Рабочая программа по информатике и ИКТ для 3-4 классов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ АО СПО «Черноярский губернский колледж»




Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На заседании МО Зам. директора

колледжа по УВР Директор ГАОУ АО СПО

протокол № __ «Черноярский губернский колледж

от _____2014г. ___________ МамоноваЛ.К. _________/Смирнова Л.В./

_______ 2014г. ___________ 2014 г.


Рабочая программа

ПО ИНФОРМАТИКЕ

для 3-4 класса

Утверждено:

Решение педсовета протокол №___

от 28 августа 2014 года





Составила: Веремеева Любовь

Викторовна


2014- 2015 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели изучения курса информатики в начальной школе Рабочая программа по информатике составлена на основе программы Матвеевой Н.В.. «Программа курса информатики и ИКТ для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. Составитель М.Н. Бородин. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». Важнейшая цель начального образования - создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии. Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый - с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики - освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фоно­тек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на учебных предметах, при выполнении творческих проектных работ. Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных коммуникационных технологий на других предметах. Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Программа курса информатики для начальной разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Общая характеристика учебного предмета С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного ком­понента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенап­равленно формируются умения и навыки работы с инфор­мацией, может быть одним из ведущих предметов в форми­ровании УУД (общеучебных умений и навыков). Важной проблемой реализации непрерывного курса ин­форматики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявля­ется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность. Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседнев­ной жизни. Авторы делают попытку выстроить многоуровневую структуру предмета «Информатика», который бы рассмат­ривался как систематический курс, непрерывно развива­ющий знания школьников в области информатики и ин- формационно-коммуникационных технологий. Авторы подчеркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов. Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обра­ботки информации в информационной деятельности чело­века, живой природе, технике. В процессе изучения инфор­матики в начальной школе формируются умения клас­сифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения. Предлагаемый пропедевтический курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-оринтированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритеты задачи начального образования - формирования УУД (общеучебных умений) - формируются умения строи модели решаемой задачи, решать нестандартные задач Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в хо решения различных задач. В третьем классе школьники изучают представление кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действ: с ним. Дается представление о компьютере как системе. Де осваивают информационные технологии: технологию ( здания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), пapaллeльно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами. В четвертом классе рассматриваются темы «Мир понятий » и «Мир моделей», формируются представления учащихся о работе с различными научными понятиями, так же вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осва­ивают понятие управления собой, другими людьми, техни­ческими устройствами (инструментами работы с информа­цией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осозна­вая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям. В процессе осознанного управления своей учебной дея­тельностью и компьютером, школьники осваивают соот­ветствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружа­ющей действительности, описывать их в терминах инфор­матики, приводить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление - это особый, ак­тивный способ отношений между объектами. Видеть отно­шения между объектами системы - это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы сис­темного мышления, столь необходимого в современной жиз­ни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в четвертом классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.

Описание места информатики в учебном плане Основная образовательная программа начального общего образования предоставляет школе широкие возможность включения информатики в учебный план и расписание начальной школы за счет времени на ее вариативную часть время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельны} предметов инвариантной части, на организацию курсов в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект Российской Федера­ции. В первом классе в соответствии с системой гигиени­ческих требований, определяющих максимально допусти­мую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует. Раздел вариативной части образовательного плана «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реали­зовать требования федеральных государственных образова­тельных стандартов начального общего образования. За счет указанных в образовательном плане часов на внеуроч­ные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Организация занятий по направлениям раздела «Внеуроч­ная деятельность» является неотъемлемой частью образо­вательного процесса в школе и предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направ­ленных на развитие школьника, поскольку часы, отводи­мые на внеурочную деятельность, используются по жела­нию учащихся и их родителей. Важно, что эти часы на­правлены на реализацию различных форм организации внеурочной деятельности, отличных от урочной системы обучения. Очень эффективно проводить занятия по инфор­матике в форме кружков по освоению информационных технологий, а также в форме групповых занятий по созда­нию интегрированных проектов. Занятия могут проводиться учителем начальной шко­лы, учителем информатики или педагогом дополнитель­ного образования. Часы, отведенные на внеурочную дея­тельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязатель­ными для финансирования. Возможно создание различных программ обучения по курсу информатики. Вариант курса зависит от того, в ка­кой образовательной области школа видит информатику в начальном образовании. При этом целесообразно выделить инвариантную со­ставляющую часовой нагрузки по курсу информатики начальной школе в объеме 35 часов в год, итого 105 часов за курс 2-4 классов с учетом резервных часов (1 час в год). Инвариантная составляющая может складываться из модулей по 17 часов (два модуля в год), из модуля на 17 ча­сов и проектной деятельности на 17 часов в год, а также из курса в рамках урочного расписания 34 часов в год или в рамках дополнительных учебных часов в объеме 34 часов. Вариативная составляющая курса включает усиление практической работы учащихся с компьютером и проект­ной деятельности и включает от 18 до 68 часов в год к име­ющейся инвариантной нагрузке. Итого от 34 до 102 часов в год с учетом как инвариант­ной, так и вариативной составляющих, а также в зависи­мости от деления класса на группы или работы на уроке информатики всем классом и от информационной среды обучения. Описание электронно-программной поддержки курса представлено ниже по трем типам: минимальная / базовая / расширенная модель электронно-программного обеспечения. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения информатики С учетом специфики интеграции учебного предмета в обра­зовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образова­тельной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

1-я группа требований: личностные результаты

Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»:

1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию

1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции

1.3) социальные компетенции

1.4) личностные качества

2-я группа требований: метапредметные результаты

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время:

освоение универсальных учебных действий:

2.1) познавательных

2.2) регулятивных

2.3) коммуникативных

2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

3-я группа требований: предметные результаты

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время:

С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компе­тенции, отраженные в содержании курса:
  • наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
  • соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т.е. получать от­вет на вопрос « Удалось ли достичь поставленной цели? »;
  • устно и письменно представлять информацию о наблю­даемом объекте, т. е. создавать текстовую или графи­ческую модель наблюдаемого объекта с помощью ком­пьютера с использованием текстового или графического редактора;
  • понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) яв­ляется не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
  • выявлять отдельные признаки, характерные для сопос­тавляемых объектов; в процессе информационного моде­лирования и сравнения объектов анализировать резуль­таты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться про­ведением простейших измерений разными способа­ми. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей',
  • решать творческие задачи на уровне комбинаций, пре­образования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
  • самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой ко­нструкторской задачи, создавать творческие работы (со­общения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая прос­тейшие мультимедийные объекты и презентации, при­менять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
  • овладевать первоначальными умениями передачи, по­иска, преобразования, хранения информации, исполь­зования компьютера-, при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений - поиском (проверкой) необходимой информации в интер­активном компьютерном словаре, электронном ката­логе библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информа­ции по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
  • получать опыт организации своей деятельности, вы­полняя специально разработанные для этого интерак­тивные задания. Это задания, предусматривающие вы­полнение инструкций, точное следование образцу и про­стейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерак­тивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
  • получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат? », «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упраж­нения и их исправлении;
  • приобретать опыт сотрудничества при выполнении груп­повых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свои личный вклад и общий результат деятельности.
Соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось:
  • учетом индивидуальных интеллектуальных различи учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представ­ления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;
  • оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы;
  • учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.
Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:
  • наблюдать и описывать объекты;
  • анализировать данные об объектах (предметах, про-1 цессах и явлениях);

  • выделять свойства объектов;
  • обобщать необходимые данные;
  • формулировать проблему;
  • выдвигать и проверять гипотезу;
  • синтезировать получаемые знания в форме математи ческих и информационных моделей;

  • самостоятельно осуществлять планирование и прогно зирование своих практических действий и др.

В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов. Все компоненты УМК представляют собой единую сис­тему обеспечивающую преемственность изучения предме­та в полном объеме. Эта системность достигается: 1. Опорой на сквозные содержательные линии:
  • информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
  • информационные объекты (текст, изображение, аудио­запись, видеозапись);
  • источники информации (живая и неживая природа, тво­рения человека);
  • работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
  • средства информационных технологий (телефон, компью­тер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
  • организация информации и данных (оглавление, указа­тели, каталоги, записные книжки и др.).
2. Использованием общей смысловой структуры учебни­ков, позволяющей осуществить названную преемст­венность. Компоненты этой структуры построены в со­ответствии с основными этапами познавательной дея­тельности:
  • раздел «Повторить» - актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует уста­новлению учащимися связи между целью учебной дея­тельности и ее мотивом (личностно значимая информа­ция). Выбранные авторами примеры могут быть зна­комыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
  • содержание параграфа представлено через компонен­ты деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выпол­ни», «Главное», «Знать», «Уметь» - новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последова­тельность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
  • разделы «Мы поняли», «Мы научились» - рефлексия.
Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
  • «Слова и термины для запоминания» - обобщающее знание. Обобщение и классификация;
  • практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений исполь­зовать полученные теоретические знания по информа­тике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проект-; ной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, органи­зацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и созна­тельно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирова­ние и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных за­дач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, сама структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках по­знавательной, организационной и рефлексивной деятель­ности. Этим достигается полноценное освоение всех компо­нентов учебной деятельности, которые включают:
  • учебную мотивацию;
  • учебную цель;
  • учебную задачу;
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразо­вание материала, контроль и оценка);
  • метапредметные учебные действия (умственные дейст­вия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).

Содержание курса информатики


Изучение курса информатики в третьем классе происходит повторение и развитие учебного материала, пройденного во втором классе. Глава вторая - о действиях с информацией. Школьники через; разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшем школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управлений и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе. Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об информационных системах) Содержание четвертого класса - это то, ради чего информатика должна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе необходимонаучить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой.

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Основные виды учебной деятельности обучающихся представлены в двух вариантах: в виде аналитической и практической деятельности. 3 класс

§

Тема

Количество часов

Глава 1. информации, человек и компьютер



6


1

Человек и информация

2

Источники и приемники информации

3

Носители информации

4

Компьютер

Глава 2. Действия с информацией



10

5

Получение информации

6

Представление информации

7

Кодирование информации

8

Кодирование и шифрование данных

9

Хранение информации

10

Обработка информации

Глава 3. Мир объектов




8

11

Объект, его имя и свойства

12

Функции объекта

13

Отношения между объектами

14

Характеристика объектов

15

Документ и данные об объекте

Глава 4. Компьютер, системы и сети




10


16

Компьютер - это система

17

Системные программы и операционная система

18

Файловая система

19

Компьютерные сети

20

Информационные системы

Контрольных работ

4


4 класс

§

Тема

Количество часов

Глава 1. Повторение



6


1

Человек в мире информаци

2

Действия с данными

3

Объект и его свойства

4

Отношения между объектами

5

Компьютер как система

Глава 2.суждение , умозаключение , понятие.



10

6

Мир понятий

7

Деление понятий

8

Обобщение понятий

9

Отношения между понятиями

10

Понятия истина и ложь

11

Суждение

12

Умозаключение

Глава 3. Мир моделей




8

13

Модель объекта

14

Текстовая и графическая модели

15

Алгоритм как модель действий

16

Формы записи алгоритма

17

Исполнитель алгоритма

18

Компьютер как исполнитель

Глава 4. Управление




10


19

Кто кем и зачем управляет

20

Управляющий объект и объект управления

21

Цель управления

22

Управляющее воздействие

23

Средство управления

24

Результат управления

25

Современные средства коммуникации

Контрольных работ

4

Аналитическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:
  • выделение и называние объекта окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель ин­формации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.);
  • называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называ­ние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, испол­нителя алгоритма и других объектов информатики;
  • выделение и называние свойств объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели;
  • сравнение между собой объектов, в том числе абстрактных объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи» процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ, между собой и др.);
  • формулирование суждения и умозаключения.


Практическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:

  • преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выраже­ние, таблицы в текст или схему и т. д.);
  • описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, от­ношения;
  • создание текстовой, математической и графической мо­дели объекта окружающего мира;
  • создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;
  • сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов переда­чи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.);
  • обмен письменными сообщениями и файлами по элек­тронной почте;
  • осуществление коммуникативного процесса по скайпу;
  • поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса В УМК реализуется комплексный подход к использовании дидактических средств. Использование полного комплекса дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и уча­щимися адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям. В состав учебно-методического комплекта по информа­тике для 3 класса входят:
  • учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 3 класс, 4 класс: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 3 класс, 4 класс: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • тетрадь контрольных работ, 3 класс, 4 класс: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • методическое пособие для учителя, 3-4 класс;
Электронное сопровождение УМК:
  • ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 3 класс (school-collection. edu.ru/);
В начальной школе не рекомендуется организация обучения в открытой информационной среде. Содержат компонентов УМК ориентировано на организацию познав, тельной деятельности учащихся с использованием ИК и ресурсов локальной сети школы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий по УМ «Информатика» (2-4 классы) приводит к значительном расширению информационного поля учащегося и учителя в процессе обучения, развитию ИКТ-компетентности учащихся, к способности использовать сетевые ресурсы школы для реализации индивидуальных познавательных интересов младших школьников. К каждому уроку информатики имеются электронные образовательные ресурсы. Как это реализовано в УМК «Информатика» и как «привязаны» ЦОР к УМК смотрите в таблицах соответствия (Приложение 1, Приложение 2). Осуществляется сетевая методическая поддержка УМ средствами сайта методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.metodist,lbz.ru. Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин - это:
  • минимальная модель:
  • один компьютер на рабочем месте учителя; презентационное оборудование;
  • выход в Интернет (выход в открытое информационно* пространство сети Интернет - только для учителя начальной школы, для учащихся - все приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»));
  • целевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМЦ для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении информатике;
  • цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР school-collection.edu.ru);
  • базовая модель:
  • компьютерный класс (сеть, сервер);
  • презентационное оборудование;
  • выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет - только для учителя на­чальной школы, для учащихся - все приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»));
  • ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР wwwi school-collection.edu.ru;
  • сетевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК1 для поддержки работы учащихся при обучении ин­форматике;
  • цифровые зоны: компьютерной графики (граф -i планшеты на каждом рабочем месте, цифровой фото­аппарат на класс), коммуникационная (веб-камера, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логи­ческих задач, компьютерное моделирование в учеб­ных средах на сайте Единой коллекции ЦОР school-collection.edu.ru), клавиатурного письма;

Планируемые результаты изучения информатики

в начальной школе


Цель - это ожидаемый результат. Авторы попытались сформулировать некую текстовую информационную модель выпускника начальной школы. В результате получилось, что авторы хотят видеть выпускников такими:

  • Исследователями, использующими свое естественное любопытство для приобретения навыков, необходимых в целенаправленном исследовании.
  • Мыслителями, умеющими использовать навыки критического и творческого мышления для принятия решений и нахождения выхода из сложных ситуаций.
  • Общительными людьми, прекрасно умеющими общаться, получать информацию и обмениваться идеями, владеющими родным языком и языком науки в рамках содержания учебных предметов.
  • Уверенно и решительно осваивающими новые жизненные роли, идеи и стратегии и понимающими, что функции - это «как это работает, что оно может», что причинность - это «почему это такое», что форма - это «на что оно похоже».
  • Обладающими знаниями в необходимом объеме по всем разделам и темам начального образования.
  • Принципиальными, искренними, честными, справедливыми и открытыми для общения и получения новых знаний, то есть со стремлением к учебе и любовью к знаниям.
  • Заботливыми и глубоко чувствующими нужды других людей, готовыми придти на помощь, уважающими свое и чужое мнение, прислушивающимися к мнению старших и уважающих учителей и школу.
  • С широким кругозором, готовых воспринимать различные точки зрения и с уважением относиться к ценностям и традициям своей культуры и других культур.
  • Размышляющими о том, откуда мы «это» знаем и какова наша ответственность за все, что происходит вокруг и с нами.
  • Гармоничными личностями, понимающими важность физического и душевного развития, понимающих непосредственную их зависимость одно от другого, а также их влияние на личное благополучие.
  • Способными размышлять и конструктивно анализировать свои сильные и слабые стороны, работать над собой.
  • Помнящими, что безграмотным считается не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.
  • Умеющими определять свою цель, эмоционально не зависеть от проверок, воспринимать новое и не бояться идти вперед.
  • Умеющими учиться, работать с информацией и данными с помощью компьютера и современных информационных технологий.

Использование все компонентов УМК по курсу «Информатика» обеспечивает выполнение следующих требований к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу:

знать/понимать

  • основные источники информации;
  • назначение основных устройств компьютера;
  • правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

уметь

  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге - составлять устную текстовую модель;
  • составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
  • составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2-3 действий);
  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
  • сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
  • различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
  • различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
  • выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
  • определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
  • сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
  • обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
  • самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;
  • осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
  • решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
  • осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
  • изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
Методика обучения информатике в начальной школе подразумевает реализацию принципа «от активности учителя в процессе обучения - к активности учащегося». В соответствии с этим принципом разработано содержание компонентов УМК. Оно ориентировано на управление познавательной деятельностью учащихся, при этом дидактический акцент смещается от преподавания к учению. УМК в составе своих компонентов обеспечивает необходимое разнообразие, полноту и достаточность средств для саморегуляции учебной деятельности учащихся. Переход от репродуктивного усвоения знаний к сознательному, формирование опыта самоорганизации познавательной деятельности, культуры работы с информацией, постепенное формирование навыков самообразования. Принцип реализуется поэтапно по мере развития школьника от класса к классу (3-4).

Календарно-тематическое планирование

3 класс (1 час в неделю)

Урок

Дата

Тема урока

Глава 1. Повторение: информация, человек и компьютер

1


§1. Человек и информация

2


§2. Источники и приемники информации

3


§3. Носители информации

4


§4. Компьютер

5


Повторение. Работа со словарем.

6


Контрольная работа №1 по теме : «Повторение: информация, человек и компьютер».

Глава 2. Действия с информацией

7


Работа над ошибками. §5. Получение информации

8


§6. Представление информации

9


§7. Кодирование информации

10


§8. Кодирование и шифрование данных

11


§9. Хранение информации

12-13


§10. Обработка информации и данных

14


Повторение. Работа со словарем.

15


Контрольная работа №2 по теме : «Действия с информацией».

16


Работа над ошибками.



Глава 3. Мир объектов

17


§11. Объект, его имя и свойства

18-19



§12. Функции объекта

20


§13. Отношения между объектами

21


§14. Характеристика объекта

22


§15. Документ и данные об объекте

23


Повторение, работа со словарем

24


Контрольная работа №3 по теме «Мир объектов»



Глава 4. Компьютер, системы и сети

25


§16. Компьютер - это система

26


§17. Системные программы и операционная система

27


§18. Файловая система

28


§19. Компьютерные сети

29


§20. Информационные системы

30


Контрольная работа №4 по теме: «Компьютер, системы и сети».

31


Работа над ошибками.

32


Годовая контрольная работа.

33


Работа над ошибками. Тестирование.

34


Работа над ошибками.

Календарно-тематическое планирование

4 класс( 1 час в неделю)

Урок

дата

Тема урока



Глава 1. Повторение

1


§1. Человек в мире информации

2


§2. Действия с данными

3


§3. Объект и его свойства

4


§4. Отношения между объектами

5


§5. Компьютер как система

6


Работа со словарем ..Повторение, компьютерный практикум

7


Контрольная работа №1 по теме: «Знакомство с информацией.»

Работа над ошибками.



Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие

8


§6. Мир понятий

9


§7. Деление понятий

10


§8. Обобщение понятий

11


§9. Отношения между понятиями

12


§10. Понятия «истина» и «ложь»

13


§11. Суждение

14


§12. Умозаключение

15


Повторение, компьютерный практикум

Работа со словарем .

16


Контрольная работа № 2 по теме:« Суждение, умозаключение, понятие»Работа над ошибками.



Глава 3. Мир моделей

17


§13. Модель объекта

18


§14. Текстовая и графическая модели

19


§15. Алгоритм как модель действий

20


§16. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов

21


§17. Исполнитель алгоритма

22


§18. Компьютер как исполнитель

23


Повторение, работа со словарем. тестирование

24


.Контрольная работ а№ 3 по теме: « Мир моделей.»



Глава 4. Управление

25


§19. Кто кем и зачем управляет

26


§20. Управляющий объект и объект управления

27


§21. Цель управления

28


§22. Управляющее воздействие

29


§23. Средство управления

30


§24. Результат управления

31


§25. Современные средства коммуникации

32


Работа со словарем, контрольная работа №4 по теме: «Управление.»

33


Работа над ошибками, тестирование

34


Итоговая контрольная работа.

Работа над ошибками.


© 2010-2022