- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект и презентация к занятию Истоки 2 по теме Море-океан
Конспект и презентация к занятию Истоки 2 по теме Море-океан
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Царегородцева И.В. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА: Море - океан
Ход занятия:
-
Присоединение. «Кругом вода, а с питьём - беда»
Правильно, море - океан! Что мы знаем о нём? О его жизни, о его влиянии на нашу жизнь? Такой же таинственный и великий, как Космос!
-
Беседа с элементами практической деятельности.
(Перед детьми карта мира)
Северный ледовитый океан - большую часть года по нему не плавают, как по другим океанам, а ездят на собаках или ходят на лыжах, как русский Фёдор Конюхов, дошагавший до полюса в одиночку. Лёд в океане пресный, да и вода не слишком солёная. Берингов пролив называют «ледяной калиткой».
Атлантический океан - широкой изогнутой лентой протянулся с севера на юг самый молодой и самый стройный, образовавшийся из узкой трещины в земной коре миллионы лет назад. Атлантический океан медленно, на половину ширины детской ладошки в год, раздвигает свои берега.
Тихий океан - океан - великан. 10 раз уместился бы Северный Ледовитый на его поверхности. Самый большой и самый грозный из океанов - Тихий, так назвал его Магеллан, увидев полоску чистой воды.
Индийский океан - самый древний из океанов. О древнем возрасте океана говорят глубокие морщины, оставленные временем на его дне. Только не каждый разглядит их под 5-километровым слоем воды.
Океанчик - Красное море, зарождающийся новый океан. Жарко в Красном море. Не море, а парилка! Название - от красных водорослей на его коралловом мелководье.
Южный океан - так называют кругосветную водную карусель, раскрученную Западными ветрами вокруг Антарктиды. Нет у этого океана ни начала, ни конца. Ни западных, ни восточных границ, а на юге границей ему служит Антарктида. Углубления в береговой линии, обычно не просто покрытые льдом, но и промёрзшие до дна, называют морями.
Алло! Это море? Алло! Это море?
Вы слышите, Чёрное море, меня?
Ракушку я взял и стою в коридоре,
И очень волнуюсь, на берег звоня.
Я вас узнаю в этой гулкой ракушке,
Я слышу хрустящий прибой на песке.
Алло! Это ветер качает верхушки
Седых эвкалиптов в прибрежном леске.
Алло?! Это парус летит на просторе.
Алло?! Это рыба плывёт в глубине.
Алло! Отвечайте мне, Чёрное море!
Отвечайте, пожалуйста, мне!
Что увидел, услышал и почувствовал мальчик, «разговаривая» с морем? (ребята передают ракушку)
Звучит грамзапись - начало песни «Дорога к морю» Ю.Антонова.
Чтение текста на с.42-44 учебника.
-Какой характер у Белого моря?
- Люди - поморы, кто это? Почему их так называют?
- Чем они занимаются?
-Каких людей любит море?
-Каким характером должен обладать моряк?
У рыбака своя судьба.
Здесь каждый с детства с морем обручён.
Где шторм да ветры,
Там вся жизнь - борьба.
Бесстрашие - их морской закон.
3. Работа в печатной тетради.
- Кто такие мореходы? Работа в печатной тетради с.30
- Зачем в суровом северном море люди воздвигали монастыри - крепости, например, Соловецкий монастырь?
Найдите верное утверждение:
-
Для укрепления безлюдного острова.
-
Маяк для сбившихся пути.
-
Место для отдыха уставших мореходов.
-
Для укрепления границ государства.
4.Активное занятие №15 «Человек и море»
Учащимся предлагается выбрать занятия, связанные с морем.
-
Как море воспитывает человека?
300 лет назад жил - был в России царь - Пётр Алексеевич. Пётр - имя древнее, греческое. В переводе на русский язык значит - камень. Известно, под лежачий камень вода не течёт. То есть если сидеть без дела, толку не будет…
А царь Пётр Алексеевич ко всякому делу сам руку прикладывал. И топор ловко держал, и ружьё. И украшения костяные точил, и пушки корабельные отливал. Да потом сам кораблём правил - хоть в ясную погоду, хоть в шторм.
Однажды в детстве Пётр спросил своего учителя: «А что это за море - то такое? Что за окиян?»
- Сине море, государь ты мой, Пётр Алексеевич, - задумался учитель, - сине море - окиян, а за морем там буки живут - рогатые да копытные. - Не знал учитель Петра, что там за морем.
Однажды Пётр Первый наблюдал за полётом чаек - белые птицы с розовым клювом. «Вот бы столько кораблей на воду спустить, сколько птиц здесь, - думает Пётр. - Целую флотилию!»
Представилось ему сине море- океан и множество на нём кораблей русских под белыми парусами. Но долго Пётр не мечтал. Сразу задело любил взяться. Сам Пётр работал с утра до вечера - то пила у него в руках, то топор на солнце посвечивает - посверкивает. Устанет уже, а дело не бросает.
И однажды выстроился весь русский флот. Грянул пушечный залп, и двинулись корабли с попутным ветром.
И сказал Пётр своим товарищам:
- А что, братцы!.. Двинемся - ка к городу Архангельску, поглядим на море Белое, на корабли иноземные. Узнаем, каково на волнах морских да океанских!
20 лет было Петру Первому.
Вологда в ту пору была очень важным городом. Речной путь отсюда начинался. Здесь торговцы с телег и саней перегружали товары на суда, чтобы дальше плыть до Архангельска. В Вологде Пётр сам отобрал для путешествия 6 десятивёсельных баркасов. И двинулся караван в путь. По реке Сухоне к Тотьме. Тьма стояла кромешная, и плыть было опасно.
Через 2 дня подошёл караван к Устюгу Великому. А потом поплыли по Северной Двине, которая несла с собой баркасы к Архангельску, к Белому морю.
В Архангельске у пристани не баркасы стоят, а корабли океанские. Огромные мосты вздымаются. Флаги под ветрами колышутся - английские да голландские. И ни одного русского. Грустно стало Петру. Встретила его на судне команда мореходов поморских. Сразу видно - люди крепкие, надёжные - «Орлы!» С такими - то корабельщиками не озёра, а моря - океаны от берега до берега перейти можно. Ну, а корабли - дело наживное.
От Архангельска на яхте Пётр Первый доплыл до Белого моря.
- Вот оно! Глядите! Вот оно - море! - вскричал Пётр с капитанского мостика. И смолк, поражённый. Сколько глаз хватило, сверкала под солнцем вода. Было видно, как тяжела Она, обширна, просторна! Видно было, сколько сил в ней! Хорошо было видно!
Да только берега противоположного никак не разглядишь. Вода эта была бескрайняя. Уходила за горизонт - сливалась с небом. Казалось, нет ей конца.
«Пускай и нашему пути конца не будет, - думал Пётр. - Хорошо, когда дорога бесконечна!»
Весело было Петру - сбылась мечта о море. И Пётр невольно вздохнул. Всегда так бывает, наверное, когда одна мечта исполняется и уже о другом мечтаете.
Думал Пётр: «Придёт время, и русские корабли побегут от берега до берега - ко всем знатным пристаням земным. А пока ещё долог и труден путь наш к славе русского государства!»
-Как море воспитывало Петра Первого и воспитывает человека сейчас?
-Сбылась ли мечта Петра Первого?
Море стало обжитым, менее опасным. Но море по-прежнему учит мужеству.
ТИХО МОРЕ, ПОКОЛЬ НА БЕРЕГУ СТОИШЬ.
КТО В МОРЕ НЕ БЫВАЛ, ТОТ И ГОРЯ НЕ ВИДАЛ.
-
Итог занятия: Как же море воспитывает человека?
-
Домашнее задание: рабочая тетрадь с. 32