Выполнение упражнения №117 с. 126. ( Коллективно разбираем задание, затем учащиеся выполняют его самостоятельно в тетради, проверка в виде взаимопроверки). -С каким словарем предстоит работать? (Мы выпишем слова из Обратного словаря, т. к. мы на страничке учебника нашли условное обозначение «Я - А».)
Дети находят и выписывают следующие слова: жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь.
- Какие существительные третьего склонения вы нашли? - Значения всех ли слов вам понятны? Где можно посмотреть значения непонятных слов? (В Толковом словаре.) (Объясняется значение слова: выпь.) Выпь - ночная болотная птица из семейства цапель - ( 9 - ый слайд)
- Это упражнение поможет выполнить подсказка Летучей Мыши. Дети читают плакат Летучей Мыши.(10 - ый слайд)
Существительные третьего склонения в Р. п., Д. п. и П.п. имеют окончание - и.
-Сейчас мы в этом убедимся… И.п. Жизнь, степь Р.п. Жизни, степи Д. п. Жизни, степи В.п. жизнь, степь Т.п. Жизнью, степью П.п. о жизни, о степи - В каких падежах существительные имеют окончание -и?( в Р. п., Д. п. и П.п.)? Работа в парах. -Расскажите друг-другу правило. ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз и пальчиков) в) Работа с учебником(11 - ый слайд) С. 127 №118 - читайте задание про себя. - Какие окончания имеют существительные во втором и третьем склонении? (разные) - Что интересного вам удалось обнаружить? (Существительные второго и третьего склонения изменяются по-разному.) И.п. Парус запись Р.п. паруса записи Д. п. парусу записи В.п. парус запись Т.п. парусом записью П.п. о парусе о записи(12 - ый слайд)
- Назовите окончания существительных II и III склонения, сравните их и сделайте вывод. (Окончания сущ-х II и III скл. в одинаковых падежах разные, т.е. эти существительные склоняются по-разному, у них разные наборы падежных окончаний ) С. 127 № 119 Прочитайте задание про себя. Что мы должны сделать? - Определите основу в словах: сухарь и соль. - На какой звук оканчиваются слова? (На мягкий) Значит, какая основа у этих слов? (мягкая) (13 - ый слайд) - Давайте потренируемся определять склонения существительных с основой на мягкий согласный, с ь на конце слова. - Скажите, это слова обозначают одушевленные предметы или неодушевленные? (неодушевленные) - Сможете определить их склонения? Выполняя упражнение, мы будем пользоваться таблицей на стр. 127. - Удалось подтвердить наше предположение? 6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов (14 - ый слайд) -Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? (Учились отличать существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме от существительных женского рода с нулевым окончанием. Учились изменять существительные третьего склонения по падежам.) -А для чего нам нужны эти знания? (Чтобы не допускать ошибок в написании падежных окончаниях имен существительных.) VI.Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения): На уроке: - я узнал… - у меня получилось… - мне захотелось... (15 - ый слайд) - А теперь давайте с вами дадим оценку нашей работе. Оцените каждый свою работу: ( На партах у детей лежат три квадрата: зелёный, жёлтый, красный.) - Выберите зелёный, если вы всё поняли, вам всё удалось, всё понравилось. - Жёлтый, если есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ. - Выберите красный, если вам было трудно. - Молодцы, спасибо за урок! (16 - ый слайд)
VIII.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников Д.з. Уч. с. 128 № 120 , правила на с.126 - 127. (17 - ый слайд)