- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 2 кл - Школа 2100
Рабочая программа по окружающему миру 2 кл - Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Саратовская Л.А. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2009)., требований Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту ОС «Школа 2100»
Общая характеристика учебного предмета Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях российского общества. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет учащимся широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками:«Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни»
Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» выделяется во 2 классе по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели). Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в объеме 68 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно, ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур3(см. Примечание).
Содержание учебного предмета Введение. Общие слова - понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ. Земля и солнце. Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов. Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос. Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели. Вселенная или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна - спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха. Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость. Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом. Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца - причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей. Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето». Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды. Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта. План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки. Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий. Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой. Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Формы земной поверхности. Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро. Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли. Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы. Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной). Земля - наш общий дом. Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви - «мусорщики». «Едоки» и «мусорщики» дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ. Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору. Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга. Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга. Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре. Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре. Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах. Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение. Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия. Части света. Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран. Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина. Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей. Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом. Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой для выводка. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике? Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края. Наша маленькая планета Земля. Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу. Повторение пройденного материала. Часы по усмотрению учителя. В рамках базисного плана стандарта материал по ОБЖ включен в другие предметы, в частности в «Окружающий мир» (в основном). Поскольку он входит в минимум содержания, то автоматически он изучается в рамках самого предмета «Окружающий мир». Тем не менее постоянно в различных регионах предпринимаются местные попытки выделить содержание ОБЖ отдельно и заставить учителей сделать двойное планирование. С точки зрения Федерального центра, это не требуется, но регион имеет право на самостоятельность. В результате, например, в новых методических рекомендациях для дошкольников мы сделали двойное тематическое планирование: по ОМ и ОБЖ4(см. Примечание). В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе развития ребенка: более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире. Во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры. Во-вторых, обеспечит успешность социализации учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь. В-третьих, интеграция позволит также успешнее решать задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования. В-четвертых, позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения. Это определило цель обучения - помочь младшему школьнику осознать целостную картину мира и формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру. На основании требований Государственного образовательного стандарта и с учетом требований ФГОС НОО и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального, о человеке и его месте в природе и в обществе; овладение умениями наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение компетенций - коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенции личностного саморазвития. Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми. Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных навыков, умений и способов деятельности; возможность осуществить межпредметные связи. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития естественнонаучных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к нравственным ценностям, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Предмет «Окружающий мир», как часть системы начального образования, призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального - в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по «Окружающему миру» отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности. Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира - планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями. Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей. Развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной формах. В зоне внимания также находится анализ научного текста, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ текстов. Не нужно формально подходить к процессу запоминания научной информации, которая представлена в Обязательном минимуме. Важно, чтобы ученик мог определить главную мысль научного текста, выразить в связной речи научную информацию, раскрыть свое понимание понятия или термина. Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п. Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума - умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.). Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержания специального раздела стандарта «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Содержание курса «Окружающий мир» обеспечивает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2 класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»). Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков). Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений. 1-я линия развития - уметь объяснять мир: объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ; объяснять влияние притяжения Земли; связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; наблюдать за погодой и описывать её; уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; называть основные природные зоны и их особенности; 2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе; уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Практические работы
Контрольные работы
Проверочные работы
Вид контроля
Введение
4
- практическая работа по определению свойств веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии;
1
Земля и Солнце
17
- определение времени по Солнцу;
- определение сторон горизонта по компасу;
Практическая работа с глобусом
- опыт с исчезновением за «линию горизонта» удаляющихся предметов;
- прочитать текст и дописать недостающие фразы;
- опыт, показывающий закон всемирного тяготения;
- раскрашивание рисунков, определение времени года по длине тени;
- по рисунку определить время суток;
- практическая работа, показывающая разрушительную деятельность воды;
-деление слов на группы;
-нахождение правила среди предложений;
-составление режима дня;
-составление рассказа по рисункам;
-практическая работа с теллурием;
-найди и подчеркни правильный ответ;
-реши кроссворд;
-раскрашивание рисунка;
-сделай подписи под рисунком;
- определение температуры с помощью термометра;
-закончить схем аттическое изображение глобуса;
- составь прогноз погоды на завтра;
-заполни таблицу;
Проверочная работа № 1
Проверочная работа № 2
Контрольная работа № 1
Проверочная работа № 3
Проверочная работа № 4
Контрольная работа № 2
Тематический
Тематический
Тематический
Тематический
Тематический
Тематический
2
Глобус и карта
8
-соедини линией предметы с их изображением на столе;
-составь план своего стола;
-практическая работа с картой;
-реши кроссворд;
- соедини стрелками отдельные участки географической карты с их местом на карте; определи из какого они полушария;
- сравни рисунки и подпиши их условные обозначения на карте;
-раскрась схематическую контурную карту;
-вылепи из пластилина участок сказочной страны с горами и равнинами, рекой и озером, составь его карту;
Проверочная работа № 5
Проверочная работа № 6
Проверочная работа № 7
Проверочная работа № 8
Контрольная работа № 3
Тематический
Тематический
Тематический
3
Формы земной поверхности
8
- подпиши рисунки;
-раскрась схематическую контурную карту;
-выбери и подчеркни правильный ответ;
- вставь в текст нужные слова;
-подпиши времена года;
-вырежи детали из картона и склей макет местности;
-покажи на карте полушарий названия важнейших рек мира;
-раскрась рисунок, покажи с помощью стрелок круговорот воды в природе;
- рассмотри схему, подпиши названия озер (проточное, бессточное);
- опыт, показывающий испарение воды;
-реши кроссворд;
- выбери слова, необходимые для рассказа;
-впиши в таблицу названия крупных рек разных частей света, используя карту полушарий;
-подчеркни предметы и явления, которые можно встретить на равнинах;
-допиши фразы в текст;
На схематической контурной карте покажи, где построишь город, где распашешь поле, расположишь пляж. Условные обозначения придумай сам;
-покажи стрелкой действие подземных сил, сил выветривания;
-с помощью карты полушарий соедини названия рек с названиями гор, в которых расположены их истоки;
-выбери одну из частей света, найди ее в атласе, на карте найди и перечисли все острова и полуострова, напиши, где они расположены;
-раскрась схематическую карту, придумай названия всех островов и полуостровов;
-обозначь на схеме передвижение воды синей стрелкой, а солей - черной, раскрась рисунок;
-распутай схему и подчеркни те вещи и продукты питания, которые человек получает из морей и океанов;
Тематический
Тематический
4
Земля - наш общий дом
11
-подпиши местообитания растений и животных;
-разгадай зашифрованные слова;
-вспомни, что необходимо растениям для жизни, и впиши в клеточки на рисунке;
-покажи стрелками, как передаются вещества в экосистеме;
-обведи на рисунке настоящие экосистемы в рамочку;
-реши кроссворд;
-вставь в текст пропущенные слова;
-вычеркни из списка те места, где природа сильно изменена человеком;
- по карте при родных зон определи, в каком поясе находятся известные тебе природные зоны, и напиши, какой там климат;
-покажи на схеме стрелками, как передаются органические вещества в тундровой экосистеме;
-нарисуй, как выглядит кленовая веточка в разные времена года4
-определи время года на рисунке по углу падения лучей и их количеству;
-подпиши, что общего у деревьев каждого ряда;
-прочитай текст, найди и подчеркни в нем самые важные строчки;
-выбери и обведи особенности климата лесной зоны;
-соедини рисунки с прямоугольниками, покажи, как растения приспособлены к смене сезонов, к жизни в лесу;
- составь рассказ об одном из известных тебе животных лесной зоны;
-сравни растения пустыни и степи, сделай вывод, чем они отличаются;
-восстанови пищевые цепи в степной экосистеме;
-найди на картах природных зон и выпиши крупных степных животных;
- найди на карте природных зон пустыни Африки, подпиши ее название;
-выпиши с карты природных зон, каких еще зверей и птиц можно встретить в саваннах;
-рассмотри схематическую карту, подпиши на склонах, какой из них самый теплый, холодный, сухой и влажный;
-покажи стрелками, где живут эти звери и птицы;
-нарисуй, как ты себе представляешь землетрясение;
-нарисуй, как ты себе представляешь другие природные катастрофы;
- правильно придумай и расставь значки на рисунке;
Проверочная работа № 9
Проверочная работа № 10
Тематический
Тематический
5
Части света
9
-определи по рисунку и напиши, в каких природных зонах живут эти народности;
-подпиши, в каких условиях разводят скот эти народы;
-подчеркни, где удобнее распихивать поля;
-напиши, где что выращивают;
-размести на плане новые объекты;
-составь рассказ о своей стране;
-раскрась рисунок;
- нарисуй на контурной карте маршрут двух тучек;
- проведи исследование, узнай , в какой стране произведен тот или иной продукт питания;
-используя физическую карту Евразии, карту природных зон Евразии, политическую карту Европы соверши путешествие в любую страну, изобрази на рисунке пейзаж этой страны;
- работа в паре с соседом: один называет горы, другой страну, в которой находятся эти горы;
-игра с соседом по парте: один директор туристической фирмы, другой - турист;
-найди родину этих автомобилей на политической карте;
-с помощью карты природных зон Евразии заполни таблицу и напиши о природе лесной зоны Сибири;
-заполни таблицу и напиши о природе Аравийского полуострова;
-раскрась предметы;
-проведи морские маршруты к портам России из стран, которые производят товары из списка;
-заполни таблицу и напиши и природе побережья Северного Ледовитого океана;
-реши кроссворд;
-используя физическую карту, назови моря, которые названы в честь смелых мореплавателей, где они расположены?
-соедини высказывания с изображениями ребят;
-напиши рассказ о природных условиях пустыни, используя слова и выражения из лабиринта;
-обведи географические названия, которые можно встретить на карте Африки, допиши, что они обозначают;
-нарисуй план зоопарки с загонами для животных;
- используя карты природных зон, впиши в таблицу названия животных, которые будут жить в зоопарке, и определи, на каких материках они обитают;
-выполни задание, пользуясь физической картой Африки;
-обведи животных, обитающих как в России, так и в Канаде;
-дополни рассказ, вставив нужные слова;
-пройди лабиринт, допиши предложения о при родных условиях в районе реки амазонки;
-выполни задания и впиши ответы в рамки;
-обведи обитателей Австралии;
-напиши, какая природная зона занимает всю центральную и западную часть Австралии;
- сравни Африку и Австралию, впиши нужные слова. Чтобы получился рассказ;
-подпиши, на каком рисунке изображено лето в Антарктиде, а на каком зима;
- раскрась рисунки, определи по карте природных зон, какие животные здесь обитают;
-определи , какие природные ископаемые добывают люди из подземных кладовых на территории России;
-найди на карте важные названия рек, озер, равнин, гор, островов, полуостровов, морей России;
-напиши рассказ о природе своей местности;
-раскрась рисунки тех вещей, которые производят на фабриках и заводах в вашей местности;
- раскрась рисунки тех культурных растений, которые растут на полях и садах в вашей местности;
-напиши, чтобы ты показал в своем родном городе друзьям из другой страны;
-помоги найти на рисунке опасные для человека ситуации;
-напиши правила поведения на пляже;
Проверочная работа № 11
Проверочная работа № 12
Проверочная работа № 13
Контрольная работа № 4
Тематический
Тематический
Тематический
Тематический
7
Наша маленькая планета Земля
6
-раскрась рисунок; поставь «-« там, где человек ведет себя неправильно;
-сформулируй правила бережного отношения к природе;
-проверь себя, определи, какие из этих высказываний верные, а какие нет;
-заполни таблицу;
-соедини явления стрелками от причины к следствию;
-сделай опыт;
-реши кроссворд;
-нанеси на карту географические названия России;
Повторение пройденного материала
5
Контрольная работа №5
Итоговая комплексная работа
итоговый
итоговый
Итого
68
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
-
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С
Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2010. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
-
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; Школьный дом, 2010. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
-
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс, Школьный дом, 2010. - 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках Окружающего мира относятся:
- видеомагнитофон, телевизор;
- компьютер, мультимедийный проектор
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
-
натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
-
гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
-
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
-
изобразительные наглядные пособия - таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
-
географические и исторические карты;
-
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».
Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
№
п/п
Дата
Кол-во часов
Тема урока
Вид деятельности
план
факт
1
02.09
1
Как мы будем учиться
Познакомиться с тем, как ученики будут учиться
2
03.09
1
Общие слова- понятия
Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) .
Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства .
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы .
Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности /
Приводить примеры явлений природы
3
08.09
1
Из чего состоят все предметы
4
09.09
1
Из чего состоят все предметы.
Проверочная работа
Приводить примеры веществ, описывать их .
Называть особенности различных состояний веществ .
5
15.09
1
Природные часы. Календарь и компас.
Самостоятельно и в группах проводитьнаблюдения явлений природы .
Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли .
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии .
Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений .
6
16.09
1
Природные часы. Календарь и компас
7
22.09
1
Земля имеет форму шара
8
23.09
1
Глобус - модель земли
9
29.09
1
Повторение и проверочная работа
10
30.09
1
Административная контрольная работа( на входе).
11
06.10
1
Земля в космосе.
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления .
Сравнивать и различать день и ночь, времена года.
Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года.
Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях.
12
07.10
1
Притяжение земли.
13
13.10
1
Смена дня и ночи.
14
14.10
1
Смена дня и ночи.
Проверочная работа.
15
20.10
1
Смена времён года.
Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния .
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.
Сравнивать погоду и климат.
Характеризовать круговорот воды в природе .
16
21.10
1
Смена времён года.
17
27.10
1
Где на Земле теплее.
18
28.10
1
Погода и климат.
19
10.11
1
Погода и климат.
20
11.11
1
Обобщение по разделу. Проверочная работа.
21
17.11
1
Контрольная работа.
22
18.11
1
План и карта.
Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки.
Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков.
Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков .
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия.
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина .
23
24.11
1
План и карта.
24
25.11
1
Глобус и карта.
25
01.12
1
Повторение и проверочная работа.
26
02.12
1
Что изображают на карте.
27
08.12
1
Что изображают на карте.
28
09.12
1
Материки и океаны.
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.
Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.
Определять направления течения рек по карте и глобусу.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.
29
15.12
1
Повторение и проверочная работа.
30
16.12
1
Реки.
31
22.12
1
Озера
32
23.12
1
Равнины.
33
29.12
1
Горы.
34
12.01
1
Повторение и проверочная работа.
35
13.01
1
Моря и острова.
36
19.01
1
Проверочная работа.
37
20.01
1
Учимся решать жизненные задачи.
Контрольная работа.
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни
38
26.01
1
Экологические системы.
Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах)
39
27.01
1
Экологические системы.
40
02.02
1
Природная зональность.
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон .
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения .
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон .
Находить на карте изученные природные зоны.
41
03.02
1
Природные зоны холодного пояса.
42
09.02
1
Леса умеренного пояса
43
10.02
1
Засушливые зоны умеренного пояса.
44
16.02
1
Путешествие в тёплые края. Самостоятельная подготовка докладов
45
17.02
1
Путешествие в тёплые края.
46
24.02
1
Путешествие в тёплые края.
47
01.03
1
Горные экосистемы.
48
02.03
1
Повторение и проверочная работа.
49
09.03
1
Люди, города и страны.
Обсуждать особенности 2-3 стран мира.
Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств .
50
15.03
1
Люди, города и страны.
Проверочная работа.
51
16.03
1
Контрольная работа.
52
22.03
1
Путешествие тучки по Европе.
53
23.03
1
Путешествие тучки по Европе.
54
05.04
1
Азия.
55
06.04
1
Путешествие в дальние страны (сообщения школьников).
56
12.04
1
Путешествие в дальние страны (сообщения школьников).
57
13.04
1
Путешествие в дальние страны (сообщения школьников).
Проверочная работа.
58
19.04
1
Россия - наша Родина.
Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу .
Находить на карте России родной регион.
59
20.04
1
Россия - наша Родина.
Проверочная работа.
60
26.04
1
Экскурсия .
Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы».
61
27.04
1
Экскурсия. «Формы земной поверхности».
62
03.05
1
Наша маленькая планета Земля.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.
63
04.05
1
Наша маленькая планета Земля.
Проверочная работа.
64
10.05
1
Урок повторения Земля и солнце.
65
11.05
1
Урок повторения
Глобус и карта.
66
17.05
1
Урок повторения
Части света.
67
18.05
1
Учимся решать жизненные задачи.
68
24.05
1
Административная контрольная работа (на выходе).