Рабочая программа по русскому языку Школа России ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено

на МО школы

Протокол №1

от «25» августа 2015г.

Согласовано

на Методическом

Совете школы

Протокол №1

от «28» августа 2015 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 12

г. Горно-Алтайска»

_______ Н.П.Хабарова

Приказ № 161

От «31 » августа 2015г.«Средняя общеобразовательная школа № 12 города Горно-Алтайска»



  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Русский язык

  1. 3 а класс

Программу разработала: Нетёсова И.М.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 12 г. Горно-Алтайска»








Горно-Алтайск

2015



1.Пояснительная записка.


Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ п.7 ст.12. - Приказ МОиН РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» от 06.10.2009г., № 373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2011№ 1241, от 22.09.2011 №2357) - Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющие государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год» от 19.12.2012, №1067; - Постановление «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010, №189; - Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений» от 4.10.2010 г.,№986, зарегистрирован Минюстом РФ 3.02.2011г., регистрационный №19682; Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Валентины Павловны Канакиной, Всеслава Гавриловича Горецкого «Русский язык» (УМК «Школа России»), утверждённой МОН РФ (Москва, 2009г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта образования начального обучения (Москва, 2011г.).
Цели:

  • - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания;
  • - воспитание эмоционально - ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  • Задачи, решаемые при изучении предмета:
  • - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • - развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно
излагать свои мысли в виде текста;
  • - развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);
  • - активизация мыслительной, познавательно - языковой и коммуникативно - речевой деятельности учащихся;
  • - создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;
  • - закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.
Целью работы по чистописанию является формирование чёткого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит: - развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма. - кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке. - в 3 классе содержание графических упражнений составляет письмо труднх по форме букв, букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку). - основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д. ), - тесты, обучающие изложения и сочинения. Тексты по содержанию подбираются с учётом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся. Учебно - методический комплект:
  1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 3 класс, учебник в 2-х частях. М.,
«Просвещение», 2013
  1. Канакина В.П., Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс, в 2-х частях.
Москва, «Просвещение», 2014
2. Общая характеристика учебного предмета.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуника­тивных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятель­ности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями: • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); • орфография и пунктуация; • развитие речи. Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 170 часов , 5 часов в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
3-й класс
  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
  • производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  • находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

5. Содержание учебного предмета.
№ Тема Количество часов Понятие, термин 1. Наша речь и наш язык
2 Язык, речь. 2. Текст 2 Текст, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Повествование, описание, рассуждение. 3. Предложение 15 Предложение. Простое и сложное. Повествовательное, побудительное, восклицательное. 4. Слово и его лексическое значение 6 Однозначные, многозначные. Амонимы, антонимы, синонимы. Фразиологизмы. 5. Части речи 5 Имя существительное, предлог, прилагательное, глагол, местоимение, числительное. 6. Однокоренные слова 2 Родственные, корень и однокоренные слова. 7. Слово, слог. Звуки и буквы. 6 Слово, слог. Звуки и буквы. Гласные и согласные. 8. Состав слова. 17 Корень, приставка, суффикс, окончание. 9. Правописание частей слова. 30 Ударные и безударные гласные. Глухие и звонкие, непроизносимые, удвоенные согласные. 10. Имя существительное. 32 Род, число, склонение, падеж. Начальная форма.
Имя прилагательное. 19 Род, число, склонение, падеж.
Местоимение . 5 Число, лицо, род. Личное
Глагол 22 Род, время, неопределённая форма.
Повторение 12

График контрольных работ.

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них:

Контрольные диктанты

Проверочные и самостоятельные работы

Проекты

1.

Язык и речь

2

0

0

0

2.

Текст. Предложение.

Словосочетание.

19

1

3

0

3.

Слово о языке и речи.

19

1

3

1

4.

Состав слова.

17

1

3

1

5.

Правописание частей слова.

30

2

4

1

6.

Части речи.

71

5

8

3

7.

Повторение

12

1

2

0

ИТОГО:

170

11

23

6





1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. Изложение 2 2 3 3 Сочинение 2 2 2 2 Диктант 2 3 3 3 Контрольные работы 6 7

6. Календарно-тематическое планирование.
№ урока № урока в теме Дата урока Наименование раздела, темы Примечание






Наша речь и наш язык( 2ч.)


1 1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина.


2 2

Наша речь и наш язык. Составление текста по иллюстрации.

Текст (2ч.)


3 1

Текст как единица языка и речи.

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений 4 2

Текст. Типы текстов.

Предложение(15ч.)


5 1

Предложение. Знаки препинания в конце предложения.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарем фразеологизмов. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы.


6 2

Виды предложений по цели высказывания.


7 3

Входной диктант с грамматическим заданием.


8 4

Работа над ошибками. Виды предложений по интонации.


9 5

Обобщение знаний о видах предложений.


10 6

Обращение. Знаки препинания при обращении.


11 7

Главные и второстепенные члены предложения.


12 8

Изложение текста со свободной передачей его содержания.


13 9

Анализ изложений. Упражнение в выделение основы предложения.


14 10

Словосочетание.


15 11

Словосочетание и предложение. Обобщение знаний.


16 12

Простое и сложное предложение (общее понятие).


17 13

Союзы в сложном предложении.


18 14

Составление сложных предложений из двух простых.

Обобщение знаний о предложении.


19 15

Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень»


20 1

Анализ сочинений. Слово и его лексическое значение.


21 2

Упражнение в распознавании лексических групп слов в речи.


22 3

Омонимы.


23 4

Слово и словосочетание.


24 5

Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).


25 6

Подробное изложение с языковым анализом текста по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка».


26 1

Анализ изложений. Части речи.


27 2

Части речи. Имя существительное.

Местоимение.


28 3

Части речи. Имя прилагательное.


29 4

Части речи. Глагол.


30 5

Имя числительное как часть речи. Словарный диктант.

Однокоренные слова. (2ч.)

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.


31 1

Однокоренные слова.


32 2

Контрольный диктант с грамматическим заданием.


33 1

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.


34 2

Правописание безударных гласных в корне слов.


35 3

Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.


36 4

Проект «Рассказ о слове»


37 5

Анализ проекта. Разделительный мягкий знак.


38 6

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

Состав слова.(17 ч.)


39 1

Однокоренные слова. Корень слова.


40 2

Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов.


41 3

Диктант с грамматическим заданием.


42 4

Работа над ошибками. Сложные слова.


43 5

Формы слова. Окончание.


44 6

Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении.


45 7

Обобщение знаний о корне и окончании как значимых частях слова. Составление предложений и текста по данным словам.


46 8

Приставка. Общее понятие.


47 9

Приставка - значимая часть слова.


48 10

Как найти приставку?


49 11

Обобщение знаний о роли приставок в слове.


50 12

Суффикс. Общее понятие.


51 13

Суффикс - значимая часть слова.

Образование слов с помощью суффикса.


52 14

Упражнение в разборе слов по составу.


53 15

Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»


54 16

Обобщение и систематизация знаний о составе слова.

Проверочная работа.


55 17

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Правописание частей слова.(30ч.)


56 1

Общее представление о правописании частей слова.

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.


57 2

Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.


58 3

Правописание слов проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.


59 4

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Словарный диктант.


60 5

Наблюдение над словами с буквосочетаниями -ере-,-оро- -оло-.


61 7

Контрольный

диктант грамматическим заданием.


62 8

Работа над ошибками. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.


63 9

Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне.


64 10

Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными и безударными гласными в корне.


65 11

Проверочная работа по теме « Правописание глухих и звонких согласных в корне слова.»


66 12

Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне.


67 13

Правописание слов с непроизносимыми согласными.


68 14

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.


69 15

Сопоставление правил о правописании корня


70 16

Проверочная работа по правописанию непроизносимой согласной.


71 17

Двойные согласные.


72 18

Правописание слов с двойными согласными.


73 19

Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».


74 20

Анализ сочинений. Правописание суффиксов и приставок.


75 21

Упражнение в правописании суффиксов.


76 22

Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов.


77 23

Правописание суффиксов - ек, ик;-ок -, - ёк.


78 24

Правописание суффиксов - оньк, - еньк.


79 25

Контрольный диктант за 2 четверть.


80 26

.Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов.


81 27

Правописание приставок и предлогов.


82 28

Разделительный твёрдый знак


83 29

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.


84 30

Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаком.

Имя существительное.(32ч.)


85 1

Части речи.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению). Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имен существительных. Изменить форму числа имен существительных. Распознавать имена существительные, изменение форму одного числа. Определять род имен существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.). Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Писать диктант и проверять написанное.


Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.). Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Писать диктант и проверять написанное.


86 2

Контрольное списывание.


87 3

Работа над ошибками. Понятие об имени существительном как части речи.


88 4

Имя существительное.


89 5

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Начальная форма.


89 6

Обучающее подробное изложение повествовательного текста. «Горностай»


90 7

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные


91 8

Проект «Тайна имени».


92 9

Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имён существительных по числам


93 10

Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа.


94 11

Упражнение в развитии связной речи. Род имён существительных.


95 12

Род имён существительных.


96 13

Определение рода имён существительных в косвенных падежах.


97 14

Имена существительные общего рода.


98 15

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих


99 16

Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук.


100 17

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»


101 18

Работа над ошибками. Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук.


102 19

Сочинение по репродукции картины И.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».


103 20

Анализ сочинений. Изменение имён существительных по падежам.


104 21

Определение падежа имени существительного. Несклоняемые имена существительные.


105 22

Именительный падеж имён существительных.


106 23

Родительный падеж имён существительных.


107 24

Дательный падеж имён существительных.


108 25

Винительный падеж имён существительных.


109 26

Упражнение в распознавании изученных падежей имён существительных.


110 27

Творительный падеж имён существительных.


111 28

Предложный падеж имён существительных.


112 29

Обобщение знаний о падежах имён существительных.


113 30

Контрольное списывание.


114 31

Сочинение по репродукции картины Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень»


115 32

Работа над ошибками, допущенными учащимися при написании проверочного диктанта и сочинения.

Имя прилагательное.(19ч.)


116 1

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных.


117 2

Связь имён прилагательных с им. сущ.. Сложные прилагательные (общее представление).


118 3

Художественное и научное описание (общее знакомство).


119 4

Составление научного (или художественного) текста - описания растения.


120 5

Изменение имён прилагательных по родам.


121 6

Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.


122 7

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.


123 8

Правописание родовых окончаний имён прилагатель-ных. Изменение имён прилагательных по числам.


124 9

Изменение имён прилагательных по числам.


125 10

Правописание имён прилагательных. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера.


126 11

Изменение имён прилагательных по падежам (общее представление).


127 12

Упражнение в определении падежа имён прилагательных.


128 13

Упражнение в выделении признаков имён прилагательных как части речи. Словарный диктант.


129 14

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».


127 15

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном.


128 16

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Морфологический разбор имени прилагательного.


129 17

Морфологический разбор имени прилагательного.


130 18

Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».


131 19

Работа над ошибками, допущенными учащимися при написании сочинения.

Местоимение.(5ч.)


132 1

Личные местоимения (общее представление).

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.


133 2

Личные местоимения третьего лица.


134 3

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.


135 4

Контрольный диктант с грамматическим заданием.


136 5

Работа над ошибками. Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление особенностью текста - письма.

Глагол.(22ч.)


137 1

Работа над ошибками. Понятие о глаголе как части речи.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределенную. форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ.

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.


138 2

Упражнение в определении лексического значения глагола.


139 3

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.


140 4

Подробное изложение повествовательного текста.


141 5

Анализ изложений. Глаголы в неопределённой форме.


142 6

Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.


143 7

Сочинение по серии сюжетных картинок.


144 8

Анализ сочинений. Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.


145 9

Изменение глаголов по числам.


146 10

Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа.


147 11

Изменение глаголов по временам.


148 12

Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение.


149 13

Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Работа над ошибками, допущенными в изложении


150 14

Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений


151 15

Контрольный диктант с грамматическим заданием.


152 16

Работа над ошибками. Упражнение в определении времени глагола.


153 17

Правописание окончания глагола 2 лица единственного числа.


154 18

Частица не с глаголами.


155 19

Правописание не с глаголами.


156 20

Обобщение и систематизация знаний о глаголе.


157 21

Контрольное изложение.


158 22

Анализ изложений. Обобщение и систематизация знаний о глаголе.

Повторение.(12ч.)


159 1

. Текст и предложение как единицы языка и речи. Словарный диктант.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных.


160 2

Простое и сложное предложения.


161 3

. Слово и его лексическое значение. Словосочетание.


162 4

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.


163 5

Работа над ошибками. Состав слова. Разбор слов по составу.


164 6

Основа предложения. Сложное предложение.


165 7

Правописание суффиксов, приставок в словах и окончаний имён прилагательных.


166 8

Части речи: самостоятельные и служебные.


167 9

. Упражнение в разборе слов как части речи.


168 10

Обобщение и систематизация изученных орфограмм.


169 11

Грамматические признаки глаголов. Обобщение знаний.


170 12

Итоговый урок. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».



7 Учебно-методические технологии.

  • - «Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-4 кл» О.В. Узорова , Е.А. Нефёдова. - М.:ООО АСТ, 2014.
  • Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 3 класс, составитель В В. Никифорова,- М.; ВАКО, 2014г.
  • Итоговое тестирование «Готовимся к ЕГЭ». Русский язык. 3 класс, состовитель: О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова - М.;ООО АСТ 2013г.

8. Критерии оценки.
Все критерии оценивания основываются на правиле: «Одна задача - одна оценка», и используется метод «сложения». Учащимся предоставляется «право отказа от отметки и право пересдачи». При изучении нового материала (текущий контроль) отметка ставится только по желанию ученика. За контрольную работу (тематический контроль) отметка ставится всем, но ученик имеет право пересдать материал, исправить отметку. Оценки (в т.ч. в форме отметок) необходимо фиксировать и накапливать в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфеле достижений. Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). В качестве содержательной и критериальной базы оценки будут использоваться планируемые результаты освоения программы по предмету. Для текущего оценивания используются следующие методы: -экспертные (наблюдения, самооценка, самоанализ, открытый ответ и др.) -объективизированные (основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся). Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами и целью получения информации. Тематический контроль (проверочные работы). Каждое задание в проверочной работе контролирует одно базовое умение или навык по данной теме. За одну проверочную работу можно выставить до 5 - 6 отметок - по числу проверяемых умений. Далее оценивание продолжается методом «сложения», при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение. За превышение базового уровня добавляются дополнительные баллы. Итоговый контроль. Итоговые контрольные работы делятся на две части: обязательную и дополнительную. Обязательная часть состоит из заданий, полное и безошибочное выполнение которых показывает, что предметные умения сформированы на повышенном уровне, а частично- на необходимом уровне. Полное выполнение дополнительной части показывает сформированность предметных умений на максимальном уровне, а частичное выполнение - на повышенном уровне. Каждое из предложенных заданий контролирует одно базовое умение или навык. Комплексная проверка. Оценивается способность учащихся объяснять явления, процессы, события, представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов. В данном случае оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект. Оценка комплексной работы производится в баллах.
9.Материально-техническое обеспечение
  • - Дидактический материал «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина М.:Просвещение, 2011.
  • - «Радость познания в слове» В.П. Канакина М.: Просвещение, 1996.
  • - «Тренажёр по русскому языку для начальной школы: Орфограммы» Л.Л. Бодрягина М.:Ювента, 2005.
  • - «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Н.Г. Кувашова ,Волгоград:Учитель,2004г.

Электронно-программное обеспечение: -презентации к урокам на дисках и флеш.носителях; - DVD - прложение к учебнику «Русский язык» 3 класс; - DVD - «Русский язык. База дифференцированных заданий» 3 - 4класс,.Издательство «Учитель», Волгоград, 2013г. - DVD - «Русский язык» 1-4 класс «Формирование орфографической зоркости», М.; Просвещение, 2011г. - DVD - «Русский язык» 1- 4 класс «Коррекция и развитие», Издательство «Учитель», Волгоград, 2011г.
Технические средства обучения: -мультимедийный проектор, -интерактивная доска; -магнитная доска.

Интернет, медиа-ресурсы.
  1. planetaznaniy.astrel.ru
2 nachalka.com 3.school.edu.ru


10.Контрольно -измерительный материал.

РУССКИЙ ЯЗЫК [ 3 класс ]


  1. Ученик третьего класса, Артём, так выполнил домашнее задание учителя:
  • Жар загребать чужими руками - это пользоваться результатами чужого труда
  • Ни зги не видно - это непроглядная темень
  • Лезть нарожон - это «нарываться» по своей воле на крупные неприятности
Определи, чем пользовался Артём, выполняя домашнее задание. Запиши букву правильного ответа. А. Орфографический словарь Б. Словарь синонимов В. Фразеологический словарь Г. Сборник скороговорок
2. Артём учит свою младшую сестру, второклассницу, подбирать слова, соответствующие ситуации. Ей нужно выбрать слово, в котором 3 слога, второй из них ударный и есть приставка за. Какое слово помог подобрать Тёма? Выбери букву правильного варианта ответа.

А. засветло Б .забежал В. запахло Г. забияка
3. На уроке логики третьеклассникам предложили следующее задание: Прибавляя по одной букве к загадочному слову (имя существительное единственного числа), можно получить слова следующего значения:

1) газообразное состояние 2) место отдыха

3) театральная принадлежность 4) теплица

Помоги ребятам выполнить это задание. Составь цепочку слов.


4. Для своих одноклассников Артём составил несколько анаграмм и попросил ребят выбрать лишнее слово. Какое слово будет лишним? Выпиши букву правильного варианта ответа.

Справка: Анаграмма - это слово, полученное из другого слова с помощью перестановки букв. Буквы Е и Ё, И и Й в словах могут заменять друг друга.

А. КЁЛВАСИ Б. РОПИГ В. ЧРЕЬ Г. ЬЧПЕ


5. На уроке окружающего мира ребята читали рассказ о путешественниках. Они выясняли, какие из их высказываний истинные, а какие ложные. Помоги друзьям определить, какие высказывания ложны. Выпиши буквы выбранных вариантов ответа. А. Если в лесу идёт дождь, то земля будет мокрой. Б. Если земля в лесу мокрая, то идёт дождь. В. Если горит костёр, то рядом с ним тепло. Г. Если здесь тепло, то рядом горит костёр. Д. Если на небе не видно солнца, то сейчас ночь.

6Рабочая программа по русскому языку Школа России ФГОС. Ребята-третьеклассники изучали тему «Состав слова». На уроке им предложили следующее задание: Соотнести слово с его схемой. Помоги третьеклассникам заполнить нижнюю строку таблицы последовательностью букв. АРабочая программа по русскому языку Школа России ФГОСРабочая программа по русскому языку Школа России ФГОСРабочая программа по русскому языку Школа России ФГОС - честный 1) ¬ ^ Б - подушка 2) ^Рабочая программа по русскому языку Школа России ФГОСРабочая программа по русскому языку Школа России ФГОС
ВРабочая программа по русскому языку Школа России ФГОСРабочая программа по русскому языку Школа России ФГОС - скрипит 3) ¬ Г - поезда 4) 
7. Тёма записывает имена, адреса и даты рождения своих друзей в записную книжку.

Справка: Мы храним информацию для того, чтобы ею пользоваться. Фамилии в классном журнале записаны в алфавитном порядке. Одежда в магазинах развешена по размерам. В каком порядке он должен расположить информацию о друзьях в записной книжке, чтоб было удобно вовремя поздравлять их с днём рождения? Выбери букву правильного варианта ответа. А. По алфавиту Б. По степени близости В. По адресу проживания Г. По датам рождения Д. По продолжительности знакомства




Бланк ответа
ФИ_________________________________ ________

Русский язык

Задание 1. Ответ: ________________

Задание 2. Ответ: ________________

Задание 3. Ответ: ________________

Задание 4. Ответ: ________________

Задание 5. Ответ: ________________

Задание 6. Ответ: ________________

1

2

3

4

Задание 7. Ответ: _________________


Ключ к контрольной работепо русскому языку 3 класс

Задание Ответ 1. В 2. В 3. Па-пар-парк-парик-парник 4. Г 5. Б Г Д 6.

1

2

3

4

Б

А

Г

В



7. Г

СПИСЫВАНИЕ

Цель работы - проверить умение списывать текст.

Текст №1

Весна

Весна пришла! Тонкие молодые берёзки потянулись и поздоровались с солнцем.
Настали первые весенние дни. Земля будто заново рождалась. Тепло поднималось из самой её глубины и согревало улицы, дома, деревья, человеческие сердца.
Удивительная тишина! Даже птицы нарушают её сегодня редко и робко. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Здравствуй, весна!

Текст №2

Тут Соловей-разбойник засвистел по-соловьиному, закричал по-звериному, зашипел по-змеиному. И словно буря налетела. Кусты к земле пригнулись. Деревья ломались. Богатырский конь уперся всеми четырьмя копытами в землю. Илья Муромец вынул стрелу и выстрелил. Полетела стрела, вышибла Соловья-разбойника из гнезда.


Текст №3
Неожиданное везде
Цветок белой кувшинки бросили в таз. Он аккуратно, как и в озере, каждый вечер складывал лепестки и окунался в воду. Утром он выныривал и раскрывался. Хоть часы по нему проверяй! Кувшинка и сорванная «видела», отличала день от ночи. Не за это ли назвали кувшинки «глазами озер»? Может, они и нас с вами видят?


Текст №4

Проказы старухи-зимы.

Задумала зима всякое дыхание со света сжить. Прежде всего стала она до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком.

Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться. Стали они стаями собираться. Покричали и полетели в тёплые страны. Остался воробей, да и тот под крышу забился.

Текст №5

Случай с Яшкой.

Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом.

Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку.

В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути.

Текст №6

Джульбарс.

На день рождения Коле подарили маленького щенка. Коля очень любил своего Джульбарса.

Началась война. Тяжело было расстаться с собакой, но Коля сам отвёл своего любимца в школу служебных собак. Джульбарса научили там находить мины.

И вот первое задание. Отступая, враги заминировали лётное поле. Пошёл сильный дождь, потом ударил мороз. Поле покрылось толстой коркой льда. Только собака смогла обнаружить мины.

Всю войну Джульбарс верно служил людям.

Текст №7

Луковица с радостью.

Папа привёз мне с юга большую луковицу. Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана радость.

Я удивилась. В такой серой луковице и вдруг - радость! Мама посадила мою луковицу в горшочек и отнесла в подполье. Прошло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький желтый торчок. Мы поставили горшочек на окно.

И перед самым праздником он расцвел. Сколько у него было цветов - синих-синих, душистых-душистых! Как красив был каждый цветок! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Но я стала называть его Гиней.

И я полюбила его больше всех своих игрушек. Игрушки только понарошку живые, а цветок - живой по-настоящему.


Текст №8

Растёт город.

Город Санкт-Петербург расположен на реке Неве и по берегам Финского залива. Новые дома возводятся сейчас и там, где было дно залива. Вы удивились? Происходит это так. Мощные насосы берут со дна залива грунт и намывают его близко от берега. Постепенно прибрежная полоса становится все шире. Море отступает. А город получает новую землю.

Диктант по теме «Повторение за 2 класс».

(54 слова)

Виллой Белых роз называли этот дом. Сплошной белой полосой тянулись розы по каменному фундаменту. Массы цветов покрывали белыми хлопьями веранду и крылечко, заползали в окна, карабкались по стенам. Лепестки их, осыпаясь, казалось, таяли в воздухе, не долетая до земли. Ранним утром, когда на розах дрожали бриллиантовые росинки, белый дом просыпался среди цветов и ароматов.

Задания

  1. В первом предложении подчеркните буквы, обозначающие твердые звонкие согласные звуки.

  2. Во втором предложении подчеркните гласные, обозначающие мягкость предшествующих согласных звуков.

  3. Выпишите слова с двойными согласными в два столбика: двойные согласные в корне слова, двойные согласные на стыке корня и суффикса.

  4. Выпишите слова с двойными согласными. Разделите их на слоги.

  5. Выпишите все слова с проверяемой безударной гласной Е. Напишите проверочные слова.

  6. Выпишите из последнего предложения все слова с проверяемыми безударными гласными. Подберите проверочные слова.

  7. Выпишите слова, состоящие из корня и нулевого окончания.

  8. Укажите грамматическую основу второго предложения.

  9. Подберите 2-3 синонима к четвертому слову из второго предложения

Диктант по теме: «Главные и второстепенные члены предложения"

(44 слова)

Туристы.

Ночная вьюга стихла. Утром снег стал падать мягкими хлопьями. Из-за отсутствия ветерка снежок ровно ложился на улицы, сады Он толстым слоем покрыл крыши и деревья, а на столбах и заборах насы­пал высокие белые шапки. Мы вышли во двор и стали очищать зане­сенные снегом дорожки.

Задания

  1. В первом предложении подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

  2. В третье, предложении подчеркните буквы, обозначающие твердые согласные звуки.

  3. Разделите на слоги слово первого предложения. Напишите их транскрипцию.

  4. Сделайте фонетический розбор последнего слова последнего предложения.

  5. Выпишите слова с разделительным мягким знаком. Разделите их на части переноса.

  6. Выпишите из текста однокоренние слова. Укажите корень.

  7. Выпишите слова с орфограммой ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

  8. Найдите слова с парными по глухости-звонкости согласными в слабой позиции, выпишите их, подберите проверочные.

  9. Запишите 5 слов с двойными согласными, разделите их на слоги.

  10. Расположите слова первого предложения по алфавиту.

  11. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

  12. Подберите 2-3 синонима к последнему слову первого предложения.

  13. Подберите 2-3 синонима к предпоследнему слову второго предложения.

Диктант по теме: «Главные и второстепенные члены предложения"

После грозы

Грозовой ливень насытил землю водой, очистил воздух от пыли и гари. Промытое голубое небо широко улыбалось. Радостное солнце трепетало повсюду. Земля дышала свежим ароматом полыни и мяты. Прекрасно в такой ласковый день побегать по влажной прибрежной траве. Мы бродим по песчаному дну тёплой реки, плещемся в чистой воде и радуемся всему. А вокруг капает с деревьев, играет нежное солнышко. Поют зяблики, соловьи, дрозды. Хорошо!


Проверяются умения писать слова с орфограммами:

  • слова с безударными гласными в корне - 12 слов;

  • слова с проверяемыми согласными в корне - 4 слова;

  • слова с приставками - 6 слов;

  • слова с предлогами - 6 слов;

  • слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща - 2 слова;

  • слова с мягким знаком - 6 слов;

  • слова из словаря - 7 слов.

  • существительные с безударными падежными окончаниями - 4 слова;

  • прилагательные с безударными падежными окончаниями - 9 слов.

Грамматическое задание.

  • Найдите и графически обозначьте однородные члены предложения

  • В предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Выписать слова парами с вопросом.

  1. вариант - Промытое голубое небо широко улыбалось.

  2. вариант - Радостное солнце трепетало повсюду.

Проверяются умения:

  • определять и выделять графически все члены предложения;

  • выделять из предложения словосочетания.

Диктант по теме: «Главные и второстепенные члены предложения"

Туристы медленно продвигалась вдоль ущелья. Местами ряд тополей разделял дорогу, заставляя её обегать их с обеих сторон. Тут и там под нависшими скалами попадались озёра, наполненные чистой ледяной водой. На поляне среди гор разрослась красивая группа кустов тамариска. Всё это было украшено обломками скал разных цветов, Воображаю, что за роскошную картину представляет эта долина весной! (54 слова)

Задания

  1. Выпишите первое слово из второго предложения и сделайте его фонетический разбор,

  2. Разделите на части для переноса все слова первого предложения.

  3. Выпишите последнее слово из последнего предложения и подберите к нему два однокоренных слова.

  4. Выпишите все слова с предлогом и с приставкой НА.

  5. Укажите во втором предложении все приставки.

  6. Выпишите все слова с проверяемыми безударными гласными И и Е.

  7. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

  8. Выпишите из четвёртого предложения все возможные словосочетания.


Диктант по теме «Гласные в приставках»

(54 слова)

Ёлочка

Перед Новым годом папа поставил в комнате пушистую ёлочку. Вчера ещё стояла она в лесу и была покрыта снегом. Теперь она ото­грелась в тепле. Украшает елочку вся семья. И вот на её веточках покачиваются игрушки, сверкает золотой дождик и мишура. Настали сумерки, и на ёлке зажглись разноцветные лампочки. Вся комната освещается праздничным светом.

Задания к диктанту «Ёлочка»

  1. Сделаете фонетический розбор глагола из четвёртого предложения.

  2. Выпишутте слова с приставкой и предлогом НА.

  3. Подберите по два слова с предлогом и пристсвгой ПОД (ОТ). Слова с приставкой должны содержать твёрдый разделительный знак.

  4. Выпишите два слова, состоящие из корня, суффикса и окончания. Разберите их по составу.

  5. Выпишите слова с суффиксом -ОЧК- и разберите их по составу.

  6. Подберите три однокоренных слова к последнему слогу в первом при­ложении.

  7. Выпишите слова с орфограммой ЧК-ЧН.

  8. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

  9. Выпишите из последнего предложения все возможные словосочетания

Диктант по теме «Гласные в приставках»

(45 слов)

Вечер в горах

К вечеру похолодало. Вершины гор заволоклись облаками. Доли­ны расступились и померкли. В ущельях заклубились туманы, извиваясь, как змеи. За облаками мутным пятном взошла луна. Умные кони осторожно переступали по крутой дороге и не чувствуя повода, жались друг к другу и шли рядом.

Задания

  1. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв сделайте его фоне­тический разбор.

  2. Подчеркните в первом предложении буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки.

  3. Выпишите слово с двойными согласными, подберите к нему три однокоренных слова. Разберите слова по составу.

  4. Подберите по два слова с приставкой и предлогом НА (ПО).

  5. Выпишите по два слова с приставками и по два слова с предлогами.

  6. Выпишите пять слов с проверяемыми безударными гласными.

  7. Сделайте синтаксический разбор пятого предложения.

  8. Распространите третье предложение. Запишите новый вариант. Сделайте его синтаксический разбор.

  9. Выпишите из второго предложение все возможные словосочетание.

  10. Подчеркните глаголы, имеющие переносное значение.


Диктант по теме «Корневые орфограммы»

(59 слов)

Дом был полон чудесными предметами. На стенах висели древ­ние картины в тяжелых рамах. Низкие шкафчики на львиных лапах сверкали золотыми переплетами книг с прекрасными иллюстрация­ми. На хрустальных полках стояли фарфоровые чашки, прозрачные, как яичная скорлупка. С диванчиков смотрели грустными глазками прелестные куклы. Столы, стулья, диваны в этих небольших комнатках были одного стиля, и от всего веяло какими-то дорогими воспо­минаниями.

Задания

  1. Выпишите из второго предложения имена прилагательные и сделайте их фонетический разбор.

  2. Выпишите из четвёртого предложения имена прилагательные и напишите их транскрипции.

  3. Выпишите из третьего предложения слова с приставками и разделите их на части для переноса.

  4. Выпишите слова с сочетаниями ЧК-ЧН, НЩ-ЩН.

  5. Выпишите из первого предложения имя прилагательное, подберите к нему три однокоренных слова. Разберите слова по составу.

  6. Выпишите по два слова со следующими орфограммами: непроверяемые безударные гласные, проверяемые безударные гласные, парные по глухос­ти-звонкости в слабой позиции, непроизносимая согласная или сочетание СН. Там, где это возможно, напишите проверочные слова.

  7. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

  8. Выпишите из пятого предложения все возможные словосочетания.

  9. Подберите к предпоследнему слову второго предложения два антонима.

  10. Подберите сравнения: лёгкий, как … .

  11. Озаглавьте текст.

Диктант по теме «Корневые орфограммы»

(59 слов)

Ущелье имело удивительно живописный и праздничный вид! Об­разующие его горы стояли то вертикальными стенами, то сбегали ус­тупами. Несмотря на позднюю осень, казалось, что едешь по аллее какого-то сказочного сада. Дно ущелья представляло широкую доро­гу, посыпанную песком. По сторонам её росли группы крупных топо­лей, перевитых каким-то вьющимся растением. Местами встречались посадки роскошного шиповника с длинными белыми, точно когти кош­ки, шипами.

Задания

  1. Выпишите из третьего предложения третье слово и сделайте его фоне­тический разбор.

  2. Выпишите из четвёртого предложения слова, состоящие из трёх слогов, и сделайте их фонетический разбор.

  3. Разделите слова предпоследнего предложения на части для переноса.

  4. Выпишите слова с орфограммой «ЖИ-ШИ», разделите их на слоги.

  5. Разберите имена существительные из последнего предложения по составу.

  6. Выпишите имена прилагательные из третьего предложения. Подберите к ним по два-три однокоренных слова. Укажите корни.

  7. Выпишите по два слова со следующими орфограммами: непроверяемые безударные гласные, проверяемые безударные гласные, парные по глухости- звонкости в слабой позиции, непроизносимая согласная или сочетание «СН». Там, где это возможно, напишите проверочные слова.

  8. Озаглавьте текст.

Диктант по теме «Корневые орфограммы»

(57 слов)

Перед восходом солнца пошел дождь. Он падал прозрачными гроздьями на деревья и скатывался в мягкую травку. Грустный лес помолодел, посветлел, стоял вымытый и радостный, встречая солнце мокрыми глазами, опять живыми, блестящими и счастливыми. К утру дождик прошел. Легкий ветерок согнал с неба последние тучи. Сол­нечные лучи высушили дорожки парка. А с десяти часов опять нача­лась невыносимая жара.

Задания

  1. Сделайте фонетический разбор последнего слова первого предложения.

  2. Сделайте фонетический разбор глагола из пятого предложения.

  3. Выпишите из последнего предложения имя прилагательное и сделайте его фонетический разбор.

  4. Разделите на части для переноса глаголы из третьего предложения.

  5. Разберите по составу имена прилагательные из пятого предложения.

  6. Подберите к первому слову предпоследнего предложения 3 однокоренных слова.

  7. Выпишите по два слова со следующими орфограммами: непроверяемые безударные гласные, проверяемые безударные гласные, парные по глухости-звонкости в слабой позиции, непроизносимая согласная или сочетание «СН». Там, где это возможно, напишите проверочные слова.

  8. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего (первого) предложения.

  9. Найдите предложение с однородными сказуемыми, соединёнными со­юзом «И», и сделайте его синтаксический разбор.

  10. Выпишите из пятого предложения все возможные словосочетания. Озаглавьте рассказ.

  11. Подберите к последнему слову последнего предложения синоним.

Диктант по теме «Корневые орфограммы»

"Ночь в сказочном лесу" (61 слово)

Ночь в сказочном лесу

Ночь, накинув на лес чёрный плащ, дремала с открытыми глазами. Золотистый лунный луч не давал ей уснуть. Холодный туман, как щупальца невиданных чудовищ сбегал с круч. Дрожь пробегала по сонным деревьям. Они словно стряхивали с ветвей клочья туч. Шуршал во тьме камыш, зловеще укал сыч. Что-то шуршало, будто невидимый и строгий страж бродил между холодными стволами деревьев.

Диктант по теме: «Мягкий знак в именах существительных женского рода»

(55 слов)

В лесу

Дождь хлынул внезапно. Молния, словно нож, прорезала темноту. Свет молнии дал мне возможность осмотреть окрестность. Передо мной журчал ключ, из него выбегал ручеёк. Вокруг чернела лесная глушь. Раздался ужасный раскат грома. Дрожь пробежала по деревьям. На опушке неясно виднелось строение. Я подошел ближе и увидел шалаш. Там я и нашёл приют на ночь. (55 слов)

Задания

  1. Сделайте фонетический разбор третьего слова восьмого предложения.

  2. Выпишите из первых трёх предложений слова, которые нельзя переносить.

  3. Выпишите слова, оканчивающиеся на шипящие без мягкого знака, раз­делите их на слоги.

  4. Выпишите слова, оканчивающиеся на шипящие с мягким знаком, напи­шите их транскрипции.

  5. Запишите в два столбика слова, оканчивающиеся на шипящие: с мягким знаком на конце, без мягкого знака на конце. Нельзя использовать слова, встречающиеся в тексте.

  6. Выпишите слова с непроизносимыми согласными ипи с сочетанием СН. Подберите к ним по 2-3 однокоренных слова. Разберите слова по составу.

  7. Выпишите слова, иллюстрирующие роли мягкого знака: Ь-м, Ь-р, Ь после шипящих в именах существительных женского рода.

  8. Выпишите пять слов с парными по глухости-звонкости согласными в слабой позиции в корне. Подберите проверочные слова. Укажите корни.

  9. Выпишите четыре слова с проверяемыми безударными гласными. Подберите проверочные слова. Укажите корни.

  10. Сделайте синтаксический разбор пятого (шестого) предложения.

  11. Выпишите из седьмого предложения все все возможные словосочетания.

  12. Найдите предложение с однородными сказуемыми и подчеркни грам­матическую основу.

  13. Подберите синонимы-глаголы: (пошел), …, …, …, … дождь.


Диктант по теме: «Непроизносимые согласные в корне и суффиксе»

(60 слов)

В парке притаился чудесный уголок. Окрестность была усыпана мелкими камушками, и осевшая ясным утром на их поверхность роса заставляла их блестеть, точно облитые ртутью. Выступ гигантской от­весной скалы был обнесен оградой и образовал что-то вроде беседки. Кусты вереска цеплялись за покрытые мхом камни. Его прелестные белые звездочки густо усыпали кустарник, и ветерок шевелил ветвями и разносил по парку сладкий аромат.

Задания

  1. В первых трёх предложениях подчеркните буквы, обозначающие только мягкие согласные звуки.

  2. В четвёртом предложении подчеркните буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки.

  3. В последнем предложении подчеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.

  4. Выпишите из первых двух предложении слова с непроизносимыми со­гласными или с сочетанием «СН». Разберите их по состсву.

  5. Выпишите слова, состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания. Разберите их по составу.

  6. Выпишите пять слов с непроизносимыми согласными или с сочетанием «СН», Подберите проверочные слова. Укажите корни.

  7. Выпишите два слова с парными по глухости-звонкости согласными в сла­бой позиции в корне слов. Подберите проверочные слова. Укажите корни.

  8. Выпишите три слова с проверяемой безударной гласной «Е». Подберите проверочные слова. Укажите корни.

  9. Сделайте синтаксический разбор четвёртого предложения. Выпишите из него все возможные словосочетания.

  10. Подберите к четвёртому слову первого предложения три синонима.

  11. Придумайте название рассказу.


Диктант по теме: «Непроизносимые согласные в корне и суффиксе»

(57 слов)

Поездка к водопаду

Поездка была очень интересной. Местность, по которой мы ехали, очень живописна. Здесь отвесная скала глядится в зеркальное озеро. Там залив врезается в глубь леса. Перед водопадом раскинулся остров, покрытый гигантскими деревьями. Он разделяет реку на две части, которые при падении соединяются вместе. Чем дальше, тем больше пе­нится река, пока не превращается в яростный поток.

Задания

  1. Выпишите глагол из второго предложения и сделайте его фонетический разбор.

  2. Выпишите все глаголы с приставками. Разделите их на части для пере­носа.

  3. Выпишите из первого предложения имя существительное и имя прила­гательное. Разберите их по составу.

  4. Выпишите шесть слов с непроизносимыми согласными или с сочетанием СН. Подберите проверочные слова. Укажите корни.

  5. Выпишите два слова с парными по глухости-звонкости согласными в сла­бой позиции в корне слов. Подберите проверочные слова. Укажите корни.

  6. Выпишите четыре слова с проверяемыми безударными гласными. Под­берите проверочные слова. Укажите корни.

  7. Сделайте синтаксический раэбор третьего (четвёртого) предложения. Выпишите из него все возможные словосочетания.

  8. Подчеркните глаголы, употребляющиеся в переносном значении.


Диктант по теме: «Окончание имен прилагательных»

(57 слов)

Гроза

Гроза надвигалась. С вечера солнце спряталось среди багровых туч. В полночь, словно полчища чудовищ, они доползли до востока и затянули все небо. Во всю мощь задул ветер, забираясь в самую глушь старого сада, ломая ветки груш и яблонь. Деревья жалобно застонали, как будто звали на помощь. В черном небе сверкнула молния, прокатился гром, и хлынул дождь.

Задания к диктанту

  1. Сделайте фонетический разбор пятого в последнем предложении.

  2. Выпишите из текста все глаголы с приставками и разделите их на части для переноса.

  3. Найдите слово с непроизносимой согласной, подберите к нему З однокоренных. Разберите слова по составу.

  4. Выпишите слова, окончивающиеся на шипяшие без мягкого знака. Напишите их транскрипции.

  5. Выпишите слова, оканчивающиеся на шипящий с мягким знаком, разделите их на слоги

  6. Запишите в два столбика слова, оканчивающееся на шипящие с мягким знаком на конце, без мягкого знака на конце. Нельзя использовать слова, встречающиеся в тексте

  7. Выпишите все глаголы с проверяемыми 6езударными гласными, подберите проверочные слова. Укажите корни.

  8. «Распространите» первое предложение.

  9. Сделайте синтаксический розбор второго предложения. Выпишите из него все возможные словосочетания.

  10. Замените синонимами глаголы в двух первых предложениях.

  11. Подберите свои сравнения: тучи двигались, словно …; деревья застонали, будто … .


Диктант по теме: «Окончание имен прилагательных»

(55 слов)

Полдень

Летнее солнце ярко сияло на синем небе. В жарком воздухе царствовало безмолвие. Веселые кузнечики притихли и не трещали в высокой траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы. Даже гибкие, длинные стебли дикого чеснока стояли неподвижно на краю пыльной дороги. Густой пар поднимался от дремавшей под палящим солнцем земли. Душно было в дрожащих струях горячего воздуха.

Задание к диктанту

  1. Сделайте фонетический разбор глагола из первого предложения.

  2. Разделите на слоги все слова из второго предложения.

  3. К четвертому слову из последнего предложения подберите три однокоренных слова. Разберите слова по составу.

  4. Укажите во всем тексте безударные окончания имен прилагательных.

  5. Выпишите слова с проверяемой безударной Е. Подберите проверочные слова. Укажите корни.

  6. Сделайте синтаксический разбор первого предложения. Выпишите из него все возможные словосчетания.

  7. Выпишите из предпоследнего предложения все возможные словосчетания.

  8. Подберите два синонима к первому слову в третьем предложении.

  9. Выпишите несколько слов, к которым нельзя подобрать синонимы.

  10. Подберите сравнения: дрожать, словно …, замер, как … .

Диктант по теме: «Разделительный твердый (ъ) знак»

(45 слов)

Наступила шумная, веселая, бурная весна. Жаркое солнце съедало последний снег. Деревья тихо шуршали голыми взъерошенными ветвями. Внизу грохотала, разбивая лёд, разъяренная река. Ветер пел свои вольные песни о раздолье пустынных полей, где под тающим снегом звенят весенние ручьи, и в высоких небесах курлыкают журавлиные стаи.

Задания к итоговому диктанту по теме «Разделительный ъ (твердый знак)»

  1. Напишите транскрипции слов первого предложения.

  2. Разделите на слоги слова последнего предложения.

  3. Выпишите два слова с разделительным твёрдым знаком. Подберите к ним однокоренные слова.

  4. Выпишите слова в три столбика: с Ь-м, Ь-р, Ъ-р. Запишите в каждый стол­бик ещё по два слова.

  5. Запишите четыре слова с разделительным твёрдым знаком (но не те, кото­рые были в диктанте).

  6. Выпишите все слова с парными по глухости-звонкости согласными в сла­бой позиции в корне слов. Подберите проверочные слова. Укажите корни.

  7. Выпишите четыре слова с проверяемыми безударными гласными. Под­берите проверочные слова. Укажите корни.

  8. Замените имена прилагательные в первом предложении, чтобы поменять настроение предложения. Запишите новое предложение, сделайте его синтаксический разбор.

  9. Подберите синонимы к глаголу третьего предложения.

  10. Выпишите несколько слов, к которым нельзя подобрать синонимы

  11. Озаглавьте рассказ


Диктант по теме: «Разделительный твердый (ъ) знак»

(52 слова)

Чем ближе мы подъезжали к городку, тем ниже опускались тучи, тем явственней слышалось ворчанье ветра. Потом тяжело и звонко по листьям, взъерошенной травке, дорожкам, крышам закапали круп­ные капли. Дождь хлынул, как из ведра. Он закрыл собой не только панораму гор, но все предметы, находящиеся на расстоянии несколь­ких метров. Съемки фильма пришлось отложить.

Заданий

  1. Напишите транскрипции слов последнего предложения.

  2. Разделите на слоги слова первого предложения.

  3. Выпишите два слова с разделительным твёрдым знаком. Подберите к ним однокоренные слова.

  4. Выпишите слово в три столбика: с Ь-м, Ь-р, Ъ-р. Запишите в каждый стол­бик ещё по два слова.

  5. Запишите три слова с разделительным твёрдым знаком (но не те, кото­рые были в диктанте).

  6. Выпишите все слова с парными по глухости-звонкости согласными в сла­бой позиции в корне слов. Подберите проверочные слова. Укажите корни.

  7. Выпишите четыре слова с проверяемыми безударными гласными. Под­берите проверочные слова. Укажите корни.

  8. Укажите грамматическую основу во втором предложении.

  9. Подберите синонимы к глаголу третьего предложения.

  10. Выпишите несколько слов, к которым нельзя подобрать антонимы.


Диктант по теме: «Разделительный твердый (ъ) знак»

(49 слов)

Весна в степи

Весна в самом начале. Степь, политая обильными дождями забыла зимние холода и разъяренные вьюги. Она раскрыла объятия льющимся с неба тёплым лучам. Самые разнообразные травы и цветы покрыли её сказочным ковром. Необъятной гладью стелется она пока не встретит на своем пути горы или ужасные песчаные пустыни.

Задания

  1. Сделайте фонетическиий разбор последнего слова второго предложения.

  2. Выпишите два слова, у которых букв больше, чем звуков

  3. Выпишите два слова, в которых звуков больше, чем букв.

  4. Разделите на части для переноса слова в последнем предложении.

  5. Выпишите из четвёртого предложения предпоследнее слово, подберите к нему три однокоренных и разберите эти сова по составу.

  6. Выпишите слова в три столбила с Ь-м, Ь-р, Ъ-р. Запишите в каждый столбик ещё по два слова.

  7. Запишите три слова с разделительным твердым знаком (но не те, которые были в диктанте).

  8. Выпишите из текста слово с двумя приставками. Укажите их.

  9. Найдите предложение с однородными подлежащими сделайте его синтаксический разбор.

  10. Подберите эпитеты: весна - … , …; вьюги - … , …

9



© 2010-2022