Рабочая программа. Окружающий мир. 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа.Окружающий мир.3 класс

Рабочая программа.Окружающий мир.3 класс

Рабочая программа.Окружающий мир.3 класс

Рабочая программа.Окружающий мир.3 класс


Принята Утверждена

На заседании предметного директором ГБС(К)ОУ школы-интерната №17

методического объединения г. о. Самара

(Протокол №___от________) (Приказ от___________ № ____)

Проверена

заместителем директора

____________А.В. Патокина

(дата_________)



Рабочая программа


педагогического работника

высшей категории Савельевой Светланы Александровны


педагогического работника

Смолиной Натальи Владимировны


по окружающему миру



для 3 класса

основной общеобразовательной школы

на 2015/2016 учебный год

г. о. Самара

Пояснительная записка



Данная рабочая программа адресована 3 классам основной школы.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А., утверждённой МО РФ («Концепция и программы для начальных классов, «Школа России», 2008г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Москва, 2004г.).
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
1. Идея многообразия мира.
2. Идея экологической целостности мира.
3. Идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира - важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру - это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.


В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:

1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя.

2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей).

3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Цели и задачи учебного предмета

Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

5) развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

6) формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Место курса в учебном плане:


На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю - 68ч (34 учебные недели).


Данная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» соответствует авторской программе «Окружающий мир» Плешакова А.А., утверждённой МО РФ («Концепция и программы для начальных классов, «Школа России», 2008г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Москва, 2004г.).

Особенности организации учебного процесса

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя. 2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей). 3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос.

Методическое оснащение курса


1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 3 класса

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. шк. М.: Просвещение 2007 3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. шк. М.: Просвещение 2010; 4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2004

3. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2005

4. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005

5. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл. (ч.1,2)

6. Плешаков А.А.,Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 3 классы;

7. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: тетрадь для учащихся 3 класса. - М.: Вита-Пресс, 2010



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ СОДЕРЖАНИЕ

КОЛ-ВО ЧАСОВ
1.
Как устроен мир


6
2.
Эта удивительная природа


20 3.
Мы и наше здоровье
8
4.
Наша безопасность

9 5.
Чему учит экономика
15
6.
Путешествие по городам и странам
10

Итого: 68


Содержание программы

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, па внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

. Ill КЛАСС (68 ч) Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц. Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнении. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растеши"]. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека па растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя. Мы и наше здоровье (8 ч) Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании нерпой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса. Наша безопасность (9 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды. Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья люден.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. Па что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами. Путешествие по городам и странам (13 ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией,- наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

человек - часть природы и общества; что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе; основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные несъедобные грибы; взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей па природу, правила личного поведения в природе);

строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

правила гигиены; основы здорового образа жизни; правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

потребности людей; товары и услуги; роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета; некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь: распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР («МИР ВОКРУГ НАС»)

3 КЛАСС

Кол-во часов

Изучаемый вопрос программы

(тема урока)

Знания, умения, навыки, отрабатываемые на уроке

Формы обучения

Средства обучения и наглядности

Способы контроля за усвоением знаний, умений, навыков

Коррекционные

задачи

I ЧЕТВЕРТЬ - 18 часов

1

Разнообразие природы

Знать о связи живой и неживой природы

Беседа.

Речь, вопросы, понятия, наглядные пособия, книги

Фронтальный опрос.

Уметь классифицировать предметы

2

Человек. Разумное существо

Знать особенности познания человеком окружающего мира

Учебная дискуссия.

Диалогическая речь, вопросы

Фронтальный опрос.

Формирование аналитико-синтетической деятельности

3

Общество

Представлять, что такое человеческое общество и особенности его организма

Рассказ, учебная дискуссия.

Речь, сопоставление, диалогическая речь, вопросы.

Фронтальный опрос. Ответы на вопросы.

Развитие способности концентрировать и распределять внимание

4

Мир глазами эколога

Знать, что такое экология

Рассказ, учебная дискуссия.

Ситуационный метод

Диагностические карты, проблемные ситуации

Фронтальный опрос. Устные ответы.

Развитие связной речи

5

Природа в опасности. Охрана природы

Знать о влиянии человека на природу

Практический метод.

Демонстрационный материал, книги. Тетради.

Ответы на вопросы.

Формирование умения действовать по плану.

6

Тела, вещества, частицы

Знать, что такое тела и их состав

Иллюстрация.

Диаграммы, графики, таблицы.

Тесты.

Формирование способности выделять сущностные признаки предметов и явлений

7

Разнообразие веществ

Уметь пользоваться веществами, которые используются в быту

Практический метод

Демонстрационный материал, книги. Тетради.

Отгадывание кроссвордов

Узнавание предметов по знакомым признакам

8

Воздух и его охрана. Состав, свойства

Знать состав и основные физические свойства воздуха

Беседа

Речь, вопросы, понятия, наглядные пособия, книги

Индивидуальные карточки

Уметь классифицировать предметы по основным признакам

9

Вода и жизнь

Знать о свойствах воды

Беседа

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Фронтальный опрос

Уметь классифицировать предметы по основным признакам

10

Превращения и круговорот воды

Знать о круговороте воды в природе

Рассказ, беседа

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Практическая работа

Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность

11

Берегите воду

Знать о причинах загрязнения водоёмов

Ситуационный метод

Диагностические карты, проблемные ситуации

Отгадывание кроссвордов. Устные ответы

Развитие словесно-логического мышления

12

Как разрушаются камни

Знать о разрушении горных пород

Беседа

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Практическая работа. Устные ответы

Развитие основных логических операций

13

Что такое почва

Знать о почве, её свойствах и составе, о процессе её образования

Демонстрация

Исследуемые объекты

Практическая работа. Устные ответы

Развитие основных логических операций

14

Разнообразие растений

Знать группы царства растений

Беседа

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Фронтальный опрос

Развитие устойчивости внимания

15

Солнце, растения и мы с вами

Знать о взаимосвязи солнечной энергии, зелёных растений и живых организмов

Учебная дискуссия

Диалогическая речь, вопросы

Устный опрос

Формирование способности выделять сущностные признаки предметов и явлений

16

Размножение и развитие растений

Знать об особенностях распространения плодов и семян

Рассказ, беседа

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Фронтальный опрос. Отгадывание кроссворда

Развитие основных логических операций

17

Охрана растений

Знать о значении растений в жизни животных и человека

Беседа

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Практическая работа. Отгадывание кроссворда

Обучение построению учебного высказывания

18

Разнообразие животных

Уметь классифицировать животных по их групповым признакам

Рассказ. Беседа.

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Отгадывание кроссворда. Устный опрос.

Уметь классифицировать предметы по основным признакам

II ЧЕТВЕРТЬ - 14 часов

19

Кто что ест.

Цепи питания

Знать общие условия для жизни живых организмов

Беседа

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Отгадывание кроссвордов. Устные ответы

Формирование умения действовать по плану.

20

Невидимая сеть и невидимая пирамида

Знать общие условия для жизни живых организмов

Рассказ. Беседа.

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Фронтальный опрос. Тест

Формирование аналитико-синтетической деятельности

21

Размножение и развитие животных

Знать о размножении и развитии животных

Беседа

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Ответы на вопросы.

Формирование произвольной деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции

22

Птицы и звери

Знать о размножении и развитии птиц и зверей

Рассказ. Беседа.

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Устный опрос.

Развивать мышление, учить сравнивать

23

Охрана животных

Знать о животных, которые занесены в Красную книгу

Работа с книгой

Книга, тетрадь

Фронтальный опрос.

Обучение построению учебного высказывания

24

В царстве грибов

Знать особенности строения и о способах питания шляпочных грибов, грибы съедобные и несъедобные

Демонстрация. Рассказ. Беседа.

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Практическая работа.

Уметь классифицировать предметы по основным признакам

25

Великий круговорот жизни

Знать, как ухаживать за растениями и животными

Практический метод. Учебная дискуссия

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Фронтальный опрос. Практическая работа.

Развивать мышление, учить сравнивать. Развитие связной речи

26

Организм человека

Знать о системе органов человека

Учебная дискуссия

Диалогическая речь, вопросы

Тест

Обучение построению учебного высказывания

27

Органы чувств

Знать об органах чувств

Практический метод.

Демонстрационный материал, книги. Тетради.

Фронтальный опрос.

Формирование аналитико-синтетической деятельности

28

Надёжная защита организма

Уметь ухаживать за кожей, знать о её особенностях

Практический метод.

Демонстрационный материал, книги. Тетради.

Самостоятельная работа

Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность

29

Опора тела и движение

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

Иллюстрация. Учебная дискуссия

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Фронтальный опрос

Развивать мышление, учить сравнивать. Развитие связной речи

30

Наше питание

Знать о пищеварительной системе

Упражнение. Демонстрация. Рассказ. Беседа.

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Практическая работа.

Формирование произвольной деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции

31

Дыхание и кровообращение

Знать о дыхательной, выделительной, кровеносной системах организма

Рассказ. Беседа.

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Практическая работа.

Развивать мышление, учить сравнивать. Развитие связной речи

32

Закаляй свой организм

Знать и уметь, как заботиться о своём организме

Учебная дискуссия

Диалогическая речь, вопросы

Ответы на вопросы.

Формирование аналитико-синтетической деятельности

III ЧЕТВЕРТЬ - 20 часов

33

Здоровый образ жизни.

Обобщение

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

Упражнение. Демонстрация. Рассказ. Беседа

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Практическая работа. Фронтальный опрос. Тест

Формирование произвольной деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции

34-35

Огонь, вода и газ

Знать о правилах поведения в опасной для жизни ситуации

Ситуационный метод

Диагностические карты, проблемные ситуации

Практическая работа. Фронтальный опрос. Тест

Формирование произвольной деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции

36

Чтобы путь был счастливым

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе)

Ситуационный метод

Диагностические карты, проблемные ситуации

Фронтальный опрос. Практическая работа.

Формирование произвольной деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции

37-38

Дорожные знаки

Знать правила безопасного поведения на дорогах

Демонстрация. Рассказ. Беседа. Ситуационный метод

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Ответы на вопросы. Практическая работа.

Формирование умения действовать по инструкции.

39

Опасные места

Уметь определять опасные места в квартире, во дворе, в лесу, на водоёме

Практический метод.

Демонстрационный материал, книги. Тетради.

Самостоятельная работа. Фронтальный опрос.

Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность

40-41

О молниях, змеях, собаках и прочем

Знать о правилах поведения в природе, в общении с животными

Рассказ. Беседа. Ситуационный метод

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Фронтальный опрос. Тест

Формирование аналитико-синтетической деятельности

42-43

Экологическая безопасность

Знать о защите организма от поступления загрязняющих веществ

Беседа. Упражнение. Демонстрация.

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Самостоятельная работа.

Формирование произвольной деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции

44

Для чего нужна экономика?

Знать о необходимых жизненных потребностях человека и мире экономике

Рассказ. Беседа

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Фронтальный опрос. Тест

Обучение построению учебного высказывания

45

Три кита экономики*

Знать, что такое экономика

Учебная дискуссия

Демонстрационный материал, книги. Тетради.

Ответы на вопросы. Практическая работа.

Формирование аналитико-синтетической деятельности

46-47

Полезные ископаемые

Знать о полезных ископаемых и их свойствах

Беседа. Демонстрация.

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Практическая работа. Отгадывание кроссворда

Формирование аналитико-синтетической деятельности

48

Растениеводство

Уметь различать и группировать культурные растения

Практический метод.

Демонстрационный материал, книги. Тетради.

Практическая работа.

Уметь классифицировать предметы по основным признакам

49

Животноводство

Знать, как разводят и содержат домашних животных

Практический метод.

Демонстрационный материал, книги. Тетради.

Устный опрос.

Уметь классифицировать предметы по основным признакам

50-51

Какая бывает промышленность?

Уметь различать продукцию каждой отрасли

Рассказ. Беседа

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Фронтальный опрос. Тест

Формирование аналитико-синтетической деятельности

52

Что такое деньги?

Знать историю возникновения денег

Рассказ. Беседа

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Практическая работа. Кроссворд

Формирование способности выделять сущностные признаки предметов и явлений

IV ЧЕТВЕРТЬ - 16 часов

53

Государственный бюджет

Знать о бюджете, расходах, доходах, налогах

Рассказ. Беседа

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Фронтальный опрос.

Развитие основных логических операций

54-55

Семейный бюджет

Знать о бюджете, расходах, доходах, налогах, его структуре

Учебная дискуссия. Практический метод.

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Практическая работа. Кроссворд

Формирование аналитико-синтетической деятельности

56-57

Экономика и экология

Уметь использовать приобретённые знания и умения для оценки воздействия человека на природу

Учебная дискуссия. Практический метод.

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Устный опрос. Фронтальный опрос. Практическая работа.

Формирование аналитико-синтетической деятельности

58

Обобщение. Чему учит экономика

Систематизирование знаний

Обучающий контроль

Контрольные тетради, индивидуальный раздаточный материал

Самостоятельная работа

Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции

59-60

Золотое кольцо России

Знать о старинных городах, об их достопримечательностях

Беседа

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Устный опрос

Обучение построению учебного высказывания

61

Наши ближайшие соседи*

Знать о государствах - соседях

Рассказ. Беседа

Речь, иллюстрации, приёмы сравнения и сопоставления. Вопросы, понятия

Практическая работа.

Развивать познавательный интерес, кругозор

62

На севере Европы

Знать о северных европейских государствах

Беседа

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Групповая работа

Уметь классифицировать предметы по основным признакам

63

Что такое Бенилюкс?*

Знать о странах Бенилюкса*, экономике этих стран

Беседа

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Фронтальный опрос. Групповая работа

Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции

64

В центре Европы

Уметь показывать на карте изученные страны мира

Упражнение. Демонстрация. Рассказ. Беседа

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Работа с картой мира

Использовать знания и умения для обогащения личного опыта

65

Путешествие по Франции и Великобритании

Знать о крупнейших странах мира

Упражнение. Демонстрация. Рассказ. Беседа

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Работа с картой мира. Групповая работа

Использовать приобретённые знания и умения для обогащения личного опыта

66

На юге Европы

Знать о таких странах, как Греция, Италия

Упражнение. Демонстрация. Рассказ. Беседа

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Работа с картой мира. Групповая работа. Фронтальный опрос

Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции

67

По знаменитым местам мира*

Знать знаменитые места мира

Демонстрация. Рассказ. Беседа

Речь, вопросы, понятия, наглядность

Устные ответы

Развитие основных логических операций

68

Обобщение. Путешествие по городам и странам

Уметь самостоятельно искать дополнительную информацию о нашей планете. Систематизация знаний

Обучающий контроль

Демонстрационный материал, книги. Тетради.

Работа с картой мира. Групповая работа. Фронтальный опрос. Тест

Использовать приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 3 класса

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. шк. М.: Просвещение 2007 3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. шк. М.: Просвещение 2010; 4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2004

3. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2005

4. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005

5. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл. (ч.1,2)

6. Плешаков А.А.,Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 3 классы;

7. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: тетрадь для учащихся 3 класса. - М.: Вита-Пресс, 2010

Дополнительная литература:

* Гайдина, Л. И. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. 1-4 классы / Л. И. Гайдина. - М. : 5 за знания, 2007.

* Корнева Т.А., Шмидт Е.А. Уроки истории в 3 классе: Поурочные разработки. Методическое пособие для учителей начальных классов. -Волгоград: Учитель, 2005, 192 с.

* Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1, 2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

* Ляхов П.Р. Я познаю мир: Детские энциклопедии. - М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 2006. - 560 с.

* Николенко, Е. И. Тесты по природоведению : 1-4 классы / Е. И. Николенко. - М. : Первое сентября, 2002.

*Руднянская Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. - Волгоград: Учитель, 2007. - 69 с.

*Тишурина, О. Н. Животные леса. Растения леса / О. Н. Тишурина. - М. : Дрофа, 2004.

* Уроки экологии в начальной школе : пособие для учителя нач. кл. / авт.-сост. Е. И. Руднянская, Л. Б. Черезова. - М. : Сфера, 2007.


© 2010-2022