Обучение грамоте. Тема: Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. Написание заглавной и строчной буквы у

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 1

Предмет: обучение грамоте

ОС «Школа 2100» Авторская программа: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Обучение грамоте»

УМК:

  • учебник Бунеев Р.Н. «Букварь»: 1 кл: учеб. по обучению грамоте и чтению / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М.: Баласс, 2011;
  • прописи О.В. Пронина: «Мои волшебные пальчики». - Москва: Баласс, 2009;
Учитель Никишева Лидия Ивановна

Тема урока: « Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у.

Написание заглавной и строчной буквы у».

Образовательная цель урока - овладение новым знанием, способом действия.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласной буквой у, развития речи, логического мышления, памяти.

Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

  • познакомить с гласным звуком [у], буквой У, у;

  • обогащать словарный запас детей;

  • развивать интерес к чтению и желание читать;

  • создать условия для развития наблюдательности, фонематического слуха, орфографической зоркости;

  • продолжить воспитание доброты, отзывчивости

формирование умений:

  • выделять звук в слове;

  • находить слова с заданным звуком;

  • различать звуки и буквы: буква как знак звука;

  • овладевать начертаниями письменных букв, слов;

  • формировать навык чтения;

  • анализировать текст;

  • писать предложения.

Оборудование: презентация к уроку, прописи, тетрадь для печатания, букварь.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, смена видов деятельности на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: каждый ученик получает эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности.

Регулятивные УУД: добывает новые знания, находит ответы на вопросы, используя учебник, оценивает результат своей работы.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя, работать в паре.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

Предметные УУД: использовать условное обозначение гласного [у];

читать слова по слогам и орфоэпически; читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.

№ п/п

Ход урока:

УУД

  1. Актуализация знаний.


  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Ребята, вы любите слушать сказки?

- А знаете ли вы сказку о деревянном мальчике с длинным носом?

- Как вы думаете, что у меня в руках?

- Кто написал сказку «Приключения Буратино»? (А. Толстой) (портрет, слайд 2)

- Кто помнит, какие герои, кроме Буратино, есть в сказке?

- А вы помните, что сказал Буратино, когда Папа Карло подарил ему Букварь? (Я буду умненьким) (слайд 2)

- Кто помогал Буратино стать таким? (Мальвина)

- Давайте и мы поможем ему стать умненьким и найти золотой ключик.

- Для чего Буратино нужен Золотой ключик?

- Буратино просит нас помочь ему найти Золотой ключик.

- Поможем?

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

а) фонетическая разминка

- Давайте поможем Буратино узнать буквы (слайд 3)

Буквы теперь он знает, а вот, раскрашивая башмачки у схем - «человечков», Буратино допустил ошибки и этим очень огорчил Мальвину.

- Помогите ему исправить допущенные ошибки. (слайд 4)

- Как вы думаете, умеет читать Буратино?

- А почему? (Он продал букварь и купил билет в кукольный театр за 4 сольдо)

б) чтение слов (слайд 5)

Диктует Мальвина стихи и загадки

Спешит Буратино урок преподать.

Смотри, сколько клякс насажал он в тетрадке,

И что тут написано - не разобрать.

в) игра «Потерявшееся слово» (слайд №6)

г) составление схем (Работа в парах: проверка заданий друг друга)

(1ряд - слон, 2ряд - цветы, 3 ряд - тина)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие новых знаний.


  1. Выделение звука [у].

Игра «Собери слова» (Слайд 7)

Посмотрите внимательно на скопление букв, кто из вас разглядел в них слова?

- Какой звук есть в каждом слове?

утро, паук, куры, улитка

  1. Формулирование темы урока. (слайд 8)

- Кто догадался, какая тема урока? (Гласный звук [у], буква У, у.)

- Сформулируйте цель нашего урока с помощью слов

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С …

УЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ …

УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ …

( познакомиться со звуком [у], и буквой, которая его обозначает;

- учиться отличать звук [у] и букву У, у от других звуков и букв;

- учиться читать и писать слоги и слова с буквами У, у.)

Дайте характеристику [у]. (слайд 9) (Это гласный звук: воздух не встречает во рту преграды, произносится с голосом; может образовывать слог.)

  1. Знакомство с буквами.

- Ребята, а по какому плану мы строим урок изучения новой буквы?

  1. Выделяем новый звук.

  2. Конструируем букву.

  3. Находим её в алфавите и словах.

  4. Составляем схему слова.

  5. Пишем букву.

  6. Читаем слоги, слова и предложения.

- Какой этап уже выполнили?

Подарим букве бантики. Задуем свечку на торте (дыхательное упражнение)

- Что мы подарим букве - имениннице? (слайд 10) . Сравнение письменной и печатной, заглавной и строчной букв.

- Найдите на ленте букву У.

- На что она похожа?

  1. Игра «Моя Вообразилия».
- На что похожа буква У? (На вешалку, сучок...) У - сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У. Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто.

- Подберите слова, в которых слышится звук [у].

(кукла, утюг, сумка, утка и т.д.)

А вот что подарил Мальвине Буратино. (слайд 9)


  1. Составление схемы

Построим звуковую схему слова БУКЕТ в тетрадях для печатания.

- Скажите, что можем ещё узнать по данной схеме?

- Сколько всего звуков?(5)

- Сколько гласных?(2)

- Сколько слогов?(2)

- Сколько согласных? (3)

- Какой звук мягкий.

Разделите на слоги, поставьте ударение. Поставим в схему букву У.







Произнесите. Где находится новый звук?

у ] [ у ]

у

IV. Первичное закрепление

1. Чтение слогов. (слайд 12)

2. Работа с «Букварем» с. 56. - Почему схемы - «человечки» у, а, о, и, ы взялись за руки? (Они дружат. Это буквы гласных звуков.)

- Каким цветом закрасим башмачки у схем - «человечков», обозначающих гласные звуки?

- Что ещё мы знаем о гласных звуках? (Бывают ударными или безударными, образуют слоги)

- Прочтите слоги на с. 56 самостоятельно.

Выборочное чтение.

- Прочтите слоги с новым гласным звуком.

- Прочтите слоги, в которых согласный звук мягкий.

- Прочтите слоги второго столбика.

  1. Физкультминутка.

Буратино подустал,

Из-за парты ловко встал.

Раз - присел, два - привстал,

Головою помотал

И на месте побежал.

Карабаса подразнил,

К новым знаньям поспешил.


V. Включение нового знания в систему знаний и повторение


  1. Работа в Прописи (с. 26) (слайд 13 - 15)

- Ребята, как называется тетрадь, в которой мы учимся писать буквы? (Пропись)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою -

Ручку я вот так держу!

Знакомство с написанием строчной и заглавной буквы у, У

а) Анализ и запись строчной буквы у.

- Из каких элементов состоит?

- У какой буквы, уже вам известной, первый элемент тот же, что и первый элемент буквы у?

- Посмотрите, как мы будем писать линию с петлёй. б) Анализ и запись заглавной буквы У. (слайд 16 -17)

- Когда нам понадобится заглавная У? - Посмотрите на заглавную букву У. - В какой букве уже писали элемент, похожий на первый элемент буквы У? (В букве И.) - В чём отличие этих элементов? Учитель показывает на доске с пояснением: - Начинаю писать элемент, как и у буквы И. Закругляю вправо, веду вверх, довожу до высоты первого элемента, начинаю писать второй элемент: наклонную с плавным нижним закруглением влево. - Напишите пальцем букву на ладошке. - Какие слова пишутся с заглавной буквы У?

в) Запись элемента на первой строчке.

г) Показ написания буквы учителем.

- Возьмите зелёную ручку для письма.

Утёс, скала, умный, утро, вечер.

- Сколько букв вы обвели? (3)

- Почему? Ведь слов было больше?

- Какие слова противоположные по смыслу вы запомнили? (утренний - вечерний) д) Письмо соединений с заглавной буквой У.

- Чему научились сейчас?

- Что можно делать дальше?

  1. Работа в «Букваре» с. 56 (слайд 18)

Чтение слов. Работа над лексическим значением, над многозначностью слов.

- Прочитайте 1-й столбик самостоятельно.

- Назовите слова, значения которых вы не знаете? - Как мы можем узнать значение незнакомого слова? (источники: интернет. взрослых, в словаре)

- Прочитайте слово, обозначающее «меховые сапоги» (УНТЫ)

- Прочитайте слова 2-го столбика.

- Подберите к слову ПУРГА близкое по значению слово. (МЕТЕЛЬ) (сильная вьюга, снежная буря)

- Прочтем слова 3-го столбика.

- Что означает слово КАРАУЛ? (слайд 19)

1. Крик о помощи.

2. Солдат, стоящий на посту.

- Прочитайте слово, обозначающее коллектив актёров.

ТРУППА - коллектив актёров театра, цирка.

- Чем интересно написание этого слова? (Есть удвоенная буква согласного звука.)

Подчеркните две буквы п. Подберите к слову пурга слово близкое по значению. (Метель.) - Какое слово имеет несколько значений? (Порка.)

- Значение, какого слова вы не знаете? (туника, путина)
ТУНИКА - длинная рубаха у мужчин и женщин. Костюм танцовщицы. ПУТИНА - время, в течение которого производится лов рыбы. - В каком слове нет буквы У? Отметьте в этом слове все гласные звуки красными точками. - Почему слово Украина написано с большой буквы?

- Что мы читали? (Слоги и слова)

3. Работа в Прописи. 1) Написание слогов. - Прочитайте слова в прописи. - Какая буква есть в каждом слове? - Прочитайте только те слоги, в которых есть буква У. Ку, тут, пу, у, кну, у, у, ру. - Отметьте звук [у] красной точкой. - Какое соединение использовано для письма? - Есть ли слог, который равен слову? (Тут, кнут.) - А про что можно сказать тут? - Обведите в словах только слоги с буквой У (согласный - синий, гласный - красный).

  1. Работа в «Букваре».

Чтение предложений на с. 56 «Букваря». - Сколько предложений написано? (3.) - О ком рассказывает первое предложение? Второе? Третье? - Какое первое слово в каждом предложении? Подчеркните его. - С какой буквы начинается любое предложение? (С заглавной.) - Сколько слов в первом предложении? - Назовите первое, второе, третье, четвертое слова. - Какое слово равно одной букве? - Составим схему этого предложения. - В каком предложении два слова написаны с заглавной буквы? Почему? - Какие предложения начинаются со слова У? - В каком предложении меньше всего слов? Больше всего слов? - С чем сейчас работали? (С предложением.)
  1. Физкультминутка.

Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл, Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. 6. «Букварь». Работа с текстом (с. 56). а) Чтение текста. - Прочитайте три последних предложения про себя. - Связаны ли они между собой по смыслу? - Как можно назвать предложения, связанные между собой по смыслу? (Текст.) - О чём этот текст? (У взрослых людей и животных когти и ногти, а у детей и детёнышей - коготки и ноготки.) - Чего не хватает нашему тексту? (Названия.) - Давайте прочитаем текст ещё раз и придумаем название. («Про коготки и ноготки».) - Назовите всех героев, которые упоминаются в тексте. (Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.) - Почему в некоторых словах поставили ударение? (Они длинные, состоят из трёх слогов.) - Прочитайте только первое слово каждого предложения. Выделите его уголком. - Сколько точек понадобилось для этого текста? Подчеркните точки двумя чертами. - А какой ещё знак использовали для составления текста? О чём напоминает этот знак? - Прочитайте предложение с этим знаком. - В каком предложении есть две части? (В первом и втором.) - В каких словах текста ударение падает на первый слог? Подчеркните ударный слог у этих слов. - Какие слова в тексте написаны с большой буквы? Выделите первую букву этих слов уголком. - Назовите ещё раз всех героев, которые упоминаются в тексте. (Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.) - Какое из этих слов можно заменить словами он, она, они?

- Что мы сейчас прочитали все вместе?

- Теперь все ребята в классе умеют прочитать текст. б) Чтение рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой». (Текст читает учитель) - Как называется рассказ? - Как вы думаете, почему его так прозвали? Кто это Тюпа? - Рассмотрите иллюстрацию. Что он собирается сделать? - А он большой или маленький? Почему? - Прочитайте, кто автор рассказа. - Евгений Чарушин не только сочинял для детей рассказы, но и сам рисовал к ним иллюстрации. Редко бывает, чтобы писатель сам иллюстрировал свои книги. в) Работа с текстом во время чтения. Чтение текста учителем с комментированием, учитель показывает, как вести диалог с автором. - Почему Тюпу прозвали Тюпой? г) Выявление первичного восприятия. - Ловкач - это кто? А неуклюжий? Как такое может быть? - Тюпа смешной? - За что он получил свою кличку? - Повторите, какие звуки произносит котёнок. - А обычно котята такие звуки издают? А какие звуки? г) Работа с текстом после чтения. -Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию. - К какой части текста она относится? - А может быть, ко всему тексту? - Совпадают ли взгляды художника и автора на описание Тюпы? - А если бы иллюстрации не было, понятно ли из текста, что автор рассказывает про котёнка? - Какая подсказка есть в тексте? (Близко-близко подполз, коготки выпустил да как прыгнет - прыг!) - У кого из вас дома есть котёнок? - Как его зовут? - Что можете о нём рассказать?

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (слайд 20)

а) Учебная рефлексия

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

-- Дайте характеристику звуку, который она обозначает. - Вспомним, какие цели ставили вначале урока. - Достигли ли мы этих целей? - Что узнали о звуке? - Как читаются согласные перед у? Похлопайте в ладоши, кто доволен своей работой? - Значения каких новых слов узнали?

Сегодня на уроке:

  1. Я узнал…

  2. Я научился …

3. Мне было интересно…

4. Я испытывал трудности …

5. Для меня было открытием, что … б) Эмоциональная рефлексия - Кому за работу скажем: «Спасибо»?

- Как вы думаете, нам удалось помочь Буратино стать умным?

Хлопните раз.

- Ему было всё понятно?

Хлопните два.

- А кто кроме нас с вами ему помогал?

Давайте поблагодарим за это Мальвину. (слайд 21)

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно называли звуки и давали им характеристику.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно выделяли звуки и подбирали слова.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

1. Работа в прописи

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слоги и буквы.

2. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно читали слоги, слова и предложения.

* Отметить учеников, которые отвечали на вопросы по тексту.


© 2010-2022