Обобщение опыта по теме «Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ-СОШ №1 им.В.И.Фадеева ст. Калининской Краснодарского края















Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе.

(Обобщение опыта)



Обобщение опыта по теме «Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»




Учитель начальных классов: Андросова Светлана Борисовна

2014г.


«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки…»

В. А. Сухомлинский



Введение. В каждом ребёнке с детства горит огонёк любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя всё, что ему ещё неизвестно, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски - комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Наша школа тоже получила комплекс интерактивного оборудования. И мне одной из первых посчастливилось начать осваивать данное новшество. Цель: совершенствование образовательного процесса на уроках в начальной школе общего среднего образования для развития индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей младших школьников путем использования информационных технологий. Задачи: - раскрыть возможности информационных технологий как эффективного средства совершенствования образовательного процесса на 1-ой ступени общего среднего образования; - содействовать развитию индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей младших школьников. Объект изучения: организация и результативность образовательного процесса на уроках в начальной школе общего среднего образования с использованием современных информационных технологий. 1.1Актуальность и перспективность опыта . Педагогическая проблема, над которой я работаю - «Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе». Наше время - время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески и владеющие опытом работы с современными информационными технологиями. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству и изучению новых технологических возможностей. Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики - новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. ИКТ на уроках в школе используются для преподавания самых различных предметов - от математики до психологии. Их использование позволяет задействовать все основные сенсорные системы человека - визуальную, слуховую и кинестетическую, что делает образовательный процесс более успешным. Особое значение психологи придают кинестетической системе, т.к. именно с ней связаны явление моторной памяти и возможность довести навыки до автоматизма. Ведь как бы ни старался человек мысленно научиться кататься на горных лыжах, ничего у него не получится. Глубокое обучение возможно только при взаимодействии кинестетического восприятия и моторики. И здесь на помощь приходят интерактивные доски. «Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь». Эта китайская пословица самым лучшим образом. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения - всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы. Активно осваивать и внедрять в образовательный процесс начальной школы ИКТ начала с 2006 г. В своей педагогической деятельности выделяю шесть направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий. Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате: составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения, создание методических копилок: «Работа с родителями»; «Воспитательная работа»; «Методические материалы по русскому языку»; «Методические материалы по математике»; «Разработка педагогического лектория для родителей 1-4 классы»; «Мониторинг по русскому языку 1-4 классы»; «Мониторинг по математике 1-4 классы»; «Работа с одаренными детьми»; «Минутки нравственности на этические темы»; «Разработки классных часов для учащихся начальной школы»; «Копилка уроков - презентаций по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру»(приложение ) Использование ИКТ даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации. Для улучшения качества образования и результативности обучения провожу мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся, используя рекомендации авторов программы «Начальная школа XXI века». Мониторинг даёт важную информацию учителю, родителям о месте учащегося в соответствующей возрастной группе с точки зрения уровня его подготовки по определённой дисциплине. Результаты выполнения учащимися контрольных работ, диагностических обследований, представленные в электронном приложении, позволяют мне и родителям увидеть наглядно итоги усвоения программного материала по каждому предмету, по каждому ученику в отдельности и по классу в целом, что позволяет проводить системный анализ качества обучения учащихся. Такое представление позволяет сделать обучение открытым и доступным для всех участников образовательного процесса. Это второе направление моей деятельности. Третье направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения электронных наглядных пособий, в частности, диски из серии: «Демонстрационный материал по математике, русскому языку»; «Детская медиаэнциклопедия Кирилла и Мефодия»; «Мир информатики»; «Система скорочтения» и др. Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Включение учащихся в проектную деятельность с использованием ИКТ - является четвертым направлением. В рамках изучения проектной деятельности в учебной и внеурочной деятельности предусмотрено создание проектов практически к любой теме. Мои ученики создали следующие: «Лента времени моей семьи»; «Военные дороги моего прадедушки»; Считаю, что проектный метод способствует закреплению ключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Пятое, и весьма обширное, направление использования современных информационно-коммуникационных технологий - дистанционное образование учащихся начальных классов. Для себя выделила возможные направления использования дистанционного образования на начальной ступени обучения: работа с одарёнными детьми; часто болеющими детьми, а также системы факультативов для всех учащихся. Хочу отметить высокую мотивирующую эффективность проведённой работы. В 2013 году мои ученики принимали участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде младших школьников по математике «Инфоурок»- Кармаев Илья был награжден дипломом за 2 место, по русскому языку - Мосеева Любовь дипломом за 3 место, по окружающему миру -Демьянова Анастасия дипломом 2 степени, в блиц-турнире «Всезнайки» - Котова Алиса дипломом за 3 место Самообразование и саморазвитие - важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и ещё одно направление (шестое) использования информационно-коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности. Неограниченны возможности внедрения ИКТ в практическую деятельность: так с 2013 года введён электронный классный журнал на сайте школы, что поможет мне оптимизировать взаимодействие с родителями через сервисы, предоставляемые этим порталом. Ведь учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером ребёнка в процессе обучения. Объяснение материала с использованием интерактивной доски позволяет мне сделать уроки ярче, информативнее и увлекательнее. Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно применять её на конкретном этапе занятия. При проведении математических диктантов, самостоятельных работ пользуюсь таймером из меню доски для выполнения заданий, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом. Использую возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам. Записи можно выделять цветом прямо на слайдах, на отсканированных документах, есть возможность во время объяснения материала вносить дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо на слайде. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить на компьютере для последующего просмотра. Очень нравится детям инструмент «Перо распознавания фигур», когда при неумелом изображении фигуры детьми, данный объект становится правильной формы. На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, тестов, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику. При неправильном решении задания, вместо обычной салфетки, используется инструмент «Ластик», что также вызывает восторг у ребят. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает "оживить" урок. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы, закрепление их на слайде, обеспечивают внимание учащихся. По моим наблюдениям, при использовании интерактивной доски дети более внимательны и заинтересованы, чем при работе на обычной доске. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения. Интерактивная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекая их в учебный процесс. Учащимся нравится работать с инструментами доски, для управления которыми достаточно несколько прикосновений. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока. Как говорят дети, интерактивная доска - это супер! Трудно описать все достоинства работы на такой доске. Учебный процесс проходит непринуждённо, увлекательно и весело. Детям нравится работать на уроке, им легко и интересно - а это главное. Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, хороших навыков работы с компьютером и, безусловно, большего количества времени для подготовки учителя к уроку. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату. Таким образом, использование интерактивной доски на уроках - это не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее усилить образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. Грамотное применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы способствует развитию у учеников теоретического мышления, восприятия, повышает мотивацию учения и стимулирует познавательный интерес учащихся. Результативность опыта . Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим, использовались различные виды информационных технологий. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой. Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности. Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой. Показатели качества знаний учащихся за последние два года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. Мои ребята получили следующие результаты: Согласно приказу МО РМ от 03. 09. 2012 г. «Об организации и проведении мониторинга уровня и качества подготовленности обучающихся общеобразовательного учреждения в РМ» в 2012-13 уч. года был проведен мониторинг во 2 классе по основным предметом со следующими результатами:

1 класс

2 класс предмет % успева-емости % качества знаний Средний балл % успева-емости % качества знаний Средний балл Математика 100 75 4,2 100 77 4,0 Русский язык 100 67 3,8 100 74 3,9 Литература 100 85 4,1 100 81 4,0

Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей в предметных олимпиадах и различных конкурсах: «Всезнайки», «Инфоурок», «Окружающий мир», «Второклассники в стране Знаний». Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и внеурочные занятия ребенка стимулируют интерес к различным наукам, дают возможность утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. А также учащиеся принимали активное участие в конкурсах: Муниципальный уровень Краевой уровень Всероссийский уровень 1. Попова Элина - выдан сертификат участника 1 Всероссийского блиц-турнира «Второклассники в стране знаний» 3 место, 2013 г.
1.Демьянова Анастасия- диплом победителя 2 степени в 5 Всероссийской олимпиаде по окружающему миру. 2013г. 2.Чуб Нкатерина- выдана грамота победителю районного конкурсе «Моё поселение в будущем» в номинации рисунок, Ст.Калиниская, 2012 г.
2. Котова Алиса - выдан диплом победителя 1 Всероссийского блиц-турнира « Всезнайки» 3 место, 2013 г. 3. Кармаев Илья - выдан сертификат участника 1 Всероссийского блиц-турнира « Второклассники в стране знаний» 3 место, 2013 г.
3. Мосеева Любовь - выдан диплом победителя во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку« Инфоурок» 3 место, 2013 г. 4. Байлук Александр - выдан сертификат участника 1 Всероссийского блиц-турнира « Всезнайки» 3 место, 2013 г.
4. Котова Алиса - выдан диплом победителя во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку« Инфоурок» 3 место, 2013 г.

5. Кармаев Илья - выдан диплом победителя во Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике « Инфоурок» 2 место, 2013 г. С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами выступаю: 1) на педагогическом совете школы:

  • Организация внеурочной деятельности.
  • Использование сказкотерапевтических методов в работе с детьми.
2)на заседаниях РМО:
  • Организация внеурочной деятельности.
  • Использование сказкотерапевтических методов в работе с детьми.


Награждена дипломом 3 степени по итогам Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» по Южному федеральному округу в номинации «Предметы начальной школы»





© 2010-2022