Урок по окружающему миру. Тема

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа №1»

Томская область

Зырянский район

С.Зырянское

Артёмова Татьяна Борисовна

Тема занятия: «Почему надо беречь полезные ископаемые»

3 класс

Интегрированные предметы: окружающий мир, история, география.

Продолжительность занятия - 1 урок.

Цель: показать значимость полезных ископаемых в жизни человека.

Задачи: научить работе с информационным материалом, умение делать

выводы, обобщать, отвечать на поставленные вопросы;

воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым;

развивать мышление, логику, воображение.

Оборудование: коллекции полезных ископаемых, карточки с заданиями,

карта Томской области.

Литература: Хочу всё знать. Тайны и загадки Земли. М.2001г.

Энциклопедия «Всё обо всём».

Я познаю мир. Экология. М.2002г.

Граубин Г. Моя страна Сибирь М.1983г.

Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М.1998г.

















Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте. Я рада видеть всех вас. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и пожелайте удачи. Садитесь.

2. Введение в тему.

Как согреться нам без вас,

Уголь, нефть, горючий газ?

Что вас на стройке заменит:

Глина, мел, песок, гранит?

Полям, садам и огородам -

Нужны чуть меньше, чем вода -

Торф и железная руда.

Без соли скучно за столом:

И стол не стол, и дом не - дом!

Нам всем необходимо братцы.

Беречь природные богатства!

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Да, мы будем говорить о том, почему надо беречь полезные ископаемые.

(слайд №1)

Назовите полезные ископаемые, о которых шла речь в стихотворении.

(слайд №2)

Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них потребовались миллионы лет. У каждой из ценных пород своя загадочная история. У одних она начинается в глубинах морей, океанов, озёр и болот (уголь, песок, глина).

(слайд №3)

История других начинается в недрах планеты. Там, глубоко в Земле, находится раскалённое вещество - магма. Из неё образовались гранит, рудные полезные ископаемые.

(слайд №4)

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. На их образование ушли миллионы лет, а человек расходует их очень быстро. И их нельзя восстановить как, например, лес, после вырубки.

Историческая справка.

Жители Вавилонии после того, как уничтожили свои леса, успешно применяли в домашнем хозяйстве выступающую на поверхность нефть. В древней Персии использовали горючий газ. Китайцы добывали горючий газ, уголь, нефть ещё 2 тысячи лет назад. Индейцы знали уголь ещё до прибытия европейцев. Они называли его «камень, который горит».

3. План действий учителя и учащихся.

Наш урок пройдёт в виде конференции. Вы все представляете «Комитет по охране полезных ископаемых» (надпись на слайде)

Работать будем в группах. Каждая группа - отдел по охране.

(слайд №5)

4. Задача урока.

Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в разделе «Полезные ископаемые». Вам придётся самостоятельно сделать выводы по охране полезных ископаемых и отразить это в определённых знаках. Каждая группа получает карточки с заданиями. Внимательно читайте задания, обсуждайте, затем каждая группа защитит свою работу.

1 группа: Отдел по охране твёрдых полезных ископаемых.

  1. Отгадать загадку.

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

  1. Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на

альбомный лист.

3. Нарисовать значок, которым его изображают.

4. Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)

Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или путём осушения болот).

Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы расскажем о …»

5.Найдите торф в коллекции природных ископаемых.

(слайд №6)

Торф легче воды. За год образуется 1 кг торфа. Чтобы образовались целые залежи, нужны годы. 1кг торфа впитывает 20 кг влаги, поэтому его используют как подстилку для животных. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают микробы.

2 группа: Отдел по охране жидких полезных ископаемых.

  1. Отгадать загадку.

Без неё мы не поедем

На такси или мопеде.

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на альбомный лист.

  1. Нарисовать значок, которым его изображают.

  2. Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)

Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или из скважины).

Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы расскажем о …»

  1. Найдите нефть в коллекции природных ископаемых.

(слайд № 7)

Учёные считают, что нефть образовалась глубоко в земле из останков растений и животных, которые жили миллионы лет назад. Для добычи строят буровые вышки и бурят скважины. По ним нефть сначала поднимается из земли, а потом её поднимают. Для этого в скважину нагнетают пар или воздух, который выталкивает нефть.

3 группа: Отдел по охране газообразных полезных ископаемых.

  1. Отгадать загадку.

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички.

  1. Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на альбомный лист.

3. Нарисовать значок, которым его изображают.

4. Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)

Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или из скважины).

Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы

расскажем о…»

  1. Найдите газ в коллекции природных ископаемых.

(слайд №8)

Газ легче воздуха. Чтобы добыть газ из земли, бурят скважины. Прокладывают газопроводы, по которым газ поступает в города и сёла. Природный газ может быть опасным, если с ним обращаться неосторожно.

Опасна утечка газа из газовой плиты. Сам газ не имеет запаха, но к нему добавляют пахучие вещества, чтобы можно было обнаружить утечку газа.

Если почувствуешь запах газа, вызови газовую службу по 04, открой форточку и проветри помещение. Отключи все электроприборы и проверь, чтобы краны были закрыты.

4 группа: Информационный отдел.

Прочитать статью, вырезать из неё и приклеить на альбомный лист те абзацы, в которых говорится о том, почему надо беречь и охранять полезные ископаемые.

Придумать и нарисовать знаки «Береги полезные ископаемые».

(образец можно посмотреть в тетради на стр.8)

  1. Защита групп.

Спасибо, вы хорошо поработали. Кто из вас догадался, почему мы говорили про торф, нефть и газ?

Правильно. Все эти полезные ископаемые добывают в нашей Томской области.

(слайд №9)

Посмотрите, вот перед вами карта Томской области. Как много у нас месторождений этих полезных ископаемых. По производству торфа наша область занимает второе место в стране. А по производству газа второе место в мире, по производству нефти - первое.

Человек получил в дар природные богатства: из природных ископаемых состоят некоторые горы. Есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их, но порой очень неэкономно, необдуманно. Всё это может исчезнуть и восстановить это нельзя.

  1. Рефлексия (итог).

(все листы проекта на доске).

Какое решение вы приняли для себя по отношению к полезным ископаемым?

Домашнее задание: я предлагаю вам задание по выбору; кто хочет, может ответить на вопросы викторины, а кто-то ответить на вопросы теста. На следующем уроке мы их обсудим.





© 2010-2022