- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по трудовому обечению (3 класс, 8 вид)
Рабочая программа по трудовому обечению (3 класс, 8 вид)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Созонова Н.Л. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1. Пояснительная записка. Рабочая программа по трудовому обучению для 3 класса составлена на основе и следующих нормативных документов: -Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203 ФЗ; -Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.; -Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. «Трудовое обучение », автор Н.Н. Павлова, ( Москва «Просвещение», 2009 года) -Учебный план Копотиловской начальной общеобразовательной школы - филиала МАОУ Казанская СОШ на 2015 -2016 учебный год.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. «Трудовое обучение », автор Н.Н. Павлова, ( Москва «Просвещение», 2009 года)
Целью данной программы является: -воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе; - уважение к людям труда; - получение элементарных знаний по видам труда. С учетом уровня обученности воспитанника данного класса основными задачами являются: - формирование трудовых качеств; - обучение доступным приемам труда; - развитие самостоятельности в труде; - привитие интереса к труду; - формирование организационных умений в труде - работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы. Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: - ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); - предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); - контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям. Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2010-2011 учебном году».
2. Учебно-тематическое планирование
№ раздела
Наименование раздела
Теоретическая часть
1
Работа с природными материалами
6
2
Работа с бумагой и картоном
17
3
Работа с проволокой
5
4
Работа с древесиной
12
5
Работа с металлоконструктором
14
6
Работа с текстильными материалами
14
Итого:
68
3. Календарно- тематическое планирование | ||||||
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Планируемый результат:
| Формы и виды контроля | |
Знать | Уметь | |||||
1 | 04.09 | Работа с природными материалами- Инструктаж по ТБ. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
| 1 | Знать правила ТБ при сборе природного материала. | Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению. | Текущий |
2 | 07.09 | Составление декоративных букетов - композиции из сухих веток, листьев, цветов | 1 | Знать приёмы соединения деталей: с пластилина | Уметь выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов. | Текущий |
3 | 11.09 | Изготовление по образцу жирафа из моркови, палочек и бумажных деталей. | 1 | Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина. |
|
|
Уметь соединять детали с помощью пластилина; рационально использовать материалы
Текущий
4
14.09
Изготовление по рисунку паука из грецкого ореха, проволоки и пластилина.
1
Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея.
Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.
Текущий
5
18.09
Работа с бумагой и картоном
Инструктаж по ТБ при работе с ножницами. Резание бумаги и картона. Склеивание . Виды клея.
1
Знать правила ТБ при работе с ножницами, клеем.
Уметь вырезать и намазывать клеем окантовочные полоски.
Текущий
6
21.09
Окантовка картона полосками бумаги, листом.
1
Знать назначение окантовки в изделиях из картона.
Уметь выполнять разметку бумаги и картона по линейке. Вырезать и намазывать клеем окантовочные полоски.
Текущий
7
25.09
Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления природных материалов, для наклеивания различных вырезок.
1
Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом.
Текущий
8
28.09
Работа с проволокой
Инструктаж по ТБ. Экскурсия в слесарную мастерскую
1
Знать элементарные сведения о профессии слесаря.
Правильно вести себя в слесарной мастерской.
Текущий
9
02.10
Инструктаж по ТБ. Сгибание, разгибание проволоки; отрезание её кусачками нужного размера
1
Знать правила работы с проволокой. Виды проволоки.
Уметь отрезать проволоку кусачками; сгибать проволоку, разгибать её
Текущий
10
05.10
Изготовление деталей для работы с природными материалами
1
Знать назначение и применение проволоки.
Уметь отрезать проволоку кусачками; сгибать проволоку, разгибать её
Текущий
11-12
09.10
12.10
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных из природных материалов с использованием проволоки.
2
Знать сведения о назначении и применении проволоки; свойства проволоки: Знать правила ТБ при работе с кусачками, плоскогубцами.
Уметь сгибать проволоку плоскогубцами, резать проволоку кусачками.
Текущий
13
16.10
Работа с древесиной
Инструктаж по ТБ. Тренировочные упражнения: срезать под углом небольшую заготовку, зачистить наждачной бумагой.
1
Знать элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнётся, режется, раскалывается вдоль волокон
Уметь забивать гвоздь в древесину и извлекать его.
Текущий
14
19.10
Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры.
1
Знать правила ТБ.
Уметь строгать и выполнять зачистку древесины напильником и наждачной бумагой.
Текущий
15
23.10
Изготовление по образцу флажков и цветов из бумаги и палочек
1
Знать правила работы с напильником и наждачной бумагой.
Уметь обрабатывать древесину напильником и наждачной бумагой
Текущий
16-17
26.10
30.10
Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки
2
Знать правила работы с напильником и наждачной бумагой.
Уметь обрабатывать древесину напильником и наждачной бумагой
Текущий
18
09.11
Изготовление по образцу колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов
1
Знать правила работы с напильником и наждачной бумагой.
Уметь обрабатывать древесину напильником и наждачной бумагой
Текущий
19-20
13.11
16.11
Работа с природными материалами-
Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина и семян арбуза, семечек.
2
Знать свойства материалов, используемых при работе и их отличия по ряду признаков: цвету, форме, величине, контурам.
Уметь по вопросам учителя анализировать природный материал, рисунок и образец изделия, выполнять поделки по инструкции,
Текущий
21
20.11
Работа с металлоконструктором
Инструктаж по ТБ. Упражнения в завинчивании гайки рукой. Выполнение приёмов работы ключом и отвёрткой
1
Знать названия деталей конструктора
Уметь правильно держать инструмент
Текущий
22
23.11
Изготовление по образцу треугольника из трех плоских планок.
1
Знать названия деталей конструктора
Уметь разбирать конструкции, проверять комплектность набора.
Текущий
23
27.11
Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб и двух планок; прямоугольника из двух видов планок.
1
Знать названия деталей конструктора
Уметь контролировать и оценивать деятельность.
Текущий
24-25
30.11
04.12
Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз). Разборка собранных изделий.
2
Знать названия деталей конструктора. Названия инструментов: ключ, отвёртка.
Уметь разбирать конструкции, проверять комплектность набора.
Текущий
26
07.12
Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки. Разборка.
1
Знать названия деталей конструктора. Названия инструментов: ключ, отвёртка
Уметь разбирать конструкции, проверять комплектность набора.
Текущий
27
11.12
Сборка по образцу грабель.
1
Знать названия деталей конструктора. Названия инструментов: ключ, отвёртка
Уметь разбирать конструкции, проверять комплектность набора.
Текущий
28
14.12
Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок и 4-5 скобок. Разборка лесенки.
1
29
18.12
Сборка стола по образцу. Разборка стола
1
30
21.12
Сборка по образцу и техническому рисунку стула. Разборка.
1
31
25.12
Работа с бумагой и картоном
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации
1
Знать правила безопасности при работе с ножницами и шилом.
Уметь резать картон ножницами по кривым и прямым линиям; прорезать отверстия в картоне
Текущий
32
28.12
Изготовление новогодних украшений
1
33
11.01
Изготовление по показу плоских карнавальных масок и полумасок. Отделка аппликацией
1
Уметь самостоятельно составить план изготовления изделия, выполнить текущий контроль
Текущий
34-35
15.01
18.01
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов. Отделка изделий аппликативными украшениями
2
Знать что такое кокошник.
Уметь выполнять инструктаж, точно следовать образцу.
Текущий
36
22.01
Изготовление по образцу обложки для проездного билета.
1
Знать предназначение проездного билета
Уметь следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность.
Текущий
37-38
25.01
29.01
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
2
Знать правила разметки бумаги.
Уметь отчитываться о выполненной работе.
Текущий
39
01.02
Работа с текстильными материалами
Ознакомление с косым обмёточным стежком. Упражнение на полосе тонкого картона по готовым проколам.
1
Знать назначение ручных стежков, их виды.
Уметь выполнять косой обмёточный стежок.
Текущий
40
05.02
Изготовление закладки из фотоплёнки с цветным вкладышем.
1
Знать назначение ручных стежков, их виды
Уметь правильно пользоваться иглой и наперстком.
Текущий
41
08.02
Пришивание косыми обмёточными стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
1
Знать назначение ручных стежков, их виды
Уметь пришивать вешалку косыми обмёточными стежками.
Текущий
42-43
12.02
15.02
Изготовление кармашка из клеёнки для счётных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком
2
Знать назначение ручных стежков, их виды
Уметь обмётывать боковые срезы кармашка косыми обмёточными стежками.
Текущий
44-45
19.02
26.02
Изготовление по образцу подушечки - прихватки из нескольких сложенных вместе кусочков ткани (смётывание по краям и по диагонали, обмётывание краёв косым стежком).
2
Знать назначение ручных стежков, их виды
Уметь обмётывать боковые срезы подушечки - прихватки косыми обмёточными стежками.
Текущий
46
29.02
Работа с древесиной
Подготовительные упражнения: вбить гвоздь, извлечь его и выпрямить; подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп
1
Знать виды древесины.
Уметь правильно держать инструмент; работать буравчиком и отвёрткой; подбирать детали из древесины для для изделия
Текущий
47
04.03
Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях
1
Знать способы соединения древесины.
Уметь правильно держать инструмент; работать буравчиком и отвёрткой; подбирать детали из древесины для для изделия
Текущий
48
11.03
Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек (лопаток, носилок, корабликов)
1
Знать способы соединения древесины
Уметь правильно держать инструмент; работать буравчиком и отвёрткой; подбирать детали из древесины для для изделия
Текущий
49
14.03
Работа с бумагой и картоном
Изготовление из тонкого картона открытой коробки с клапанами.
1
Знать сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары.
Уметь выполнять разметку развёрток по шаблонам и линейке, наносить рицовку по линейке с фальцем.
текущий
50-51
18.03
21.03
Изготовление из тонкого картона открытой коробки по стыкам. Оклеивание полосой бумаги по борту.
2
Знать сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары.
Уметь сгибать картон и склеивать по стыкам. Оклеивать бумагой объёмные изделия.
текущий
52-53
25.03
04.04
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки
2
Знать правила разметки по линейке
Уметь производить разметку прямоугольной детали, наносить рицовку.
текущий
54
08.04
Выполнение наборного полотна из полосок бумаги
1
Знать правила плетения из полос бумаги.
Уметь работать вместе с товарищем. Уметь оценивать свою работу.
текущий
55
11.04
Работа с текстильными материалами
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку.
1
Знать виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Знать правила ТБ при работе с ножницами, иглой.
Уметь выбирать рисунок в зависимости от назначения изделия.
56-57
15.04
18.04
Вышивание рисунка ручными стежками. (стебелек, тамбурный, через низ ткани
2
Знать правила ТБ при работе с ножницами, иглой
Уметь вышивать по линиям рисунка ручными стежками.
текущий
58-59
22.04
25.04
Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки.
2
Знать правила ТБ при работе с ножницами, иглой
Уметь оформить вышитый кусок ткани бахромой; правильно пользоваться иглой и наперстком. Ориентироваться в задании с помощью учителя.
текущий
60
29.04
Выполнение салфетки из текстильной основы с использованием соломы.
1
Знать правила ТБ при работе с ножницами, иглой
Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия с образцом.
текущий
61
06.05
Изготовление настенной сумочки-кармашка.
1
62
13.05
Работа с металлоконструктором
Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака.
1
Знать названия деталей конструктора. Названия инструментов: ключ, отвёртка.
Уметь разбирать конструкции, проверять комплектность набора.
Самостоятельная работа
63
16.05
Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек.
1
Знать названия деталей конструктора. Названия инструментов: ключ, отвёртка.
Уметь разбирать конструкции, проверять комплектность набора.
Самостоятельная работа
64-65
20.05
23.05
Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками
2
Знать названия деталей конструктора. Названия инструментов: ключ, отвёртка.
Уметь разбирать конструкции, проверять комплектность набора.
Самостоятельная работа
66-67
24.05
25.05
Работа с древесиной
Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению тележки
2
Знать элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнётся, режется, раскалывается вдоль волокон
Уметь строгать и выполнять зачистку древесины напильником и наждачной бумагой.
Самостоятельная работа
68
27.05
Обобщение урок по пройденным темам
1
Фронтальный опрос
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
№
п/п
Наименование раздела
Знать/понимать
Уметь
1
Работа с природными материалами
Знать правила ТБ при сборе природного материала. Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея.
Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению. Уметь соединять детали с помощью пластилина. палочек, проволоки; рационально использовать материалы
2
Работа с бумагой и картоном
Знать правила безопасности при работе с ножницами и шилом.
Уметь выполнять разметку развёрток по шаблонам и линейке,
3
Работа с проволокой
Знать правила работы с проволокой. Виды проволоки. Знать сведения о назначении и применении проволоки; свойства проволоки: Знать правила ТБ при работе с кусачками, плоскогубцами.
Уметь отрезать проволоку кусачками; сгибать проволоку, разгибать её. Уметь сгибать проволоку плоскогубцами, резать проволоку кусачками.
4
Работа с древесиной
Знать элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнётся, режется, раскалывается вдоль волокон
Уметь строгать и выполнять зачистку древесины напильником и наждачной бумагой.
5
Работа с металлоконструктором
Знать названия деталей конструктора
Уметь разбирать конструкции, проверять комплектность набора.
6
Работа с текстильными материалами
Знать назначение ручных стежков, их виды.
Уметь правильно пользоваться иглой и наперстком.
5. Список литературы:
1.«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 - 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2009 г
2. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,
3. Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. - 192с.
4. Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. - 192с.
5. Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.
6. Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с