Урок по окружающему миру Вода-путешественница

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Севастопольская специализированная школа

1-3 ступеней № 45

с углубленным изучением испанского языка

Севастопольского городского совета


Учитель: Болотина Е.В.

Класс: 3-Б

Тема урока: «Вода - путешественница».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:

а) деятельностные:

- закрепить знания детей о разных состояниях воды;

- сформировать первые элементарные представления о круговороте воды в природе;

- развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, умения обобщать и делать выводы;

б) учебные:

- показать разнообразие состояний воды в окружающей среде;

- познакомить со свойствами воды при нагревании и охлаждении;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

а) знания:

-знать три состояния воды, свойства воды при нагревании и охлаждении;

-иметь первые элементарные представления о круговороте воды в природе;

б) умения:

- уметь определять в каком состоянии находится вода в природе.

Умственные операции: анализ, аналогия, сравнение, синтез, обобщение.

Демонстрационный материал: таблица «Круговорот воды в природе», глобус, иллюстрации с изображением явлений природы (дождь, роса, туман, град, снег), приспособления для проведения опыта (электрочайник, стекло), рисунки тучи, капелек, ручейка, моря, солнца; аудиозапись «Звуки природы», песня «Дождя не боимся» музыка Минков М., слова Энтин Ю.

Раздаточный материал: учебники «Окружающий мир, 3 класс» (2 часть), тесты, карточки с правильными ответами, игровые карточки «Закончи предложение».




















Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня с вами поведём свой разговор.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, не стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды -

Жить нельзя нам без … ( воды).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сегодня мы продолжим разговор о воде. Узнаем много интересного о ней. Чтобы хорошо разобраться в материале, надо вспомнить, что же такое вода. В каком состоянии она бывает в природе? (Твердом, жидком, газообразном.)

- Вода-волшебница, она умеет становиться разной. Отгадайте загадки, у нас получится настоящий «портрет» воды.

1.Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака).

2.Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. ( Туман ).

3.Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? ( Дождь).

4.Вечером родится,

Ночь живет, утром умирает. ( Роса).

5.На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина. ( Град).

6.Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. ( Снег).

7.Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло. ( Лед).

- Теперь мы с вами знаем, что такие явления природы, как дождь, снег, туман, град, облака, лед, все это … ( вода).

3.Выявление причин затруднения и постановка учебной цели.

- Как вы думаете, много ли воды на земле?

- Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро повращать глобус, то покажется, что он одноцветный - голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше, чем белой, зелёной, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

- А где ещё можно встретить воду? (В озерах, реках, родниках, ключах, болотах, ручьях.)

«Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?» (Л.Н.Толстой )

-Я послушала разные ответы. А как правильно ответить мы узнаем сегодня на уроке. Сформулируйте тему и цели нашего урока.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Звучит аудиозапись «Звуки природы» - «Дождь».

- Что вы слышите? ( Дождь).

-Как выглядят тела в природе и предметы после дождя? (мокрые).

- Что с ними происходит, когда пригреет солнышко? (Они высыхают.)

- Куда девается вода? (Она испаряется.)

ОПЫТ №1.

Проведем мокрой тряпкой по поверхности доски. Доска блестит, видно, что мокрая. Но через некоторое время она высыхает. Что происходит? (Доска высохла, а вода испарилась.)

- Такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар - испарение, мы наблюдаем при кипении воды в кастрюле, чайнике…

ОПЫТ №2.

- Чтобы понять, почему идет дождь, проделаем простой опыт: будем нагревать воду.

Учитель проводит опыт - кипятит воду.

- Видите, вода кипит, идет пар. Поднесем к пару стекло, на стекле появляются капельки воды. Потом капли будут сливаться в струйку и с края стекла начнет капать вода. Мы почти устроили дождь!

- Как это получилось? Откуда появились капельки воды?

- Вода, как сказочная волшебница, может превращаться. При кипении вода испарилась - перешла из жидкого состояния в газообразное - в пар. Пар встретился с холодной поверхностью стекла и превратился в воду. Какой можно сделать вывод? (При испарении воды образуется пар, при охлаждении пара образуются капли воды.)

В природе вода постоянно испаряется с поверхности океанов, морей, озер, рек, с поверхности растений и почвы. Водяной пар - это вода в газообразном состоянии. Он прозрачный, бесцветный и легкий. Водяной пар невидим, как и любой другой газ. И только когда водяной пар охлаждается, он сгущается и превращается в капли воды, становится туманом или росой.

Пар легче воздуха, поэтому поднимается высоко вверх, там намного прохладнее, чем возле поверхности земли. Здесь, как в нашем опыте, водяной пар превращается в маленькие водяные капли (вода снова из газообразного состояния переходит в жидкое). Образуются дождевые тучи. Капельки становятся все больше и тяжелее, они не могут держаться в туче и падают вниз. Идет дождь!

Но на этом превращения не заканчиваются. Зимой с водой происходят любопытные превращения. Найдите их в стихах и подчеркните (учебник стр.81)

- Когда вода превращается в снег и лед? ( Чтобы вода превратилась в лед, достаточно, чтобы ее температура упала ниже 0*С.)

- Высоко над землей так холодно, что капли воды превращаются в льдинки. Эти льдинки все вместе и образуют прекрасные белые облака. Когда льдинки становятся все больше и тяжелее, они не могут держаться в облаке и падают вниз. Идет снег. Снег - это тоже лед, а точнее - много маленьких льдинок собравшихся вместе.

Чем ближе к земле - тем воздух теплее. Льдинки начинают таять, и идет дождь! Лед снова превращается в воду, а вода снова вернулась на землю.

- Посмотрите, на какую геометрическую фигуру похоже движение воды? (на круг).

- Потому, что вода совершает движение в виде круга, его назвали круговорот воды в природе.

- Итак, мы видим, что вода настоящая волшебница. Она умеет превращается из одного состояния в другое. Но нам надо ответить на вопрос: куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? (Она испаряется.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Звучит песня «Дождя не боимся» музыка Минков М., слова Энтин Ю.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Дети разыгрывают стихотворение С.Погореловского «Весенний разговор».

Учитель на доске прикрепляет рисунки тучи, капельки, ручейка, моря, солнца, пара.

Нависли тучи над селом -

И разразился в небе гром!

Катился гром, гремел, ворчал

На всех, кого в пути встречал.

На землю шляпкою гвоздя

Упала капелька дождя.

Она была совсем ничья,

Но стала капелькой ручья.

- Куда ты несешься,

Постой, ручеек,

Побудь, непоседливый, с нами!

- Спешу я, ребята,

Ведь путь мой далек,-

Бегу я на родину, к маме!

- А кто твоя мама?

- Большая волна,

Волна океана седая,

О бурях неистовых пела она,

Меня на груди колыхая.

Всегда бы ту песню я слушать хотела,

Но солнце пригрело сильней -

И к страннице-тучке я паром взлетела.

Летала по свету я с ней.

- А теперь Капелька хотела бы услышать ваш рассказ о ее путешествиях.

6.Самостоятельная работа с самопроверкою по эталону.

Тестирование с самопроверкой по карточке с правильными ответами

7.Включение в систему знаний и повторение.

Групповая работа - игра «Закончи предложение».

Учитель объединяет учеников в группы. Каждая группа получает игровую карточку с незаконченными предложениями.

8.Рефлексия деятельности.

- Какие цели мы ставили перед собою?

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Кому было легко выполнять все задания, прикрепите к тучке синие капельки.

- Кто испытывал определенные трудности, прикрепите снежинки.

Домашнее задание. Подготовить рассказ о круговороте воды в природе

(учебник стр.79-82)





© 2010-2022